Имена Юрия Ракши и Ирины Ракши для меня неразделимы, как не могут быть разделимы две составляющие любви: любовь и любовь. Для каждого, кто хоть однажды увидел ее Солнцестояние, свет этой звезды остается неугасим. Ведь  даже ночью, когда солнце угадывается лишь отражением луны,  можно ощутить его  тепло. Его огонь. Позволить себе изнутри снова и снова прочувствовать его горячее и вечно молодое будоражащее сияние.

Юрий встретил Ирину еще во ВГИКЕ. И они поженились. Он – начинающий художник. Она – начинающий писатель.

Юрия во ВГИКЕ любили все, от режиссеров до операторов. За талант. И доброту. За постоянный поиск самого себя. Он действительно был красивым человеком, красивым изнутри. Он был настоящим Человеком с большой буквы. Именно такие люди и составляют для нас то понятие, что называем мы Человечеством.

До этого он закончил среднюю художественную школу имени Сурикова с серебряной медалью, собрал из журнала «Огонек» в вырезках, наверное, всю Третьяковку. Он в то время и не предполагал, что однажды эту крупнейшую мировую галерею украсит  триптих его кисти «Поле Куликово» и другие картины.

Ирина жила с ним двадцать лет. Потом двадцать лет без него.

Двадцать лет с ним, купаясь в лучах того самого Солнцестояния, в зените любви, титанической работоспособности, а поэтому успеха и славы. Но Юрия слава мало интересовала. Сам процесс созидания был для художника гораздо важнее. Любовь к Ирине оставил след чуть ли не на всем, чего касалась его кисть. Он писал Ее. Он лепил Ее. Он Ее творил, создавал абсолют совершенства, увиденный в жизни. Он писал Ее так, как не было дано написать Ее никому другому. В их квартире и в мастерской появлялись все новые полотна. Она – с опущенными стыдливыми ресницами. Она – входящая в воду. Она – за столом. Она – в графике. Она – в масле. Она – в гризайли. Она, Она, Она… Но это для души.

Однако широкая известность и популярность пришли к Юрию Ракше с первых выставок. Я помню первые робкие публикации в «Юности», афиши, выполненные его пером. Полотно «Современники», где во главе стола – Она, было отмечено премией Московского комсомола. Холсты Ракши экспонировались на всесоюзных и международных выставках – в Париже, Лондоне, Праге, Токио. «Его» фильмы «Время вперед», «Восхождение», «Нежданный гость» демонстрировались на экранах многих стран мира, а «Дерсу Узала» был удостоен первой премии Московского международного кинофестиваля и премии «Оскар» Американской академии киноискусств.

Двадцать лет без него – продолжение поиска.

Ирина постепенно становится мастером слова. Она пишет: «Он стоял на ветру на балконе 17 этажа своей новой мастерской и говорил с улыбкой: «Любимое дело. Любимая женщина. Любимый дом. Наверное, это и есть счастье». Он не знал, что через год с этого балкона, утром, в день его смерти, его последняя «главная картина» «Поле Куликово» с еще не просохшими, свежими красками поплывет над городом как гордый символ Победы и Жизни. На веревках полотно будут бережно передавать из рук в руки все ниже, с этажа на этаж, а внизу картину уже будут ждать, чтобы отвезти в Третьяковскую галерею».

«Поле Куликово» — не только выдающееся произведение искусства, но и пример редкого мужества. Смертельно больной, он трудился с раннего утра до поздней ночи, одержимый лишь одной мыслью – успеть, успеть… В центральной части триптиха он изобразил Василия Шукшина, своего друга. В правой чести – Она, его Ирина. А за Дмитрием – Он сам. «Я бы погиб там, на поле, защищая Дмитрия со спины» — говорил он тогда. Куликовская битва стала и его битвой. Битвой против смертельного недуга. В последние часы он не мог уже стоять, хотя еще пытался делать последние мазки. Потом не мог держать даже кисть. И все-таки он улыбался, понимая всю неизбежность происходящего.

Она без него. Но почему без него? Он оставался здесь, и сейчас живет среди своих полотен. Его автопортрет говорит ей – люблю! Ее отражения на холстах говорят ей – ты лучшая! Ты – муза! Ты – звезда моя! И вот, выходит книга за книгой. Повесть за повестью, рассказ за рассказом.

Читатели «Молодежи Московии», конечно, знают, что имя писательницы вошло в «Книгу Гиннеса», во многие литературные энциклопедии. Ирина Ракша становится лауреатом ряда литературных премий. В 1995 году малая планета Солнечной системы (№ 5083) решением РАН и Международного Планетарного центра (США) получила имя – «ИРИНАРА» — « …в честь известной русской писательницы Ирины Ракши».

И вот мы в доме Ракши. Там по-прежнему Он и Она. На фотографиях. На холстах. В рукописях…

Но нас поразила та работа, которая не занесена ни в один альбом, ни на один сайт, ни в одну книгу. Это просто расписанная дверь, которую Ирина привезла со старой квартиры. На двери – Она. Молодая, привлекательная и необыкновенно красивая! С почти ангельской улыбкой. Золотой фон придает ее облику какое-то фантастическое свечение. У ног ее – череп. А она, попирающая Смерть, – сама Любовь и Жизнь!

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2004 г.

Газета «Реут» г. Реутов 2004 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.