Олег Тактаров – один из самых востребованных русских актеров в Голливуде. Выходец из засекреченного в советское время Арзамаса-16 Олег не только хороший актер, игравший в таких фильмах, как «Плохие парни-2» и «Роллербол», но еще и чемпион мира по «боям без правил». Мир знает его по прозвищу «Русский медведь».
Накануне российской премьеры фильма «Национальное сокровище», где Тактаров сыграл вместе с Николасом Кейджем, корреспондент «ММ» встретился с Олегом и узнал, как победить сильнейших в рукопашном поединке и какой он – Голливуд изнутри.
Олег, расскажите немного о родном городе, ведь в советское время он был чуть ли не самым секретным в Союзе, а теперь переименован в Саров и считается одним из святых русских городов…
Когда я только родился, его переименовали в Арзамас-75, до этого он сменил еще несколько названий. Таких городков в Союзе было что-то около девяти. Если говорить коротко, то Арзамас, по-моему, был маленьким раем в Советском Союзе, да и, пожалуй, на планете вообще. Я, наверно, в жизни постоянно искал такой вот рай – в Нижнем Новгороде, в Кстове, в Голливуде, но лучше Арзамаса так и не нашел. Думаю, у Берии было все-таки какое-то сострадание к ученым, которых он поселил в 47 году в такие городки – рядом с заповедными местами, где неповторимая природа, леса, озера. У нас люди жили в коттеджах, которые и не снились партийным работникам! В таких условиях создавалось то, что будет у нас на вооружении даже не сегодня, а только лет через 25.
Как вам там жилось?
Мы все, что было за пределами нашего города, называли Большой землей и вообще боялись туда ездить. Нам с детства рассказывали страшные истории, как там, на Большой земле, страшно, грязно и голодно. Так что можно сказать, что не нас прятали, а мы сами прятались. Если же говорить о культуре образования среднестатистического саровского ребенка, то она была в три-четыре раза выше, чем у любого советского школьника. Я учился в математической школе, и мы в шестом классе решали задачи уровня МИФИ или МГУ. У нас половина класса были дети академиков или профессоров.
Олег, скажите, а правда, что ваш детский приятель по секции САМБО теперь настоятель храма Серафима Саровского?
Да, это так. Я его случайно встретил в храме в один из своих приездов в Саров. Надо сказать, что ни один из учеников нашей секции САМБО не ушел в криминал, как часто бывает, например, с боксерами. Среди моих одногруппников были люди, которые сейчас стали успешными бизнесменами, руководителями банков, композиторами.
А почему вы выбрали секцию САМБО — дзюдо?
Наверно, детские впечатления возобладали во мне. Это, можно сказать, был правильный PR. Просто в то время дзюдо и САМБО только появились в СССР и считались экзотикой. У меня был большой выбор, куда идти – бокс, штанга, хоккей. Но для ребенка все это казалось таким банальным и надоевшим по сравнению с ребятами, которые выходили на ковер в красивых белоснежных кимоно и бросали друг друга!..
Расскажите немного, что такое «бои без правил»?
Я всегда был максималистом, и мне хотелось всего по максимуму, именно поэтому я не остановился на достижениях в обычном спортивном САМБО. Бои без правил в советское время были нелегальными, а вот за рубежом они уже относились к индустрии развлечений. Мне они дали как раз тот максимум, который я хотел. Их уровень, статус, престиж….
Поверьте, только на «боях без правил» раскрываются внутренние возможности человека, потому что через три минуты после того, как вышел на ринг, ты должен забыть, что ты — личность, что можешь испытывать боль. Иначе – выжить невозможно. А еще «бои без правил» — это шоу, которое смотрят миллионы людей во всем мире, это бизнес, это деньги, это серьезная раскрутка каждого участника. Потому что зрителям неинтересно смотреть на бойца хоть и хорошего уровня, у которого при этом нет какой-то изюминки.
Почему Вас прозвали «Русским медведем»?
У меня был менеджер, который дал мне возможность попасть на эти бои. Так вот, это был типичный неудачник по жизни, который пытался сделать деньги на всем. Его представления о России заключались в трех понятиях – «водка», «холодно» и «медведи», а меня надо было как-то представить на ринге. Вот и все объяснение…
Олег, вы уже десять лет живете и работаете в Голливуде, который многие считают сказкой…
Никакая это не сказка. Это жесткое, но покрытое улыбкой место, где множество возможностей, чтобы достичь чего-то, и множество возможностей, чтобы пропасть. Голливуд — это каста. Там существует начальный уровень, на котором находится просто бесчисленная масса актеров, желающих стать звездами. За ним идет второй, средний уровень, в котором я сейчас и застрял. А есть высший эшелон звезд первой величины, куда мало кто вообще представляет, как попасть. Там очень сильна преемственность: основная масса актеров обитает в этом эшелоне с детства, у них просто нет другой судьбы, они не представляют себе другой жизни. Например, Николас Кейдж – это племянник Кополлы, Дрю Берримор вообще коренная жительница Голливуда, у нее там снимается вся семья, начиная с дедушки, и т.д. Голливуд – это место, где для удачи актера должно совпасть множество факторов – талант, связи, труд. Хотя я, например, не видел среди современных звезд первой величины ни одного по-настоящему талантливого актера. В «среднем эшелоне» таковых гораздо больше!
Беседовал Денис Борисов
Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2004 г.