СЧАСТЛИВЫЙ РУЧЕЙ «Золотого кольца»

 

Впервые я услышала о Надежде Кадышевой шесть лет назад. Тог­да мой крестный, с благоговением слушая песни «Золотого коль­ца», сказал: «Вот это певица! Она поет настоящие песни!» Дослу­шав до конца, он переворачивал кассету, и слушал снова, подпевая. Так я понимаю народную любовь и признание!

Голос Надежды Кадышевой легкий, ненавязчивый, нераздражаю­щий, интеллигентный. Песни отработаны до мельчайших деталей, дикция четкая. Это уже говорит о высочайшем уважении к слуша­телю. Тембр удивительно нежный, даже сладкий. Помните, у Лер­монтова: «Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея, о любви мне сладкий голос пел…»? Надежду можно слушать без конца. Песни ее подхватываются, поются, пляшутся.

Но песня, которая сделала Кадышеву звездой, конечно же, «Те­чет ручей». Сплав нескольких та­лантливых начинаний родил изумительный «русский хит», сразу же ставший народным. На слова Петра Черняева Александр Костюк написал музыку. А Надежда Кадышева исполнила этот «Ручей» и не бесшабашно удало и не меланхо­лично. Вся песня пронизана теп­лом и светом, точно камень янтаря. И радость от нее на сердце разли­вается, и ноги просятся пуститься в пляс.

Так и во всем творчестве «Зо­лотого кольца». И радость, и грусть, и вечная философия жиз­ни.

Республиканский Дворец куль­туры Мордовии рукоплескал ей стоя. Концерт был великолепен. Александр Костюк, руководитель ансамбля, решил удивить публику еще больше, и сказал, что при пе­реписи населения, на вопрос на­циональности Надежда ответила… «Мордовка!», — перехватила прямо на сцене с гордостью Надежда под восхищенный всплеск зала.

Да, она была дома. И молоде­ла, расцветала на глазах.

На сцену вышел Николай Меркушкин, Глава республики и, поздравив Надежду букетом роз, рассказал всем забавную историю, как он, будучи в соседней республике, узнал, что в конце выступления «Золотого кольца» их глава собрался объя­вить Надежду Кадышеву народной артисткой. Но Николай Меркушкин сразу после первого отделения объявил со сцены, что Надежда — народная артистка Мордовии.

Здесь, в Москве, в офисе «Зо­лотого кольца» обычная рабочая обстановка. Звонят телефоны, ра­ботают факсы. Артисты репетиро­вали, и мы в перерывах успевали немного поговорить. Там же, на од­ной из стен, — длинные стеллажи. На них… игрушки. Разные — боль­шие, маленькие, новые, старые, привезенные со всех уголков стра­ны.

Глядя на них, я подумала о том, что хорошо бы создать музей игрушек! Вот таких, разных, привезенных со всех концов света!

Александр Костюк дарит мне свою сказку.

— Только одну? — спрашиваю я.

— Сказка и должна быть одна у каждого, — говорит он мне, — а моя про Надежду.

Я шучу, что сказок должно быть много, чтобы хватило на тыся­чу и одну ночь. Но, открыв эту уди­вительную пару, понимаю, что у Александра может быть только одна сказка. И непременно про На­дежду.

Неизвестно, как сложилась бы ее судьба, если бы не любовь, со­единившая двух удивительно та­лантливых людей, Надежду и ее му­жа; композитора и музыканта Александра Костюка. Их личная жизнь не выносится на всеобщее обозрение. Они особняком дер­жатся в шоу-бизнесе, не участвуя в «тусовках».

«Мы хотим сохранить русскую песню, несмотря на все трудности нашей жизни, и передать ее следу­ющим поколениям», — сказал Алек­сандр Костюк в одном из ранних интервью. И это им удалось. Они придали песням новое современ­ное звучание, вдохнули в них душу. Особый мир и звук «Золотого коль­ца», его стиль и коло­рит созданы ориги­нальными аранжировками А.Костюка, высоким про­фессионализмом му­зыкантов и неповторимым голо­сом Кадышевой. Их альбомы расходятся миллионными тиражами. Сейчас, пожалуй, не найдется такого уголка в Рос­сии, где не знали бы голоса Надеж­ды.

Родилась Надежда 1 июня 1959 года в деревне Горки Альметьевского района. Все ее ранние воспоминания связаны с лесом, речкой и высокой горой в деревне Старый Маклауш, расположив­шейся на стыке Самарской, Орен­бургской областей и Татарии.

Отец, Никита Михайлович, работал мастером на железной доро­ге; мать, Анна Андреевна, занима­лась домом и детьми. В семье су­ществовала легенда о богатстве, которым владели прадед и дед Кадышевы, но к моменту рождения Нади, самым большим богатством семьи были дочери. Достатком се­мья не отличалась, здоровье у ма­тери было слабое, но дети всегда были опрятно одеты и накормлены. Надя росла веселой, и мечтала стать артисткой.

Детство закончилось неожи­данно. В 42 года мама умерла. На­де было 10 лет. Отец женился вновь, и в дом вошла мачеха, пол­ностью оправдав это слово. Стар­ших сестер отправили к родствен­никам на север, а Надю — в интернат.

Рано пришлось повзрослеть. Никто и не подозревал, что у нее прекрасный слух и голос, пока од­нажды она не запела песню «Орле­нок». Так она стала «звездой» ин­терната.

После восьмилетки Надя пере­ехала к сестре в Лобню, устрои­лась на фабрику, и стала жить в общежитии. Вставала в пять утра. Но талант заметили все. И в 18 лет Надежда поступила в московское музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова.

Началась новая жизнь. Краси­вый тембр голоса, музыкальность, трудолюбие выделяли ее среди студентов. Уже на третьем курсе ее пригласили в профессиональный квартет «Россияночка» при Москонцерте. Началась профессио­нальная работа, и вскоре ей пору­чили соло. Вот тогда многие заметили молодую скромную ис­полнительницу, ее запоминающий­ся тембр и что-то трогательное, вы­страданное в ее голосе. А ей уже было, что сказать в народной пес­не.

Но она еще не знала, ка­кая судьба ее ждет.

А судьба, оказывается, оказалась ря­дом. В обще­житии студен­тов музучилищ и «гнесинки» произошла встреча, пере­вернувшая всю жизнь. В буфете она столкнулась с молодым студентом ин­ститута. Это был Алек­сандр Костюк. И будто что-то толк­нуло сердце. «Он будет моим му­жем!» — подумала она, и влюбилась. Четыре года любила тайно, страдала и таяла на глазах. Желание быть вместе привело ее в класс профессора Нины Кон­стантиновны Мешко, в институт имени Гнесиных.

В 1983 году Александр, уже выпускник, сделал Наде предложе­ние. Она была счастлива: сбылась и эта мечта! На пальце золотое кольцо. Через год родился сын, которого в честь деда назвали Григо­рием. А спустя восемь лет они сно­ва обменялись золотыми кольцами, венчаясь в православном храме Сан-Франциско.

Так судьба свела двух талант­ливых людей, дав им счастье се­мейное и единые творческие меч­ты.

Создание «Золотого кольца» совпало с началом перестройки. Это большой риск (если не аван­тюра), — вложить все сбережения, заработанные на гастролях в Аме­рике, в покупку еще примитивной аппаратуры, пошив костюмов, из­готовление народных инструмен­тов. Давно зрела у Костюка идея соединить звучание народных ин­струментов с электронными, со­здать новые аранжировки знако­мых песен. Так зародился стиль ансамбля, выделивший его среди множества других. Надежда во всем поддерживала Александра. Кроме нее всегда рядом еще два единомышленника — Виктор Надымов (балалаечник) и Андрей Куреденко (пианист).

В 1989 г., в берлинском ресторане «Перестройка», хозяин ресторана, увидев плачевное положение артистов, предложил поиграть им за мизерную плату. Выхода не было, пришлось согласиться. Посетителей было мало, но к вечеру ресторан стал заполняться. Новогоднюю ночь 1990 года запомнили надолго. Начали играть, а народ все шел и шел… Хозяин повышал цену за выступление, продлевая им время работы, желая побольше заработать самому. Гости развеселились, но под утро выступление пришлось прекратить, потому что у Саши из руки стала сочиться кровь.

Первые гастроли проходили в Германии. Работать приходилось в ресторанах, порой далеко не в комфортабельных условиях, по­лучать мизерную плату. Но и там, как и везде, сразу появлялись по­клонники.

Однажды, возвращаясь с кон­церта из пригорода Берлина, Кос­тюк вдруг воскликнул: «Золотое кольцо! Это название нашего ан­самбля!». И надо сказать, очень удачное. Ведь золотое кольцо для русского человека-символ Верно­сти, Надежды и Любви. И духовная культура России — это такая же драгоценность, как и древняя архи­тектура старинных русских городов, получивших название «Золо­тое кольцо России». Там же в Гер­мании вышел их первый альбом «Калинка».

В последующие пять лет ан­самбль в основном гастролировал за рубежом — в США, Германии, Бельгии, Швейцарии, Боливии…

1995 год стал переломным в жизни коллектива. К этому вре­мени накопился огромный творчес­кий потенциал, был создан свой репертуар, и, главное, стал узнава­ем и любим голос Надежды Кады­шевой. Началось сотрудничество со студией «Союз», которая в тече­ние 1995 года выпустила сразу три альбома «Золотого кольца»: «Вино­вата ли я», «Течет ручей» (тот са­мый, который с таким упоением слушал мой крестный) и «Печаль­ный ветер». Быстро и уверенно эти альбомы заняли первые строчки в чертах продаж. Случилось неве­роятное: «народники» обошли «по­псу»!

Об ансамбле и ее солистке за­говорили в профессиональных кругах, в тайне надеясь, что их не­ожиданный успех — явление «крат­ковременное». Но оказалось, что это только начало. Они стояли на мощной базе профессионализма. Каждый год выпускались альбомы-бестселлеры: «Очаровательные глазки», «Уходи, горе», «Милая ро­ща».

Творческие успехи ансамбля в 1995 году — национальная премия «Овация». Потом, в 1996, 1998, 2000 годах, они получали ее вновь! За заслуги в развитии культуры» На­дежде Кадышевой были присвое­ны почетные звания Народной ар­тистки Мордовии и заслуженной артистки России. С огромным ус­пехом прошли первые концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Те­перь уже на афишах красной стро­кой печатается имя Надежды Кады­шевой, а помельче «Золотое кольцо». Оказалось, что публика идет именно на Кадышеву! Она стала не только любимой певицей, но и символом теплоты, чистоты, женственности.

В 1999 г. Александр Костюк стал Заслуженным артистом Рос­сии, а Надежда — Народной артист­кой России.

Сейчас Национальный театр музыки и песни «Золотое кольцо» — большой коллектив музыкантов, балета, технических работников, декораторов. Концертные про­граммы превратились в красочные театрализованные шоу.

Символ театра Надежды Кадышевой – домовенок. Александр Костюк протянул мне его и сказал:

— Пусть твой удивительный голос и тебе принесет счастье!

А Надежда подписала несколько новых альбомов и книг.

В России много национальнос­тей. Да и друг с дружкой все пере­мешалось. А песни всем петь надо. И считают Надежду Кадышеву сво­ей национальной певицей и мордва и украинцы, удмурты и чуваши, цы­гане и казахи. И, конечно, русские. Потому что ее загадка — свет. Неж­ный трепетный свет души. А у него нет национальности. Есть только надежда на — счастье. В каждой строчке. В каждом танце. В каждой песне.

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва газета «Реут» г. Реутов 2002 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Join the discussion Один отзыв

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.