ТАЙНА КУЗНЕЦОВСКОГО ФАРФОРА
Мы в Ликино-Дулево, известном на всю Россию заводе, где изготавливают фарфоровую и фаянсовую посуду, статуэтки, предметы быта. На его территории расположилось как бы предприятие в предприятии, относящееся отчасти к народным промыслам.
Прошло ли время Кузнецовского фарфора, или оно только еще наступает? С этим вопросом мы обратились к директору предприятия «Кузнецовский фарфор» Юрию Владимировичу Яснецову. И услышали интересный подробный рассказ.
Истоки ЗАО «Товарищество Кузнецовский фарфор» восходят к традициям крупнейшего до революции объединения «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова».
Родоначальник династии Кузнецовых Яков Васильевич в 1810 году завел в Новохаритонове, что во Гжели, фарфоровый завод. Ставший во главе дела сын Терентий Яковлевич, задумав поставить самый большой завод по выпуску фарфора в России, купил у господ Сарычевых пустошь близ местечка Дулёво, где и основал в 1832 году Дулёвский фарфоровый завод. Затем завод перешел в руки сына – Сидора Терентьевича Кузнецова.
Наибольший расцвет и мировую известность предприятие получило под руководством внука – Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1917). Первый опыт управления он получил на Рижской фабрике, куда в 15-летнем возрасте был отправлен отцом на стажировку.
В 1889 году учреждается «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в г. Москве. При покровительстве и поддержке великих князей дома Романовых и губернатора Московской губернии «Товарищество» М.С. Кузнецова приобрело мировую известность и славу. В 1903 году в «Товарищество» входили предприятия с производством фарфора, фаянса, полуфаянса, майолики и строительных материалов, расположенные в разных концах России. В их числе заводы: Дулевский, Рижский (основан в 1843 году), в селе Кузнецове Тверской губернии (приобретен у Ауэрбаха в 1870 году), в селе Буды Харьковской губернии (основан в 1887 году), в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии (приобретен у Гарднера в 1891 году), в Славянске Черниговской губернии (основан в 1892 году), в деревне Песочное Ярославской губернии (приобретен в 1894 году), в селе Песочня Калужской губернии (с 1898 года арендуется у Мальцева, а в 1910 году приобретается в собственность).
Кроме г. Москвы, основного рынка сбыта, «Товарищество М.С. Кузнецова» имело постоянные торговые представительства в Петербурге, Харькове, Ростове-на-Дону, Одессе, Киеве, Варшаве, Тюмени, Нижнем Новгороде, Ирбите, Вологде, Ярославле, Симбирске, Пскове.
В 1900 году на всех предприятиях «Товарищества» было выпущено посуды, ваз, фигур и других изделий на 7249 тысяч рублей, что составляло около двух третей всего производства фарфора и фаянса в России.
Ассортимент, выпускавшийся на предприятиях, насчитывал более 1700 наименований различных форм из фарфора и фаянса. Выпускались чайная и столовая посуда, майоликовые и терракотовые украшения для отделки интерьеров, фасадов, церквей, майоликовые печи и камины, фарфоровые изделия для санузлов, терракотовые фигуры и вазы. Исполнялись заказы патриархии, губернаторов Москвы и других губерний. «Товарищество» было постоянным и неизменным поставщиком Двора Его Императорского Величества.
Покупателям предлагались чашки различных фасонов – «дулькой», «желудем», «жбаном», «бадейкой», чайные и столовые сервизы «рококо», «парижская грань», «китайский», «севрский простой» и «севрский с листочками». Покупателям предлагали трактирные чайники «доливные» и «заварные», сахарницы «княжеские», «манжетные», «дыней», «яблоком», «японская на пяти ножках», сливочники «погребцом», «харьковские», «английские», «рафаэль», различных фасонов лотки, тарелки, сухарницы, фруктовницы, салатники, соусники, судки, солонки, пепельницы, бокалы.
На Тверской фабрике «Товарищества» вырабатывались церковные фаянсово-эмалевые иконостасы, киоты и подсвечники. Они отличались прочностью, красотой и изяществом, были глазурованы, раскрашены и позолочены, обжигались при очень высокой температуре (1200 градусов).
Кузнецовские заводы по своему техническому оснащению и качеству выпускаемой продукции справедливо считались одними из лучших в Европе. Белизна и просвечиваемость черепка обеспечивались применением высокосортного сырья, хорошей обработкой массы и длительным, до одного года, вылеживанием ее в подвалах массозаготовительных цехов, немаловажное значение имело применение сухого, выдержанного топлива – дров и торфа.
В целях повышения производительности и качества продукции Кузнецов проявил большой интерес к новому, передовому зарубежному оборудованию и источникам высококачественного сырья, имел постоянных поставщиков из России, Англии, Франции, Германии и Норвегии. Товариществом выделялись специальные премии за рисунки, представлявшиеся в Строгановское училище на конкурсы по художественной промышленности.
Кузнецовский фарфор и фаянс заполонили внутренний рынок России. «Трактирный» фарфор и так называемый «азиатский товар» вывозили в Персию, Афганистан, Турцию, в Среднюю Азию, на Балканы. Кузнецовский фарфор, изготовленный «под Китай», считался более «китайским», чем посуда, сделанная на исконной родине фарфора.
«Товарищество» постоянно участвовало во всех внутренних и всемирных выставках. Среди наград – золотые медали Всемирных выставок 1889 и 1900 годов в Париже, «Гран-при» на выставках в Реймоне (1903 год) и Льеже (1905 год). За участие в Московской политехнической выставке и промышленной выставке в Нижнем Новгороде заводчик получил право изображать на своих изделиях герб России.
Глава фирмы М.С. Кузнецов получил звание почетного потомственного гражданина, награжден орденами Станислава, Анны, орденом Пометного легиона (Франция). В 1902 году коммерции советнику М.С. Кузнецову пожаловано звание поставщика Высочайшего Двора. Будучи старообрядцем, он жертвовал средства и на православные храмы. На территории, где стояли его фабрики, запрещалась продажа спиртного. При всех его фабриках были устроены больницы, училища и церкви. Он состоял гласным Думы, попечителем Стрелковской столовой Николаевской гимназии в Риге. 1913 год – время наибольшего процветания фирмы Кузнецова.
В годы Советской власти все предприятия «Товарищества М.С. Кузнецова» были национализированы и перешли в руки государства. Они, как и страна, переживали периоды подъема и падений, выпускали большей частью дешевую, рассчитанную на массового покупателя продукцию.
В 1931 году на Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда» изосекцией Коммунистической академии был командирован 21-летний Петр Васильевич Леонов, назначенный главным художником. В 1932 году он создал творческую группу из художников, составивших ядро художественной лаборатории. Целью ее было поднятие эстетического уровня и художественной ценности выпускаемой на заводе продукции.
Наибольшую активность и значимость творческий коллектив, составленный из опытных художников с дореволюционным стажем, приобрел после ввода в него молодых, одаренных и энергичных художников и скульпторов. С этого времени перспективные разработки для массовой продукции и творческие работы стали попадать на все специализированные выставки внутри страны и за рубежом, удостаиваясь высоких наград и премий. О творческой группе стали говорить как о своеобразной школе, корнями уходящей в народное искусство, свойственное лучшим работам кузнецовского периода.
Начиная с 30-х и до 70-х годов неизменным и постоянным руководителем и генератором творческих идей являлся П.В. Леонов, удостоенный академического звания члена-корреспондента Академии художеств СССР. Он был художником, энтузиазм и энергия которого представлялись безграничными. Кредо мастера – оптимизм, помноженный на оптимизм.
Однако лучшие работы, созданные талантливыми скульпторами и художниками, резко контрастировали с продукцией массового производства, главной целью которого было увеличение выпуска посуды.
Возрождение лучших традиций Кузнецовского фарфора началось в 1990 году, когда несколько молодых художников, скульпторов, дизайнеров, объединенных желанием наладить выпуск подлинно художественного фарфора, учредили собственное, юридически самостоятельное предприятие «ЗАО Кузнецовский фарфор», расположенное на исторической родине крупнейшего кузнецовского завода в Дулеве. Оно объединило потомственных профессионалов – фарфористов, чьи предки создавали и производили знаменитый российский Кузнецовский фарфор. Цель создания предприятия – производство высокохудожественных серийных и уникальных авторских изделий из фарфора, восстановление и преумножение традиций Кузнецовского фарфора, подготовка высококвалифицированных кадров.
Основу коллектива составляют работники художественной лаборатории Дулевского фарфорового завода, ведущие специалисты творческого коллектива и большинстве своем – члены Союза художников и Союза дизайнеров России, работы их с большим успехом экспонируются на внутренних и международных выставках.
Несмотря на молодость, ЗАО «Товарищество Кузнецовский фарфор» зарекомендовало себя как одно из передовых предприятий народных художественных промыслов Подмосковья с собственной производственной базой, современными технологиями и перспективными ноу-хау.
Предприятие изготавливает столовые, чайные и кофейные сервизы, скульптуру, сувенирно-подарочные изделия, отдельные штучные предметы и другую уникальную продукцию.
Большая часть выпускаемых Товариществом изделий изготавливается по предварительным заказам частных лиц и организаций.
Все изделия исполняются в единичное авторском экземпляре и имеют сертификат происхождения. На каждом изделии стоит товарный знак с указанием места и года изготовления и авторская подпись.
— С чего началась лично ваша творческая деятельность?
— С учебы. С 71 года после окончания десятилетки я пришел на Дулевский фарфоровый завод в качестве ученика живописца. И одновременно, через несколько месяцев, поступил в Строгановское училище на отделение подготовки мастеров. Рисунок, живопись, композиция, материал.
Первый учитель – завкафедры керамики Евгений Георгиевич Лукич. Курировал нас по специальности. А по окончании этих курсов я опять вернулся на завод, поступил на вечернее отделение Московского ВВС художественного училища на отделение Промышленный дизайн. Армия прервала учебу. А через два года я ее продолжил, и плюс посещал спецпредметы по специальности Керамика. Учился на двух факультетах.
А диплом защищал по керамике, как художник-керамист. Основным моим преподавателем здесь был уже Николай Семенович Селезнев.
На завод я вернулся в качестве художника. Шесть лет работал. Прошел специальности модельщика и живописца. А после окончания стал художником лаборатории дулевского завода и работал до 90 года.
А в 90-ом организовал свое собственное предприятие «Кузнецовский фарфор».
Мы брали образцы из музея дулевского завода, образцы дореволюционной коллекции, собирали по крупицам утраченные знания.
— Некоторые считают, что «Кузнецовский фарфор» родом из Питера?
— Нет. Кузнецовы сами из Гжели. Но я об этом уже говорил.
— Встречаются ли вам интересные люди? Проблемы?
— Больше проблем, чем интересных людей.
— Как работается в условиях рынка?
— Я бы назвал это – в условиях базара. Спасайся все кто как может. Особенно в промыслах. Промыслы все – Федоскино, Жестово, Палех – в советские времена жили прекрасно. Продукция была нарасхват. Почему? Да потому что предприятия занимались производством, а продажей – государство. Основная продукция шла на экспорт. Продавалась за рубеж. Страна имела валюту. Предприятия развивались, строились.
А теперь, с 90 годов, вся система лопнула и заниматься реализацией стало некому. У предприятий не осталось связи распространителей. Согласитесь. Человек рождается либо художником, либо бизнесменом. Сувенирная продукция на внутреннем рынке не больно-то пользуется спросом, особенно в тех местах, где ее производят! Вот и получается, что все народные промыслы просто существуют в тяжелейших условиях. Подготовка кадров прекращена. Многие ведут жалкое существование. Вот проблема.
Если бы взялась какая-нибудь коммерческая структура и объединила все культурные промыслы на реализацию, у нас появился бы шанс к новому возрождению.
Сколько продержится такая ситуация – неизвестно. Промыслы выживают за счет побочных производств. Выпускают технические вещи, мягко скажем, не относящиеся к основному направлению.
Поэтому на предприятиях работают «ненормальные люди», альтруисты, художники, их становится все меньше и меньше. Молодежь ищет более удобные места. А воспитать и обучить человека творческого – процесс кропотливый, сложный и мучительный, требует моральных и физических затрат.
— Это относится не только к художественным промыслам. В любом случае культура без поддержки государства не может существовать. И все-таки, бывают ли встречи с необычными людьми?
— Ну, вот бабушка одна каждый год у нас заказывает блюдо со сказками на день рождения внуку. Сказки всегда разные. Мы вообще живем, как в сказке. Каждый день – открытие одного из художников. И душа радуется. Вот я и думаю. Времена у «Кузнецовского фарфора» были разные. Но главное Время еще не настало. У нас богатейшая культурная нация. Есть в России огромный потенциал.
Беседу вела Светлана Савицкая
Публикация газета «Факт» г. Балашиха 2000 г.
Газета «Молодежь Московии» г. Москва 2005 г.
(фото Валерия Зайцева)