ДЕНИСОВ И КУЗНЕЦОВ в группе «ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ»

В 2002 году на культурных мероприятиях Москвы и Подмосковья стали особенно популярны ребята из Альфы Василий Денисов и Сергей Кузнецов.

Песню они делили на две гитары. Слова этих песен отличались правдой. Той правдой, от которой никуда не спрячешься. Именно слова Кузнецова «Слишком много у народа слуг похожих на господ» стала звездной строкой его выступлений.

Предлагаем вашему вниманию статью Павла Евдокимова.

ЦАРСКИЙ СТРЕЛЕЦ,

ИЛИ «ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ» СНАЙПЕРА ДЕНИСОВА

Везде и всегда снайперы были особой кастой. Можно сказать, кастой в касте. Их берегли особо — и мастеров стрельбы из лука, и стрельбы из винтовки Драгунова. Но кто знает фамилии лучших стрелков спецназа ФСБ? Лишь узкий круг профессионалов.

Василий Денисов — исключение. И то своей популярностью он обязан творчеству, тем песням, которые он исполняет вместе с товарищем по Группе «А» Сергеем Кузнецовым.

Знаменитой «Альфе» Василий Николаевич отдал девятнадцать лет, и девять из них являлся руководителем группы снайперов. Воевал в Афганистане и Чечне, участвовал в освобождении заложни­ков в Буденновске и Первомайском.

А вообще стреляет он почти всю свою жизнь:

– Мой отец работал в охране Сталина. Он мне вложил в руки пистолет в четырехлетнем возрасте.

Стихи же сочинять Денисов начал чуть позже. В школе переделывал Пушкина — и «пушкинская строфа» так ему удалась, что учительница, хотя и поставила «два балла», оценила творческий изыск. Привычка, однако, осталась. Уже работая в КГБ, Василий, занимаясь написанием сценария для Праздника русской зимы, переделывал великого классика, «чтобы смешнее было».

Ну, допустим, Пушкина у нас много кто переиначивать горазд, в том числе с использованием ненормативной лексики. И творческой самодеятельностью с песнями под гитару мало кого удивишь. Разница же между Денисовым, молодым сотрудником 7-го управления КГБ, и нынешним Денисовым, подполковником запаса и лауреатом популярного фестиваля бардовской песни, — это разница между миром и войной, между «песней для себя» и «песней для других» — на передовой, в горячей точке.

Чтобы написать «Живые и мертвые», нужно было пройти путь, который выпал на долю фронтового журналиста Константина Симонова. Чтобы создать Тёркина, нужно было испытать и пережить в себе, в своей душе то, что испытал и пережил Александр Твардовский. Хотя Высоцкий не воевал, не ходил в черном бушлате во вражеский тыл, не падал с небес в охваченном огнем истребителе, — однако он настолько точно передал в своих стихах нерв той войны и ощущение человека, оказавшегося на ней, что, по мнению многих ветеранов Великой Отечественной, так писать мог только очевидец. Но то был Высоцкий…

Родился Василий Николаевич в Москве 30 декабря 1956 года. Ему, стало быть, исполнился полтинник — знаковый юбилей, когда можно подводить промежуточные итоги и намечать планы на оставшиеся пятьдесят лет.

Кстати, о Высоцком.

– В Москве мы жили на «Соколе», — поясняет он, — и к нам туда часто захаживал Володя Высоцкий, пел на кухне. Он был знаком с моим отцом. Помню также Юрия Визбора… Я тогда маленький был, но их вот хорошо запомнил.

Когда Василию было шесть лет, родители развелись. С 1-го по 5-й класс он учился в интернате № 1 города Москвы и в средней школе № 617. Мать работала на заводе «Элион» в Зеленограде, по­лучала 95 целковых в месяц. Этого заработка не хватало, чтобы сытно жить. Поэтому Василий после восьмого класса ушел в ПТУ № 5, что на Беговой. Хороший спортсмен-десятиборец, там он сразу попал в сборную завода, к которому было причислено училище, получил роскошную спортивную форму и бесплатное питание. Жить стало полегче.

Получив среднее образование и профессию слесаря механосборочных машин и токаря, Денисов пошел работать на завод № 30 «Знамя труда». А в 1976 году с повесткой в руке отправился на сборный пункт и вскоре стал обладателем заветного для многих тогдашних мальчишек голубого берета. В «войсках дяди Васи» дослужился до старшины. А еще стал лауреатом творческого конкурса Прибалтийского военного округа.

После демобилизации вернулся на родной завод, где наверняка стал бы первоклассным мастером, отменным производственником. Но судьбой было предуготовано иное. В апреле 1978 года в его квартире раздался телефонный звонок. Представились, попросили явиться на Лубянку для «серьезного разговора». В результате Василий получил предложение поступить на работу в КГБ и вскоре был зачислен на службу в 7-е управление. Затем, отучившись в Ленинграде, в мае «олимпийского» 1980-го года перешел в Группу «А».

Впрочем, слово «перешел» больше подходит для анкеты, оно не отражает масштаба и интенсивности конкурсного отбора в подразделение. Это было время нового качественного роста «Альфы» — в подразделение набирали офицеров с прицелом на Афганистан. Еще не зажили у сотрудников раны, полученные 27 декабря 1979 года во время штурма дворца Амина. Еще не осела стылая земля на могилах Волкова Дмитрия Васильевича и Зудина Геннадия Егоровича, погибших в том бою.

Так что просто «перейти» в это специальное подразделение, исходя из одного своего желания, было невозможно.

«МЫ ВАС ТУДА НЕ ПОСЫЛАЛИ…»

В 80-х годах весь личный состав Группы «А» обкатали Афганом. Называлось это «боевые стажировки». Поскольку Пограничные войска входили тогда, как и сейчас, в структуру КГБ, бойцы «Аль­фы» работали в составе десантно-штурмовых и мотоманевренных групп 47-го Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа, располагавшегося в городе Керки на территории Туркмении.

Денисов попал в состав первой нештатной боевой группы, находившейся «за речкой», под командованием В.Н. Зорькина.

– В конце октября 1983 года мы вылетели в Керки. Мы — это пятнадцать сотрудников Группы «А» под командой майора (ныне полковника запаса) Виктора Зорькина. Этой командировке предше­ствовала изнурительная подготовка в районе Кубинки и в Ярославском учебном пограничном центре: кроссы, стрельба практически из всех видов стрелкового оружия, комплексы парашютно-десантных тренировок. И, конечно, обязательная «притирка» друг к другу. Психологическая совместимость бойцов спецназа является важнейшим условием выполнения поставленной боевой задачи. Все группы формировались по пятнадцать человек. Практика показала, что именно такое подразделение — два отделения по семь человек и командир — способны решать любые мобильные задачи.

…Первая командировка нашей группы «за речку» была в провинцию Андхой. Вместе с ребятами из Керкинской ДШМГ мы довольно быстро перелетели на ту сторону. Перед нами открылся городок, вернее — большая деревня. В оптический прибор я довольно ясно рассмотрел высокие заборы, называемые дувалами, высотой в 3-4 метра, домики из кизяковых кирпичей.

Силами Керкинской ДШМГ и полка афганских сарбозов с четыре сторон блокировали весь городок. По нам открыли огонь. По команде «Вперед!», первым делом я определил расстояние и выставил нужные параметры. Затем выбрал мечущуюся с оружием фигуру в чалме — и поразил цель. Еще несколько секунд, и другая мишень плавно осела рядом. Подумал тогда: вот она, работа снайпе­ра, — началась. Но она как началась, так и закончилась, и больше стрелять мне в тот день не пришлось. А за всю командировку в Афганистан я произвел только восемь выстрелов, но все резуль­тативно, — заключает Денисов.

Вообще именно Афганистан подтолкнул Василия к написанию стихов. И это стало отдушиной в череде выходов на боевое задание и по возвращении домой. Именно творчество помогло потом «от­таять», там, в еще едином и мирном Союзе, где люди не понимали, что где-то идет совсем другая жизнь, по сравнению с которой их проблемы и неурядицы — сущие пустяки. И не только ему по­могло, но многим «афганцам», которые брали в руки гитару и занимались таким образом психологической реабилитацией себя и других.

Пройдет время, командарм 40-й армии генерал Борис Громов пройдет по мосту через Термез. Однажды Денисов случайно услышит на трамвайной остановке разговор двух ветеранов Второй миро­вой, и по эмоциональным следам этого разговора родится такая вот горькая песня:

Афганистан остался позади,

Пески покинули последние ребята.

Вздохнули с облегчением отцы,

И матери не будут больше плакать.

Не расцветет в лазури голубой

«Тюльпаном черным» смерть несущий вестник

Но навсегда останется седым

Войну прошедший твой и мой ровесник

«Какая, к черту, там была война? —

Они ни разу то, что мы, не испытали.

Подумаешь — два года — ерунда!

Мы их служить туда не посылали».

Как больно было слышать те слова,

Тем более от тех, кто смерть изведал:

На пиджаках блестели ордена —

О внуках так своих судили деды.

Недавно я услышал разговор:

Стояли двое на трамвайной остановке.

Я не вмешался, не затеял с ними спор —

Пусть им ответят этой песни строки.

Вы правы: мы не знаем той войны,

Мы не бросались с гранатами под танки,

Нас не бомбили «Юнкерсы», и мы,

Не получали «наркомовские» граммы.

Да, мы не помним ужас лагерей,

Не видели в бою штрафные роты,

Но, как и вы, теряли мы друзей,

И в нас стреляли боевыми пулеметы.

Вы видели всегда лицо врага —

А нам, как правило, стреляли только в спину.

Вы помните азарт лихих атак —

Мы молча на проческу выходили.

Мы, как и вы, предпочитали плену смерть

И жизнь свою не просто отдавали.

Мы выполняли долг свой! А теперь

Нам говорят: «Мы вас не посылали»

А вот еще один эпизод из той зимней командировки, первой «боевой стажировки» в Афганистане.

– Случилось так, что в ту ночь главарь банды из Меймене, известный среди местных как Кудуз-Кале, что значит «Плешивый», договорился с другой бандой о совместном ударе нам в тыл, — рас­сказывает Денисов. — По данным нашей разведки, численность составляла 70 человек, нас — пятнадцать. На сопках с разных сторон разместились разведчики-наблюдатели. Около часа ночи они сообщили, что в районе арыков наблюдается оживление. Наша группа запросила команду, чтобы открыть огонь. В ответ чуть ли не матом: «Вы что там, пьяные? Откуда там «духи»? У нас все под контролем». А разведчики передают, что «духов» уже перевалило за тридцать, и они выходят именно на наши позиции. Снова запрос, и снова удивление — и приказ: «Не стрелять!».

Мы дали бандитам немного втянуться в нашу позицию, и только когда до цветастых халатов оставалось метров тридцать, наш командир отдал приказ: «Огонь!». Я находился на позиции справа от надвигавшихся «моджахедов», выстрелил два раза. Уложил бы еще двух, но по рации услышал приказ: «Бой близкий, справимся без тебя. Не мешай!». Подумал тогда: берегут, что ли, они меня? Боятся, что раскрою себя? Видимо, снайпер нужен для ювелирной работы…

Бой длился считанные минуты. Уцелели только те, кто находился в хвосте колонны. А вот банда, которая хотела напасть с тыла — и на наше счастье опоздала по времени, — услышав звуки стрельбы и разрывы гранат, видимо, решила, что впереди находится сильно укрепленный район или засада, и повернула назад. Как мы потом узнали, бандиты под покровом темноты выносили с поля боя своих убитых и складывали в недалеко расположенной мечети. Самого Кудуза-Кале, оставшегося в живых, обвинили в том, что именно он предал «моджахедов», и те, мол, по его вине на­поролись на засаду.

28 декабря 1983 года «альфовцы» вернулись в Керки. Сдали оружие на склад погранотряда. 30-го были уже в Ашхабаде, а 31-го, перед самым Новым годом, уставшие, но счастливые — все живы, все «обстреляны войной» — ступили на родную московскую землю.

«ИМИДЖ АРМИИ — ИМИДЖ РОССИИ»

Под таким названием 25 февраля 2006 года в Центральном музее Вооруженных Сил прошла презентации одноименной книги. Кстати, это очень верная, очень точная характеристика, отражающая сегодняшнее положение дел в военной среде и отношение общества к нынешней рабоче-крестьянской по своему составу армии.

Был среди гостей и ветеран «Альфы» подполковник Василий Денисов. Был, выступал и даже спел несколько своих песен. А еще сказал, что хороший концерт может сделать очень много в деле по­вышения патриотизма и имиджа армии, о чем ему неоднократно говорили благодарные слушатели после концертов. А их у Василия Николаевича к тому времени насчитывалось много — в одной Чечне 97 выступлений.

Спрашиваю, как рождаются стихи — тяжело или по-прежнему легко?

– Ты знаешь, — отвечает Денисов, — легко, без особых раздумий и «мук творчества». Музыка появилась позже, когда жена предложила выучиться играть на гитаре. Выучился, понравилось — свои и чужие стихи легко ложились на музыку. Появились песни. Родился первый сборник, потом первый диск…

Многие песни Денисова времен первой «чеченской» войны несут явный отпечаток эмоциональной усталости. Буденновск, Первомайский… они принести с собой сильный психологический стресс. После этого, как говорит Василий, «можно уйти в запой на месяц и никто не осудит — это жизнь, мы взрослые люди, мужчины». А можно писать стихи, что он и делает, оставляя на бумаге свою боль и разочарование.

Утром морозно. Тучи — свинец.

Пройду свой путь. Предстану перед Богом.

Мне каяться не в чем. Я — царский стрелец.

И нет моей вины перед народом.

Мы воли хотели, а выпала плаха.

Так не раз бывало на Руси,

кому-то — радость, а кому-то — плакать.

Нам же крест свой до конца нести.

Так бей в колокола, звонарь,

делай, кат, свое черное дело.

Я лягу здесь. Подвинься, государь.

Нынче пришло мое время.

Все, кто был в Буденновске, кто хоронил потом трех погибших сотрудников «Альфы» — майора Владимира Соловова, лейтенантов Дмитрия Бурдяева и Дмитрия Рябинкина — тот поймет, откуда та­кое настроение. Подразделение бросили фактически на убой, и только негаданной удачей можно объяснить тот факт, что при лобовом штурме из боя не вышли всего трое сотрудников, а не половина личного состава.

Бытует точка зрения, что Группа «А» взяла первый этаж, но потом получила приказ отойти. Это не так. Хотя позже, во время переговоров, с тыльной стороны здания краснодарские «альфовцы» под­ползли вплотную к окнам и перекусили решетки, приготовившись нырнуть внутрь.

Майор Денисов со своей винтовкой (позывной с девяностых годов оставался один и тот же — «Артист») располагался в здании напротив, на крыше, прикрывая продвижение ребят, а также своего напарника — снайпера из краснодарской «Альфы» Витю Лисовского (позывной «Лорд»). На самом острие атаки, в самом пекле оказался Володя Соловов, близкий друг Денисова. Он и несколько бойцов ближе всех подошли к больничным дверям: еще немного, и попали бы в мертвую зону…

В больничном дворе, недалеко от чистых окон, которыми ныне сияют отремонтированные палаты, в землю врыта гранитная плита с крестом. Около креста всегда теплится лампадка, лежат свежие цветы. Надпись гласит, что на этом месте погиб во время атаки «альфовцев» майор Владимир Соловов. Его вспоминают сегодня в Буденновске как народного героя. У Денисова же до сих пор в ушах стоит предсмертный крик Соловова, который он услыхал в треске эфира.

Полчаса боя в отрыве от основной группы. Тридцать минут, которые позволили товарищам выйти из огневого мешка. Несмотря на тяжелое ранение в руку, Соловов смог укрыться за деревом, где начал делать себе перевязку. Пуля в сердце оборвала его жизнь. Его бронежилет оказался пробит в нескольких местах, а в дереве, за которым он лежал, потом насчитали двадцать шесть пулевых отметин.

– В районе морга, у гаражей, одну из групп прижали к земле бешеным пулеметным огнем, — вспоминает Денисов. — Ребята залегли у маленькой стеночки, а крупнокалиберный пулемет прошивает ее насквозь. В группе уже четверо раненых. Батареи в станции садятся, и я еле слышу, что ребята вроде бы просят о помощи. Связываюсь, уточняю. Отвечают, что дело совсем худо.

А у нас обещанной «брони» нет, но выручать надо, — продолжает Василий Николаевич. — Посылаю вперед четверку своих снайперов. Едва они проскочили метров тридцать, как попали под пуле­мет, а потом их накрыли из гранатомета. Поднялись после обстрела трое. Слышу: «Маяк-один» к «Маяку-пять». Отвечаю: «Маяк-один, слушаю тебя» — «У меня нулевой». Честно говоря, не поверил: помехи в эфире были большие, подумал, что ослышался. Переспросил. Они подтвердили — у них, стало быть, погибший. Им оказался снайпер Дмитрий Бурдяев. Он получил смертельное ранение, примерно такое же, как Гена Сергеев в девяносто третьем у Белого дома. Правда рука была не задета, но пуля пробила легкое, сердце.

«МОЛЮСЬ, РОССИЯ, ЗА ТЕБЯ»

Есть популярная «Военная программа» Александра Сладкова на канале РТР. В октябре 2006 года в ней принял участие Василий Денисов. Эфиру предшествовал любопытный анонс:

«Каждая война рождает свой фольклор. Чаще всего он делится на две категории: первая — это песни, популярные среди воюющих солдат, вторая — музыкальные произведения, которые ассоции­руют с войной те, кто на ней никогда не был.

Герои программы — авторы и исполнители, когда-то сами воевавшие в Афганистане: минометчик Михаил Мазур, снайпер Группы «Альфа» Василий Денисов, «поющий» генерал инженерных войск Виктор Куценко, а также легендарные вокально-инструментальные группы «ограниченного контингента» — «Каскад» и «Голубые береты». Представили по полному чину. А раньше, в период особой секретности, перед его выступлением просто говорили: «Выступает Василий Денисов».

Лет тринадцать назад возникло творческое объединение участников локальных войн и специальных подразделений «Восточный синдром».

– Все, кто входил в это объединение, — объясняет Денисов, — выступали по отдельности. Автор известной песни «Батальонная разведка» Игорь Морозов. Виктор Верстаков. Член Союза писателей, полковник в отставке (в Афганистане он был корреспондентом) Владимир Зайцев, которого уже нет среди нас. И многие другие. Все они составляли «Восточный синдром». Кстати, назва­ние придумал Сергей Кузнецов. Мы самоучки, но работаем профессионально.

Выступать перед большой аудиторией сложно всегда, — продолжает он. — Например, в Колонном зале, когда зрители в больших чинах. Или в Лужниках, когда семь тысяч лиц сливаются перед глазами в одно черное пятно. И пульс после концерта двести ударов в минуту. Куда как легче и приятнее, когда поешь в госпиталях или в маленьком зальчике, где можно обойтись без микрофона, где начинается неспешный, доверительный разговор-беседа.

Вообще-то Василий не считает себя талантливым. Он «просто» сочиняет. А еще старается объяснить слушателям, во имя чего офицеры спецназа, поднимаясь на пулеметы и гранатометы, идут на смерть. Хотя, по его мнению, гражданскому человеку понять все это очень и очень сложно. Потомственный военный, он считает, что разделять боевых офицеров на царских, советских и российских неверно в корне. Все они защищали Родину и абсолютно все имеют право на добрую память.

Молюсь, Россия, за тебя,

Хоть никогда не верил в Бога.

А верил в совесть, в честь, в ребят,

С кем шел раз выбранной дорогой.

В тех, с кем делились пополам

Победы, радость и утраты.

С кем, расставаясь, каждый раз

Незримыми слезами плакал.

Молюсь, Россия, за тебя.

Со мной коленопреклонённы

Все те, кому ты дорога,

Кто носит на плечах погоны.

Честь офицера — честь твоя.

Ради Отечества и Веры

На смерть шли, жизни не щадя,

И погибали офицеры.

Молюсь, Россия, за тебя.

И прошлое передо мной всплывает:

Полтава, Рымник, Сталинград,

Суворов, Жуков и Макаров.

Не счесть имен, не счесть побед,

Заслуженно принесших славу.

Терпела все — вранье и бред.

Но грязь к святой не прилипает.

Молюсь, Россия, за тебя.

Во мне кровь павших поколений

Соединилась — примирив,

Корнета с комиссаром батареи.

Один под Ельней награжден посмертно,

Другой на Шипке голову сложил.

Их было много — русских офицеров,

На твой алтарь, Россия, положивших жизнь

После песни «Молюсь, Россия, за тебя» зал обычно встает. Некоторые плачут. А на одном из концертов после песни «Афганистан остался позади» чья-то поседевшая мать преподнесла ему цветы. И тоже плакала…

Сборник «Молюсь, Россия, за тебя», вышедший в 1996 году, составлен из стихов самого Денисова и известных поэтов прошлого, положенных им на музыку. Николай Гумилев, Арсений Несмелов, Марина Цветаева, Иннокентий Анненский, Саша Черный — далеко не полный перечень литературных пристрастий подполковника Группы «А». На него, как он сам признался, очень большое влия­ние оказали Александр Вертинский, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор. Интересный подбор, не правда ли?

Давняя и нереализованная мечта Василия — выпустить «диск памяти», посвященный Гумилеву, записав на нем около пятнадцати песен, взяв стихи как самого поэта, так и те, что посвящены ему. Нелегкая задача.

– А почему именно Гумилев?

Ответ вполне исчерпывающий:

– Во-первых, он был русским офицером. Во-вторых, кавалером ордена Святого Георгия. А в-третьих, замечательным поэтом.

Он всегда чувствует себя свободно и уверенно: в гостиной Дома литераторов, на большой сцене или перед военным коллективом. Может быть, именно поэтому, забыв однажды слова песни, испол­няемой на стихи Марины Цветаевой, — а дело происходило в Доме актера на Арбате, — Денисов, не смутившись, объяснил слушателям, что такое может случиться с каждым, кто не поет под «фа­неру». Зал, думая, что это было запланировано, аплодировал. А Виктор Мережко после концерта сказал: «Вы хоть и не актер, но получилось гениально!».

СНАЙПЕРЫ АНТИТЕРРОРА

Во всем мире стрелки делятся на две категории: армейские снайперы и полицейские. Армейские — это понятно: «простая» работа в условиях войны, как правило, на длинных дистанциях. Полицейс­кий снайпер действует на коротких дистанциях, когда, случается, из толпы необходимо выцелить одного человека и поразить его.

Но существует третья категория снайперов, по делению Денисова, — это снайперы антитеррора, которые работают на всех дистанциях, во всех условиях, стреляют из разных положений, хоть вверх ногами, — без выбора. И психологически они должны быть более устойчивы, чем армейские или полицейские стрелки: ведь им надо знать, как поведет себя не только террорист, но и как поведет себя пуля, уже поразившая цель. Вдруг она отрикошетит и попадет в заложника? Или, если операция проводится в пассажирском самолете, угодит в баллон с кислородом, что приведет к взрыву. Армейцу знать все эти премудрости совсем не обязательно.

У снайпера антитеррора должно быть несколько винтовок. Для поражения цели с расстояния, допустим, в пятьдесят метров, не надо брать тяжелую винтовку с длинным стволом и патроны с усилен­ным зарядом.

Настоящий снайпер антитеррора обязательно должен с собой иметь как минимум две, а лучше три винтовки, еще личное оружие — пистолет и рацию. Либо винтовку с тремя сменными стволами — дорогое, кстати, оружие, которое в сложных условиях можно стремительно собрать и также стремительно разобрать и упаковать в элегантный чемоданчик с бархатной внутренней обивкой. Такие че­моданчики мы, кстати, иногда видим в американском кино, там они есть почти у каждого гангстера. А у нас они — мечта каждого профессионального снайпера.

Стреляет такой снайпер нечасто, очень нечасто — во много раз реже, чем в тех же хваленых фильмах…

Не надо говорить высоких фраз,

Не надо лучше, чем ты есть, казаться.

Нас жены провожая каждый раз,

Твердят как заклинанье: возвращайся.

А мы уходим, оставляя за спиной

Свои заботы, радости и близких,

Чтобы спасти людей, закроем их собой

От пули озверевших террористов.

Из года в год несем мы этот крест.

От напряженья мышцы рвем и жилы,

И каждый раз, надев бронежилет,

Стараемся, чтоб люди были живы.

Чтоб страх не искажал ребячьих глаз,

Чтоб матери не ведали печали,

Мы тянем лямку, люди, ради вас,

И это не однажды доказали.

Сарапул — восемьдесят первый год,

Тбилиси — «свадьба» в восемьдесят третьем,

Уфа — захвачен снова самолет,

В Орджоникидзе угрожали детям.

Не раз сигнал тревоги нас срывал,

Мы жизнью ради жизни рисковали,

Но на судьбу нам сетовать нельзя:

Ведь мы работу добровольно выбирали.

И если завтра прозвучит набат —

Опять шагнет навстречу смерти кто-то,

Чтоб сделать свое дело, как всегда.

Такая вот, друзья, у нас работа

Это песня Василия Денисова «Не надо говорить высоких фраз».

– Ты знаешь, — говорит он после некоторого раздумья, — я давно пришел к выводу, что гитара очень сильное оружие. Гораздо сильнее винтовки. Из винтовки можно произвести десять выстрелов. А с помощью гитары я имею возможность поднять патриотизм у сотен и сотен людей. И если потребуется, они, в свою очередь, возьмут в руки винтовки.

Его, снайпера, позвали, чтобы спеть на Кубке России по рукопашному бою, посвященному памяти погибших сотрудников «Альфы», который проходил в Тамбове. Идея этого представительного тур­нира, на который съехались представители девятнадцати клубов, возникла в сентябре 2004-го, во время встречи Василия Денисова и другого ветерана подразделения, Владимира Золотовского, с тренерами и спортсменами Тамбовской региональной федерации традиционного русского рукопашного боя.

На Кубке к Василию подошел журналист и принялся бойко задавать дурацкие вопросы:

– Что должно случиться, чтобы нормальный человек начал профессионально убивать людей?

– Что значит «убивать людей» — возмутился Денисов. — Те, кто захватывает стариков и детей — это нелюди! Если их не убивать, они убьют женщину, ребенка…

– Сколько «нелюдей» на вашем счету?

– Не знаю. Зарубки на прикладе не делал. Зачем оружие уродовать.

– Мертвяки не снятся?

– Мальчиков кровавых нет в глазах. Сплю спокойно. Я делал правое дело.

– Как «уживаются» в одних руках снайперская винтовка и гитара?

– Отлично уживаются. Гитара — это реабилитация, выздоровление. Сочиняю ночью, когда все спят. Мы с моим другом Сережей Кузнецовым уже несколько лет гастролируем. Это наш заработок.

– А какая пенсия у ветерана «Альфы»?

– Маленькая, если смотреть по стажу, но гораздо больше, чем пенсионеры получают. Я все-таки двадцать пять лет военнослужащий.

В феврале 1999 года на Сочинском фестивале «За Веру, за Россию, за любовь» Денисова, ставшего его лауреатом, впервые объявили, как и должно быть: «Подполковник спецназа Василий Дени­сов». Что ж, это совсем другое дело! За подполковником, а не просто бардом (каковым он себя, кстати, и не считает) с этого времени перед публикой незримо стояло все знаменитое подразделе­ние. Группа «Альфа».

Павел Евдокимов

Публикация сайт «Спецназ России» 2002 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.