Нам приходится присутствовать на разных марафонах. Нас пригласили на сказочный. Мы согласились.

В литературно-сказочном марафоне, который успешно прошел в середине октября 2007 года, участвовали школы № 7, 22, 23 города Балашихи, 1 гимназия, музей сказки Светланы Савицкой.

Марафонные дни выпали на очень загруженный период времени писательницы. Но учителя школ просили-умоляли, чтобы она выступила непременно именно в эти дни, так как страна отмечает дни литературной грамотности. И она поехала, тем более, что первой встречала школа 23, где училась Светлана. Мира Васильевна Корягина, учительница литературы, преподавала и тогда, когда в школу ходила Светлана, она до сих пор «несет доброе, умное, вечное». Но к сказочнице на «вы». Меня это удивляет немного. Впрочем, как и выпускницу школы.

Актовый зал полон старшеклассников. Они не терпят фальши. Ученики внимательны, немного насмешливы. Тут «не прокатит» монотонное чтение второсортного материала.

Светлана освоилась быстро. Остановила спокойною рукою девочку, которая начала перечислять ее заслуги, трепетно волнуясь и теребя листок исписанной бумаги.

— Вы думаете, что взрослые чем-то отличаются от детей? Вы ошибаетесь! – начала она заговорщицки, снимая кожаную куртку. — Просто на нас надета другая одежда. На самом деле я хочу открыть вам один секрет. Мы так же, как и вы, хотим бегать по лестницам, прыгать в классики, играть в дочки-матери. Но нам нельзя этого делать. На нас другая одежда. У нас другие уроки. Другие задачи. Другие дела. Нас разделяет, пожалуй, только время. А что такое время? Это миф. Миф – это сказка, на которой покоится наша жизнь. Так вы поняли, что нас отделяет друг от друга? Только сказка. И сейчас я расскажу ее вам. И между нами уже ничего не будет. Я стану такою же, как вы, — Она села свободно среди зала. Начала рассказывать, как в их возрасте, а именно такою она себя чувствует и сейчас, у ее квартиры на лестничной клетке собирались мальчишки и играли на гитаре «блатные песни». Она выходила и давала «класс», поскольку училась еще и в музыкальной школе. Свободно ориентируясь с помощью гитары в подъездном фольклоре, сказочница исполнила несколько песен семидесятых от «Дыма костра» до «Мурки», легко перешла на классический романс «Средь шумного бала». Потом она читала сказки. Сказки взрослые, философские. В зале – тишина. На прощание она спела несколько своих авторских песен.

Прозвенел звонок. Но никто не хотел ее отпускать, не хотел понимать, что ее ждет другая школа, другие дети. Не хотел отпускать даже стул, где застряла молния от куртки. Вот уж поистине: настоящим женщинам руку подают сидя, стоя и с колена! Трое дюжих подростков чуть не сломали стул, когда добывали бегунок молнии из железных тисков.

Сказочница привезла в подарок всем школам книги и грамоты детям, которые отлично успевают по предмету литературы.

Все это исчезало молниеносно. Родная школа провожала планами на будущие постановки сказок, новые встречи, совместные проекты…

В 22 школе собрали все пятые классы. Другого возраста дети встречали сказку не менее внимательно. Только сказки были уже другие, конечно. Другие песни. По-другому звучала гитара. Очень много задавали вопросов. Ученики 22 школы часто посещают музей сказки, и вопросы были о нем.

— А кто подарил музею шкуру леопарда?

— Есть такая организация в Приморье «Конфликтный тигр». Они конфисковывают шкуры у браконьеров. Они подарили музею также и шкуру тигренка.

— Это правда, что в вашем музее сказок хранится  настоящая упавшая звезда?

— Правда. Ее привез из Сихоте-Алиня Виктор Тузлуков. Это оплавившийся метеорит. Только маленький.

— А можно, дотронувшись до нее, загадывать желания?

— Конечно! Если эти желания понравятся звезде, она их обязательно исполнит.

— А почему вы пишете сказки?

— На самом деле не только сказки.

— А вы читаете их своим детям?

— Да, в первую очередь.

— А у вас есть волшебная палочка?

— Целых две. Одна сделана из черной березы, мне привезли ее из Карелии. Это дерево очень редкое. И бабы-яги делали когда-то из него ступы, потому что черные березы умеют летать. А другая палочка – внутренняя часть полена. Просто вот так отделилась. И приехала она в музей из Владимирской области.

Валентина Николаевна Миронова, учитель, которая устроила эту встречу, организовала также выставку детского рисунка к сказкам Светланы.

Встреча закончилась общим пением под гитару сказочницы. И снова долго не хотели ее выпускать. Облепили со всех сторон, чтобы взять автограф. Те, кто не взял листка бумаги, протягивали ладошки, чтобы она написала свое имя на них. Тогда сказочница дарила свои книги к восторгу детворы.

Первая гимназия подошла к марафону самым серьезным образом. Она же первая! В четвертых классах был проведен заранее конкурс сочинений. И лучшие из них прочитаны на встрече. И снова множество вопросов. И снова писательница читала новые сказки, которые еще не слышали дети. И снова ее облепили и не хотели выпускать из класса. Девчонки даже обнимали и целовали. Фотографировали на мобильники, брали автографы. Никак не хотели расставаться.

В музее сказок прошло сразу несколько встреч.  Это были дети из продленного дня 7 школы, это были гости из новосибирского музея Солнца, это был путешественник Валентин Ефремов и члены поэтического клуба «Либра».

Марафон прошел с колоссальным успехом! А я все думала – почему с такой любовью встречают дети Светлану? Простой напрашивающийся ответ: потому что она их тоже любит, был бы не совсем правильным. Так почему?

Я видела завороженные лица подростков. Очарованные глаза. Открытые рты. Распахнутые души. Главное – нежелание отпускать от себя сказки. Да. Именно не Светлану, а ее сказки! Вот в этом, наверное, и кроется тайна всеобщей буйно-восторженной  симпатии. Ведь в наше время детям так мало читают настоящих сказок. Они воспитаны на Гарри Поттере и на Чебурашке. А им нужно откровение простой русской понятной философии. Им нужна добрая улыбка. Им нужно вот такое сказочное внимание. Сказочное воспитание. Сказкотерапия – так назывались когда-то выступления Светланы в городе Реутове.

Когда она очень уставшая возвращалась домой, она призналась мне:

— Ты понимаешь, что происходит в нашей стране? Всё, называющее себя передовым, общество, почему-то ринулось при каждом удобном случае делать вид, что помогает инвалидам и детским домам. Но неумолимая статистика показывает, что деньги гуманитарной помощи идут на ветер. Потому что 90% выпускников детдомов оказываются либо на панели, либо за решеткой. Упаси Бог, я не против помощи инвалидам и детдомовцам. Но никто, понимаешь, никто не шевелит даже пальцем, чтобы помочь простым нормальным детям. Ведь это и есть будущее нации! Мне очень жаль их всех, этих детей. Если бы у меня была такая возможность – размножиться на 20, на 40 миллионов маленьких сказочниц, я бы  часами сидела у кроваток этих наших обыкновенных школьников и читала бы им самые добрые, самые светлые сказки! У их родителей, мам, пап, бабушек, дедушек слишком много взрослых дел. Ты видишь, Ксюха? На самом деле – они брошены! И это неправильно. Ведь они хотят слушать. Они готовы слушать. Они умеют слушать и воспринимать! Эх, вот когда пожалеешь, что нет у тебя настоящей волшебной палочки. И настоящей, исполняющей желания, звезды!

Ксения Рузанова

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2007 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.