ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА И В СОГЛАСИИ С БУКВОЙ ЗАКОНА

Итоги Всероссийского эколого-просветительского марафона «Зеленая планета 2007» нас порадовали. При проведении той или иной акции предлагались самые разные формы деятельности, которые были направлены не только на получение конкретных знаний и умений, но также на эмоциональное воздействие и получение эстетического наслаждения от общения с природой. Успешно решались в рамках марафона «Зеленая планета» поставленные задачи патриотического воспитания школьников, развития у них творческих способностей и опыта ведения природоохранной деятельности, формирования экологической культуры, основ  правовой грамотности и активной гражданской позиции.

Нас поняли многие педагоги и грамотно использовали общероссийское дело для работы с трудными подростками и борьбой с беспризорностью. Один из проектов так и назывался «Возрождение леса и человека». Разнообразная деятельность в рамках марафона была направлена на сохранение и восстановление российских лесов, а с другой стороны, природоохранная деятельность оказывала существенное влияние на снижение социальной напряженности и социальную адаптацию подростков, особенно из неблагополучных семей. Именно поэтому работа в производственных бригадах по посадке лесных насаждений имела широкое распространение во многих регионах России, особенно в сельской местности.

Подходы к решению одной и той же проблемы в разных детских коллективах были подчас диаметрально противоположными. Так, например, одни подробно описывали проводимые в течение нескольких лет изучения кострищ на берегу рек. Ребята наблюдали увеличение из года в год количества кострищ, их площади, глубины выгорания почвы и сетовали на несознательное поведение отдыхающих возле водоемов.

Мне лично больше нравится совсем другой подход к решению этой проблемы, когда школьники убирали оставшийся после костра мусор, перекапывали почву, покрывали больные участки земли дерном, создавали специально отведенные места для разведения костров отдыхающими. Не случайно эти ребята писали, что в их местности на берегу рек кострищ становится меньше.

Данный пример относится не только к кострищам. К сожалению, все чаще встречаются юные «формалисты». Они, несомненно, проводят важные и интересные исследования, но вот почему-то им не приходит в голову увидеть возможность своего посильного вклада в решение проблемы. По их мнению – конкретным делом должны заниматься администрация школы, специалисты, и, конечно, администрация поселка или города.

Приведем еще один пример. Мне приятно знакомиться с деятельностью детских коллективов, в которых старшие школьники выступают перед малышами с театрализованными постановками, проводят с ними экскурсии, игры и конкурсы. Вместе с тем создается впечатление, что отдельные детские организации работают только для того, чтобы просвещать педагогов. Так, например, члены одного из экологических кружков выступили с театрализованной постановкой перед учителями биологии, экологии и географии. Затем подготовили презентацию о борьбе с мусором для учителей физики, заместителей директоров по УВР и классных руководителей. После этого выступили с агитбригадой «Природа в опасности» перед пионервожатыми. Подобное рвение в формировании экологической культуры у педагогических работников, находит только одно объяснение,  что данный вопрос среди школьников, их родителей и широких слоев населения – уже решен.

И, тем не менее, результатов проведения марафона великое множество.

Радует развитие связей учебных коллективов и лесхозов. Лесники и егеря становятся постоянными консультантами и наставниками подростков. Во многих школах создаются музеи леса и проводятся конференции, посвященные династиям лесоводов. Деятельность в рамках акций марафона настолько разнообразна, что объединила взрослых и детей с самыми разными интересами: членов экологических кружков и кружков изобразительного искусства, членов школьного лесничества и участников театральных студий, представителей общественных организаций и администрации муниципальных образований. Даже тематические занятия проводились на уроках биологии и экологии, труда и природоведения, географии и рисования, в школьных и муниципальных библиотеках.

Всероссийский эколого-просветительский марафон «Зеленая планета» с каждым годом объединяет все больше сподвижников. За 2007 год в нем приняло участие около 500 тысяч школьников из 81 региона РФ!

Педагоги в регионах отмечают повышение интереса учащихся к массовым экологическим мероприятиям. Тот позитивный эффект, который получают организаторы и участники различных акций уже сейчас позволяет сказать, что во многих коллективах начатое дело будет продолжаться и дальше. Ведь как сказали  участники одной из школьных конференций в своем обращении к односельчанам: «Каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени полезности и от нас. Живите в согласии с природой! Ступайте на Землю с осторожностью!»

В 2007 году был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, введение которого было продиктовано необходимостью кардинального изменения организации работы лесной отрасли, а также повышением ответственности каждого гражданина России за сохранение лесного богатства.

Ни для кого не секрет, что учащиеся относятся к школьным предметам, как нечто совершенно удаленному от жизни. Изучение основ права в лучшем случае может сформировать у ребенка предположение, что эти знания, может быть, в будущем, во взрослой жизни, ему пригодятся.

Организаторы марафона ставили перед собой цель – показать на наглядном примере, что законы в нашей стране касаются каждого, не зависимо от возраста, пола и места жительства. Даже если у вас прекрасное желание – посадить дерево, то необходимо сначала выяснить, в каком месте это можно сделать, ведь «правила лесоразведения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» (Ст.63, п.2). Вместе с тем, школьники должны понимать, что незнание чего-то не освобождает их от ответственности.

Так, например, нельзя «осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации» (Ст.11, п.3). Значит, ребята должны сами побеспокоиться о том, чтобы изучить редкие и исчезающие растения и предотвратить нанесение им вреда.

Точно также подростки должны хорошо понимать, что соблюдение правил пожарной безопасности в лесу – это их обязанность, а не простое желание (Ст.11, п.2), а термин «санитарная безопасность» относится не только к помещениям, но и к лесным насаждениям (Ст.55).

Все эти вопросы легли в основу каждой из четырех акций марафона «Красная книга», «Пожар в лесу», «Здоровый лес» и «Посади свое дерево». Школьникам было предложено познакомиться с отдельными статьями нового Лесного кодекса и внести свой посильный вклад для его реализации.

Акция «Здоровый лес» объединила разнообразную деятельность детских коллективов, обеспечивающую санитарную безопасность в лесной и парковой зоне. При этом четко прослеживается несколько основных направлений, в которых ребята проявляли заботу о лесных насаждениях.

Понять необходимость приложения собственных усилий для проведения профилактических и защитных мероприятий в лесу школьникам помогли походы в лес. На привычные вещи ребята учились смотреть по-новому: вот старые и больные деревья не устояли под натиском бури и, рухнув, перегородили лесные дороги. Трудно через них перебраться даже молодым, а для пожилых людей валежник делает путь непроходимым. Учились распознавать деревья по видам, определять их возраст, выявлять причины, приводящие к гибели и болезни деревьев. Познакомились с деревьями – долгожителями, реликтовыми породами, увидели, к каким последствиям может привести сломанная ветка, узнали о влиянии разных факторов на лес.

Собственные усилия для поддержания хорошего состояния лесных насаждений подростки направили в зависимости от личных склонностей и интереса.

Так, например, во многих организациях были сформированы группы юных   натуралистов, которые занимались определением болезней деревьев и кустарников по форме почек на ветках, наличию сухостоя и гнили, присутствию насекомых-вредителей и т.д. В результате таких исследований были установлены зависимости состояния деревьев от их месторасположения и типов насаждений, выявлены основные виды повреждений деревьев и установлены факторы, вызванные воздействием человека.

Такие работы начинались ранней весной и заканчивались поздней осенью. Собранные коллекции вредителей леса и гербарии поврежденных растений позволяли проводить практические занятия с младшими школьниками, одноклассниками и даже родителями. О выявленных очагах заболеваний своевременно сообщали в местное лесничество.

Очень часто наблюдения школьников перерастали в исследовательские работы и экологические проекты об условиях размножения и правилах выращивания отдельных видов растений в условиях конкретной местности, о путях борьбы с вредителями растений, о лекарственных свойствах того или иного растения, о природных  сообществах  и др.

Другим широкомасштабным направлением деятельности была работа по очистке лесопарковой зоны от бытового мусора, растительных остатков и поврежденных лесных насаждений. Традиционно целая армия детских коллективов осуществляет постоянную помощь лесхозам по уборке бытовых загрязнений на территории лесных массивов.

Нередко можно увидеть такую картину, как жители поселков выносят мусор мимо мусорных контейнеров прямо в лес. Кучи мусора привлекает бездомных собак, насекомых и мышевидных грызунов, являются источниками болезней, источают зловоние.

В таких случаях школьники проводят социологические опросы населения и субботники, обращаются за помощью в местную администрацию и занимаются посадкой цветов и деревьев, с помощью объявлений и листовок приглашают родителей и местных жителей принять участие в уборке поселка и прилегающей лесной зоны.

Как отмечают сами ребята – их труды были не напрасны. Организована работа по регулярному и своевременному вывозу бытового мусора, на улицах стало чище, благоустроеннее, вокруг домов стало больше цветочных клумб, лес перестал быть свалкой для мусора.

Уборка мусора производилась повсюду: возле школы, в детских садах, на улицах, возле памятников, в зеленой зоне, на берегу водоемов, в местах туристических стоянок. Самые смекалистые подростки использовали кустарники, вырубленные в результате прореживания лесных тропинок, для оформления школьных клумб.

Еще одним из основных направлений деятельности в рамках акции «Здоровый лес» была забота о птицах. По всей стране изготовлено и развешено несколько сотен тысяч  кормушек и скворечников возле школ, жилых домов,  в парках, скверах и лесных массивах.

Вместе с тем в рамках акции «Здоровый лес» проводилась работа по учету и расселению муравейников, благоустройству мест отдыха, контроль сбора лесных ягод, распространение информационных листовок и буклетов. Взяты под охрану урочища и памятники природы, организованы мини-заказники. Выпущены стенды и листовки, написаны сочинения и статьи в местную прессу, проведены викторины и конкурсы, подготовлены  художественно-литературные композиции и театрализованные представления.

В ряде регионов школьники участвовали в плановых городских и районных биотехнических мероприятиях, что позволило им не только оказать посильную помощь лесным насаждения, но также заработать денежные средства, которые смогли потратить по-своему усмотрению.

Организаторы акции «Красная книга» ставили перед собой ряд задач, среди которых наиболее часто встречались следующие: привлечь внимание учащихся и общественности к растениям, занесенным в Красную книгу; познакомить детей с редкими растениями и животными, встречающимися на территории родного края; сформировать опыт природоохранной деятельности у школьников путем привлечения их к конкретным мероприятиям по сохранению и возобновлению редких и исчезающих видов растений; создать красную книгу своей местности; провести эколого-просветительские мероприятия с населением по пропаганде идеи сохранения биоразнообразия.

Перед проведением акции была проделана подготовительная работа. В первую очередь во многих организациях были изучены основные нормативно-правовые документы, касающиеся вопросов охраны редких и исчезающих видов растений и животных в данном субъекте Российской Федерации. Ребята узнали, что этот вопрос отражается как в документах, действующих на территории всей нашей страны, так и в документах, действующих на территории их республики, края, области. Познакомились с отдельными статьями общефедерального Лесного кодекса, а также с региональными постановлениями: об утверждении перечней видов растений и животных, занесенных в Красную книгу; о таксах для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного и растительного мира, занесенным в Красную книгу; о регулировании деятельности по добыче объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу и др.

В ряде регионов были проведены экскурсии в заповедники, где ребята узнали много нового об истории его создания и стоящих перед ним задачах. Как правило, такие экскурсии заканчивались установлением тесного сотрудничества детских коллективов с профессионалами, которые с удовольствием помогали школьникам не только советами, но и посадочным материалом редких деревьев и кустарников.

Немало времени подростки проводили в библиотеках, они не только досконально изучали представителей редких и лекарственных растений, но также с помощью педагогов выделяли основные направления национальной стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений.

Заключительным шагом на подготовительном этапе к проведению акции становились обращения, разработанные самими детьми, в которых они призывали сверстников не рвать редкие растения, принять участие в их охране, сделать рисунки и фотографии редких растений, а также составить карту местности, где произрастают представители Красной книги. В результате такого изучения родных полей и лесов ребята собирали информацию о местах произрастания редких и лекарственных растений, их численности, оценивали результаты антропогенного влияния на условия их обитания. Составляли карты-схемы размещения растений, занесенных в Красную книгу данного субъекта Российской Федерации с указанием типов растительности на всей изученной площади, а также места произрастания изученного вида. Самостоятельно осуществляли геоботаническое описание растений, занесенных в Красную книгу с указанием точного названия на русском и латинском языках, класса, семейства, ограничивающих факторов, мест распространения, необходимых и принятых мер охраны. Такие описания сопровождались собственными фотографиями или рисунками растений.

Подростки осуществляли сбор и посев семян редких и лекарственных растений со строгим соблюдением цикла агротехнических мероприятий на пришкольных, учебно-опытных и приусадебных участках. По итогам проделанной работы были составлены предложения по сохранению биоразнообразия и исчезающих видов растений, среди которых назывались: запрещение каких-либо действий, наносящих вред растениям; охрана редких видов растений, произрастающих в национальных парках, заповедниках, заказниках, объявление памятников природы; создание коллекционных участков и резерватов и др.

Кульминационным моментом акции для одних творческих коллективов стала  оформленная Красная книга малой Родины. Для других – подготовленный информационный материал для местных СМИ. Для третьих – обращение к жителям своего села по результатам проведенных исследований. А в целом по стране – забота о сохранении природного богатства со стороны сотен тысяч школьников и десятки миллионов сохраненных представителей редких растений.

В рамках акции «Пожар в лесу» прошло самое обширное ознакомление с нормативно-правовой документацией. Школьники узнали, что вопросы охраны лесов от пожаров регулируются такими законодательными актами, как «Лесной кодекс Российской Федерации», «Положение о государственной лесной охране Российской Федерации», «Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации», «Рекомендации по противопожарной профилактики в лесах и регламентации работы лесопожарных служб», «Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 — 2010 годы», а также соответствующими постановлениями по субъектам Российской Федерации.

Учитывая, что 70% лесных пожаров возникает по вине людей, приоритетным направлением лесоохраной деятельности стала профилактика по технике пожарной безопасности в лесах.

Соблюдение правил пожарной безопасности необходимо при рубке леса, заготовке и вывозке древесины, эксплуатации железных и автодорог, при торфоразработках, осуществлении лесных промыслов, при проведении в лесах культурно-массовых мероприятий, в любом туристическом походе или во время экскурсий.

Ребятам еще раз напомнили о том, что костёр нельзя раскладывать под кронами деревьев и вблизи кустарников, на торфяных и торфянистых почвах. Каждый находящийся в лесу, будь то школьник или взрослый, заметив непотушенный костер или возникший очаг пожара, должен постараться загасить пламя. Самой действенной мерой в борьбе с сильным пожаром в лесу является своевременное информирование о нем работников государственной лесной охраны и лесопожарных служб.

Вместе с тем, подростки узнали, что пожарная опасность лесов определяется типом леса, природными и другими особенностями. От типа леса зависит состав, количество и распределение лесных горючих материалов, а также в значительной степени содержание влаги в этих материалах. Степень пожарной опасности лесных участков определяется по специальной шкале, где каждому объекту загорания соответствует свой класс пожарной опасности, который характеризуется наиболее вероятным видом пожара, условиями и продолжительностью периода их возможного возникновения и распространения.

Замечателен тот факт, что во многих детских коллективах теоретические и практические занятия по отработке правил пожарной безопасности на природе проходили под девизом «Узнай сам и расскажи другому».

Сначала шла подготовка по противопожарной безопасности волонтеров, инструкторов туристско-краеведческих походов и членов школьных лесничеств. Такие занятия проводили инспектора ОГПН, специалисты лесхозов и взрослых общественных экологических организаций. Ребята знакомились с историей развития пожарного дела в России и данном регионе, овладевали знаниями по правилам пожарной безопасности,  знакомились со способами тушения лесных пожаров, осваивали простейшие приемы тушения пожаров (захлестывание ветками, засыпка грунтом и др.). Получали информацию об имеющемся в школах и лесничествах оборудовании для пожаротушения. Осваивали правила разведения костров в лесу, учились проводить исследования изменений леса под влиянием пожаров.

Вооруженные теоретическими знаниями и практическими умениями школьники выступали с лекциями и беседами о противопожарной безопасности перед младшими товарищами. Проводили для них викторины, соревнования, игры, конкурсы рисунков, стихотворений и поделок на противопожарную тематику, готовили театрализованные постановки о причинах возникновения пожара и наносимого им ущерба.

По итогам акции «Пожар в лесу» были оформлены стенды и плакаты о противопожарной безопасности в лесу, изготовлены и размещены листовки, выполнены исследовательские работы и написаны рефераты. В местных СМИ вышли статьи об опасности возникновения лесных пожаров и правилах поведения в лесу с огнем. В зонах отдыха и по береговым линиям сооружены места для кострищ с учетом того, чтобы разведенный огонь не смог перекинуться на деревья, а оставался догорать в каменных пределах. Организаторам акции удалось разжечь огонь в детских сердцах для предотвращения пожара в лесах.

Приступая к любой новой деятельности необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы. Работа по лесовосстановлению началась с изучения исторических фактов по охране и о последствиях неразумной вырубки лесов. Вместе с тем, во многих коллективах помимо Лесного кодекса были изучены Конституция России, Закон РФ «Об Образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», региональные законы об основах благоустройства населенных пунктов и др.

В рамках акции «Посади свое дерево» осуществлялась разнообразная природоохранная работа, направленная на сохранение биоразнообразия, развитие творческих способностей детей в процессе исследовательской и опытнической работы, повышение гражданской активности взрослого населения и школьников.

Широкое распространение получила проектная деятельность по озеленению населенных пунктов. Школьники исследовали лесные растительные сообщества, современное состояние памятников природы, состояние озеленения населенных пунктов и перспективы его улучшения, сроки созревания, сбора и посева плодов, шишек и семян деревьев и кустарников, а также влияние на их сохранность и всхожесть различных факторов, и др.

В ряде школ были созданы школьные лесничества, что позволило закрепить земельные участки в бессрочное пользование для выращивания саженцев различных пород деревьев с последующей высадкой их во дворах, на улицах и в скверах. Многие учебно-опытные участки можно по праву назвать питомниками и дендрариями, в которых не только выращивают саженцы с соблюдением всего агротехнического комплекса работ, но также проводят обширную исследовательскую и разноплановую просветительскую деятельность. В этих зеленых уголках  проводятся учебные занятия по биологии и экологии, экскурсии для изучения сезонных явлений природы, флоры и фауны родных мест. Таким образом, в работе школьного лесничества, как правило, задействованы все учащиеся школы, а не редко и их родители.

Практически все школьные лесничества работают в тесном сотрудничестве с местными лесхозами, в которых они получают квалифицированные советы специалистов, посадочный материал и практический опыт природоохранной деятельности. В свою очередь школьники помогают лесничествам собирать желуди, орехи, ягоды шиповника, барбариса, рябины и калины, семечки яблонь и др. Подростки принимают активное участие в осуществлении плановых лесонасаждений в лесхозах, участвуют в прополке сеянцев деревьев и кустарников.

Благородный детский труд по лесопосадкам находит поддержку со стороны самых разных учреждений, организаций и ведомств. Это университеты и профессиональные технические училища, службы занятости и службы лесного хозяйства, комитеты по экологии и общественные экологические организации и др.

Так, например, когда ребята видели необходимость оградить саженцы от бродячего скота, то им на помощь приходили строительные организации, выделяющие необходимое количество пиломатериала.

Даже сотрудники ГИБДД поддержали инициативу белгородских школьников в проведении экологической акции «Купил автомобиль – посади дерево». Каждый автолюбитель мог приобрести карточку с названием акции и прикрепить ее на лобовое стекло автомобиля. В акции приняли участие 1520 водителей автомобилей. Было собрано 152000 рублей, которые пошли на приобретение саженцев ели, сосны, туи, можжевельника и лиственницы.

В целом по стране акция «Посади свое дерево» объединила множество разнообразных мероприятий. Прошли празднования дней заповедника, парка, дерева. Заложены парки и скверы, сделаны защитные насаждения. Проведены природоохранные предновогодние акции, субботники, социологические опросы, конкурсы, викторины. Оформлены цветники и отчеты о проделанной работе. Разработаны планы пришкольных территорий с разбивкой сада, учебно-опытного участка, дендроучастка, цветников, альпийских горок, спортивной площадки. Бывшие свалки и неприглядные улицы приобрели новый «зелёный» облик.

Многие детские коллективы не хотят останавливаться на достигнутом. Они планируют свою дальнейшую работу на пришкольном участке, а также в рамках городских, районных и областных программ по озеленению. Их планы имеют все основания для реализации, ведь созидательную деятельность подростков все активнее поддерживают и младшие школьники и широкие слои населения.

Самым главным результатом акции «Посади свое дерево» организаторы считают появление у детей уверенности в собственных силах, когда они видят свой собственный вклад в решение значимых проблем родного города или села. Когда у подростков появляется светлая мечта, подобная той, о которой рассказали нам одни из участников акции: «8 октября 2007 года в балке «Малинов Яр» на площади 1га сплошного облесения мы провели посадки березы повислой, рябины красной, ореха маньчжурского, клена остролистого. У нас есть мечта – через 4 года, когда мы окончим 11 классов,  после выпускного вечера приехать в этот уголок и встретить восход Солнца в СВОЕЙ роще».

«По велению сердца и в согласии с буквой закона» — именно такой девиз был предложен организаторами Всероссийского эколого-просветительского марафона «Зелёная планета 2007». И как показали итоги марафона, мы умеем, если захотим, делать добрые деяния – праведными.

председатель правления ООДЭД «Зеленая планета»

Марина Медведева

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2008 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someoneShare on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Оставить отзыв