Интервью корреспондента Литературного портала «Брайлленд» Светланы Видерхольд с автором стихов для детей, организатором и вдохновителем Объединения детских авторов МТО ДА Леонидом Брайловским, известным под псевдонимом Дедушка эЛ.
Часть первая. ШАБРОСЫ *
Расскажите, пожалуйста, когда и почему вы пришли в своем творчестве к детской литературе? Может, это был даже конкретный день или какое-то событие?
Я так думаю, что начало моего поэтического развития было заложено еще тогда, когда эмоции опережали сознание, а именно, в раннем детстве. Я довольно смутно помню, какие у меня были игрушки, но свои первые книжки… я даже помню, у какой был уголок оторван, а какая аккуратно подклеена бабушкой. Мама любила рассказывать, что, когда мне было около четырех лет, я знал наизусть всю свою детскую библиотечку и очень любил демонстрировать всем заглянувшим к нам «на огонек» свои читательские способности. Все восхищались, что ребенок умеет читать в столь раннем возрасте, да только ларчик открывался довольно просто: конечно же, читать я не умел, однако, декламируя наизусть ту или иную книжку, я точно знал, в каком именно месте нужно перевернуть страницу.
Назовите ваше первое произведение для детей. Кто был первым читателем, слушателем и критиком?
Вы мне льстите! На такое моя память, пожалуй, уже не способна. Сочинять, а точнее, записывать свои первые опусы я начал тогда, когда научился писать. В основном, это были акростихи на имена всех моих первоклашек. Правда, юный сердцеед в то время и понятия об акростихах не имел. А вот для детей… Я с большим почтением отношусь к творчеству Агнии Барто, но когда мой бунтарский дух не принял трагическое: «Идет бычок, качается…» — я решил кардинально изменить его судьбу и написал:
Встал бычок, расставил ножки,
Чешет рожки у дверей.
— Я хочу, чтоб мои рожки
Вырастали поскорей!
А первым моим и слушателем и критиком всегда был один человек – моя мама! Ну а затем, конечно же, и дети, и внуки.
Каким вы видите своего читателя?
А вот таким:
(фото внуков + группа детей. Автор Михаил Кейсер)
Считаете ли вы интернет- и книжную публикации равнозначными? Видите ли вы будущее за виртуальными проектами (литпорталы, союзы литераторов, электронные журналы и т.п)?
Это очень многогранная тема, и ответить на нее однозначно невозможно. Помню, где-то в середине семидесятых одна моя знакомая девушка дала мне всего на одну ночь книгу Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде». Этот смешанный запах еще сохранившейся типографской краски и каких-то сладких девичьих духов, эта июньская одесская ночь, старенькое полупровалившееся кресло под кустом чайной розы и дачный фонарь…
А теперь представьте себе выделенный вам тесный угол, письменный стол и …монитор.
Однако, к сожалению или к счастью, все больше и больше еще вчерашних читателей стали «замахиваться» на святая святых некогда небольшой группы людей — на писательское ремесло. Вот только печатная продукция стала коммерческой, а значит, направленной исключительно на скорейшее получение выгоды. Тут уже не до Толстого или Чехова. Нынче «донцовы» впереди на белом коне! Чтобы перечислить издателей, которые были бы заинтересованы в продвижении новых талантливых имен, достаточно пальцев одной руки.
В фойе Центрального дома литераторов на церемонии вручения Литературной премии «Золотое Перо Руси — 2007» были выставлены книги авторов-лауреатов. И книги эти не продавались! Их дарили – дарили всем присутствующим.
Еще хуже обстоит дело с изданием детской литературы (иллюстрации, качество бумаги, специальная краска). Да, я согласен, есть имена, которые, как переходящее красное знамя, кочуют от издательства к издательству, тем более что многим уже и гонорары платить не нужно. А нас и «раскручивать» надо, и риск большой! Когда еще они, эти денежки, в нас вложенные, издателю в карман вернутся? Вот здесь наши литпорталы да электронные журналы — настоящая отдушина для пишущего человека.
Как вы пришли к идее создания Объединения детских авторов (МТО ДА)?
Это не я к ней, это она ко мне пришла! Однажды, когда все друзья и родственники пресытились моими поэтическими страданиями, а ищущая самореализации поэтическая душа устала обивать издательские пороги, я открыл для себя Интернет! Это был первый маленький праздник! Наконец-то я стал читаем, узнаваем и даже почитаем! У меня появились друзья и единомышленники. На моих страницах появились рецензии — одна лучше другой! Я начал участвовать в работе нескольких литературных порталов. Я парил! Идеи сменяли одна другую. Наиболее интересным и перспективным мне показался литературный портал «Что хочет автор». Сильный и по-настоящему профессиональный авторский коллектив, конкурсы, бескомпромиссная борьба и сладкий вкус победы! Но было одно маленькое «но», которое не давало мне покоя. Какие бы конкурсы ни проводились, какие бы проблемы ни поднимались, в них не было места детским авторам, а если и были, то отодвигались на второй план. Тогда я сам попробовал провести настоящий детский конкурс, и результаты оказались плачевными.
В поисках ответа на причины провала я пришел к одному простому выводу. В конкурсе, в основном, участвовали «взрослые» авторы! Нас, авторов, пишущих для детей, гораздо меньше. Мы немножко по-другому устроены, в нас живет детство! И тогда я понял: нам нужна своя страна детства! Как же это трудно, перевалив пятидесятипятилетний рубеж, сесть за учебники по созданию сайтов. А как это все организовать? А привлечь детских авторов, оторвать их от других литературных порталов?
И тут мой родной ЧХА публикует объявление о конкурсе «Золотое Перо Руси — 2007», и — о Боже! — я вижу, помимо обычных «взрослых» номинаций, сказку, а в придачу еще и конкурс на продолжение сказки «Кукл Ян», начало которой было предложено писателем Светланой Савицкой!
Мой диплом, как одного из победителей этого конкурса гордо стоит рядом с фарфоровой статуэткой «Золотое перо», правда, заработанной мною за «взрослую» номинацию. Далее события развивались подобно снежной лавине!
Мое письмо, поддержанное несколькими соратниками по детству, в адрес учредителей «Золотого пера» с мольбой о включении номинаций для детей и мое же дерзкое заверение, что я готов взять на себя организацию и ведение этих номинаций на вновь созданном детском литературном портале. (Вы помните – далее учебника пока дело не шло!)
Оперативный (в течение недели) ответ Светланы Савицкой о том, что учредительный совет поддержал нашу просьбу и готов предоставить нам такую возможность, если мы будем готовы к объявлению о начале конкурса.
Оставшиеся полторы недели я провел в ночных бдениях с любезно предоставившим мне свои ночные часы программистом Александром. А в далеком Харькове бодрствовала вместе с нами замечательный автор и художник Валентина Черняева, которой мы обязаны дизайну нашего портала.
А дальше все просто! Раз есть авторы, значит, есть и произведения. А раз есть произведения, то их можно и нужно публиковать и нести к своему читателю! Что мы и сделали! Мы построили свою страну, живущую по своим законам. Страну без границ, жители которой, независимо от места их проживания, пишут о детях и для детей на бесконечно родном и дорогом для всех нас русском языке! Так родилось наше объединение! Вот так! И как у каждого новорожденного, у нас есть своя крестница – Светлана Савицкая!
Часть вторая. НЕОСЫ*
Почему именно стихи?
Потому что, что бы я ни делал, я всегда что-то напеваю. А разве прозу споешь?
Вы мастер создавать интересные сюжетные линии, и многие ваши стихи – это целые истории в рифмах! Какая из них вам самому больше всего нравится и почему?
Стихи — как дети! Я их воспитываю, лелею, я без них скучаю, хожу к ним в гости. Я с ними разговариваю, учу их правильной интонации, мелодике. Я огорчаюсь, если какой-то из моих стихов вдруг стал хуже, и начинаю его перевоспитывать! Вот только нравится или не нравится… — это вопрос, скорее, к читателю.
Когда к вам чаще всего приходит муза?
О, это капризная дама! А приходит она, как любовь! Помните Утесова:
«Любовь нечаянно нагрянет,
Когда ее совсем не ждешь!» — и далее по тексту.
Еще одна особенность вашего творчества – это широкий «возрастной спектр»: от четверостиший для малышей до, например, сложных стихов по библейским сюжетам. Вы так хорошо помните свое мироощущение в детстве?
А я его до сих пор «мироощущаю».
Еще мне в ваших стихах очень импонирует юмор:
Он упал бы от волненья,
Если б только не лежал.
Что, по-вашему, кроме юмора обязательно должно входить в рецепт стихотворения для детей?
Юмор — далеко не первостепенная задача. Я очень не люблю просто срифмованные строчки, повествующие ни о чем. Не люблю штампов и не признаю сюжетов, созданных в угоду рифме. Стих должен нести ребенку радость, удивление, учить его добру, ощущению чего-то нового, неизведанного, наконец, дарить ему знания, но очень осторожно, ненавязчиво. Главный мой принцип при написании стихов: не навреди! Автор, пишущий для детей, равно как и врач, должен давать свою «Клятву Гиппократа»
Часть третья. ИНФОРОСЫ *
Сотрудничали ли вы с периодической «бумажной» прессой? Есть ли у вас публикации в газетах и журналах? Есть ли у вас уже изданные книги или только готовятся к изданию?
И в газетах, и в журналах, и в различных альманахах. Имеется и печальный опыт издания детских книжек с гонораром в одну тысячу рублей… Очень хочется верить, что созданное нами Объединение сможет решать те задачи, которые не под силу одному автору.
Где в Интернете ваши читатели могут найти информацию о вас и ваши произведения?
Ну, где же еще, как не на родном http://braylland.com/
1 июня наш праздник – праздник доброты, праздник детства! И я от имени всех наших авторов хочу поздравить всех нас, всех детей и внуков нашей огромной планеты и пожелать им счастья, здоровья и чистого неба!
Пусть круглый год звенит ребячий смех!
И пусть теплом и ласкою согреты,
Воздушны и чисты, как первый снег,
Живут все дети Солнечной Планеты!
Уважаемый Леонид! Спасибо вам за интересное интервью! И отдельное ОГРОМНОЕ спасибо за идею создания Объединения детских авторов и ее реализацию! Желаю МТО ДА процветания, активных авторов и читателей! До следующей встречи!
Светлана Видерхольд
Берлин, Германия
Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2008 г.
Шабросы – ШАБлонные вопРОСЫ
Неосы — Нешаблонные вопрОСЫ
Инфоросы — ИНФОрмирующие вопРОСЫ