Профессионал всегда считает себя недостаточно «законченным профи», он в поиске творческого самовыражения, он на пути познания мира, общества. Нам под Новый год повезло, потому что на наши вопросы согласился ответить один из тех профи, кого любит страна. Он выкроил немного времени для интервью, не смотря на свою титаническую занятость. И мы спешим поделиться с читателями этой радостью. У нас в гостях Заслуженный артист РФ, Лауреат Государственной премии РФ Сергей Безруков.

У каждого в памяти волшебное место занимает первая елка детства. Какою она была у Вас?

Наверное, первый класс. И я помню костюм морячка, который папа сам сшил для меня. Он взял из театра бескозырку, подогнал по размеру матроску, тельняшечку. У меня был самый лучший костюм!

Принимали ли вы участие в детских постановках? В саду? В школе? И что вам это дало? Что осталось?

Я играл в детском мюзикле «Гуси-лебеди» Иванушку. Что осталось? Осталась профессия.

Сколько вам было лет, когда вы перестали верить в деда Мороза?

Не помню, всегда верил и сейчас верю, почему бы и нет, это доброе светлое…

Вы загадываете под Новый год желания?

Конечно.

Сбываются ли они?

Да.

Артистическое перевоплощение – это тоже своего рода волшебство. Как долго вы готовите «чудо» перевоплощения? Или оно получается непроизвольно, само собой?

Я не могу ответить на этот вопрос. Это актерская кухня. Это секреты, которые не хотелось бы разглашать.

Вам нравится ваша фамилия?

Очень. Мой род Безруковых относился к крепостным. Россия всегда держалась на мужике. Мои предки участвовали в бунтах, были мощные, свободолюбивые.

Что любит есть на завтрак артист (кроме любопытных слонят из «ММ», конечно)?

На самом деле что-нибудь легкое.  Если же припоминать завтраки 1 января – это всегда приятно.  Это может быть практически все, что собрано с праздничного стола. И непременно вкусно. С детства сразу приходят на память разные дефициты, которые доставались с трудом к празднику: сервелат, разные нарезки, шпроты, икорочка. С утра продолжался спокойный своеобразный пир. Сейчас я не вегетарианец, но стараюсь питаться раздельно и правильно. С утра каши, овсянка, например. Почти по-английски. Раздельное питание полезно не только ради здоровья, но и для поддержания красоты тела, внешнего вида. Героев играем пока:) И супруге нравится.

Фильм о Есенине ожидался несколько другим. Ведь в последнее время стали оглашаться факты, которые народ знал давно. Например, то, что великий русский поэт погиб не своей смертью, а был уничтожен по приказу Троцкого, когда тиран попал в его поэму «Страна Негодяев», как Лейба. Поэта хоронила вся Москва. Его отпевали в церкви, не смотря на то, что «самоубийц» не отпевают. Все знали, что это было ритуальное убийство. Многие ждали, что в Вашем фильме будет показана  эта сторона правды. Есть ли перспектива доснять серии о создании Сергеем Есениным его действительно талантливых крупных произведений? О его гибели? О расследовании убийства? Нужен ли подобный проект?

На всю страну показать фильм с названием «Есенин. История убийства» – это уже подвиг. А что касается конкретики: ведь истины до конца никто еще так и не знает. И признанная официальная версия – это самоубийство. Все дела закрыты. Поэтому я лично считаю то, что произошло и показано на центральном телеканале, на самом деле – большой гражданский подвиг. Показать удар в лицо и проломленный череп. Это определенный жанр, волнующий зрителя — детективная история. И в последней серии остались одни вопросы. Пока к этому нечего добавить.

Из поколения в поколение передавались народные песни на стихи Есенина. В нашей семье, например. Не те, общеизвестные романсы, одобренные цензурой, а запрещенные властью того времени. Песни выжили, не смотря на годы репрессий. А Вы слышали эти песни?

Я слышал общепризнанные: «Отговорила роща золотая», «Не жалею не зову не плачу», Плач тальянки». Но с удовольствием послушал бы и те, которые пели в старину.

Фильм о Пушкине понравился более всего. Самым неожиданным моим личным удивлением в свое время было то, что на портрете Кипренского, который выставлен в Третьяковке, у Пушкина синие глаза. Хотя в советское время его изображали с карими. А у вас с какими личными открытиями связана работа над лентой о Пушкине?

Я не до конца доволен этой работой. Она несколько другого масштаба, чем представлялось. Мне бы лично хотелось, чтобы Пушкин был в ней не таким  фрагментарными. Да и сама идея фильма – последние дни жизни, не знаю, правильна ли она. Получилась бытовая история, где встает извечный вопрос: кто виноват в смерти, кому это было выгодно? Я не большой сторонник разбирательств. Мне бы больше хотелось заниматься поэзией, показать Пушкина творцом. Получается парадокс – и Есенин и Пушкин были в жизни хулиганами. Но что позволительно им, не позволительно другим. Сложная  жизнь. Невероятное количество женщин. Но хотелось изобразить не это – показать душу нараспашку – когда человек горит, пожаром полыхает. И жизнь горела, и они горели. И согревают до сих пор. А Пушкин был гениален во всем, с него, по сути, и начинается наш современный литературный русский язык, каким мы его теперь видим.  Не только в поэзии, но и в прозе. Это святое. Это и есть открытие. И дай бог, чтобы о нем было много сказано. Я играю в театре Пушкина. Играю не тот рукотворный памятник из бронзы. Он был очень живой – то самое вечное, что привлекает в нерукотворном Пушкине с каждым новым столетиям. Подлинные слова Есенина и Пушкина шикарно звучат сейчас с их чувственностью и болью за Россию. Даже любовь к женщине и упоение женщиной, все это прочувствованно: либо душа поет, либо она обливается кровью. Это все зримо, это все можно ощутить, это волнует дот сих пор. И они были живые, настоящие. И именно такими я хотел показать их. И трагедию гения, потому что в то время завистников было много и недоброжелателей, которые патологически ненавидели Пушкина. И Есенина. Проблема Моцартов и Сальери вечна.

Во что вы верили более, когда столь достоверно перевоплощались в  Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита» — в Евангелие, в творение Булгакова или в реальность?

Иешуа Га-Ноцри – это Евангелие от Булгакова. Это его придуманная история. Это фантазия великого художника и мастера. И как гений, он имел право на свою трактовку. Иешуа — его литературный герой.

Мы с трудом узнавали вас в этой роли. Вы играли саму любовь, получилось невероятно правдоподобно. Какие ощущения связаны с этой картиной?

Мне самому было необходимо постичь все глубинные таинства образа. Актерская игра, как ни странно ко многому приучает. Эмоционально начинаешь перестраиваться. После Есенина –  бунтаря, которого часто представляют златокудрым Лелем. Который в то время, когда все остальные могли лавировать между Троцким, Каменевым, Зиновьевым, оставался сам по себе личностью. Ядерный взрыв энергии! Как раз из тех самых крестьян – бунтарей. И после роли поэта для меня важно, когда Владимир Бортко пригласил на роль Иешуа. Невероятно тяжелое перевоплощение – убийц, насильников: всех! — называть добрыми людьми… Мы снимали в то время, когда произошли события в Беслане. И, поверьте, было сложно согласиться с Га-Ноцри. Но в конечном итоге я в это поверил. Я поверил, что все равно все люди рождаются добрыми, чистыми младенцами. Что потом происходит? Борьба Бога и Дьявола, которые борются за наши души.

Вы далеки от политики?

Я отнесу себя к актерам профессионалам. Не верю политикам. Но в тоже время испытываю гордость за страну, когда говорит Путин. Его речь эрудированна, импровизационна. Он легко может заткнуть за пояс с блестящим юмором любого! Без бумажки, без подсказки. Как раньше помните, лидеры читали, запинаясь, подготовленные тексты? А когда слушаю Путина, думаю каждый раз: «А ведь хорошо, а здорово сказал!» И мне такой человек симпатичен.

Если бы вы были Президентом РФ, какое свое действие сочли бы самым необходимым, приоритетным?

Я понимаю, что в стране много проблем, социальных, экономических, опять же дороги… Но, если бы случилось такое чудо мне немного вмешаться в правление страной – отдал бы все приоритеты культуре. Чистоте экологической и нравственной. Ведь без культуры не будет ни экономики, ни социалки, ни дорог, ни развития в каждом доме, в каждой семье, на каждом предприятии.

Каким считаете молодежный возраст?

Думаю, что все зависит от человека, и в 60 и в 70 некоторые чувствуют в себе ребенка.

Вы молоды?

Я – как сказать? Бесспорно, хотя некоторые говорят, что порой у меня бывают очень грустные, «взрослые» глаза.

Ваши герои – все молодые, азартные, неординарные.

Да. Это так.  Скоро выйдет фильм «Колчак».  Я сыграл в нем генерала Каппеля, правую руку адмирала Колчака. Предсмертная фраза моего героя просто потрясающа, она обращена к войскам: «Я любил Родину, любил их и своей смертью доказал это».Поражает преданность этих людей России.Своему делу. И  мне это очень близко.

Пожелания для читателей «ММ»?

Предстоящий год ожидается сложным. Выборы в марте. Хотелось бы конечно, чтобы ничего после президентских выборов не изменилось в худшую сторону. Чтобы осталось ощущения спокойствия и стабильности. Чтобы по-прежнему снималось хорошее кино.И чтобы всем нам  было хорошо!

СПРАВКА
Окончил Школу-студию МXАТ им. В. И. Немировича-Данченко в 1994 году (курс О. Табакова), в том же году принят в труппу Театра Табакова. Играл в спектаклях «Страсти по Бумбарашу» (Студент), «Ревизор» (Квартальный), «Билокси-Блюз» (Юджин Джером), «Затоваренная бочкотара» (Иван Кулаченко и Телескопов), «Матросская тишина» (Женька; Давид Шварц), «Звездный час по местному времени» (Саратов), «Последние» (Петр), «Анекдоты» (Калиневич и Ступак), «Прощайте… и рукоплещите!» (Арлекин), «Псих» (Александр), «Старый квартал» (Писатель).
Участвовал в нескольких театральных проектах и в антрепризе: «Койка» (театр «Монолог XXI век»), «Искушение», «Ведьма» (Театральное агентство «Арт-партнер XXI века»). На сцене Художественного театра играл в спектакле «Священный огонь» (Морис Тэбрет), сейчас исполняет роль Моцарта в спектакле «Амадей».
Несколько лет работал на телевидении — озвучивал 11 персонажей программы «Куклы» (НТВ). Постоянно участвует в записях звуковых постановок и аудиоспектаклей.
Снимался в фильмаx «Ноктюрн для барабана и мотоцикла» К. Фолиянц (1994), «Крестоносец» М. Туманишвили и А. Иншакова (1994), «Незнакомое оружие, или Крестоносец-2» И. Дыховичного (1995), «На бойком месте» А. Саxарова (1998), «Китайский сервиз» В. Москаленко (1998), «Доходное место» (1999) «Вместо меня» В. Басова (1999), «Азазель» А. Адабашьяна (2002), «Жизнь одна» В. Москаленко (2003), «Ключ от спальни» Э. Рязанова (2003), «Город без солнца» С. Потемкина (2005), «Карнавальноая ночь-2, или Пятьдесят лет спустя» Э. Рязанова (2006), «Поцелуй бабочки» А. Сиверса (2006) и телевизионных проектах «Умирает душа» В. Загоруйко (1995), «Брегет» В. Ованесова (1997), «Развязка петербургских тайн» В. Зобина и Л. Пчелкина (1997), «Бледнолицый лжец» В. Москаленко (2001), «Саломея» Л. Пчелкина и Д. Брусникина (2001), «Если невеста ведьма» О. Фесенко (2002), «Бригада» А. Сидорова (2002), «Участок» А. Баранова (2003), «Московская сага» Г. Панфилова (2004), «Мастер и Маргарита» В. Бортко (Иешуа), «Есенин. История убийства» И. Зайцева.
Озвучивал программу еженедельную «Куклы» на телеканале НТВ (1995-1999) и мультипликационный фильм «Князь Владимир» (Князь Владимир). Много работал на радио.
В ближайшее время на экраны выйдут фильмы с участием Сергея Безрукова: «Каникулы строгого режима», «Адмирал Колчак», «Июнь», «Ирония судьбы-2, или с Новым счастьем!».
В 1997 году удостоен Государственной премии России за роль Есенина в спектакле Театра имени М. Н. Ермоловой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне». Лауреат премий «Московские дебюты», «Чайка» (номинация «Прорыв», 1996), мэрии Москвы (1997). «Кумир» (1997), «Золотой орёл» (номинация «Лучшая мужская роль на телевидении», 2005), премии газеты «Московский комсомолец» (2006).
Сейчас в Театре п/р О. Табакова занят в спектаклях «На всякого мудреца довольно простоты» (Глумов), «Признания авантюриста Феликса Круля» (Круль),»ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (Чичиков).

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2007 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.