А где она, чистая вода? Сохранилась ли еще на планете? Радостью и счастьем можно считать просто один глоток из родника…

Журналистов, которые поднимают вопросы экологии, и ищут пути решения проблемы очищения нашей планеты, становится все больше. И этому способствует не только тревога за наш общий дом, но и, как оказалось, образование экологической гильдии.

Марафон «Экология России – Из века в век», который начался в Мордовии и Москве, 22 июля продолжил свою работу на Владимирской земле. Журналисты из Мурома и Владимира, работы которых стали победителями во Всероссийском конкурсе, были награждены дипломами и подарками от экологической гильдии МедиаСоюза и Объединения организаций профсоюзов Владимирской области.

Прошла еще одна презентация книги «300 сказок и историй» любимой сказочницы экологической гильдии Светланы Савицкой. Она привезла эти огромные фолианты в виде подарков победителям конкурса Владимирской земли по номинации экологической сказка. С выходом в свет книги ее  поздравил  председатель, член Генсовета ФНПР Г.П.Никаноров, председатель гильдии экологической журналистики Н.Е. Акритов, директор гильдии С.А.Чепурнова.

Для участников марафона были устроены познавательные экскурсии по историческим и экологическим местам Владимирской области. Журналисты посетили Успенский, Дмитровский и Рождественский собор Владимирского кремля, побывали в Суздале, Покрове на Нерли, а также нескольких деревнях, где леса полны грибов и ягод, где можно пить воду из колодца, не заботясь о ее фильтрации, где воздух настоян на лекарственных травах так насыщенно, что его можно, как говорят местные жители,  намазывать на бутерброд и кушать  с хлебом.

Владимирскую землю можно назвать не только родником чистоты экологической, но и чистоты духовной. И в этом не раз пришлось нам убедиться.

ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ
Зимний праздник Солнцестояния проходит накануне самого короткого дня года. Тысячи лет назад во многих местах, в том числе и на территории Владимиро-Суздальского княжества, праздновали День Зимнего Солнцестояния, прославляя Бога Солнца и радуясь его возвращению. Они знали, что дни теперь будут все длиннее, возвещая скорое наступление весны.
Эта традиция, называемая Святки, все еще существует во многих культурах мира.
Огромное Святочное бревно приносят на большую поляну и зажигают. Вокруг этого костра все танцуют и поют, для того чтобы шум разбудил Солнце после долгого зимнего сна и поторопил весну.

Солнце — на лето, зима — на мороз, — говорили в народе. Новый год – к весне поворот, — уже поздняя интерпретация этой поговорки. Зимними долгими вечерами женщины пряли, ткали, вышивали. Мужчины плели лапти, делали глиняную посуду, занимались всяческим домашним ремеслом. Зима (подбериха)  являлась передышкой между летней страдой (запасихой).

От старых обычаев осталось, наверное, только желание громко встретить Новый год, разбудив Солнце своими песнями.

Роман Зеленый

РУСЬ ЯЗЫЧЕСКАЯ

Всемирную славу Владимиро-Суздальской земли составляют белокаменные храмы. В кружевных узорах резьбы можно прочесть целые фрагменты легенд, узнать загадочных Богов, потеряться в загадках древности. Случайны ли эти творения рук человеческих? Конечно, нет. Тысячу лет назад храмы строились в заповедных рощах на местах святилищ, на высоких берегах рек. Последние располагались у русов на господствующих высотах. Как это увязать со словом святой? Вероятно, смысл — в слове «свет». Холм ближе к небу, солнцу, космосу. С возвышения старцы наблюдали за солнцем и луной, сверяя лунный  месячный календарь. Это место выделяли и почитали особо. Как же появились святые домины? Слово «домины», или «хоромины», не случайно. Древние деревянные обители имели форму срубов или клетей (называемые в современной архитектуре клетские храмы). Храмом могла стать изба родоначальника, основателя поселения. Представим, что община разрослась и местность (леса, поля, реки) уже не могли прокормить всех живущих на ней. Для освоения новых мест периодически снаряжались ватаги. Осевшая ватага в незнакомом месте наперво строила общую домину на видной издалека высоте. На ней ставили мужской символ рода – барабан с куполом, а также православный знак с глубинным космическим или земным смыслом. Потом недалеко разрасталось поселение. У реки ставили избы рыбаки, близ вырубки под пашню устраивались пахари, у леса и лугов – охотники и пасечники. Жила своей жизнью и обитель. Тут были и кузнецы, и ремесленники, и кожевники, и другие мастера. Следует заметить, что высота с храмом имела оборонительное значение. Вокруг родового дома и мастерских возводился частокол, стены с бойницами и башнями. Здесь же поселялись воинские отряды. Колокольный звон оповещал округу о праздниках, опасностях, созывал вече. Так постепенно формировался торговый, хозяйственный, ремесленный, военный и культурный  оплот. Сюда стекались деловые бумаги, книги, дорогие изделия. Тут устраивались продовольственные и вещевые склады, хранилища общей казны. Под своды храма от суеты мира удалялись постаревшие родичи. Здесь со своими сверстниками они занимались привычным делом, писали летописи, увековечивали свои знания. Почтенные старцы помогали решать общинные вопросы. Достойные батюшки и матушки принимали роды, благословляли новорожденных и влюбленных, напутствовали на благие дела, провожали в последний путь умерших. В храмах жили лишь те, кто достойно прожил жизнь, вырастил потомков, построил дом, облагородил землю, защитил Родину. На месте деревянных храмов строились каменные. Но непременно на том же месте.

 На Владимиро-Суздальской земле все пропитано стариной, древними памятками язычества. Постройку Дмитровского собора датируют 1194-1197 годом. Русь в то время приняла христианское крещение. Но все говорит о более раннем его создании. На кресте – мировая уточка. А сами узоры составляют полный пантеон языческих Богов. Возле главной фигуры — буквы Д и Б, что обозначает скорее всего ДажьБог. Хотя современные краеведы более склонны трактовать верховное божество храма как царя Давида. Но вспомните «Слово о полку Игореве» «Все мы – ДажьБожьи внуки!» На барельефах можно без труда узнать крылатого Семаргла, рогатого Велеса, Стрибога и Хорса. Там же изображены вещие птицы – воплощения Богов: Птица-матерь Сва, Сокол-Рарог, Финист, Птица Сирин и птица Гамаюн.

Дмитровский собор — не единственный уцелевший свидетель старины. Не менее великолепна церковь Покрова на Нерли. Археологи датируют время постройки 1165 годом. Но и на ней все указывает на более раннее происхождение. Не менее величественный Успенский собор – носитель той же информационной мозаики. Ту же символику мы видели и в Боголюбово, и в Суздале на Рождественском соборе. Сохранил первозданность также Георгиевский собор в Юрьеве — Польском.

ТРЕНЬ — БРЕНЬ — ГУСЕЛЬКИ

Нас заманил под своды храма колокольный звон. Звук, который зовется трезвоном, то есть звоном в три приема, где участвуют сразу все колокольные группы: большие колокола, средние, малые и главный Благовест, нас просто заворожил. Мы долго наблюдали за звонарем. И вот он вышел. Как люди, составляющие любопытную журналистскую братию, мы подошли к нему со своими вопросами.

Звонарь оказался человеком общительным. Зовут его Валерий Гаранин. Он позволил нам подняться за ним в пристройку храма, посмотреть вблизи на колокола. А еще он сыграл нам на древнем инструменте – гуслях. Вот это действительно было настоящим подарком судьбы! 

Гусли — древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыла от нас и возраст, и место их рождения.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые».А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «Звончатыми».

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

…О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на Руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев

Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или, как их пренебрежительно стали называть, гусляров, — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента.

При Владимире Крестителе на русской земле распространилась власть западного образца. Утвердились туины-старосты, ростовщики, менялы, греки-миссионеры и прочие чуждые нашему народу нахлебники. Князья увидели в этом выгоду и предали дедовский уклад. Они набирали заморские дружины и насаждали новый порядок вместе с новой верой. Волной восстаний ответил народ. «Огнем и мечом» насаждались новшества. Но и церковники, и иностранцы, и князья видели препятствие своему победоносному шествию в народной культуре. На нее был направлен главный удар. Когда христиане захватили власть в Римской империи, то первое, что они сделали – сожгли дотла огромнейшую Александрийскую библиотеку. В нашей Отчизне уничтожались все летописи, все глиняные дощечки. Преследовались как колдуны и ведьмы люди, которые рассказывали предания об истории нашего народа. Носителей знаний, волхвов, клали звездой головами внутрь, на головы кидали книги, гусли, дудки, а потом поджигали. Из древних городов вывозили возами волынки,  дудки, трубы, гусли, ноты, все, что могло хоть где-то однажды рассказать потомкам об истории. Лаврентьевская летопись, в частности,  раскрывает многое о трагедии тех лет.

Но не будем о грустном прошлом. Оно удивляло жестокостью во все времена. Судьба удивительного музыкального инструмента – гуслей — оказалась более благосклонна в наши дни. Нет такого народного ансамбля, где бы этот инструмент не использовался теперь в России.

Светлана Удалова

Публикация газета «Молодежь Московии « г. Москва 2004 г.

Сайт МедиаСоюза 2004 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.