ВСТУПЛЕНИЕ СВЕТЛАНЫ САВИЦКОЙ В СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ

Мечтою о вступлении в союз писателей СССР Светлана заразилась от своего отца. Василий Тишков, как я его помню, всегда был похож на настоящего писателя. Он выступал у нас в школе, классе в пятом или шестом. И на доске нарисовал схему: ученик-учитель-рабочий-министр… и т.д. И задал провокационный вопрос – кому легче, а кому труднее жить? Нам так было весело, что оказывается, труднее ученику, потому что он работает в три смены! Учится в школе, потом учится дома. А потом еще помогает маме.

Светлана такою в школе и была. Она успевала. Я не успевала. С первого класса, сделав уроки и помыв посуду, она подымалась ко мне с четвертого этажа на шестой, и вызволяла меня из дома. Я тогда ходила в художественную школу. Светлане нравились мои рисунки. Очень нравились. Да и одной гулять ей не хотелось, поскольку, на моё счастье, Светка была существом коллективным и до глуповатости добрым. И я этим, откровенно скажу, пользовалась. Да и в подъезде все девчонки этим пользовались. У нее можно было выпросить что угодно. Причем, она отдавала последние игрушки с радостью. Так вот, пока я рисовала, она быстро своим кривым почерком, подделываясь под мой красивый почерк(это у нее хорошо получалось!) писала за меня сочинения, решала примеры и читала вслух какую-нибудь географию или биологию и спрашивала ответ. Потом она быстро и достаточно аккуратно мыла у меня пол в коридоре и комнате. И мы шли гулять. Иначе моя строгая мать меня бы не выпустила.

А, если мы шли к ней, ее папа писатель рассказывал нам всякие смешные вещи.

Однажды, это было уже в классе третьем или четвертом, у нас был КВН. И никто не хотел писать стихи для газеты. Тогда я сказала:

— Свет! Ты должна написать стихи!

— Но я не умею! – пожала она плечами.

— Остальные еще больше не умеют! А у тебя папа писатель!

Этот аргумент подействовал. И Светка начала писать стихи. Наша команда, понятное дело, выиграла. А Светка стихи писать не перестала. Теперь ее дергали во всякий след. И она не могла отказать, потому как никогда не отказывала, если ее о чем-то просили. И мы опять все дружно этим пользовались.

Так она стала главным редактором школьной газеты. Занимала первые места на конкурсах чтецов. Но я думаю до сих пор, что она стала писателем только потому, что я ее тогда попросила об этом.

Я уже говорила, что папа ее был писателем. Он был просто писателем. И никто не знал его имя. Ну, подумаешь, какой-то там Василий Тишков… Да, к ним часто приезжали какие-то звезды. Василий Шукшин. И Слав Карославов из Болгарии. И Александр Димитров из Киева. И Бао с Тяо из Вьетнама. Но, как я точно знаю, в Союз писателей СССР ее папа долго не мог вступить. Но однажды настал его звездный час. На киностудии Довженко вышел его фильм «Вы Петьку не видели?» И мы всем классом поехали на премьеру этого фильма на Арбат в самый суперсовременный по тем временам кинотеатр. Василий Петрович очень переживал. Ведь самые смешные моменты из фильма вырезали, чтобы сократить бюджет. А, когда вышло все равно смешно, его назвали комедией. Тишков сидел рядом со мною, закрыв лицо руками. А нам фильм очень понравился. Зал встал и захлопал. И мы громче всех. Это впечатление детства до сих пор рождает во мне какую-то тихую гордость.

Светка рассказывала на следующий день, что отец принес толстую пачку денег, подкинул ее к потолку, и десятки разлетелись. А они с сестрой и мамой их собирали.

— А мне почему не принесла? – обиделась я.

— Мама их сразу собрала… но, — подумав, добавила Светка, — если он еще раз принесет гонорар, и подбросит его к потолку, я обязательно для тебя схороню одну бумажку!

— А для меня? – спросила Танька Глинская с третьего этажа.

— И для тебя!

— А для нас? — наперебой стали просить девчонки Светка Клочкова с первого этажа, Маринка Еремеева с пятого и Маринка Гусева с девятого.

— И для вас, конечно тоже, — заверила нас всех подруга.

Я даже не думала, что однажды она выполнит обещание.

Печатать в газетах ее начали уже после того, как я ушла из школы в кондитерское училище. Ее печатали много. Ее первый гонорар за стихотворение «Письмо друзьям» мы потратили вместе. Ей заплатили 14 рублей 50 копеек. Мы поехали в Детский мир. Ведь тогда только там можно было купить колготки. Она купила четыре пары. Мне, себе и матери с сестренкой. А брату и отцу — книги. Там мы ели с ней на ее первый гонорар самое вкусное на свете мороженное, которое делали тогда только в Детском мире. Остальные гонорары она просто отдавала родителям. Они жили достаточно скромно.

Все пророчили ей великое будущее. Все-все. Но вот в Литературный институт ее не взяли. Приезжал какой- то дядька. Объяснил, что талант есть, но опыта маловато. Да и взятка бы не помешала. Взятки не оказалось. Семья их еле сводила концы с концами. Да еще брат у Светланы родился. Вы Петьку не видели? А мы видели.

Светка теперь нянчила Петьку и ей было не до меня. Мы гуляли теперь редко. Иногда я рассказывала об училище, как там хорошо и вкусно и легко мне после школы.

Светка читала мне свои стихи и пела свои песни. Светка пела высоко. И классно играла на гитаре. Мальчишки липли к ее лестничной клетке, как мухи.

Подходило время экзаменов в институты. Светка Тишкова метнулась в МГИМО. Не прошла по здоровью. Пришла ко мне у в слезах.

— Ну и иди чтоб год не терять в Кондитерское. Хоть готовить научишься! – предложила я.

Светка так и сделала. Она закончила мое кондитерское училище с номером 185, которое раньше находилось на 13 Парковой улице.

Печататься она перестала, углубившись с головой в учебу. Она училась без одной текущей четверки. Но папа ей говорил:

— Ты будешь писать! У тебя есть талант!

— Вот еще, — выгибалась Светка. — Чтобы я сидела в дыму и пила чай до изнеможения? Да никогда в жизни!

Нот вот эта вот самая писательская «гордость великороссов», вдолбленная в нее отцом уже не могла выветриться.

Даже когда курсант Савицкий предложил ей стать его женой, она заявила, что не будет менять фамилию на польскую. И я быстро выбила эту ее блажь из головы.

— Ты будешь Тишкова, он Савицким, а дети?

Перед самой свадьбой Светка сдалась. И стала Светланой Савицкой.

Это случилось 7 мая 1982 года. А с 19 августа я уже барабанила к ней в дверь с воплями:

— Светка! Это ты что ли в космос полетела?

 Космонавт Светлана Савицкая по 27 августа находилась на орбитальной станции, а здесь на земле плакала от досады ее полная тезка, за то что так не вовремя сменила фамилию. Теперь только не ленивый не называл ее космонавтом, доводя Светку до красных пятен и чесотки.

Потом она придумала отмазу:

— Вот если бы мой папа был адмиралом авиации, я была бы космонавтом, а так как мой папа писатель, то я сказочница.

Свою первую сказку она прислала мне в письме из Забайкалья через пару месяцев. Она называлась «Снежные воробьи».

Много потом было сказок. Много утекло.

Ее папа вступил в Союз писателей уже после развала СССР, насколько мне известно. А Светлана, помотавшись по стране со своим выводком детишек за мужем офицером вновь вернулась в Москву. Она привезла роман, надеясь на зеленую улицу. НО ждали ее лишь красные светофоры.

И вопреки всем ложным связям, она выдралась таки из быта. Об этом будет отдельная глава.

А теперь шел самый сложный год ее жизни. Уйдя против воли директора из социально-делового центра, выдержав очень жесткий прессинг, чтобы не потерять собственное достоинство, она сновам пришла ко мне в слезах.

— Ну что? Приняли в союз писателей?

— Нет, — ответила она.

— Почему?

— Они сказали, что космонавтов им только не хватает, и так катаются как сыр в масле, в писатели им захотелось!

— Так и сказали?

— Угу! По телефону.

— По телефону не считается. Они лицо твое должны увидеть. И убедиться, что ты не та Савицкая, которая себя за тебя принимает…

Светка послушалась. И вот мы уже у нее на даче, кушаем шашлыки ее приготовления. Кстати, правление проголосовало за ее сказки единогласно. Кандидатура Светланы Савицкой, согласно уставу Союза писателей России, была рассмотрена  на Правлении. Было представлено три изданных книги данного автора: повесть «Изабелла», сборник сказок «Лучезарное существо» и сборник сказок «Моя Атлантида». Рекомендации для вступления были представлены Александром Трофимовым, Сергеем Красиковым и Ириной Ракшой. Правление проголосовало единогласно. Светлана Савицкая прошла в Союз писателей России (МГО) по прозе.

А домой принесла трофей от Трофимова. На клочке сигаретной пачки с надписью «Пегас» его автограф. И еще несколько строчек, которые включила в свою книгу сказок предисловием: ««СКАЗОЧНИКИ  — ЭТО ЗВЕЗДЫ, ПРЕВРАТИВШИЕСЯ В ЛЮДЕЙ, а звезды могут выбрать место, где им родиться, потому что они могут превратиться в человека только раз в жизни… Светлана – художник, чьи прекрасные деревья и сказки живут в своем прекрасном чудном мире, разрешая лучшим из людей понимать свои мысли. Этот ДАР дан небесами, а они никогда не объяснят людям, для чего они делают так, а не иначе, почему одному ребенку с лучезарными глазами они подарили столько талантов, которых, если бы разделить, хватило бы на всю страну».                                      

Маргарита Шанто (Марина Яник)

Глава из книги «АНГЕЛ ПО ИМЕНИ СВЕТЛАНА» 2000г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.