ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ И НАТАЛЬЯ КАСАТКИНА. ЖИЗНЬ, БАЛЕТ И МОРКОВКА

В 2006 году у Государственного академического театра классического балета сразу три юбилейные даты: театр отмечает 40-летие со дня основания, прошло 30 лет с тех пор, как им стали руководить народные артисты России Наталия Касаткина и Владимир Василев, которые в этом году отмечают золотой юбилей –  50 лет совместной жизни.  Ну, чем не повод для интервью? Тем более что сейчас в Москве проходит ежегодный «Летний фестиваль балета», в котором известный на весь мир балетный коллектив принимает самое активное участие.

– 1 июля «Летний фестиваль балета» открылся вашей премьерой «Штраус-Гала». Как все прошло?

ВВ: Феерично! Это же было открытие «Летнего фестиваля балета»!

НК: Мы специально выбрали такой веселый, легкий спектакль. Это балет о балете, где рассказывается об одном из многочисленных международных конкурсов. Классики и модернисты демонстрируют настоящий калейдоскоп балетных хитов! Это такая ироническая версия балетного конкурса. В спектакле заняты все солисты нашего театра. Мне кажется, зрители были довольны, несмотря на то, что в основном на открытии фестиваля были люди приглашенные, как сейчас говорят, «пафосная публика»!

– Расскажите об истории создания балета «Штраус-Гала»…

НК: То, что сейчас увидели зрители, это капитальное возобновление. С момента постановки прошло 22 года. В 1984 году спектакль был поставлен для Парижа. В результате 5 наших солистов получили премии Парижской академии танца! Это была блистательная плеяда солистов. Помню, тогда была Пасха, когда из Парижа обычно все уезжают отдыхать, и наш импресарио очень волновался, что не будет зрителя. Но буквально с третьего спектакля вокруг театра стоял народ. Зал театра Шатле был набит битком! Разумеется, потом мы показывали этот балет в нашей стране.

– Новая постановка чем-то отличается от первоначальной?

НК: Ну, разумеется! Новые декорации, костюмы… Сейчас, в связи с изменением стиля, костюмы стали более компьютерные, я бы сказала.

ВВ: А возобновили мы этот балет потому, что появилась новая плеяда замечательных артистов. В основном возрастной состав – от 17 до 23 лет.

НК: Например, наша прима-балерина Катя Березина, ведущая солистка Марина Ржанникова, Людмила Доксомова, Наташа Огнева…. Из мужчин – Владимир Муравлев…

ВВ: В Америке он получил титул Чемпиона мира по танцам. Что это такое – никто не понимает, даже он сам. Но, тем не менее, титул есть.

НК: …Коля Чевычелов, получивший на Международном конкурсе артистов балета Гран-при. Ион Курошу – еще не получил никаких наград, но он великолепен!

ВВ: Ну, он молодой еще, все впереди. Сейчас он танцует балет за балетом, и ему просто некогда идти на конкурс за наградами.

– Вы 30 лет руководите театром. Можно сказать, что в труппе уже есть ветераны?

НК: Вместе с нами пришел Сергей Белорыбкин. Сейчас он у нас заведующий балетной труппой. Сережа – наша очень большая удача. Он и танцует, и руководит труппой. Мы за ним, как за каменной стеной.

ВВ: А на будущий год театру грозит катастрофа! Потому что всех мужчин заберут в армию! Сейчас появился в Правительстве законопроект, по которому артистов балета можно забирать в армию, хотя до сих пор российские танцовщики были освобождены от призыва.  За всю 300-летнию историю существования российского балета ничего подобного еще не было! Как будто авторы законопроекта не понимают, что артистам балета необходимо репетировать по несколько часов в день, чтобы постоянно находиться в форме. А служба в армии может лишить театры замечательных артистов, причем навсегда! Вот такая у нас реформа российских вооруженных сил!

НК: Безграмотного вообще очень много. Сейчас мы еще вот с чем столкнулись. С 1 января этого года вступил в силу закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», созданный в целях, как в нем говорится, реформирования бюджетной сферы. Суть его в том, что на любой проект с участием государственных денег, если сумма превышает определенный законом минимум, надо объявлять тендер (конкурс). Понятно, если речь идет о каких-нибудь технических разработках, строительстве школ, больниц и проч., то такой подход оправдан.

ВВ: Но в сферу действия этого закона включили и творческие коллективы! В данном случае, если стоимость создания фильма или спектакля превышает 60 тысяч рублей (а что можно сделать на такие деньги?), этот творческий коллектив обязан объявить тендер, а по его результатам будет обязан выбрать, к примеру, того режиссера, который будет «стоить» дешевле. Получается, что творческие коллективы фактически лишены возможности самостоятельно выбирать, с кем им сотрудничать. Но помимо того, что на каждую трату свыше 60 тысяч рублей необходимо организовывать тендеры, надо еще и давать отчеты по их проведению. А это целая бумажная волокита!

НК: И вот конкретный пример. Музыку к следующему нашему балету – «Лесистрата» Аристофана – пишет сейчас Ольга Петрова, дочка композитора Андрея Петрова. Так по закону мы не можем заключить с ней контракт. Мы должны выставить ее на конкурс среди трех претендентов. У нашего театра есть свой художник, с которым мы работаем. Но мы не можем заказать ей декорации – мы должны выставить ее на конкурс и среди трех выбирать! Это же совершенно идиотский закон!

ВВ: А побеждает тот, кто меньше запросит денег, тем самым, сэкономив федеральный бюджет. В драматических театрах сейчас та же самая «драматическая» ситуация. Вот Калягин с этим борется.

НК: К счастью, мы от этого закона пока ничего не потеряли. Пока мы стоим на своем. И пусть только попробуют!

– В интервью два года назад вы говорили о том, что театру необходимо свое здание, потому что пока ничего нет. Как теперь обстоят дела?

НК: Да не два года, мы все 30 лет об этом говорим, мы, как пришли, так начали за это бороться.

ВВ: Был когда-то момент, незадолго до перестройки, когда поляки решили построить нам театр. Они должны были советской власти деньги, так что решили отдать часть долга «натурой». Мы были счастливы: вот-вот начнется строительство! Но в это время рухнула советская власть, и вскоре выяснилось, что на самом деле Советский Союз должен Польше.

НК: Нам постоянно что-то обещают. Но из-за бюрократических препон ничего не получается! Например, мы периодически собираем по 17-19 подписей на строительство театра…

ВВ: А подписи эти действуют в течение трех месяцев, так что потом приходится собирать их заново. Так и нет пока у нас собственного помещения.

НК: Кстати, мы очень удачно выступаем в Подмосковье. Есть такой комплекс «Снегирек», мы там полностью показали балеты «Щелкунчик» и «Сотворение мира». Там достаточно большой спортивный зал, который быстро превращается в зрительный зал и сцену. Кроме того, мы очень успешно сотрудничаем с театром в Красногорске, там мы даже выпускали свои премьеры.

– Сейчас очень модно делать микс из разных жанров – например, совмещать в одном спектакле элементы театра, балета, цирка…. На ваш взгляд, это какое-то новое искусство?

НК: Это не новое искусство, это новая композиция. Конечно, каждый жанр в отдельности от такого сплава теряет. Зато его преимущество в том, что люди, которые никогда ничего не видели, увидят сразу все и уже потом выберут что-то для себя. Вот кто-то ругает Анастасию Волочкову за то, что она не очень хорошая классическая балерина. Но зато она ухитрилась при помощи своей красоты, энергии познакомить большую часть зрителей, которые вообще не интересовались этим искусством, с классическим балетом.  А что же тут плохого? Люди  увидели, что это может быть интересно, красиво и не скучно. Спасибо ей за это!

ВВ: Микс есть микс. Очень хорошо коктейль выпить. Но в искусстве должно быть что-то одно показано. Если музыка, то это консерватория, если драматический спектакль – это театр, если балет, то «Летний фестиваль балета».

– Иногда в спектакле случается, что актеры забывают реплики. Начинают выкручиваться, импровизировать. Бывает ли так, что в балете артист забудет движение? Это будет как-то заметно? Суфлеров же нет, чтобы показать…

НК: В моей жизни было один раз подобное, так мне это до сих пор по ночам снится! Я танцевала в спектакле Леонида Вениаминовича Якобсона «Спартак» маленькую роль, египетский танец. Я тогда только недавно пришла в Большой театр СССР. А он очень замысловато это ставил. Руководителем балета был тогда Леонид Михайлович Лавровский. И где-то посередине спектакля я забыла хореографический текст, т.е. движение. Но музыка идет, я продолжаю танцевать, импровизирую. А по окончании спектакля  Леонид Михайлович приходит и говорит: «Ты знаешь, ты так хорошо танцевала, это было замечательно!» А он очень редко хвалит. Я говорю: «Знаете, в середине я забыла, что надо делать, и сочиняла свое».  А он: «Это было лучшее место в твоем танце!»  Вообще-то подобная импровизация не разрешается.

– Как вы отмечаете ваши семейные праздники?

НК: Так получилось, что на юбилей нас пригласили в Белый дом – 30 октября мы там будем показывать «Штраус-Гала», а также сделаем презентацию двух наших следующих спектаклей – это «Лесистрата» и «Маугли». Кстати, у нас в Лондоне живет замечательный племянник – Алекс Праер. Его мама – моя троюродная сестра. Это супер-мальчик! СМИ уже назвали его вундеркиндом и гением музыки. В свои 13 лет он поет, играет на рояле, сочиняет музыку… Он пел в Кремле на 60-летие Победы.

ВВ: Он уже написал 13 симфоний!

НК: Он пишет музыку к нашему балету «Маугли». Вот там есть глава «Томление весны»: человек готовится к тому, чтобы покинуть джунгли у выйти к людям… Так он никак не мог понять, что такое томление. Тогда я ему показала картинку Ватагина, где нарисован Маугли. Он понял. Вот я читаю ему вслух «Маугли», а он тут же пишет музыку! У  него получается что-то невероятное!

– Насколько я знаю, вы планируете создать собственную балетную школу…

НК: В Москве мы планируем создать Международный центр балетного искусства. Задача школы – восстановить утерянную хореографию. Русский модерн 20 века. Это не будет первоначальная школа. Туда будут поступать уже 17-летние. В частности, все артисты нашего театра обязательно должны будут пройти эту школу. Обучение будет 3 года.

– Как вы отдыхаете после спектаклей и отдыхаете ли вообще?

НК: Я очень люблю готовить. Японскую еду, например. Есть такое блюдо Сяба-сяба. Рецепт рассказать? В подогретую прозрачную кастрюлю с водой наливается немного вина или сакэ. Туда бросаются мелко нарезанные овощи, мясо, грибы… Готовится все очень быстро. Но блюдо нужно брать палочками. Вообще, многие думают, что если есть палочками, то можно съесть мало и при этом насытиться. На самом деле, если к этим палочкам приспособиться,  то можно объесть хозяев просто напрочь! (смеется)

ВВ: Смысл восточных кушаний в том, чтобы есть как раз не вилкой, а палочками. Вот мы выезжали в Китай, Японию, Камбоджу…

НК: Я никогда не была в Камбодже. А ты когда успел без меня?

ВВ: То есть не в Камбоджу, а в Таиланд.

НК: Ну, тогда нормально.

ВВ: …все едят палочками. Приезжаем в Москву, берем вилки и не можем есть – невкусно! Потом в течение недели едим только палочками. И еще важно: эту еду можно есть, только если она предельно свежая!

НК: Сын всегда говорит: «Родители, когда вы кончите придуриваться с палочками!»

ВВ: Но мне все-таки хочется сказать о «Летнем фестивале балета». Вроде бы он был организован в самое неподходящее время – в летнюю жару,  когда все при первой возможности стараются спрятаться от жары на природе…

НК: …они не правы, потому что в театре «Новая Опера» прохладно, а в саду «Эрмитаж» красиво и радостно.

ВВ: Театр полон народу. Это вопрос хорошей организации фестиваля. Проект был задуман командой «Театр МЕДИА», в которую входит Федор Рындин, Иван Воронцов, Семен Кауфман и Ирина Ускова, у каждого за плечами богатый опыт работы в культуре, журналистике, балете, финансах. Разумеется, немаловажной является программа фестиваля: здесь показываются совершенно разные как классические, так и современные спектакли. Вот у нас уже несколько раз прошел балет «Спартак». Полный зал! Мы даже отдали свои билеты, потому что места не было.

НК: Для нас это самые счастливые моменты.

– В чем секрет вашего долгого замечательного творческого и семейного союза?

НК: Насчет семейного союза – так нам просто некогда было всякими глупостями заниматься.  Только поэтому, например, в этом году у нас много юбилеев и очень много работы. Оказалось, что за сезон мы уже дали 300 спектаклей! Это чудовищно много. А что  касается союза творческого…

ВВ: Нам не кажется, что у нас все уже позади – наоборот, все впереди! Мы как осел, перед которым несут морковку. Мы все время сами перед собой несем морковку. Сейчас у нас их две – «Лесистрата» и «Маугли». Кроме того, мы страшно хотим сделать «Бурю» Шекспира с музыкой Сибелиуса. Морковка все время движется!

Мария Петрова

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2006 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.