КОМАНДИРОВКА НА ВОЙНУ. АЛЕКСЕЙ ПОПОВИЧ

 

Есть в Реутове совет воинов-интернационалистов «Единство», который объединяет около 120 человек. Это бывший командный состав, солдаты, сержанты, воевавшие не только в Афгане, но и в Анголе, Корее, Чехословакии, Венгрии, ГДР, на Кубе. Люди эти несколько замкнуты, нео­хотно рассказывают о пережитом, но так уж случилось, что волею судьбы оказались мы за одним столом, на котором дымился располагающий к доверительной беседе кофе, с председа­телем того самого совета Алексеем Борисовичем Поповичем. Много рассказал он такого, что явилось для меня откровением, многое отложилось в памяти до лучших времен.

Сам Алексей не был кадровым военным, по профессии он мате­матик. Увлекался альпиниз­мом. В 1978 году попал из за­паса в 56-ую десантно-штурмовую бригаду. Тогда срочно потребовались «горно-копытные» специалисты. Пересекли грани­цу за двое суток до официаль­ного объявления о вводе войск. За два дня преодолели 60 км перевала, встали на точках и осуществляли контроль за движением.

Алексей, вам как-то объяснили необходимость вторжения на чужую терри­торию? — спрашиваю его.

-Для оказания помощи братскому афганскому народу.

Ну и как? Помогли?

Алексей Борисович не меня­ется в лице, но глаза становят­ся какими-то жгучими, что рож­дает отторжение, как все непо­нятное и пугающее.

— Основная масса выполня­ла приказ, чтобы выжить. По­нятно, что десант предназначен был для других целей. Сначала мы думали, что это нена­долго, ждали «на чемоданах», через полгода я понял, что возвращение домой произойдет нескоро, и что ни о какой помо­щи не может быть и речи, потому что приказы отдавались такие: «Наших товарищей по­стреляли, отомстим за смерть и раны…» Кому? Тем, кому при­шли помогать? И мы мстили за погибших ребят.

-Как?

Когда у человека есть оружие… — Алексей вдыхает сига­ретный дым. — В общем, за пол­года мы так преуспели, что про­тив нас поднялся весь народ. Фактически мы воевали с наро­дом, а эта война бесперспек­тивна. В истории много приме­ров…

Почему же так получи­лось, ведь ты говоришь, в первые дни вас встречали довольно дружелюбно?

Виной тому порочность во­инского устава, где говорится «выполнить приказ командира любой ценой». Эта фраза не позволяет ослушаться приказа, заведомо неправильного. Именно поэтому через какое-то время мы превратились в «бан­ду убийц». Были случаи грабе­жа, да всякие попадались уб­людки…

Как вас кормили?

— Скотину так не кормят. Пер­вые три месяца мы ели то, что удавалось «снять» со своих же колонн: хлеб, тушенку. Потом стали поступать продукты из стратегических запасов: хлеб 1938 года изготовления, тушен­ка 1933 года…

От голода умирали?

Больше от страха, от глу­пости, от пуль. Духи срезали головы со звездами даже у ра­неных. Иногда стрелялись. Но нас Бог миловал. За два года по батальону потери среди офицеров составили 30 про­центов, среди солдат — 25 про­центов.

В первые дни были у нас два брата-близнеца. Так одного сразу же убило. Отслужить им

оставалось считанные дни. Ко­мандование решило, пусть хоть один останется. Повез родителям цинковый гроб…

Алексей рассказывает про Афган, про смерть, про жизнь, про горные дороги, про «вер­тушки»…

А что больше всего по­трясло тебя? Или трону­ло? Может, удивило?

Рыбы очень много в реках. Мы ловили ее бреднем. А ре­бята глушили. Знаешь? Кида­ют шашку, и вдруг исчезает вода, и видно все дно, даже камни. Но это на секунду, а по­том вода опять смыкается, и течет рекой.

А рыба?

Всплывает потом на пере­катах…

А женщины там краси­вые?

Не то слово. Глаз не отвес­ти! Но пока молодые, 11-15 лет. Их замуж рано выдают. В трид­цать они уже глубокие стару­хи… Раз случай был. Колонна шла с гаремом. До сих пор за­быть не могу! Столько красавиц сразу я никогда не видел! Пря­мо персики! Ранило одну в бед­ро, сверху навылет. Я ее ле­чил, забинтовал, дал обезболи­вающее…

А оружие, Алексей?

— Очень хорошее оружие. «Калаш» 74-й модели. Легкое. Меньше калибр, дальность стрельбы 2 км.

И что, убивал?

— Когда в тебя стреляют, и ты в ответ…

А совесть не мучает теперь?

— Совесть дана человеку для того, чтобы не оставлять его в покое. Если она молчит, значит, ее просто нет. Мне не нравит­ся, когда в бедах, сваливших­ся на нашу страну, обвиняют людей пожилых, которых уже нет у власти. Где были эти об­винители, когда те люди были сильны. Я полагаю, что они были в числе тех, кто громче всех пел им хвалебные песни.

Что значило для вас та­кое понятие, как гражданс­кий долг?

— Среди тех, кто меня окру­жал, я не видел человека, ко­торый не руководствовался бы этим чувством. Другое дело, что люди не любили об этом говорить.

А как встречала тебя Отчизна?

— Волокита, отказы, фор­мальные ступеньки… Я был первым, кто попал в город с таким удостоверением. При­шлось выбивать права, и не только для себя, но и для со­вета «Единство». А это, по сути, неправильно. Потому что не человек для социальных служб, а социальные службы для человека.

Какая у вас связь с дру­гими организациями, с вои­нами-интернационалиста­ми?

Когда надо, люди обраща­ются. Когда не надо — я их не беспокою. У нас в основном здоровые нормальные мужики, которым не нужны подачки. С помещением помог город. Когда нужен был телефон, обратился к главе города А. Н. Ходыреву, помощь  последовала незамедлительно.

Чем занимаешься в обществе как председатель, что уже сделано?

Помогли нашим ребятам получении жилья, участков, телефонов, распределяли посылки из-за рубежа. Хочу поблагодарить Анну Васильевну Бабалову и администрацию города за помощь и поддержку.

А как проходит жизнь на гражданке?

О! Это совсем из другой оперы. Человечество, на мой взгляд, вступает в новый этап своего существования, появились разумные существа, которые не ниже человека по интеллекту, я имею в виду компьютеры. Я занимаюсь программой «Универсальный переводчик» которая умеет учиться, проводить аналогии, делать выводы…

Светлана Савицкая

Публикация газета «Реут» г. Реутов, газета Факт г. Балашиха 2000 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.