Приходит сентябрь, и в школу пора.

Идут на уроки детишки с утра.

И с ними, конечно, учитель спешит,

А ветер осенние листья кружит,

Осенние листья,

Осенние листья кружит.

Урок, перемена, и снова урок.

Вот первый звонок, вот последний звонок.

А между звонками вся жизнь пролегла…

Как часто нелегкой, тревожной была,

Как часто нелегкой,

Как часто тревожной была.

Кружение вальса – и слезы из глаз.

Вот старшие классы уходят от нас.

Но в школу приходишь опять в сентябре.

И снова ты рад озорной детворе,

И снова ты рад,

И снова ты рад детворе.

Учительский труд, он не легок отнюдь,

Но выбран достойный и правильный путь.

И если ты в школу однажды придешь,

С дороги ты этой уже не свернешь.

С дороги уже,

С дороги уже не свернешь.

И каждую осень опять и опять

Ты будешь с друзьями свой праздник встречать,

Грустить и смеяться в который уж раз,

И слушать осенний учительский вальс,

Негромкий, осенний,

Негромкий учительский вальс.

Лариса Шестакова

НАШЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Как то, в рекомендациях для учителей, под названием «Пособие по внеклассной работе» опубликовали «Учительский вальс» на мелодию Яна Френкеля «Старый забытый вальсок». Новая песня сразу полюбилась читателям, поскольку все они являлись учителями, а специального учительского вальса до сих пор не было. Вот  только автор оставался неизвестным, и получилось так, что вальс стал народным.

И вот совсем недавно редакция газеты «ММ» нашла следы автора. Им оказался учитель русского языка и литературы Шестакова Лариса Ивановна.

КАК РОДИЛСЯ ВАЛЬС

Начало семидесятых. Подмосковный город Балашиха. 23 средняя школа. В классах по сорок человек в списке. В этом было сорок три. Русский язык – предмет один из самых сложных. После взрослых учеников брать четвероклассников боялась. А они, наверное, боялись ее. Точнее очень уважали. А потом полюбили. Поняли. Приняли. И Лариса Ивановна взяла классное руководство над 4В классом. И с четвертого по десятый точно за руку провела каждого.

7 лет для ребенка — 7 лет детства; 7 лет становления характера, определение собственного мировоззрения – самые главные в жизни. Но взаимопонимание перерастало во взаимообучение. Она их учила – они ее.

Вспоминает ученица бывшего 4В класса Татьяна Курносова:

— Мы очень любили предметы: русский и литературу. С 4-го класса по 10-тый Лариса Ивановна вела еще кружок, где каждый из нас мог написать дополнительные сочинения на заданную тему, первые эссе и рассказы. Там она читала нам стихи. И мы, конечно, тоже читали. Она рекомендовала на каникулы брать в библиотеке нужные книги. Книги были редкостью. Мы доставали их: кто как мог. И на литературном кружке — делились впечатлениями. Мы все время что-то репетировали. Участвовали в сценических постановках. К каждому празднику мы шили костюмы, учили тексты. Главное, читала она практически все наизусть. Наш класс, в общем-то, не отличался каким-то особенным поведением. На уроках шалили, конечно. Лариса Ивановна на нас не кричала. Она брала в руки довольно толстую указку и била ею по парте до тех пор, пока мы не замолкали.

Вспоминает ученица того же класса Татьяна Глинская:

— А еще мы любили после уроков помогать, потому что после дежурства вся школа оставалась пустой. Это была вторая смена. Мы с подругами разбегались быстро-быстро и, смотря в потолок, представляли, что летим… Мы заглядывали в наш класс раз по пять на дню. Да, она была для нас реально второй матерью, Лариса Ивановна.

Вспоминает ученица  4В Светлана Тишкова:

— Мне она сразу показалась символом красоты. Карие в рыжину глаза, и такие же рыжие волосы. Наверно, в этом возрасте Детство видит все сердцем, и добрый человек становится идеалом, которому хочется подражать. Я сразу же с первого дня выбрала для себя первую парту и буквально все 7 лет смотрела ей в рот. Пыталась перенимать выражение, с каким надо читать стихи, конспектировала на уроках литературы все, что говорила Лариса Ивановна. Мне всегда уроки казались маленькими, и звонки звучали так некстати. Хотелось слушать еще и еще. Я даже на физике писала стихи. Потом лет так через тридцать мне Лариса Ивановна их вернула. Она все хранит до сих пор. Представляете? Она до сих пор нас любит.

Вспоминает Лариса Ивановна Шестакова:

— Да, этот класс мне запомнился на всю жизнь. Там были уникальные, какие-то светлые, удивительные дети. Мы понимали друг друга. Они слушались беспрекословно. Любые идеи было легко решать. Всегда находились альтруисты, которые готовы были оставаться после уроков, рисовать стенгазеты, плакаты, оформлять сцены. Мы побеждали практически на всех конкурсах чтецов. А как дружно мы участвовали в Зарницах! Какие давали показатели на сборе морковки и свеклы, на уроках практики! Нет. Такого класса у меня больше не было. Это целый пласт жизни. Когда я их выпустила, написала эти стихи «Учительский вальс». Его теперь с удовольствием поют…

КОГДА ДЕРЕВЬЯ СТАЛИ БОЛЬШИМИ

Ларисе Ивановне удавалось многое. Но вот уже несколько лет она не выходит из дома. Боится упасть. Так голова закружится-закружится, как после вальса и… Пару раз падала. А теперь… Да о чем жалеть?

Давно уже, в тех семидесятых вместе с 4В, а потом с тем же 5В, с 6В, с 7В сажала деревья возле школы. И были они маленькие. А теперь стали большие. И дети выросли. Стали большие. Самостоятельные. Издалека можно по взгляду узнать – хорошо ли жизнь идет у ее воспитанников, или что-то не заладилось. Родители часто встречаются. Всегда здороваются. Еще бы! Столько дел славных было. Почитай пол — города  за свой многолетний учительский век взрастила, воспитала.

Слово такое есть жесткое – стаж. А когда перед этим словом еще стоит цифра 46, а потом еще звание «Ветеран труда», инвалид второй группы. Сами, понимаете, нервная работа! Да к тому прибавить Ветеран ВОВ по трудовому фронту – Лариса Ивановна еще девчонкой в колхозе помогала и бережно хранит в шкатулке медаль «60-лет Победы».

Вот этот учительский стаж и явился ключевым словом в жизни. Основным стержнем Судьбы. Дети приносили радость. А сколько школьных мероприятий! От праздника к празднику! От культпохода к литературным вечерам! От юбилеев школы до концертов и смотров! Тетради! Уроки! Новые программы! А сколько внеклассной работы! Внеплановой! Всего и не упомнишь!

Случались и казусы, и острые моменты. Как без них? Вот, к примеру, один случай вспоминается. На пришкольный участок в неурочное время привезли молодые березки. Вместе с пионерами учителя их дружно распределили по группам и принялись сажать. Началась гроза. Но ни Лариса Ивановна, ни ее подшефные дети не оставили работы. Все посадили. Хоть в земле перепачкали рубашки. Через некоторое время на родительском собрании мамы стали возмущаться, что дети приходят из школы грязными. Пришлось и родителей немного повоспитывать. Лариса Ивановна сказала тогда:

— Да. Плохо, что ребята пришли грязные. Плохо, что пришлось работать в дождь. Но вы должны сказать своим детям – Хорошо, что вы посадили дерево. Потому что пройдет много лет и в эту школу многие из вас приведут своих детей. И вы скажете им – вот это дерево посадил я!

Так и случилось.

Теперь деревья большие. И дети взрослые. Иногда ученики вспоминают о своей школе. Кто-то стал главой города, кто-то директором гаражного кооператива. Кто-то попал в места не столь отдаленные. Кого-то и в живых нет. А дети детей учатся в той же школе. И новые саженцы распускают по весне зеленые клейкие листочки.

ВОСЕМЬДЕСЯТ ОДНА РОЗА

Лариса Ивановна смеется. Жизнь странная штука. Оглянулась назад, а она вся, как на ладони. Точно листья, взволнованные осенним учительским  вальсом, дни мелькают. О каждом рассказать хочется:

— Как личностью, я собой довольна. И карьера моя удалась. Как мать я, наверное, тоже состоялась. И как бабушка. А вот хозяйкой идеальной так и не смогла стать. Но ведь каждому — свое! После смерти супруга дети за мной стали особенно бережно ухаживать. Он у меня был известным скрипачом. Когда делал предложение, обещал в Париж свозить, но как-то за всю жизнь так и не получилось. Сын по его стопам пошел. Другой – музыковед. Вот после пенсии дети вывозили меня несколько раз за границу. Так что посмотрела я Париж. И Анталию. И Грецию. А на восьмидесятилетие сын подарил 81 розу. Как он их дотащил, не знаю – полная квартира цветов!!! Белых роз. Почему 81? Потому что восемьдесят первый год живу. Да и вообще, 80 – число нечетное, примета такая, дарить живому нечетное количество цветов. На счастье.

Уютная квартирка Ларисы Ивановны составляет кухонку, прихожую, размером с лифт. Не с грузовой, с обычный! И небольшую комнату, где стоят две кушетки и стеллаж с книгами. А еще там хранятся альбомы с фотографиями, где вся ее жизнь.

Семья. Путешествия. Ученики. Дети. Школа.

Тихий, душевный Учительский вальс.

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2007 г.

Альманах «Голоса сердец» г. Балашиха 2007 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Join the discussion Один отзыв

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.