Слова, что вода. Много слов – много воды. Много говоря о Ляпко, можно не сказать главного, как в той поговорке, «как бы с водою не выплеснуть ребенка»! Так вот где суть – в нашем детстве!

А где живет детство Ляпко? Его душа?

Может быть там, под Коломной в поселении Малены, куда он так настойчиво звал меня несколько раз?

Выезжать пришлось ранним утром после бессонной ночи. Но я согласилась.

Весна только-только пробуждалась в земле маленькими солнышками мать-и-мачехи. И небо становилось все чище, чем дальше мы удалялись по Рязанке от МКАД.

С нами был еще один доктор из Украины Володя Лебеденко. За время пути мы быстро подружились.

Итак, чем дальше мы отдалялись от МКАД, тем чище был воздух, и соответственно грязнее дорога. Потом и она пропала. Осталось только направление, по которому мы должны были найти заветную точку на карте жизни.

И вот мы прибыли по русскому бездорожью в самую обыкновенную на вид деревню русской глубинки.

Николай Григорьевич оказался желанным гостем. Его встречали.

Поселение. А что можно сказать о нем? Назвать это большим массовым экспериментом? Вообще то, по большому счету вся наша жизнь и есть эксперимент. Другое дело, доля риска каждого из нас в новизне.

Жизнь современного человека, уязвлена тепличными условиями жизни. А, если уйти от «плюсов» современности?  Совсем уйти? Образовать свою, не узаконенную никем, а только собой «ячейку общества», не как Надежда Лыкова за Большим Абаканом в тайге, а собрав родственников недалеко от основной цивилизации, но и как бы отдельно от нее? То есть, оградить и себя и их от назойливого воздействия, мягко скажем, того, что окружено МКАД?

Так и поступила Лена. После обряда посвящения в православие дохристианское ( чтобы было понятно непосвященным, в свете это принято называть язычеством, хотя это не совсем правильно) обычно дается второе имя. Она выбрала имя Малена. Возможно, это обозначает мать Лена. Ее функции в общине разнообразны. Малена проводит обряды. Заботится обо всех домах, семьях, детях. Принимает роды. Лечит. Изыскивает средства для проживания и пропитания. Сочиняет сценарии, а также слова и музыку к обрядовым песням. Внимательно изучает книги новых авторов, которые находятся с нею в одном информационном поле, например такие, как супруги Гнатюки или профессор Валерий Чудинов. Пишет свои «откровения, посланные ей свыше». К тому же, как дизайнер в архитектуре и одежде создает модели будущих шедевров в рамках своего поселения.

И побыв среди жителей деревни Малены час, другой, третий, понимаешь, что это не игра. Многие представители «новоделов» или так называемых, языческих общин, коих множество в Московии, устраивают свои праздники, кто во что горазд. Говорят кто о чем! У каждого свои обряды. Свои боги. Свои даты… Но живут они возле теплых туалетов, и следит за подачей воды в их краны и электроэнергии в их компьютеры, а также за мусором, брошенным ими на дорогах, не кто иной, как мэр Лужков.

Коломенский же эксперимент  действительно получился, потому что это вросло в их жизнь. Невольно подчиняешься внутренним строгим законам и множеству условностей. Вместо удобных брюк журналиста натягиваешь давно забытую в дальнем углу шкафа юбку, а на голову — платок, потому что на данной территории нужно непременно находиться в головных уборах.

Там принято вместо слова «здравствуйте» приветствовать друг друга словами «земной поклон». Дети проходят учебу экстерном и не приносят оценок выше тройки, как рассказала Малена. Но зато с детства они знакомы с тем, откуда у коровки растут титечки, и как добыть из них молочко. Как своими руками построить избу. Как пахать на лошади. Как водить машину. Как любить Родину. Как быть верным одному человеку и жить общиной, помогая друг другу. Как кричит петушок и несет яйца курочка.

Кстати, о яйцах. Мы и прибыли в день особый. В той деревне он называется День Мирового Яйца. По древнему славянскому преданию, землю из глубин океана подняла на поверхность мировая уточка. «И снесла два яйца – черное и золотое. Из золотого родились птицы добрые – Финист ясный сокол, птица матерь Сва, Алконост, а из черного злые птицы подземного мира – вороны, птица подземного мира могол, лебедь – обида с печальным лицом»…

День иногда совпадает с христианской Пасхой ( по-еврейски «спасение», вывод евреев из Египта, по Библии) и еще он называется праздником «Отпущение птиц на волю».

Раньше ведь не было радио. И телевизоров не было. Скоморохами и шутами веселили себя только богатые. А бедный люд ловил в лесу птиц певчих. Всю долгую зиму радовали птицы славян своим щебетом. А по весне их отпускали из клеток на волю…

А еще праздник совпал  с великим праздником Раданица, это самый главный день встречи с предками в году.

Чтобы попасть на праздник Мирового Яйца, нужно было проехать в другую деревню к обрядовым постройкам. Возможно, когда-то там было какое-то древнее православное капище, а теперь оно выстроено заново.

Машины местных жителей застревали по бампера в земле, но каким-то чудом выкарабкивались. Но наш миниавтобус увяз сразу. Николай Григорьевич взял в руки баян. Володя – остальные сумки. И с песнями, время от времени проваливаясь по колено, мы прошли еще километров пять.

Надо сказать, мы шли не одни. Наряженные в праздничные одежды родственники Малены, покинув застрявшие машины, тоже выдвигались на торжество. На мужчинах( не знаю, может быть у них принято говорить, «на мужиках») и мальчиках шелковые рубашки разных ярких цветов. Кожаные сапожки типа «казаки». На женской части поселения от девочек до бабушек — специально пошитые чепцы тоже из разных цветов шелка( алого, белого, малинового, салатового, голубого, беж), но с кружевами. Женские и мужские костюмы напоминают одежду казацких станиц дореволюционной поры, если не обращать внимания на чепцы, кружева и яркий шелк, более похожий на цыганский сценический.

Все от мала до велика собрались у ворот с надписью «Правоведи» и знаком: двумя С, как доллар без палочки, прямым и перевернутым. Как нам показалось по ходу действа, обозначает он, скорее всего лебединые шеи и лебединую верность, что соответствует действительной жизни правоведов в быту. Николая Григорьевича все называли вторым его именем Коловрат (производное от Коля). Он полностью и сразу перенял обычаи и чувствовал себя среди правоведов, «как в своей тарелке», поминутно восхищаясь то нарядами, то резьбой, то обычаями, активно и с доброжелательностью общаясь. Мне нравилось наблюдать за его радостью. И, чтобы убедиться, насколько он искренен, даже несколько раз пришлось провоцировать неожиданными вопросами.

Но, похоже, он был просто счастлив в этот день, попав сюда далеко от цивилизации под весеннее солнце. Его неразмышляющее, доверчивое, детское счастье удивило меня. Ничего себе мальчик! С седой бородой! Как говорил Андерсен «Что нужно человеку? Солнце! Небо! И… маленький цветок!» Похоже, цветком был в тот день для Ляпко праздник Малены.

Тем временем, врата открыли.  Нас  впустили на просторную поляну через подмостки сцены под открытым небом. Слева мы увидели около десяти огромных спиленных пней в кружевных скатертях, в виде столов. Рядом  с ними по семь-восемь раздвижных стульчиков.

Впереди дом, из которого и вышла Малена. Очень красивая, седая, но еще не совсем пожилая женщина. В серой гипюровой блузке, обшитой серыми же кружевами. Как и у всех серый шелковый казачий двойной сарафан( юбка и жилетка с напуском). На голове убор, более напоминающий корону или кокошник серого шелка, украшенного макраме из жемчуга. В руках белая легкая шаль.

Малена пела. Все слушали. Она раздвинула руки, и шаль ее стала напоминать крылья легендарной птицы. Из домика, увенчанного восьмиконечными звездами и украшенного резьбой и символами коловратов, вышел парень в маске солнца. И снова поет Малена. На этот раз все подпевают.

Потом Малена возжигала костры. И снова пела. Потом всех построили хороводом. Каждый назвал свое православное имя. Еще один круг. Малена достала из колодца воды и подошла к каждому. Каждый отпил воды и умылся.

Таким образом, в обряде принимали участие не только люди, но и четыре стихии – Земля, Небо, Огонь и Вода.

Всех пригласили к столам.

— Здравствуй дом! – здоровалась с каждою семьею Малена, подавая каждому участнику события ломтик хлеба, намазанного медом.

— Земной поклон, — отвечал каждый и добавлял, — славлю род твой и тебя вместе с ним.

Так сделали и мы.

Это повторилось и, когда она обнесла каждого хлебом, посыпанным солью, а потом и  сурьей.

Вареные яйца, выкрашенные в разные цвета, были подвешены в специальные корзинки. А еще угощали пирожками с мясом и капустой.

Надо заметить, хлеб правоведы пекут сами. А этот, праздничный белый испекла, разрезала и подала каждому лично сама Малена. Он оказался превосходным на вкус!

После насыщения всех пригласили петь-танцевать. Пели авторские песни Малены. Все правоведы их знают наизусть.

Малена долго и подробно рассказывала о содержании своей новой книги, которая готовится в печать. Даже показывала оригинал-макет с выведенными внутри картинками.

Пели и частушки на слова Малены.

Тут уж Николай Григорьевич не удержался и снова вспомнил про свой баян.

И я была ему в тайне бесконечно за это благодарна. Потому что он играл без устали и даже пел не только до завершения праздника, но и после, когда мы обратно же по бездорожью пробирались к своей оставленной в степи машине.

После бессонной ночи и хождению с непривычки по пересеченной местности, я еле передвигала ноги. А под баян Ляпко преодолевать неожиданные трудности было гораздо легче. Впрочем, идти помогали и беседы с гостями, прибывшими на праздник из города Троицка писателем Велимиром, автором множества книг и женщиной с именем Арсений Веста, автором знаменитого «Буратино  на ступеньках масонского храма». Мы, конечно же, обменялись книгами.

День близился к завершению.

Николай Григорьевич, не смотря на то, что нас давно ждали в Москве неотложные важные дела, и встречи, от которых напрямую зависела судьба его бизнеса, никак не мог расстаться с правоведами. Он с воодушевлением осматривал их жилища и новые строения, появившиеся, пока его не было, принимал участие во всеобщем обрядовом чаепитии с картошкой в мундирах и воблой, вел долгие беседы с Маленой.

О чем они говорили – знают они сами.

Мне было понятно одно.

Что-то не сложилось в его личной жизни. Попадая сюда, как в сказку, ему хочется пригубить эту жизнь, именно эту, и пить и глотать ее бесконечно. Я не думаю, что ему нравится матриархат Правоведи. Да и не о матриархате речь, если в каждой семье есть кормилец, причем верный жене и устоям правоведов, не смотря на то, что руководит всем поселением мать Лена.

Думаю, его манит сюда некая чистота и первозданность. Просто небо. Просто вода. Просто огонь. Просто ветер. А праздник Мирового Яйца или новый обряд, проведенный затейницей Маленой, да какая разница – что может быть причиной того, что он снова окажется здесь? В местах бездорожья? Ведь в наше детство тоже нет дорог!

Светлана Савицкая

Публикация «Книга о Ляпко. Разноигольчатые аппликаторы» Издательство «Феникс» г. Киев 2009 г.

Издательство «Феномен Ляпко» «Амрита Русь»  г. Москва 2009г.

Журнал «Академия здоровья и долголетия» г. Донецк 2010 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.