В последние годы на рынке печатной продукции происходит падение тиражей. Издания собирают все меньше подписчиков и читателей. Все больше входят в моду журналы для пролистывания. Лаковый глянец желтой прессы заменил роман-газеты, которые  передавалось из семьи в семью, изданные на простой газетной бумаге. В наше новое время, время Интернета и пи-телефонии, аудиокниг, мы все чаще и чаще становимся рабами электронных носителей, мучительно вглядываемся в окошки пейджеров и мобильников. Складывается впечатление, что люди больше воспринимают что-то из визуального ряда. И просто отказываются читать. Из литературы предпочитают  мыльные любовные романы, фентези или детективы.

Вот поэтому мы проводим Международный литературный конкурс «Золотое Перо Руси». Церемония награждения победителей состоится в Центральном Доме Литератора 21 октября. Лучшие авторы будут отмечены в нашей газете.

Следите за литературной страничкой «ММ». Теперь на ней будут появляться лучшие их произведения.

Наше поколение было приучено к чтению. Все начинается со школы. Ты приходишь в класс и понимаешь, насколько это важно — само понятие «русский язык»… У меня была превосходная учительница Эмма Борисовна Брауэр. Мастер старой закалки. Классический образец педагога минувшего столетия. Мы были детьми «всерьез». И учились всерьез. Может быть, поэтому теперь вот так же всерьез работаем.

Но нашим учителям было в каком-то отношении с нами легче, чем сейчас. Ничто не отвлекало нас от главного.

Кто защитит наше новое поколение? Кто воспитает, если не мы?

Мы поздравляем всех наших педагогов с Днем учителя!

Материалы о литконкурсе и статью «Кому нужен русский язык?» читайте далее.

Александр Бухаров

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2005г.

 

КОМУ НУЖЕН РУССКИЙ ЯЗЫК?

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Июнь 1882 года

2005 год. «Новое поколение NEXT! Новое поколение выбирает PEPSI!  Не тормози — сникерсни! Клевый вечер, делать неча! Твоя невеста честная — Ё!»

Стоп! Закрыть уши, чтобы не свернулись с трубочку! Чтобы уберечь где-то внутри то настоящее и чистое, что называется русским языком.

Кому нужен русский язык? Кажется, что никому. Современная молодежь в основной массе своей так и не научилась говорить и писать грамотно. Идеальный почерк компьютеров заменяет уроки каллиграфии. Чтение книг – мыльные телесериалы…

Мы в московской школе №1022. Обыкновенная планировка. Стенды с дипломами и достижениями. Стандартный линолеум. Но нас заинтересовал ее статус этнокультурного компонента. Эмма Борисовна Брауэр преподает русский язык более 30 лет. Мы говорим о проблемах русского языка и русской литературы в стране. И прекрасно понимаем друг друга. Ведь газета учителю сродни. Мы в ответе за тех, кто слушает нас.

Еще 10 лет назад мы смеялись над американскими школьниками, которые не знают, как нарубить дрова, пойти в поход, приготовить нехитрый завтрак, написать самостоятельно сочинение, а не скачать его из Интернета.  Похоже, нас постигла та же участь.

— Что больше всего удивило или поразило Вас за годы преподавательской деятельности?

— Этой осенью, — отвечает Эмма Борисовна, — я была поражена тем, что большинство детей не прочитали ничего из заданного списка литературы. А ведь это не шутки! По программе идут серьезные произведения… Одна моя коллега посоветовала читать детям отрывки прямо на уроке. Но как можно прочесть за несколько часов, выделенных школьной программой,  «Войну и мир?»

— Ваша школа несколько отличается от других особым уклоном в области изучения русской словесности. Чем у вас занимаются с детьми помимо обязательной программы?

— Этнокультурный компонент включает в себя ознакомление с русской народной словесностью, культурой древней Руси, пословицы, поговорки, их происхождение, былины, сказки. Мы знакомим детей с обрядами, календарями, связанными с крестьянскими работами. Далее  —  с искусством слова и значением его в прозе и в поэзии. Дети сами по заданию сочиняют стихи, участвуют в процессе написания более сложных форм, чем простое школьное сочинение.

— Кто из современных поэтов ученикам более близок?

— Наблюдается влечение больше к Есенину и Блоку, чем к Маяковскому, как и прежде. Очень любят они и современных бардов — Высоцкого, Кима, Визбора, потому что и сами исполняют что-то из их репертуара.

— Любят ли они театр?

— Огорчу вас, нет. Хотя мы делаем все, чтобы приобщать к высокому искусству. Ведем воспитательную работу. Кроме того, выезжаем с детьми в музеи. Многие от нас узнают, что есть Музей русского валенка, или Музей русской гармони, Музей леса. Были мы и в Дарвинском музее, и в местах, где занимаются народными промыслами, в Гжели, в Хохломе. Наши поездки очень плодотворны. Ведь потом ребята пишут краткий отчет об увиденном, собирают материал для нашего школьного музея, который называется «Русская изба».

— Вы говорили, что знакомите детей с обрядами. Как это происходит?

— В нашем музее мы устраиваем посиделки. Проводим русскую масленицу, например. Печем блины. Привлекаем ансамбль «Раздолье», клуб «Экскурсовод», хоровую студию «Сударушка», изостудию «Русские узоры», косинский «Морской клуб». Дополнительное образование по этнокультурному компоненту включает в себя работу в кружках «Золотое слово», «Русское слово», «Лоскутная пластика», «Бисер старинный и современный», «Кружевница», поисковую работу. Учащиеся школы участвуют в этнографических экспедициях, поиске и обработке материалов, в их изучении и оформлении в виде экспонатов для музея. Материалы, собранные здесь, позволяют проводить уроки этнокультурной направленности на высоком эмоциональном уровне.

— Кого из современных авторов, может быть, членов Союза писателей России, знают дети?

— Думаю, мало кого, в основном только тех, кто широко рекламируется на центральном телевидении.

— На уроках Вы что-то даете из современных авторов?

Но Эмма Борисовна удивляется вопросу и отвечает вопросом на вопрос:

— Вы думаете, это просто — охватить хотя бы школьную программу? Да и дополнительные часы в этом году сильно урезали…

Отвечаю для себя за нее: значит, нет.

Трудность школы №1022 на самом деле не проблема только этой школы. Намечается ярко выраженная тенденция снижения литературного потенциала в целом не только в нашей стране, но и во всем мире. В Японии спасаются комиксами. В Америке – компьютерными играми. Россия по-прежнему воспитывает детей с помощью телевизоров. Школа лихорадочно пытается выправить убывающую синусоиду успеваемости, но каждый день терпит фиаско. Потенциальных литераторов становится все меньше. Согласитесь, проще украсть готовую мысль, чем родить ее. Просто попросить знакомого мальчика, владеющего программой Word, чтобы он дал готовую распечатку изложения или сочинения, не включая мозги.

Кому нужен русский язык? Все мы им пользуемся, подчас не зная об изначальных сокровенных тайнах каждого слова.

Кто-то его использует, кто-то им любуется, а кто-то просто потребляет его в обиходе.

Рамки школьной программы диктуют учителю, что говорить, и как. У педагога остается лишь небольшая лазейка – расставление акцентов на той или иной мысли, да на дополнительных занятиях попытаться заинтересовать ребенка — в данном случае этнокультурным компонентом.

И только.

А что за ними? За этими рамками? Огромный мир современной литературы, хлынувший на развалы. Читай не хочу! У каждой семьи появилась возможность уставить полки самыми яркими и красивыми книгами. Только вот читают ли теперь с таким интересом и упоением, как раньше?

Нет. Не читают.

Идет урок литературы. Преподает Эмма Борисовна Брауэр. Один из лучших преподавателей русской словесности. Десятиклассники внимательно слушают. И я им немного завидую. Им только еще предстоит окунуться на страницах Булгакова в вихрь фантасмагории Мастера и вместе с Маргаритой ощутить счастье полета. Найти для себя ответ, лет этак через двадцать пять: а нужен ли им, на самом деле, русский язык?

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2005 г.

 

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.