ТАЙНА КУЗНЕЦОВСКОГО ФАРФОРА

Мы в Ликино-Дулево, известном на всю Россию заводе, где изготавливают фарфоровую  и фаянсовую посуду, статуэтки,  предметы быта. На его территории расположилось как бы предприятие в предприятии, относящееся отчасти к народным промыслам.

Прошло ли время Кузнецовского фарфора, или оно только еще наступает? С этим вопросом мы обратились к директору предприятия «Кузнецовский фарфор» Юрию Владимировичу Яснецову. И услышали интересный подробный рассказ.

Истоки ЗАО «Товарищество Кузнецовский фарфор» восходят к традициям крупнейшего до революции объединения «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова».

Родоначальник династии Кузнецовых Яков Васильевич в 1810 году завел в Новохаритонове, что во Гжели, фарфоровый завод. Ставший во главе дела сын Терентий Яковлевич, задумав поставить самый большой   завод по выпуску фарфора в России, купил у господ Сарычевых пустошь близ местечка Дулёво, где и основал в 1832 году Дулёвский фарфоровый завод. Затем завод перешел в руки сына – Сидора Терентьевича Кузнецова.

Наибольший расцвет и мировую известность предприятие получило под руководством  внука – Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1917). Первый опыт управления он получил на Рижской фабрике, куда в 15-летнем возрасте был отправлен отцом на стажировку.

В 1889 году учреждается «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в г. Москве. При покровительстве и поддержке великих князей дома Романовых и губернатора Московской губернии «Товарищество» М.С. Кузнецова приобрело мировую известность и славу. В 1903 году в «Товарищество» входили предприятия с производством фарфора, фаянса, полуфаянса, майолики и строительных материалов, расположенные в разных концах России. В их числе заводы: Дулевский, Рижский (основан в 1843 году), в селе Кузнецове Тверской губернии (приобретен у Ауэрбаха в 1870 году), в селе Буды Харьковской губернии (основан в 1887 году), в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии (приобретен у Гарднера в 1891 году), в Славянске Черниговской губернии (основан в 1892 году), в деревне Песоч­ное Ярославской губернии (приобретен в 1894 году), в селе Песочня Калужской губернии (с 1898 года арендуется у Мальцева, а в 1910 году приобретается в собственность).

Кроме г. Москвы, основного рынка сбыта, «Товарищество М.С. Кузнецова» имело постоянные торговые представительства в Петербурге, Харькове, Ростове-на-Дону, Одессе, Киеве, Вар­шаве, Тюмени, Нижнем Новгороде, Ирбите, Вологде, Ярославле, Симбирске, Пскове.

В 1900 году на всех предприятиях «Товарищества» было выпущено посуды, ваз, фигур и дру­гих изделий на 7249 тысяч рублей, что составляло около двух третей всего производства фарфора и фаянса в России.

Ассортимент, выпускавшийся на предприятиях, насчитывал более 1700 наименований раз­личных форм из фарфора и фаянса. Выпускались чайная и столовая посуда, майоликовые и терра­котовые украшения для отделки интерьеров, фасадов, церквей, майоликовые печи и камины, фарфоровые изделия для санузлов, терракотовые фигуры и вазы. Исполнялись   заказы    патриархии, губернаторов Москвы и других губерний. «Товарищество» было постоянным и неизменным поставщиком Двора Его Императорского Величества.

Покупателям предлагались чашки различных фасонов – «дулькой», «желудем», «жбаном», «бадейкой», чайные и столовые сервизы «рококо», «парижская грань», «китайский», «севрский простой» и «севрский с листочками». Покупателям предлагали трактирные чайники «доливные» и «заварные», сахарницы «княжеские», «манжетные», «дыней», «яблоком», «японская на пяти нож­ках», сливочники «погребцом», «харьковские», «английские», «рафаэль», различных фасонов лотки, тарелки, сухарницы, фруктовницы, салатники, соусники, судки, солонки, пепельницы, бокалы.

На Тверской фабрике «Товарищества» вырабатывались церковные фаянсово-эмалевые иконостасы, киоты и подсвечники. Они отличались прочностью, красотой и изяществом, были глазу­рованы, раскрашены и позолочены, обжигались при очень высокой температуре (1200 градусов).

Кузнецовские заводы по своему техническому оснащению и качеству выпускаемой про­дукции справедливо считались одними из лучших в Европе. Белизна и просвечиваемость черепка обеспечивались применением высокосортного сырья, хорошей обработкой массы и длительным, до одного года, вылеживанием ее в подвалах массозаготовительных цехов, немаловажное значение имело применение сухого, выдержанного топлива – дров и торфа.

В целях повышения производительности и качества продукции Кузнецов проявил большой интерес к новому, передовому зарубежному оборудованию и источникам высококачественного сырья, имел постоянных поставщиков из России, Англии, Франции, Германии и Норвегии. Това­риществом выделялись специальные премии за рисунки, представлявшиеся в Строгановское учи­лище на конкурсы по художественной промышленности.

Кузнецовский фарфор и фаянс заполонили внутренний рынок России. «Трактирный» фар­фор и так называемый «азиатский товар» вывозили в Персию, Афганистан, Турцию, в Среднюю Азию, на Балканы. Кузнецовский фарфор,   изготовленный    «под   Китай»,    считался   более «китайским», чем посуда, сделанная на исконной родине фарфора.

«Товарищество» постоянно участвовало во всех внутренних и всемирных выставках. Среди наград – золотые медали Всемирных выставок 1889 и 1900 годов в Париже, «Гран-при» на выстав­ках в Реймоне (1903 год) и Льеже (1905 год). За участие в Московской  политехнической выставке и промышленной выставке в Нижнем Новгороде заводчик получил право изображать на своих изде­лиях герб России.

Глава фирмы М.С. Кузнецов получил звание почетного потомственного гражданина, на­гражден орденами Станислава, Анны, орденом Пометного легиона (Франция). В 1902 году коммер­ции советнику М.С. Кузнецову пожаловано звание поставщика Высочайшего Двора. Будучи старообрядцем, он жертвовал средства и на православные храмы. На территории, где стояли его фабри­ки, запрещалась продажа спиртного. При всех его фабриках были устроены больницы, училища и церкви. Он состоял гласным Думы, попечителем Стрелковской столовой Николаевской гимназии в Риге. 1913 год – время наибольшего процветания фирмы Кузнецова.

В годы Советской власти все предприятия «Товарищества М.С. Кузнецова» были национа­лизированы и перешли в руки государства. Они, как и страна, переживали периоды подъема и падений, выпускали большей частью дешевую, рассчитанную на массового покупателя продукцию.

В 1931 году на Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда» изосекцией Коммунистической академии был командирован 21-летний Петр Васильевич Леонов, назначенный главным художником. В 1932 году он создал творческую группу из художников, составивших ядро художественной лаборатории. Целью ее было поднятие эстетического уровня и художественной ценности выпускаемой на заводе продукции.

Наибольшую активность и значимость творческий коллектив, составленный из опытных художников с дореволюционным стажем, приобрел после ввода в него молодых, одаренных и энергичных художников и скульпторов. С этого времени перспективные разработки для массовой про­дукции и творческие работы стали попадать на все специализированные выставки внутри страны и за рубежом, удостаиваясь высоких наград и премий. О творческой группе стали говорить как о своеобразной школе, корнями уходящей в народное искусство, свойственное лучшим работам куз­нецовского периода.

Начиная с 30-х и до 70-х годов неизменным и постоянным руководителем и генератором творческих идей являлся П.В. Леонов, удостоенный академического звания члена-корреспондента Академии художеств СССР. Он был художником, энтузиазм и энергия которого представлялись безграничными. Кредо мастера – оптимизм, помноженный на оптимизм.

Однако лучшие работы, созданные талантливыми скульпторами и художниками, резко контрастировали с продукцией массового производства, главной целью которого было увеличение выпуска посуды.

Возрождение лучших традиций Кузнецовского фарфора началось в 1990 году, когда не­сколько молодых художников, скульпторов, дизайнеров, объединенных желанием наладить выпуск подлинно художественного фарфора, учредили собственное, юридически самостоятельное пред­приятие «ЗАО  Кузнецовский фарфор», расположенное на исторической родине крупнейшего кузнецовского завода в Дулеве. Оно объединило потомственных профессионалов – фарфористов, чьи предки создавали и производили знаменитый российский Кузнецовский фарфор. Цель создания предприятия – производство высокохудожественных серийных и уникальных автор­ских изделий из фарфора, восстановление и преумножение традиций Кузнецовского фарфора, подготовка высококвалифицированных кадров.

Основу коллектива составляют работники художественной лаборатории Дулевского фар­форового завода, ведущие специалисты творческого коллектива и большинстве своем – члены Сою­за художников и Союза дизайнеров России, работы их с большим успехом экспонируются на внутренних и международных выставках.

Несмотря на молодость, ЗАО «Товарищество Кузнецовский фарфор» зарекомендовало себя как одно из передовых предприятий народных художественных промыслов Подмосковья с собственной производственной базой, современными технологиями и перспективными ноу-хау.

Предприятие изготавливает столовые, чайные и кофейные сервизы, скульптуру, сувенирно-подарочные изделия, отдельные штучные предметы и другую уникальную продукцию.

Большая часть выпускаемых Товариществом изделий изготавливается по предварительным заказам частных лиц и организаций.

Все изделия исполняются в единичное авторском экземпляре и имеют сертификат проис­хождения. На каждом изделии стоит товарный знак с указанием места и года изготовления и авторская подпись.

— С чего началась лично ваша творческая деятельность?

— С учебы. С 71 года после окончания десятилетки я пришел на Дулевский фарфоровый завод в качестве ученика живописца. И одновременно, через несколько месяцев, поступил в Строгановское училище на отделение подготовки мастеров. Рисунок, живопись, композиция, материал.

Первый учитель – завкафедры керамики Евгений Георгиевич Лукич.  Курировал нас по специальности. А по окончании этих курсов я опять вернулся на завод, поступил на вечернее отделение Московского ВВС художественного училища на отделение Промышленный дизайн. Армия прервала учебу. А через два года я ее продолжил, и плюс посещал спецпредметы по специальности Керамика. Учился на двух факультетах.

А диплом защищал по керамике, как художник-керамист. Основным моим преподавателем здесь был уже Николай Семенович Селезнев.

На завод я вернулся  в качестве художника. Шесть лет работал. Прошел специальности модельщика и живописца. А после окончания стал художником лаборатории дулевского завода и работал до 90 года.

А в 90-ом организовал свое собственное предприятие «Кузнецовский фарфор».

Мы брали образцы из музея дулевского завода, образцы дореволюционной коллекции, собирали по крупицам утраченные знания.

— Некоторые считают, что «Кузнецовский фарфор» родом из Питера?

— Нет. Кузнецовы сами из Гжели. Но я об этом уже говорил.

— Встречаются ли вам интересные люди? Проблемы?

— Больше проблем, чем интересных людей.

— Как работается в условиях рынка?

— Я бы назвал это – в условиях базара. Спасайся все кто как может. Особенно в промыслах. Промыслы все – Федоскино, Жестово, Палех – в советские времена жили прекрасно. Продукция была нарасхват. Почему? Да потому что предприятия занимались производством, а продажей – государство. Основная продукция шла на экспорт. Продавалась за рубеж. Страна имела валюту. Предприятия развивались, строились.

А теперь, с 90 годов, вся система лопнула и заниматься реализацией стало некому. У предприятий не осталось связи распространителей. Согласитесь. Человек рождается либо художником, либо бизнесменом. Сувенирная продукция на внутреннем рынке не больно-то пользуется спросом, особенно в тех местах, где ее производят! Вот и получается, что все народные промыслы просто существуют в тяжелейших условиях. Подготовка кадров прекращена. Многие ведут жалкое существование. Вот проблема.

Если бы взялась какая-нибудь коммерческая структура и объединила все культурные промыслы на реализацию, у нас появился бы шанс к новому возрождению.

Сколько продержится такая ситуация – неизвестно. Промыслы выживают за счет побочных производств. Выпускают технические вещи, мягко скажем, не относящиеся к основному направлению.

Поэтому на предприятиях работают «ненормальные люди», альтруисты, художники, их становится все меньше и меньше. Молодежь ищет более удобные места. А воспитать и обучить человека творческого – процесс кропотливый, сложный и мучительный, требует моральных и физических затрат.

— Это относится не только к художественным промыслам. В любом случае культура без поддержки государства не может существовать. И все-таки, бывают ли встречи с необычными людьми?

— Ну, вот бабушка одна каждый год у нас заказывает блюдо со сказками на день рождения внуку. Сказки всегда разные. Мы вообще живем, как в сказке. Каждый день – открытие одного из художников. И душа радуется. Вот я и думаю. Времена у «Кузнецовского фарфора» были разные. Но главное Время еще не настало. У нас богатейшая культурная нация.  Есть в России огромный потенциал.

Беседу вела Светлана Савицкая

Публикация газета «Факт» г. Балашиха 2000 г.

Газета «Молодежь Московии» г. Москва 2005 г.

(фото Валерия Зайцева)

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.