ГЕНИЙ СКУЛЬПТОРА ФЕДОРА ВИКУЛОВА

Федор Викулов – наиболее грандиозный из всех скульпторов современности. На его восьмидесятилетие из разных концов России, а теперь принято говорить еще и из ближнего и дальнего зарубежья, съехалось множество творческих людей.

Экспонаты были превосходно размещены в просторном зале Измайлово на целом этаже.

Федор Васильевич родился в крестьянской семье под Тобольском. Скульптурой занимается с 1935, начиная уже с 1937 участвует как во Всесоюзных и Республиканских, так и в Международных выставках. Участник Великой Отечественной войны. Сражался как стрелок-радист.

Главная тема его творчества— Россия, ее героическое прошлое, ее подвижники и герои: Сергий Радонежский, воины-иноки Пересвет и Ослябя, “Крылатый холоп”, “Петр-Строитель”, “Ермак”. Среди его работ скульптурные портреты князей Святослава и Александра Невского, Дмитрия Донского и Михаила Кутузова, Пушкина и Менделеева.

Герои Федора Викулова – герои нашего Отечества. Нет. Прошу не путать. Отечество – это Родина, а не государство. А героями Родины являются не кровососы-чиновники, а личности, действительно посвятившие основную идею своей жизни современникам своим и нам с вами, будущим потомкам.

Особенно поражает точность деталей. Викулов, прежде чем работать над тем или иным изображением, досконально и точно изучает каждую «значительную мелочь» заданного времени. Например, Пересвета, бившегося с Челубеем, изображают как правило, богатырем в латах. На самом деле, перед битвой Пересвет одел монашеский куколь.

А вот на нас глядит Александр Невский. Мы вчетвером уместились бы в развороте его богатырских плеч! А вот Дмитрий Донской. И сколько красоты, мощи в соколином взоре! Как красиво и типично славянское гордое лицо!

Поистине «там русский дух, там Русью пахнет!»

Вот жены декабристов, своим примером показавшие пример трогательной верности и женской преданности своим мужьям.

Вот генерал Скобелев на скакуне. Отработана каждая медаль. Каждая жилка у коня в напряжении. Скульптуры, словно живые… только выполнены в гипсе.

Вот Михаил Фрунзе, у которого в битвах не было ни одного поражения. А вот целая плеяда русских писателей и поэтов.

По какой-то непонятной причине Москва не дает разрешения на установление памятников авторства Викулова. Как бы нет денег на бронзу. Нет слов для СМИ. Талант Викулова замалчивается, затирается. Нет места для героизма и патриотизма в нынешней послеперестроечной России. И бывшие советские люди, а теперь россияне, собравшиеся на юбилей, от бессилия своего пожимали плечами, и задавали себе и друг другу один вопрос: Почему и когда мы перестали быть русскими и называемся теперь россиянскими? Почему лучшее наше достояние укрывается в мастерской и не имеет доступа на площади и скверы столицы?

Может, секрет кроется именно в этом слове? А, может, Москва не может простить скульптору его неоднозначное творение, где Великолепно вылепленный рукою мастера Георгий Победоносец попирает копытом лошади пойманного на цепь, отвратительного на вид дракона, со змеиным телом и откровенным лицом Мавроди…

Мы часто бывали в его мастерской и ранее. Вы не поверите! Все эти бюсты и статуэтки, размещенные по всему этажу громадины Измайлово, все эти скульптурные композиции находились на небольшом пространстве двух комнатной квартиры!

Но, не смотря на притеснения властей, и организованную политику «не ругать и не хвалить, а просто не обращать внимания, как будто человека нет»(вы понимаете, какой документ я цитирую!) художник живет. Художник творит, художник изыскивает силы на творческий поиск глубочайшего исследования деталей, которые ему кажутся значительными.

На юбилее Федора Васильевича было несколько ключевых выступлений. Михаил Васильевич Ножкин, поздравлял горячо и остро. Собственно, его приезд уже явился подарком юбиляру, которого он искренне уважает и любит, и это было видно по его словам:

— Вами гордится Россия, и вы нужны России! – закончил Ножкин.

Михаил Иванович заботливо передал микрофон очень скромной на вид женщине.

Художник Светлана Савицкая подарила скульптору уникальную вещицу. Экслибрис, выполненный по своему графическом рисунку в виде великолепных перьев, сложенных буквами ВФВ – Викулов Федор Васильевич. Причем в эти буквы была вписана фигура предполагаемой Музы. Достойный подарок достойному мастеру неожиданно венчался авторской песней под гитару. Голос у Светланы оказался чист и тонок, но силен и крепок. Непредсказуемо мощно смыслом своим и красотою слова охватило зал оцепенение:

— Взгляд икон и скорбит и судит.

Боль в том взоре, урок и грусть.

Бог испытывает, кого любит!

Не сдавайся, Святая Русь!

Может, хватит скорбеть и каяться?

Кто сказал, что на смерть тебе?

Все иудам простить старается

Русь, распятая на кресте!

Опозоренную, не отпетую

Вновь терзают ее враги.

Душу русскую, душу светлую,

Душу, Господи, убереги!

Отец Викентий, присутствующий на празднике, высказал сразу же свою точку зрения, и подчеркнул, что каяться-то как раз нужно ежедневно. Он посоветовал автору переписать слова песни, и благословил присутствующих, окропив святою водою скульптуры, пожелав скульптору долгих лет жизни, а его работам множественных широких выставок.

Депутат Реутовской городской Думы Валерий Зайцев, перехватив инициативу с поздравлением,  долго и подробно говорил о спасении Отечества путем развития малого и среднего бизнеса в его Социально-деловом центре «Инициатива».

Там временем гости разбрелись по залам. Долго и с восторгом любовались они плеядой героев нашей Земли. Более 600 скульптурных и живописных работ академика Ф.В. Викулова было представлено на выставке «Образы России» в ТГК Измайлово корпуса «Д» на первом этаже! Все мы мысленно желали юбиляру крепости духа и долгих творческих лет жизни. Ведь так непросто в наши дни быть человеком, таким вот человеком – творцом с Большой буквы!

Михаил Барчиков

Публикация газета «Москва Соборная» г. Москва, 2000 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.