Задаваясь вопросами о том, где и из чего складывается интеллектуальное будущее России, мы поняли, что истоки надо искать ни в институтах, ни в школах, а именно в детских садах. Не в самых плохих. И ни в самых лучших. А в обыкновенных среднестатистических, в которых находятся дети большинства нормальных семей.
Так мы попали в город Реутов. В сад под номером 15 с ласковым названием «Солнышко». И обратились не к заведующей и не к воспитателю, а к работнику промежуточного звена – старшему воспитателю, чтобы узнать подробности о том, как и чем занимаются наши детки.
Героиней нашего материала стала Наталия Львовна Мысякина. Старший воспитатель в 15 саду.
– Наталия Львовна, что входит в обязанности старшего воспитателя?
– Это работа с воспитателями, с родителями, с музыкальными работниками, узкими специалистами, такими, как психолог или логопед.
– Сколько лет вы проработали в детском саду?
– 25 лет простой воспитательницей, а старшим воспитателем – 8-й год.
– Расскажите, пожалуйста, из чего складывается ваш рабочий день?
– Прихожу утром – делаю обход групп. Это не только контроль, необходимо сказать: здравствуйте, пожелать доброго дня, узнать, кто чем дышит, проконтролировать, что нужно сделать, чтобы люди лучше работали.
– Во сколько детишек приводят в садик? И когда забирают?
– Как и любой сад, мы работаем с 7:00 до 19:00. Приводят детишек папы и мамы. С пол девятого до 9 детки кушают. Обычно это каши, какао, хлеб, сыр, кофе с молоком. Называется – сбалансированное правильное питание. Как положено. С 9 до 11, в зависимости от возраста, – занятия. Одно утром, другое вечером. У маленьких – одно занятие. С 9 до 11 – тут и развитие речи, и изобразительная деятельность, РЭМП (развитие элементарных математических представлений). Изодеятельность – лепка, аппликация, рисование, конструирование любое из природного материала, пластмассового и деревянного конструктора, бумаги. Детки делают машины, гаражи. Обязательна музыкальная деятельность и физкультурные занятия. У старших – по 2 занятия. У подготовительной группы может быть по три занятия.
И обязательно есть познавательная деятельность.
– Что в нее входит?
– Дети знакомятся с основами безопасности жизнедеятельности. Это и пожарная, и милиция, и скорая. Они узнают, как вести себя, кому открывать дверь, как пользоваться газом, и т.д.
– Да, видно, что дети в хороших руках. Занятия по физкультуре как проходят?
– Физические занятия проводит специалист инструктор.
– А музыкальные?
– Обязательно. Без этого никак нельзя. В садах всегда есть музыкальный работник. И на нем тоже много нагрузки. Спектакли, сценки, праздники – все это проводятся вместе с музыкальным работником. Помогают, конечно, и родители, и воспитатели, и старший воспитатель над ними.
– Бывают ли у вас конкурсы, и если да, то какие?
– К конкурсам и к выпускным мы готовимся каждый год. Собственно вся жизнь сада разделяется на праздники и на подготовку к ним. Как только заканчивается Новый год, впереди уже 23 февраля, 8 марта. А за ними – майские. А дальше – конкурс «Волшебный мир сказки», который проходит вот уже 4-й год.
– Сказки тематические?
– В основном – да. Первый год – 2005-й, мы проводили под эгидой сказок Андерсена. В 2006-м ставили русские народные сказки. В 2007-м проводили постановки интерпретаций русской сказки в современном варианте. Сейчас, в 2008-м будет проходить под эгидой Чуковского. Наш сад готовит «Муху-цокотуху». Постановка плавно перетечет в выпускной вечер подготовительной группы.
– Как проходят мужские праздники?
– О, это всегда интересно. 23 февраля построен на музыкально-спортивном досуге, совместно и с музыкальным работником и с физинструктором. Но, опять же, без старшего воспитателя ничего не бывает. Приглашаем мы и пап, и дедушек, и старших братьев, которые либо учатся, либо учат, либо служат. Они приходят в военной форме. Это всегда эффектно и красиво. Вкратце рассказывают детям о военной службе. Девочки – зрительницы, красивые, нарядные, поют и танцуют для мальчиков. А мальчики показывают свою богатырскую силу – проводятся эстафеты, конкурсы. В итоге каждый получает приз. Как правило, побеждает дружба, сила, ловкость. Дедушки и папы иногда даже плачут, так тронуты бывают вниманием, и как всегда не остаются без подарка.
– А женские праздники?
– А праздник 8-е Марта посвящен мамам. Там программа полна стихов, танцев, музыкальных сценок. Мы проводим праздники в каждой из групп в течение недели с 3 по 6 марта включительно, начиная с младших. Подготовка, как я уже сказала, к 8 марта начинается прямо с Нового года. И естественно, приглашается много людей. Всегда дарятся подарки. Женские дни проходят замечательными и светлыми.
– Что добавилось нового в программу за последние годы?
– Мы теперь проводим и такие интересные новые праздники, как Масленица. Приглашаем артистов. И это очень, на мой взгляд, правильно, потому что на таких мероприятиях изучаются традиции народа, представлены забавы, дети участвуют в перетягивании каната, прыгании в мешках. И родители участвуют тоже. Одевают заранее приготовленные кокошники, колпаки. Пекут блины на улице.
– Как часто детки у вас бывают на свежем воздухе?
– Прогулки ежедневные – 2 раза в день. На прогулках идет постоянное наблюдение, подвижные игры. И индивидуальная работа. Чтобы не обижали друг друга.
– Сон?
– Сон обязательно с 1 до 3. И во второй половине дня после сна – полдник и свободная деятельность. Дети занимаются с воспитателями. Далее – опять улица и уход домой.
– Кто следит за питанием?
– За питанием следят заведующая и медсестра. Пища подается в группы. Сад стандартный, построен 40 лет назад. В более современных, я знаю, детки ходят в специальные столовые.
– Чем ваш сад отличается от других?
– Для развития духовно-нравственного воспитания у нас есть русская изба. Там мы показываем прялки, печки, полотенца и тканные одеяла. Изба представлена в полном спектре, расположена в отдельном помещении. У нас есть зимний сад, где представлены все комнатные растения. Они цветут круглый год, летом мы их выставляем на улицу.
Я сама лично с мужем сделала березовые постройки – колодец, мостик переходной сбитый, скамейку. Это все добротное, действующее, основательное, оно обыгрывается детьми.
– Проводится ли в саду кружковая работа?
– Да, конечно. Кружковую работу проводят воспитатели. У нас есть даже методики, которые придумали именно в нашем саду. Они развивают мелкую моторику руки, готовят детей к письму в школе: лепка, рисование, конструирование и еще очень интересное направление – изонить. Детишки не прошивают этой нитью, а делают узоры на липкой ленте по нарисованному педагогом сюжету. Детки закручивают цветную нить пальчиками, учатся при этом работать и думать. Эти занятия тончайшей техникой дает очень хорошие результаты при подготовке к школе. Одна работа по липкой ленте даже ушла на областной конкурс, посвященный дорожному движению, и по городу стала первой.
– Бывают послушные дети и непослушные. Как вы с этим справляетесь?
– Да, в каждой группе бывает по два-три проблемных ребенка. У каждого воспитателя имеется свой подход. Свои методы.
– Я слышала, в детских садах большая текучесть кадров. Как вы считаете, отчего это происходит? От низкой заработной платы?
– Проблема не только в том, что оплата низкая. Иногда приходят случайные люди. С образованием, но уходят. Иногда наоборот. Без специального образования, но наши от Бога, только таких очень мало. Да. Есть текучка. Но есть люди золотые, есть серебряные, есть необыкновенные. Они не уходят. Задерживаются. В этой профессии нужна душа и понимание.
– Сотрудничаете ли вы с социумом города?
– Да и очень плотно. Городских конкурсов много. И конкурс сказки, о котором я говорила, и волшебные старты. У нас на стадионе построили физкультурно-оздоровительный комплекс. Там проходит спортивная игра «Веселые старты», в которой принимают участие в основном старшие детки: 6–7 лет. Это в марте. В апреле – сказки, а осенью – «Разноцветный мир» – конкурс рисунка. Участвуют все сады Реутова. В городе – 14 садов.
12 февраля прошел конкурс «Юные интеллектуалы», в следующем году ему будет 10 лет. Реутов – первый город в области, где он начал проводиться, эстафету приняли Троицк и Подольск. Проводит его наш житель Александр Ильич Савенков, профессор кафедры психологии и развития МПГУ. Также мы тесно сотрудничаем и с реутовской картинной галереей, постоянно водим детей на экскурсии.
– Что самое главное в вашей профессии?
– Любить и понимать детей.
– Как вы думаете, от вас зависит интеллектуальное будущее России?
– И от нас, и от родителей, и от правительства. От самих детей. От многих составляющих. Поэтому мне хотелось бы пожелать быть всем внимательнее быть друг к другу, к нашим общим проблемам. Не отказывать в помощи. Быть терпимее.
Светлана Савицкая
Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2008 г.