От всей души поздравляем одну из самых красивейших и замечательных актрис Ирину Скобцеву с Днем рождения, который состоится 22 августа. А 27 августа наша страна и люди искусства, так или иначе связанные с кинематографом, отметят день российского кино.
Много добрых слов можно было бы сказать о творческом пути и судьбе актрисы. Долгое время она оставалась в зрительском представлении Дездемоной. Красивая, добрая, скромная, любящая и верная. Нередко думают, что мастерство актера достигает расцвета, когда он от маленьких ролей переходит к главным. Она доказала свое мастерство, исполняя с блеском и самые крошечные роли. Более того, некоторые из них оказались принципиально важными в ее творческой биографии, открыв новые грани, новые возможности дарования актрисы. Сейчас Ирина Скобцева активно продолжает творческую деятельность. Совсем недавно мы могли увидеть ее в сериале «Дорогая Маша Березина». А ее сын Федор Бондарчук заканчивает съемки киноленты «9 рота». Рекомендуем посмотреть оба этих фильма.
Наши пути пересеклись совершенно случайно. И, воспользовавшись моментом, мы задали ей несколько вопросов.
— Когда Вы решили посвятить свою жизнь кино?
— Я стала сниматься еще студенткой.
— Откройте секрет, где рождаются такие красивые женщины?
— Вообще-то я москвичка. А родилась в Туле.
— Я слышала, Вы в свое время считались первой красавицей королевства. Этот конкурс проходил в Москве? И как он назывался?
—Нет. Не в Москве. Моя первая роль в кино—Дездемона. На экране картина появилась в 1955 году. О таком дебюте можно было только мечтать: признанный мастер советского кино режиссер Сергей Юткевич поручил мне, вчерашней выпускнице школы-студии МХАТа, эту роль. Мне предстояло работать с Сергеем Бондарчуком, уже зарекомендовавшим себя сильным самобытным художником. Картина удалась. После того, как ее показали в Каннах, я получила там звание «Мисс шарм».
— И каково было ощущение известности в этом ракурсе?
— Впоследствии это очень мешало мне. Сами понимаете, в СССР сложились определенные стереотипы. Мое звание накладываю на режиссеров обязанность снимать меня именно в этом качестве.
— Я их вполне понимаю. Нежное, одухотворенное лицо. И фигура, исполненная грации и достоинства, обаяние, женственность превосходно гармонировали со всей живописной гаммой фильма. Я запомнила больше всего ваши необыкновенные волосы, светлые, вьющиеся. Это были Ваши волосы?
— Да, все было натуральным.
— Но ведь были и другие роли, например, Киры, в экранизации пьесы Л.Леонова «Обыкновенный человек». Там в замкнутой, холодновато-сдержанной натуре Вам удалось показать человеческую индивидуальность, ранимую чуткую душу. Или роль Клавдии Николаевны в «Неповторимой Весне». Вы играли злодейку-разлучницу, которая разбивала чужую жизнь, погнавшись за материальными благами.
— Да, Клавдии Николаевне приходилось разительно меняться в зависимости от того, в каком обществе она находилась. Подтянутая, нарядная, рассчитывающая каждый жест, она вдруг стремительно преображалась, перешагнув порог своего дома: беспорядочно расшвыривала вещи, пила воду прямо из чайника. Надо было в образе как бы сбрасывать одну маску и надевать другую. Так постепенно получался образ человека, живущего напоказ, старающегося показаться не тем, какой он есть на самом деле.
— Вам доводилось играть в комедиях?
— Да, конечно. Но больше эпизодические роли. К примеру, в фильмах «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Совсем пропащий».
— Мне очень нравится фильм «Сережа», где Вы блестяще исполнили роль матери.
— Это тоже одна из моих любимых работ. Мы снимались опять же с Бондарчуком у Г.Данелия и И. Таланкина. Фильм был поставлен по повести В. Пановой.
— Кроме «Отелло», какой фильм для Вас является таким же грандиозным?
— Картина «Война и мир» получила «Оскара» как «Лучший зарубежный фильм».
— Вы там играли роль Элен и показали во всем великолепии ослепительную светскую красавицу времен Льва Толстого.
— Я много играла и после. За мою жизнь мне удалось участвовать в 62 фильмах. Работала в Художественном совете Первого творческого объединения студии «Мосфильм», вместе с С. Бондарчуком вела актерскую мастерскую во ВГИКе.
— Изменили бы Вы что-либо в жизни, если бы повернуть время вспять?
— Я очень люблю свою профессию. Я бы выбрала ее еще раз и прожила бы жизнь точно так же.
— В каких странах довелось побывать?
— Кроме Китая, Австрии и Австралии мы с картинами объездили весь мир. Нас связывала необыкновенная дружба с Федерико Феллини, Джульеттой Мазиной, Викторио де Сико. Десять лет назад состоялся прием у папы Римского в связи с постановкой нового фильма «Божественная комедия».
— Фильм был поставлен?
— Ох уж эти журналисты! Нет. Этот фильм не мог быть поставлен, девять лет назад ушел из жизни мой муж Сергей Бондарчук. А кроме него, никто не мог бы этого сделать. Поэтому проект остался нереализованным.
— Ваши последние творческие успехи?
— За два последних года вышло шесть фильмов с моим участием. Это «Зависть богов», «Янтарные крылья», «Наследницы», «Роковая любовь». И один фильм документальный. Это фильм про меня. Называется «Жизнь Дездемоны».
— И несколько слов, пожалуйста, для наших читателей.
— В небольших городах люди более сердечные, чем в столице. Я всегда с большой радостью приезжаю в малые города Подмосковья. И к вам приеду с удовольствием, если поступит приглашение. Я очень люблю ваши залы. От них я чувствую сердечность, отдачу. Это одно из положительных качеств нашей профессии. Мы работаем для простых людей, а не для элиты. И большой вам всем горячий привет.
Беседу вела Светлана Савицкая
Публикация газета «Реут» г. Реутов 2003 г.
Газета «Молодежь Московии» г. Москва 2003 г.