В Реутовской картинной галерее с 21 августа по 22 сентября открыта выставка  Заслуженного художника России Михаила Корнеевича Аникеева. Это срез 60 лет работы, своеобразный творческий отчёт неутомимого искателя и труженика.

Говорят, что художники не любят друг друга. Это не правда. Никто не поймёт художника так, как другой художник. Никто не увидит целое в малом фрагменте, и часть в целом, так как творческий человек. Но мне потребовалось много лет, прежде чем я научилась безошибочно угадывать Аникеева в его работах. Он, безусловно, разный, но у этого мастера есть своё лицо. И это главное. Чем же отличаются работы Михаила Корнеевича от остальных? Прежде всего, глубоким философским подтекстом. Будь то керамика, станковая живопись или мозаика. Каждая деталь в композиции несёт свою смысловую нагрузку. За 60 лет деятельности художник создал многомерный калейдоскоп своих работ. Когда бы мы не приходили в его мастерскую, кого бы не приводили с собой, для каждого калейдоскоп поворачивался своей стороной. Мои друзья из Русского Национального собора с восхищением могли посмотреть коллекцию Подмосковных церквей, написанных мастером маслом на холстах. Клуб «Либра» с его «разношерстностью» проводил долгие дебаты по поводу того, как Аникеев кладёт краски, какие находит решения в модернизме. Ученики, только взявшие в руки кисти, удивлялись, какого эффекта можно достичь разными средствами: сангиной, углём, пастэлью. А язычники сочли его чуть ли не Богом, потому как почувствовали теплоту и душевную отдачу. Аникеев, по их мнению, влияет благотворно на биополя. А света в работах столько, что хватает на всех, и идут в мастерскую прихожане, как в храм культуры.

Реутов сам предложил провести выставку, сам отбирал работы для нее. Не скрою, для меня выставка тоже открыла немало нового, хотя  творчество нашего земляка я изучаю давно, долго и подробно. Что можно сказать по поводу отобранных работ? В выставочную коллекцию не вошли те, которые особенно дороги лично мне. Это серия полотен, привезённая из Греции, белая серия, и такие картины, к примеру, как «Аурики и её «букет»» «Вечное», или «Славянин».  Можно было бы привезти несколько фотографий его монументальных произведений, размещённых не только в Третьяковской галерее, но и  под открытым небом. Аникеев, которого мы любим – это и боль в глазах матери, это потрескавшиеся руки землепашца, это лёгкая, точно бабочка, девчонка, бегущая по зелёному лугу с куклой… чайка, парящая над мраморным морем… Аникеев, это ведь – Балашиха! У каждого города есть своё лицо, а Балашихе семидесятых дал его Аникеев. Это и витражи мозаики на стадионах, на заводах и фабриках, на памятниках и магазинах, на центральном узле связи… Аникеев – это картинная галерея и краеведческий музей. Именно он явился одним из организаторов их открытия. Где бы мы не проходили по Балашихе, где бы не проезжали, нас всюду сопровождает его прикосновение. Аникеев отсюда ушёл на фронт и сюда вернулся. Аникеев – это молодость Балашихи, её становление, и её зрелость. Аникеев – это целая эпоха. Поэтому сама выставка показалась мне очень и очень скромной.

Конечно, все сто тысяч работ не вошли бы в маленькие реутовские залы, но и то, что сегодня попало в обзор калейдоскопа стоит посмотреть. Дух времени старой Москвы сменяется на отрезвляющую яркость кораблей северного моря. Зритель пройдёт по следам  художника сквозь пятидесятые годы, шестидесятые, семидесятые и дальше в наши дни. Вы можете наблюдать, как меняет ультрафиолет гамму красок в Ялте и средней полосе. Несколькими штрихами представлены фрагменты путешествия на Целину. Серия акварелей позволит погрузиться в романтическую сказку безудержного буйства красок. А графические зарисовки, возможно, удивят строгими законами красоты.

На семидесятипятилетний юбилей Заслуженного художника России Михаила Корнеевича Аникеева, под эгидой: 60 лет творчества, прошло три выставки. Первая в выставочном зале МООСХ только для художников. Она состояла исключительно из полотен «белого периода». Двадцать белых стихов, как одна поэма предстали перед эстетами, и уже были отмечены в прессе, как новое слово в искусстве. Вторая – в картинной галерее Балашихи, под названием: «Мастер и его ученики». В неё вошли прозрачные, чистые, ласковые, солнечные пастели последних лет. На них – дети, и на них мы, только далеко в детстве. И третья – в ЦДХ, как нимб венчающая срез всего жизненного поиска за 60 лет творчества.

К сказанному хочется добавить, что в районе, да и в стране Аникеев – лицо довольно известное. Почётный гражданин города Балашихи и школ №1 и №6, почётный художник Академии художеств России, Член Всероссийского общества знаний, лауреат всемирных республиканских, областных и районных выставок награждён более 100 грамотами орденами и медалями.

Светлана Савицкая

Публикация газета «Реут» г. Реутов 2001 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.