Актер Виктор Сухоруков угощает нас чаем и пирогами. Деревянные столы и стулья, рушники на окошках… Все по-домашнему уютно, как, наверно, и было в старину в любой подмосковной избе. И понятно, что место для встречи в одном из столичных трактиров Сухоруков выбрал не случайно. Он – настоящий подмосковный житель: по своим корням, по месту рождения и по убеждению.

Виктор Сухоруков родился и вырос в Орехово-Зуеве, учился в Москве, стал актером и четверть века работал в Санкт-Петербурге. Актерская слава настигла его, только когда он вернулся в столицу и успел разменять пятый десяток. Впрочем, на экране Сухоруков всегда молодой, энергичный, яростный. Этой активности ему не занимать. В кино ли, в жизни…

Виктор, у каждого человека есть свое видение родного города. Для кого-то это прежде всего дворик родительского дома, для кого-то школа, в которой он учился.…Расскажите о вашем Орехово-Зуеве…

            Все, что ты перечислил, это и есть Орехово-Зуево. Россия для меня  — родная страна, а Родина – Орехово-Зуево. Там сошлись мамка с папкой, там мой родильный дом, там я рос, оттуда уходил в армию, именно в Орехово-Зуево я был подготовлен, чтобы идти в совсем другую жизнь. Я даже не предполагал когда-то, что наступят такие времена, когда я долго не смогу хотя бы навестить родной город. Придут времена, когда могилы моих родителей зарастут бурьяном, и меня будет обуревать за это стыд. Придут времена, когда я стану гостем для Орехово-Зуево. А потом будет время, когда я могилы родных приведу в порядок, буду наезжать в городок все чаще и чаще. И может быть, мой переезд из Петербурга в Москву, после 25 лет жизни в Северной столице, это тоже возвращение к моему родному Орехово-Зуево. Это значит, что, прожив большую жизнь, поднявшись на горочку, я с этой горочки смотрю не на Америку, не на Европу, а всегда выискиваю среди облаков свое Орехово-Зуево. Были у меня всякие времена – мрачные, тяжелые, пьяные, и куда я всегда убегал «чиститься»? В Орехово-Зуево! А когда у меня в жизни случались праздники, и было ликование, я тоже бежал в этот город, чтобы поделиться с земляками своей радостью. За эти годы я трижды выходил на публику в зале Орехово-Зуевского кинотеатра «Родина», и это были мои этапные выходы – как на Голгофу, как на эшафот. Я выходил к моим землякам, кланялся и говорил: «Слушайте мой отчет!» И это были эпохальные моменты – после моих съемок в фильмах «Комедия строгого режима», «Брат-2» и «Бедный, бедный Павел!»

            Я ведь даже, когда меня позвали на «Золотой граммофон» вручать статуэтку Киркорову, хищно этак задумал со сцены Кремлевского дворца передать привет Орехово-Зуеву! Киркоров меня перебивал, мешал говорить, наверно, решил, что я ему хочу какую-нибудь пакость устроить. А я думал: «Да зачем ты мне нужен? Я привет Орехову передать хочу!»

            Расскажите немного, каким вы были в детстве. И вообще, какие тогда были подмосковные ребята, подмосковная жизнь?

            То, что я не оказался в тюрьме, или с ножом под ребрами – это чудо. Потому что мое детство пришлось на послевоенные 50-е годы, и у молодого поколения еще продолжал выделяться адреналин – послевоенный, отцовский. Это был перевал между войной и миром, а на этом перевале многие вещи возникали заново. И это было, как роды – все через боль, трудности, а также ошибки. Мое детство – это драки район на район, это поножовщина, это футбол, это танцы в городском парке, это учеба «на тройки», это сатиновые шаровары, парусиновые ботинки, стыдливая влюбленность, тайные покуривания отцовских папирос.

            А также детство мое было нищим, несмотря на то, что родители работали на городских фабриках, оставшихся  еще от Морозова. На них весь город стройными рядами ходил в три смены трудиться. Однако, семье моей средств не хватало. Мы жили в 21-й казарме – так назывался наш дом, построенный для фабричных рабочих. Это длинный коридор с комнатами, в каждой комнате — по семье, а в коридоре – общая кухня, общие сплетни, общие скандалы, общие пьянки и драки, общая любовь. Все вместе. Есть даже поговорка такая в Орехово-Зуево: «мы все родились под одним одеялом».

            Насколько я понял, вы с самого детства мечтали быть актером, и мечта сбылась. А почему актером?

            Меня, как и всех детей, заносило в мечтах очень далеко. Кем я только не хотел стать! Но почему-то мечта быть актером всегда стояла на первом плане. Мы не были избалованы театральной жизнью, наши представления о сцене находились где-то на уровне народного театра, а о кино… я влюблялся в него через индийские фильмы.

У меня еще в детском саду любимым праздником был Новый год. Потому что он давал мне возможность переодеваться, наряжаться. Я играл зайчика и мечтал исполнять роль Главного зайца, который прыгал бы впереди шествия зайчиков и раздавал детям маленькие морковки.

            В школе я имел уже две мечты – поехать в Артек и увидеть Индию. Понятно, что вторая мечта – это от индийского кино. А об Артеке я мечтал, начитавшись книжек Гайдара. Я читал и очень четко представлял себе и запах моря, и треск костра, и эти пилотки на головах пионеров, горны, барабаны, линейки… Я постоянно выписывал «Пионерскую правду» и однажды прочитал там объявление, что некая девочка в каком-то городе собрала две тонны металлолома и получила путевку в Артек. И я как дурак, когда все гуляли на каникулах, собирал этот металлолом. Наберу кучу, вызову вожатого, он репу почешет: ну, 1 кг 800 г есть… А я дальше ношусь по всей округе, таскаю корыта, тазы, ведра… Но ничего из этого, конечно, не получилось.

И вот когда совсем недавно я был признан лучшим актером на фестивале детского кино в Артеке, и меня туда пригласили, я тут же позвонил сестре в Орехово-Зуево и сказал: «Представляешь, это надо было прожить полжизни, стать знаменитым, чтобы мечта детства осуществилась!»

            Вы хорошо знаете и Москву, и Санкт-Петербург. Вам какой город ближе и почему?

            Я себя считаю московским человеком, а в Питер меня забросила судьба. Меня позвал Петр Фоменко к себе в театр, предложил роль 80-летнего старика. Мне было 26 лет. И сейчас я имею право говорить о Питере: все-таки 25 лет сознательной, пьяной, бурной, творческой жизни крепко связывают меня с этим городом. Там было все, там я сложился. А лучше мне все-таки там, куда я вернулся, — в Москве. Питер меня так и не сделал своим. Он сказал: «Да, знаем, уважаем, признаем». Но удостоверение «своего человека» он мне не выдал. Противостояние «Питер – Москва» меня удивляет. У этих городов же все разное: погода, небо, облака, сырость, земля под ногами. Все это фокусируется в характере человека, в человеческих отношениях, влияет на энергетику, на любовь! Я почему-то в Москву приезжаю и не пью, а в Питере я пил, пил, пил, я там захлебнулся этим пивом! И из театра меня выгоняли по «волчьей статье», и я там работал грузчиком, посудомойщиком…

            И если бы мне в Питере было хорошо!.. Он ведь прекрасен, загадочен, мистичен, он «под своим одеялом», но у него больше яду, чем у Москвы. Прости, Петербург! Этот город не задерживал меня, отпустил легко. Но как только мой поезд тронулся, Питер забыл обо мне, он больше не звонит и не зовет меня…. А Москва-баба, как только узнала, что я задумал, словно распушила свои юбки и говорит: «Иди сюда, я зацелую тебя! Я сделаю тебя счастливым!» Она уронила меня на свою пышную грудь, и я до сих пор лежу на этой груди, как глупенький ребенок!

            Вы говорили, что вам в театре скучно, кино лучше раскрывает вас как актера, как личность…

            А потому, что в кино я нужней сегодня. Говорят, где родился, там и сгодился, но это о земле. А о работе – где ты нужнее, там и дружнее. Меня сегодня в кино очень серьезно используют, я только из исторических персонажей уже сыграл Павла I, Хрущева, Бенкердорфа, Берию, Ленина. А какие грандиозные задумки сейчас! Приступаю к съемкам в фильме «Не хлебом единым» у Станислава Говорухина, я в нем играю директора металлургического комбината. И у меня, то есть у директора по сценарию, уводит молодую жену подлец-изобретатель, которого я пригрел на своей груди, но я его – сволочь – накажу! (смеется).

            Есть роли, которые привязываются к актеру на всю жизнь. Яркий пример – Бабочкин, сыгравший Чапаева, из современных – Безруков, для многих до сих пор оставшийся Сашей Белым из «Бригады», хотя у него ведь десятки ролей до и после этого сериала были. Считаете ли вы, что роль в «Брате» и «Брате-2» для вас судьбоносная?

            Я еще поставил бы в этот ряд Владимира Коренева, который играл в «Человеке-амфибии», это же был «синдром Ихтиандра»! А Анатолий Кузнецов из «Белого солнца пустыни»? Я знал об этом актерском синдроме и очень боялся. Постоянно говорил: «Не дай Бог сыграть такую роль, которая привяжет тебя к себе на всю жизнь!» Когда Сережа Бодров только прочитал сценарий «Брата-2», сразу мне позвонил и сказал: «Ну что, поздравляю! Это твой фильм!» Приятные слова. Но я даже не ожидал, что будет такой резонанс! Уже четыре года прошло после премьеры, а меня окликают, со мной общаются, как будто фильм вышел только вчера. И когда я вкусил этот «синдром Вити Багрова» или «синдром Татарина», я подумал: «Как страшно! Неужели я больше ничего не смогу сделать?» Потому что сразу посыпались подобные роли в «Русском спецназе», в «Антикиллере». А потом я сказал себе: «Ну и пусть, Витя. С тобой это случилось, произошло, а у тысяч талантливых актеров и актрис этого нет». И действительно, именно после этой роли меня начинают звать молодые, дебютанты, новое поколение режиссеров. А это огромное счастье! Они воркуют надо мной, надевают на меня парики, меняют цвет моих глаз – меняют мой облик, разбивая в пух и прах имидж Вити Багрова.

            И «Брат», и «Бригада», и «Бумер», по сути, идеализируют преступников. Многие считают, что это вредно для молодежи. Я помню, на презентации «Брата-2» кто-то из актеров вышел на сцену и сказал: «Меня часто спрашивают, неужели в Москве так просто купить оружие, сделать поддельные документы, угнать машину?» — я отвечаю: «Да!» — И громкий гул зала — в ответ. Как вы к этому относитесь?

            Это не идеализация преступников, это, скорее, иллюстрация времени. Это время диктовало тему, уверяю вас. Посмотрите сегодняшние сериалы: ну, немного стреляют, немного убивают, но на первый план уже выходит, скажем так, историческая тема. Возьмите «Бедную Настю», «Московскую сагу». На экран попадает социальная тематика, любовная, подождите немного – пойдет фантастика. Все наши фантасты будут реализованы на экране!

            Раз уж упомянули сериалы, вопрос возникает сам собой. А почему вы почти не снимаетесь в сериалах?

            В этом вопросе я согласен с Олегом Меньшиковым, который сказал, что в сериалах падает актерский профессионализм. Там просто бешеный ритм работы, и все на счету у продюсера или бухгалтера. Это масскультура, это поток, но это тоже направление в киноиндустрии. Я обычно делал хитро: соглашался играть в сериале, но обязательно такую роль, чтобы в последующих сериях этот персонаж исчезал. В «Ментах» мой Караваев появился в седьмой серии, а в восьмой его грохнули; в «Бандитском Петербурге» депутат Сухоруков-Глазанов появился в седьмой серии, а уже в восьмой утопил его Димка Певцов! То есть я вроде бы и снимаюсь в сериалах, а с другой стороны меня много не бывает. А это дает мне возможность сочинять роль, наполнять ее силой.

Скажите, в каких сериалах вас можно будет увидеть в недалеком будущем?

            Миша Шевчук, очень талантливый парень, который ставил все фехтовальные бои в «Сибирском цирюльнике», дебютирует восьмисерийным фильмом «Сатисфакция». Запомните это название! Это картина про уникальных людей нашего Отечества – Раевского, Жуленина, Николая I, которого сыграл Марат Башаров. А Витьке Сухорукову Шевчук поручил роль Бенкендорфа, начальника тайной полиции. Роль для меня тяжелая: я человек очень подвижный, никогда не сидел на сцене на стуле. А тут я играю человека, который весь мир сосредоточил в своем кабинете, превратил в шахматную доску и фигуры на ней. И еще одно. Почему я согласился – это фильм такой, что, если не посмотришь первую серию, не поймешь ничего вообще. Ребята, на съемках этого фильма у меня текли мозги! Ночные смены, изнурительная работа, съемка с разных точек, разных планов одной и той же сцены…. Но все дворцы Крыма открыли нам свои двери! Все снималось в настоящих исторических интерьерах – Воронцовский дворец, винные погреба.… Это просто сказка какая-то! И я никогда не буду жаловаться на то, что работа была тяжелой! Потому что это моя любовь, а как можно жаловаться на любовь?

            Василий Мищенко снял новый многосерийный фильм «Атаман» — это 99-й год, криминальное время в России. И моя роль – бывший комсомольский работник, который при переделе имущества и власти стал владельцем банка, попал в мафиозные структуры и плохо кончил. Но роль такая интересная! Там есть один монолог, ради которого я согласился бы в любом случае; он звучит, когда меня на самолете возвращают из Греции в Москву, а что там вообще – сами увидите.

            Виктор, как вы любите проводить свободное время?

            Всю жизнь я любил собирать грибы. Я часто уезжал в Карелию, где у меня есть свое любимое озеро, своя любимая база, и там в одиночку бродил по лесам. Сегодня мне просто некогда туда ездить. Как назначу время поездки, так обязательно что-нибудь случается – съемки или какие-то еще мероприятия. Так что альтернативой выступают шесть соток, которые я недавно купил в Орехово-Зуеве. Я люблю что-то выращивать, облагораживать территорию цветами, сажать картофель, редис. Вот это теперь мое хобби – роман с землей. И я этим с удовольствием занимаюсь, потому что в то время как я копаюсь на грядке, я сочиняю стихи, придумываю свои ноу-хау для будущих ролей, упорядочиваю уже используемые мной приемы актерской игры.

Пожелайте что-нибудь подмосковным жителям, вашим землякам…

            Передаю привет всему Подмосковью и, конечно, жителям Орехово-Зуева. Название-то у нас какое – Под-Московье. Но это совсем не значит, что мы должны быть «под Москвой». Мы – ожерелье этого города, мы — бусы нашей столицы, мы – ограда Первопрестольной…

Я желаю моему Подмосковью процветания, чистой воды в реках, крепких семей, благоразумного пьянства. Но самое главное, дорогие жители Подмосковья, давайте будем помогать друг другу и не будем оставлять друг друга в беде, потому что беда, как последняя сволочь, в нашей жизни стоит за каждым углом. Будем бдительными, будем уважать друг друга!

Беседовал Денис Борисов

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2005 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.