Такой высоты успеха достигает далеко не каждая историческая лента. Их можно перечесть по пальцам: «Клеопатра», «Спартак», да, кстати, и нашумевший «Титаник» —  по интересу зрителей где-то на том же уровне, что и вышедший на арены страны, «Гладиатор». А к новому году НТВ решило порадовать и тех, кому недоступен кинотеатр и даже простой домашний плеер. Премьера внесла положительный отклик еще более широких масс.

В чем же секрет творческой удачи?

Мужчины в бронзовых юбках размахивают мечами. Стрелы. Огонь. Масштаб. Насилие. Первобытность. Еще раз масштаб. Мир, живущий по дохристианским языческим законам. Мир без пощады и прощения. Как он похож на нашу современность! Вместо исторических закономерностей – воля сильнейших. Вместо общественных условностей – животная справедливость. Удивительно одно. Почему именно американцы осмелились воплотить это на экране? Безусловно – деньги. Возможности. Широкий экран показывает такое, что маленький домашний «Рубин» передать и в принципе не может! Жанр называется «пеплум», и родился в Италии. На производство фильма ушло 140 млн. долларов. Тоже интересная деталь.

Что еще можно сказать о фильме, который уже видели все?

Ридли Скотт в Голливуде – режиссер культовый. Таким сделал его фильм «Чужой», на десятилетие опередивший новую мифологию научной фантастики. И, главное «Бегущий по лезвию бритвы». Газеты и журналы после премьеры наперебой вспоминали, что у Скотта в Голливуде репутация мачо, гениального «съемщика», который не делает лишних дублей, и «визионера», умеющего убедить зрителей в реальности самого неправдоподобного мира. Первый пункт – любовь к красноречивым деталям. Второй – богатая изобразительность. Но главный третий – почти паническая необходимость схватить зрителя за горло и уже не давать забыть, что на два часа он – всего лишь пленник режиссерского произвола. До 60-х Скотт делал просто рекламные ролики. Только заработав неплохие деньги и отличную репутацию коммерческого автора, он решился на кино. Ему уже было сорок. «Дуэлянты» завоевали приз за лучший дебют на Каннском фестивале 1977 года, и оттуда карьера Скотта пошла вверх.

Умение «рекламщика» выжимать  из минимума экранного времени максимум эффекта возымела свое и в «Гладиаторе». Древние римляне общаются исключительно на английском. Но это не мешает понимать их. Ведь поступают они, как язычники. А язычник сидит изначально в каждом из нас. О! Как завидовала жене гладиатора вся женская половина! Каждой хотелось любви, любви к ней, такой, какою переполнена кинолента, как чаша Грааля! Мечта о силе, о спасителе, о победителе, о справедливости! Пусть она торжествует даже и после смерти. Ведь там – другой мир. Мир, где они снова вместе…

И как сочувствовали ему мужчины! Как невольно сжимались кулаки в кинотеатрах. Еще немного и вся «Москва» ринулась бы на арену, прямо сквозь века на защиту Максимуса!

Потрясает и трогательный юмор. Так умеют шутить только англичане – с каменным лицом. Масса мелких на вид деталей – песок в натруженных ладонях, скульптурки жены и сына, покрытые поцелуями, взлетевшая с ветки птичка, а за нею массовка — конница, армия Великого Рима. Отвращение женщины, когда она не хочет мужчину, но вынуждена терпеть его внимание — лишь на кончиках губ главной героини. Поле следующей жизни, на котором так реально колышется трава!

Но режиссерские, операторские и сценарные находки – не были бы так ярки без игры актерской группы. Особые слова для яростного Рассела Кроу, одиночки, оказавшегося на арене лицом к лицу с Богом, который его разлюбил, орущего на обезумевшие трибуны, что он теперь – суперзвезда, а кто не верит – пускай проверит на собственной шкуре!..

Фильм режиссеру давался непросто. На Мальте, прямо на съемках, в возрасте 61 года от сердечного приступа умер Оливер Рид, знаменитый алкоголик и любимый толстяк англичан. Как сообщает «Афиша» в свой последний вечер он заказал 8 кружек пива, 12 двойных порций рома, полбутылки скотча и не подумал о гладиаторе Максимусе, который остался без тренера, и о режиссере Ридли Скотте, который остался без исполнителя одной из главных ролей. Рид уже снялся во всех сценах, кроме одной, но важной, а переснимать другого актера означало снова собирать массовку в 2000 тысячи человек и заново отстраивать римский Колизей. В общем, Рида решили оживить. Нашли похожего актера, оклеили его лицо сенсорами, осуществили цифровую запись его мельчайших движений и затем отдали покойнику цифровые измерения живого. Скотт потратил на две минуты экранного времени 3 миллиона долларов! Реанимация удалась. Ведь и я, и вы видели фильм и ничего не заметили. Не так ли?!

Рекламные афиши провозгласили его шедевром, неподвластным времени. Настоящей классикой. Потрясающей картиной невиданного размаха. Грандиозным эпическим фильмом. Мы совершенно согласны с такими смелыми эпитетами!

А кто еще не пережил мифического потрясения от просмотра, рекомендуем.

В великой Римской империи не было военачальника, равного генералу Максимусу (Рассел Кроу). Непобедимые легионы, которыми командовал этот благородный воин, боготворили его и могли последовать за ним даже в ад. Но случилось так, что отважный Максимус, готовый сразиться  с любым противником в честном бою, оказался бессилен против вероломных придворных интриг. Генерала предали и приговорили к смерти. Чудом избежав гибели, Максимус становится гладиатором. Быстро снискав себе славу в кровавых поединках, он оказывается в знаменитом римском Колизее, на арене которого он встретился в смертельной схватке со своим заклятым врагом…

 

Светлана Анисимова

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2004 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.