Кронштадт, город на острове Котлин в Финском заливе, известен всему миру как город-крепость, колыбель военного отечественного флота.
С древних времен здесь проходил торговый водный путь «из варяг в греки». На острове, обозначенном на каргах Ганзейского торгового союза, располагались лоцманы «Господина Великого Новгорода». История крепости, военного и торгового порта и творения основателя его, Петра Великого, началась с освящения 7(18) мая 1704 г форта Кроншлот. По замыслу Петра велось невиданное по тем временам строительство фортификационных сооружений, гаваней, уникальной гидротехнической системы, каналов и доков.
Почти три века истории запечатлены в истории города и его памятниках. Сейчас в Кронштадте более 300 памятников истории, техники и культуры. Все они создают неповторимый архитектурный облик города-крепости.
Кронштадт — начало многих походов российских моряков. Это — первые российские кругосветные походы (первому как раз исполнилось 200 лет), плавания в Русскую Америку, походы в Арктику и Антарктиду. Здесь проходили службу и вели научную работу выдающиеся флотоводцы и известные мореплаватели России: Г.А. Спиридов, Ф.Ф.Ушаков, Г.И. Бутаков, П.С. Сенявин, И.Ф.Крузенштерн, С.С. Шакаров, Ф.Ф. Беллинсгаузен и другие.
Большую роль сыграл Кронштадт и в деле развития отечественной науки. Здесь были сделаны научные открытия и изобретения — механический телеграф Бутакова, мины Якоби и Нобеля, подводная лодка и торпеда Александровского, первый в мире ледокол. Вершина научных достижений Кронштадта — изобретение радио А.С. Поповым в 1895 году. И мне лично очень приятно этол осознавать, поскольку это был мой двоюродный дед.
В разное время в Кронштадте бывали, жили и работали писатели, художники и музыканты П.М. Карамзин, А.С. Пушкин, И.А. Гончаров, В.Д. Даль, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, И.К. Айвазовский, А.П.Боголюбов и другие.
До сих пор Кронштадт свято хранит свои традиции города — уникального и прославленного. И свои тайны. Были времена, когда ни одного жителя не оставалось в нем. Но власти менялись. Стены оставались нам, потомкам.
ТАНКЕР «СМОЛЬНЫЙ»
Мы прибыли на борт судна с командой журналистов-экологов из разных стран. Представители Индии, Швеции, Франции, Италии и США общались, конечно, с помощью переводчика, поэтому им, можно сказать, не повезло. Не могли они оценить портовых шуточек и своеобразный матросский сленг. Их интересовал только скандал, назревавший с каждой минутой.
Пока нам рассказывали, что оборудование судна, имеющегося на борту, способно очищать морскую поверхность, наши коллеги из Канады и Америки позвонили по мобильному телефону в США, потом в Германию. Они выяснили, что судно-нефтемусоросборщик «Смольный» было построено в Германии, что его машины вовсе не способны принимать на борт и перерабатывать заявленное количество отходов.
Выяснения проходили, впрочем, недолго. Ситуация разрешилась сама, когда капитан корабля заверил журналистов-экологов в том, что машины были несколько раз реконструированы, а также заменены после постройки и теперь выполняют функции в несколько раз более мощные, чем первоначально. Скандала не получилось. Мы увидели собственными глазами, что у нашего флота и у нашей экологии есть мощный защитник в виде этого танкера.
Итак, что же это за чудо-юдо такое «Смольный»? И что привело нас в Кронштадт?
Полное название его несколько длинно «Флагманское судно АСГ с размещением на борту штаба по руководству операциями по ликвидации чрезвычайных ситуаций, разливов нефтепродуктов в зоне ответственности МАП». Имеющееся на борту оборудование позволяет считать его основным техническим средством по ликвидации возможных локальных разливов нефтепродуктов, проведению спасательных операций экипажей судов.
Коллега из Испании задала вопрос, а почему судно не помогало ликвидировать последствия нефтяных разливов у побережья Испании? На что ей показали соответствующие документы о предложении помощи Испании. Ответа испанской стороны не последовало.
Какие еще операции может делать «Смольный»? Собирать нефтяную пленку с поверхности океана до 4 метров толщиной. Осуществлять бункеровку дизельным топливом в объеме 2985 тонн или мазутом — 3160 тонн дизельного топлива + 300 тонн с подогревом в танках до 78 С. Бункеровку питьевой водой — 100 тонн. Сбор нефтесодержащей смеси и льяльных вод — 1111/3511 тонн с последующей утилизацией, производительность от 20 до 300 кв. метров в час. Сбор с последующей утилизацией фекальных вод — 100 тоня Утилизацию мусора —10 куб. м/сугки. Танкер также может предотвратить возгорание пятна нефтепродуктов на акватории и удержание пятна разлитых нефтепродуктов (противопожарная система из 7 водно-пенных стволов).
Покидая судно, мы пожелали командному составу и экипажу корабля в скором времени остаться без работы!
ЗАВЕЩАНИЕ ПУТИНА
В нынешнем году Россия отметила столетний юбилей своего подводного флота. В 1903 году был сдан флоту номерной миноносец, который потом, когда завеса строжайшей тайны несколько поослабла, был наречен подводной лодкой «Дельфин».
За свою столетнюю историю подводный флот коснулся судеб многих россиян. Но мало кто знает, что и нынешний глава государства связан с ним особыми родственными узами.
В Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище, неподалеку от того места, где погребены моряки с «Курска», стоит черный мраморный крест. Под ним лежит еще один подводник, не доживший год до черного августа 2000-го и ничего не узнавший, на свое счастье, о трагедии в Баренцевом море. Бывший краснофлотец, рулевой-сигнальщик одной из балтийских подводных лодок Владимир Спиридонович Путин.
Петербург и Кронштадт — словно братья. Строились вместе, вместе делили боевые невзгоды. Там курсанты военно-морского училища проходили жесткую науку выживать.
Крещеному во младенчестве краснофлотцу Путину предстояло принять еще одно крещение — в храме бывших отдельных гардемаринских классов. Теперь и тогда в нем размещалась УГС—учебно-тренировочная станция подводников. Такого храма в мире больше нет. И дело не в архитектуре или святынях. Его нет просто потому, что ни в одном храме мира не поставили железную башню высотой с 10-этажный дом, наполнив ее водой. За восемь десятилетий через шлюз прошли тысячи молодых людей в черных пилотках. Их учили всплывать из затопленной подводной лодки, учили не бояться морской глубины. Чем ближе к поверхности, тем дольше выдержки.
Быть может, из всех переделанных большевиками церквей этот храм в качестве УГС продолжал быть храмом, ибо служил делу спасения на водах. Так или иначе, но краснофлотец Путин всплывал под высоченным куполом с дыхательной маской на лице именно здесь. Здесь же погружался в бассейне, сооруженном прямо в алтаре, и самосвятная вода окропляла подводницкие гидрокостюмы Они и теперь еще висят в ризнице. Здесь единственный в России музей дыхательных аппаратов для спасения подводников. И здесь по-прежнему всплывают под куполом парни, которым идти служить на подводные атомоходы.
Во время войны навыки, полученные в этом странном храме под названием УГС, спасли Владимиру Путину жизнь, йзета «ФЛОТ», выходящая в г. Кронштадте, приводит рассказ нынешнего президента:
— Отец ушел на фронт добровольцем. Его определили в истребительный батальон НКЩ. Эти батальоны занимались диверсиями в тылу немецких войск. В их группе было 28 человек. Их забросили под Кингисеппом. Шансов выжить почти не было. Немцы обложили со всех сторон и только некоторым из них, в том числе отцу, удалось вырваться Остатки отряда уходили к линии фронта. Отец с головой спрятался в болот,е и дышал через тростниковую трубочку, пока собаки, с которыми их искали, не проскочили мимо, и тем спасся.
Он вернулся домой в 1937 году живым и здоровым»
Под сводами старинных казарм до сих пор располагается Учебный Краснознаменный отряд подводного плавания. Поразительно, но в этих стенах еще стоят 30-е годы! Они ощущаются во всем — в каменных ступенях, истертых подошвами матросских ботинок, в коридорных картинах, изображавших Ленина в гуще революционных матросов, в гипсовой статуе Кирова. Все также снуют матросы-курсанты в синих робах, все также облачаются они в подводные доспехи и входят в шлюзовую камеру.
Самый большой в мире подводный флот строился не ради Книги рекордов Гиннеса. Его нарастающий размах, его, быть может, избыточная для 30-х — 40-х годов мощь нашли жизненно важное применение во времена затяжной «холодной войны». Именно тогда главные ядерные силы обеих противостоящих сторон — силы упреждающего удара и удара возмездия — были размещены в глубинах океана на «кочующих» ракетодромах в виде атомных субмарин. И чтобы приготовиться к такому противоборству на пике супертехнологий надо было работать на опережение времени уже тогда — в начале тридцатых годов.
Надо было, чтобы краснофлотец Путин и тысячи ему подобных прошли сквозь стальные башни и медные трубы, заполненные водой и огнем; надо было, чтобы инструкторы подводных лодок, даже сидя в тюремных «шарашках» разрабатывали небывалые по своей дерзости «корабли-наутилусы», чтобы государственная казна не скупилась на строительство потаенного флота. И все это было… Потому и сейчас еще уходят под арктические льды наши атомные подводные «крейсера-стратеги», а запущенные с них ракеты с равной точностью выходят, что на боевые поля Камчатки, что на плавучие мишени на бескрайних океанских просторах.
Правда, к своему столетнему параду подводный флот России не сохранил в своем составе и ста подводных лодок.
«Морская газета» опубликовала его корабельный состав: 19 атомных подводных крейсеров стратегического назначения, 9 атомарин с крылатыми ракетами, 47 многоцелевых ПЛА и 26 дизельных субмарин. Но это уже забота не краснофлотца Пугина.
То, что президент «неровно дошит» к флоту, моряки заметили давно. И это внушает надежду, что флаг подводного флота не будет спущен. Ведь не только же бушлат подводника завещал ему отец.
Светлана Савицкая
По материалам газет Ленинградской области и личным архивам.
Публикация газета «Молодежь Московии» г.Москва 2003 г.