Живопись Жанны Яковлевой ворвалась в тысячелетие, как откровение новой формации. Что там на ее полотнах? Да, ничего особенного. Извечная тема женской первозданности и красоты. Графика. Пейзажи. Натюрморты.

Но только там обнажено вопиет внутренний свет. Белый-белый, как первый луч солнца, увиденного нами при  рождении.

Жанна Яковлева, ставшая членом союза художников в 2000 году, в 2006-ом уже получает Диплом Российской Академии Художеств. Ее выставки проходят в России, Китае и Франции. Она дважды становится призером «Золотой кисти» в Москве, получает первую премию в Париже и Гран-При на Весеннем Вернисаже.

Вильям Мейланд утверждает, что при первом знакомстве с фафическими и живописными произведениями Яковлевой кажется, что имеешь дело с убежденным художником-шестидесятником, исповедующим эстетику «сурового стиля». Между тем она принадлежит к совершенно иному поколению, для которого «суровая» стилистика — дела давно минувших дней.

Нет. Ее авторские находки действуют на созерцателя не менее пронзительно, чем улыбка Джоконды.

Мейланд не исключает, что причиной подчеркнутой композиционной лаконичности и сдержанности в цвете является определенная «строгановская» школа и специфика графического дизайна, которому Яковлева так или иначе отдала дань в годы учебы и во время первоначальной свободной практики. Дальнейшее становление живописной и графической манеры нашей героини определило, на его взгляд, что можно было бы условно назвать здоровым традиционализмом. В большинстве ее произведений есть прочная пластическая логика и необходимое напряжение, соответствующее величине плоскости, покрываемой штрихами и красками. Причем любопытно, что в большинстве композиций почти нет предметов. Даже натюрморты, которые немыслимы без хотя бы минимального предметного ряда, она умудряется строить из каких-то теней, штрихов и пятен, долженствующих обозначать цветы, фрукты, силуэты столов, стульев и других несущих плоскостей, предназначенных для размещения материальных объемов, которые Мейланд не решается назвать вазами или блюдами, так как ничего подобного зрительский глаз не обнаруживает.

А и не надо обнаруживать. Живопись Жанны просто надо чувствовать. Подходить к полотну, пить его чистоту и убеждаться: да, это свет! И это тьма. Это наивная беззащитность и всесильность гения света.

Художница оперирует соотношениями цвета и тона, штриховыми массами, отдельными линиями и световыми пятнами, то есть всем тем изобразительным арсеналом, который и определяется термином «пластика»… К удачам последних лет можно было бы отнести графические пейзажи художницы. В ее живописных работах есть очень важное качество, которое можно назвать- отсутствием случайности или более привычным и емким названием — «монументальность». То есть перед нами не расслабленное рисование- живописание всего и вся, что попало на глаза жадному до натуры автору, а осмысленный отбор и построение увлекающего, затягивающего в себя подвижного пространства. А это означает, что Жанна Яковлева не только ищет пейзажные варианты своей «дороги к храму», но и находит свой путь в искусстве, переходя из стадии многообещающего творческого организма к подлинному мастерству.

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2007 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.