Кронштадт, город на острове Котлин в Финс­ком заливе, известен всему миру как город-кре­пость, колыбель военного отечественного флота.

С древних времен здесь проходил торговый водный путь «из варяг в греки». На острове, обозна­ченном на каргах Ганзейского торгового союза, располагались лоцманы «Господина Великого Нов­города». История крепости, военного и торгового порта и творения основателя его, Петра Великого, началась с освящения 7(18) мая 1704 г форта Кроншлот. По замыслу Петра велось невиданное по тем временам строительство фортификацион­ных сооружений, гаваней, уникальной гидротех­нической системы, каналов и доков.

Почти три века истории запечатлены в исто­рии города и его памятниках. Сейчас в Кронштад­те более 300 памятников истории, техники и куль­туры. Все они создают неповторимый архитектур­ный облик города-крепости.

Кронштадт — начало многих походов рос­сийских моряков. Это — первые российские кру­госветные походы (первому как раз исполнилось 200 лет), плавания в Русскую Америку, походы в Арктику и Антарктиду. Здесь проходили службу и вели научную работу выдающиеся флотоводцы и известные мореплаватели России: Г.А. Спиридов, Ф.Ф.Ушаков, Г.И. Бутаков, П.С. Сенявин, И.Ф.Крузенш­терн, С.С. Шакаров, Ф.Ф. Беллинсгаузен и другие.

Большую роль сыграл Кронштадт и в деле развития отечественной науки. Здесь были сдела­ны научные открытия и изобретения — механичес­кий телеграф Бутакова, мины Якоби и Нобеля, подводная лодка и торпеда Александровского, первый в мире ледокол. Вершина научных дости­жений Кронштадта — изобретение радио А.С. Поповым в 1895 году. И мне лично очень приятно этол осознавать, поскольку это был мой двоюродный дед.

В разное время в Кронштадте бывали, жили и работали писатели, художники и музыканты П.М. Карамзин, А.С. Пушкин, И.А. Гончаров, В.Д. Даль, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, И.К. Айвазовский, А.П.Боголюбов и другие.

До сих пор Кронштадт свято хранит свои тра­диции города — уникального и прославленного. И свои тайны. Были времена, когда ни одного жителя не оставалось в нем. Но власти менялись. Стены оставались нам, потомкам.

ТАНКЕР «СМОЛЬНЫЙ»

Мы прибыли на борт судна с коман­дой журналистов-экологов из разных стран. Представители Индии, Швеции, Франции, Италии и США общались, ко­нечно, с помощью переводчика, поэто­му им, можно сказать, не повезло. Не могли они оценить портовых шуточек и своеобразный матросский сленг. Их ин­тересовал только скандал, назревавший с каждой минутой.

Пока нам рассказывали, что обору­дование судна, имеющегося на борту, способно очищать морскую поверх­ность, наши коллеги из Канады и Аме­рики позвонили по мобильному теле­фону в США, потом в Германию. Они выяснили, что судно-нефтемусоросборщик «Смольный» было построено в Гер­мании, что его машины вовсе не спо­собны принимать на борт и перераба­тывать заявленное количество отходов.

Выяснения проходили, впрочем, не­долго. Ситуация разрешилась сама, ког­да капитан корабля заверил журналис­тов-экологов в том, что машины были несколько раз реконструированы, а так­же заменены после постройки и теперь выполняют функции в несколько раз более мощные, чем первоначально. Скандала не получилось. Мы увидели собственными глазами, что у нашего флота и у нашей экологии есть мощный защитник в виде этого танкера.

Итак, что же это за чудо-юдо такое «Смольный»? И что привело нас в Кронштадт?

Полное название его несколько длинно «Флагманское судно АСГ с размещением на борту штаба по руководству операциями по ликвидации чрез­вычайных ситуаций, разливов нефтеп­родуктов в зоне ответственности МАП». Имеющееся на борту оборудование поз­воляет считать его основным техничес­ким средством по ликвидации возмож­ных локальных разливов нефтепродук­тов, проведению спасательных опера­ций экипажей судов.

Коллега из Испании задала вопрос, а почему судно не помогало ликвидиро­вать последствия нефтяных разливов у побережья Испании? На что ей показа­ли соответствующие документы о пред­ложении помощи Испании. Ответа ис­панской стороны не последовало.

Какие еще операции может делать «Смольный»? Собирать нефтяную пленку с поверхности океана до 4 метров толщи­ной. Осуществлять бункеровку дизельным топливом в объеме 2985 тонн или мазу­том — 3160 тонн дизельного топлива + 300 тонн с подогревом в танках до 78 С. Бункеровку питьевой водой — 100 тонн. Сбор нефтесодержащей смеси и льяльных вод — 1111/3511 тонн с последующей утилизацией, производительность от 20 до 300 кв. метров в час. Сбор с пос­ледующей утилизацией фекальных вод — 100 тоня Утилизацию мусора —10 куб. м/сугки. Танкер также может предотвратить возгорание пятна нефтепродуктов на ак­ватории и удержание пятна разлитых нефтепродуктов (противопожарная сис­тема из 7 водно-пенных стволов).

Покидая судно, мы пожелали ко­мандному составу и экипажу кораб­ля в скором времени остаться без работы!

ЗАВЕЩАНИЕ ПУТИНА

В нынешнем году Россия отметила столетний юбилей своего подводного флота. В 1903 году был сдан флоту номерной миноносец, который потом, когда завеса строжайшей тайны несколько поослабла, был наречен подводной лодкой «Дельфин».

За свою столетнюю историю подводный флот коснулся судеб многих россиян. Но мало кто знает, что и нынешний глава государства связан с ним осо­быми родственными узами.

В Санкт-Петербурге на Серафимовском кладби­ще, неподалеку от того места, где погребены моряки с «Курска», стоит черный мраморный крест. Под ним лежит еще один подводник, не доживший год до чер­ного августа 2000-го и ничего не узнавший, на свое счастье, о трагедии в Баренцевом море. Бывший краснофлотец, рулевой-сигнальщик одной из балтийских подводных лодок Владимир Спиридонович Путин.

Петербург и Кронштадт — словно братья. Строи­лись вместе, вместе делили боевые невзгоды. Там курсанты военно-морского  училища проходили жесткую науку выживать.

Крещеному во младенчестве краснофлотцу Пути­ну предстояло принять еще одно крещение — в хра­ме бывших отдельных гардемаринских классов. Те­перь и тогда в нем размещалась УГС—учебно-трени­ровочная станция подводников. Такого храма в мире больше нет. И дело не в архитектуре или святынях. Его нет просто потому, что ни в одном храме мира не поставили железную башню высотой с 10-этажный дом, наполнив ее водой. За восемь десятилетий через шлюз прошли тысячи молодых людей в черных пи­лотках. Их учили всплывать из затопленной подвод­ной лодки, учили не бояться морской глубины. Чем ближе к поверхности, тем дольше выдержки.

Быть может, из всех переделанных большевика­ми церквей этот храм в качестве УГС продолжал быть храмом, ибо служил делу спасения на водах. Так или иначе, но краснофлотец Путин всплывал под вы­соченным куполом с дыхательной маской на лице именно здесь. Здесь же погружался в бассейне, со­оруженном прямо в алтаре, и самосвятная вода ок­ропляла подводницкие гидрокостюмы Они и теперь еще висят в ризнице. Здесь единственный в России музей дыхательных аппаратов для спасения подвод­ников. И здесь по-прежнему всплывают под куполом парни, которым идти служить на подводные атомо­ходы.

Во время войны навыки, полученные в этом странном храме под названием УГС, спасли Владимиру Путину жизнь, йзета «ФЛОТ», выходящая в г. Кронштадте, приводит рассказ нынешнего прези­дента:

— Отец ушел на фронт добровольцем. Его опре­делили в истребительный батальон НКЩ. Эти ба­тальоны занимались диверсиями в тылу немецких войск.  В их группе было 28 человек. Их забросили под Кингисеппом. Шансов выжить почти не было. Немцы обложили со всех сторон и только некото­рым из них, в том числе отцу, удалось вырваться Остатки отряда уходили к линии фронта. Отец с головой спрятался в болот,е и дышал через трост­никовую трубочку, пока собаки, с которыми их ис­кали, не проскочили мимо, и тем спасся.

Он вернулся домой в 1937 году живым и здоровым»

Под сводами старинных казарм до сих пор располагается Учебный Краснознаменный отряд подводного плавания. Поразительно, но в этих стенах еще стоят 30-е годы! Они ощущаются во всем — в каменных ступенях, истертых подошвами матросских ботинок, в коридорных картинах, изображавших Ленина в гуще революционных матросов, в гипсовой статуе Кирова. Все также снуют матросы-кур­санты в синих робах, все также облачаются они в подводные доспехи и входят в шлюзовую камеру.

Самый большой в мире подводный флот строился не ради Книги рекордов Гиннеса. Его нарастающий размах, его, быть может, избыточ­ная для 30-х — 40-х годов мощь нашли жизнен­но важное применение во времена затяжной «холодной войны». Именно тогда главные ядер­ные силы обеих противостоящих сторон — си­лы упреждающего удара и удара возмездия — были размещены в глубинах океана на «кочую­щих» ракетодромах в виде атомных субмарин. И чтобы приготовиться к такому противоборству на пике супертехнологий надо было работать на опережение времени уже тогда — в начале трид­цатых годов.

Надо было, чтобы краснофлотец Путин и тысячи ему подобных прошли сквозь стальные башни и мед­ные трубы, заполненные водой и огнем; надо было, чтобы инструкторы подводных лодок, даже сидя в тюремных «шарашках» разрабатывали небывалые по своей дерзости «корабли-наутилусы», чтобы государ­ственная казна не скупилась на строительство пота­енного флота. И все это было… Потому и сейчас еще уходят под арктические льды наши атомные подвод­ные «крейсера-стратеги», а запущенные с них ракеты с равной точностью выходят, что на боевые поля Камчатки, что на плавучие мишени на бескрайних океанских просторах.

Правда, к своему столетнему параду подводный флот России не сохранил в своем составе и ста под­водных лодок.

 «Морская газета» опубликовала его ко­рабельный состав: 19 атомных подводных крейсеров стратегического назначения, 9 атомарин с крылатыми ракетами, 47 многоцелевых ПЛА и 26 дизельных суб­марин. Но это уже забота не краснофлотца Пугина.

То, что президент «неровно дошит» к флоту, мо­ряки заметили давно. И это внушает надежду, что флаг подводного флота не будет спущен. Ведь не только же бушлат подводника завещал ему отец.

Светлана Савицкая

По материалам газет Ленинградской области и личным архивам.

Публикация газета «Молодежь Московии» г.Москва 2003 г.

 

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.