АКЦИЯ СКОРБИ

8 августа в Карелию (урочище Сандармох) отправилось сразу несколько больших делегаций из Польши, Украины, России, чтобы провести акции Памяти. Официальное открытие креста «Убиенным сынам Украины» сопровождалось православными и католическими службами. Как сообщила газета «Карельская губерния», самый первый взнос для изготовления памятника  – 2 тысячи долларов – прислал Виктор Ющенко, отец которого был заключенным и строил Беломорско-Балтийский канал.

Украинский крест, выполненный из белого гранита, поставили рядом с польским крестом, установленным в 1997 году. Средства же для создания всего мемориала Памяти выделила карельская сторона. Тогда питерским и карельским отделениями общественной организации «Мемориал» была организована поисковая экспедиция. Искали место возможных захоронений жертв политических репрессий. И вот 1 июля 1997 года на 19-м километре трассы Медвежьегорск-Повенец в лесу, в полутора километрах от основной дороги, обнаружены провалы в почве. Первые же находки поисковиков не оставили сомнений в том, что здесь погребены люди. Много людей.

2 июля на место массовых захоронений прибывает комиссия во главе с прокурором Медвежьегорского района Г.Догадиной. Найденные черепа с круглыми отверстиями в затылочных частях и фрагменты костей были отправлены в бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава РК. Эксперты вскоре пришли к выводу, что кости пролежали в земле не менее пятидесяти лет. Все они принадлежат мужчинам. Круглые отверстия в черепах — следы пуль…

УРОЧИЩЕ САНДАРМОХ

Урочище Сандармох – жуткий последний приют для «врагов народа». Это просто лес. Тихий. Сосновый. До мурашек по коже умиротворенный и пустой. На каменистом песчаном грунте цветет вереск; алеют, как капли крови, ягодки. А вокруг – провалы, провалы, провалы, провалы… Провалы в нашей истории. В нашей памяти. В наших душах и сердцах.

Вы знаете, отчего образовываются провалы? Когда выкапывают большую яму, а потом ее забрасывают расстрелянными людьми и снова закапывают, образуется небольшой холмик. Но тела в земле теряют влагу. Остаются лишь кости. Песок оседает. Земля превращается в заросшую травой воронку.

Если восстановить по документам фактологию расстрелов конца 30-х годов по архивным документам, выясняются многие страшные детали, скрываемые ранее. Например, то, что в задачу спецбригады входило исполнение приговора особой тройки Ленинградского УНКВД в отношении  узников Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа), приговоренных за различные преступления к расстрелу.

Начальник Соловецкой тюрьмы майор госбезопасности Апетер рапортует в служебных записках начальству о проведенных в исполнение приговорах. Документально подтвержденное число покоящихся в Сандармохе — около 12 тысяч человек. Среди расстрелянных много представителей купечества, священников, остатков белого офицерства, ученые и преподаватели питерских и московских вузов. Есть документы, подтверждающие то, что за особое зверское отношение к заключенным при  расстрелах, вслед за массовыми казнями были там же уничтожены и те, кто расстреливал.

Сейчас можно только догадываться, как это происходило…

Как сообщает газета «Карелия», пенсионерка Ю.Фрион рассказала историю о том, что когда ей было 11 лет, то они с подружкой Вандой, которая была на год-два старше, в 1937 году ходили из п. Пиндуши к страшному месту. Много километров шли по лесной дороге на Повенец, потом свернули влево. На поляне, где, как решили девочки, была братская могила, они нашли много бумажек, свернутых в трубочки. Это были предсмертные записки. Девочки их разворачивали и читали: «Прощайте, мои дорогие…»

В земле Сандармоха 231 провал, каждый из которых пронумерован и отмечен крестами, венками, валунами с мемориальными табличками или просто искусственными цветами, обозначающими круг провала. В каждом провале – братская могила.

И это только в Сандармохе!

Как указывает в своей статье «Тайны урочища Сандармох» Сергей Хохлов, «в делах прокуратуры КАССР находятся приговоры  к расстрелу, а также акты о приведении приговоров в исполнение за 1941-42 годы. В актах указаны места захоронения расстрелянных. В основном это Повенец, район 16, 17, 18 км, в лесу; тракт Пяльма-Медвежьегорск, 2-й км; тракт Пудож-Вытегра, 9, 10 км».

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Но давайте мысленно поднимемся над землей, оторвемся от этого страшного места и представим: сколько мест массовых казней было по всей стране! К примеру, можно напомнить нашумевший случай в Норильске. Там вечная мерзлота. Но одно лето выдалось жарким. Лед начал местами подтаивать. Земля обнажила и раны, и… кости. Обвалились пласты. Все с удивлением обнаружили черепа, черепа, черепа — уложенные рядами друг на друге братские могилы десятков тысяч людей.

 Красивая фраза – построение социализма – сопровождалась, мягко скажем, некрасивыми методами. И только теперь мы понимаем, что это был вовсе не социалистический, а рабовладельческий строй. Идея Троцкого о трудовых армиях перед войной набирала силу с каждым годом. Людей тысячами объявляли врагами народа, сгоняли в вагоны, везли на стройки века, отбирали имущество, дома, скот и, как рабов, за миску жидкого супа принуждали работать. Потом просто расстреливали.

Когда мы любовались знаменитым шлюзом №7 Беломорско-Балтийского канала — да-да! того самого, что на пачке папирос! — мы думали: а красота ли это, если она оплачена такой ценой? Прав ли был Сталин, когда вот такими методами строил СССР? Прав ли был Петр, сотворивших на костях крестьянских Питер? Прав ли был Рим, когда распял 6 тысяч рабов на крестах вдоль дороги во время восстания Спартака?

Имеем ли мы право теперь судить кого-то, если сами репрессированные в наше время просто рады, что их реабилитировали, добавили какие-то копейки к пенсии, у них появилось право посетить места погребения родственников и даже сфотографироваться на фоне храма, возведенного у подножья того самого шлюза №7?..

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

Знаете, чем православный христианин отличается от католического христианина? Он никого не поучает, не агитирует, просто добросовестно ходит в «каплыцу». Знаете, чем поляк отличается от русского? Поезжайте в Польшу и пройдите немножко за русскими туристами. Когда последние бросают прямо на дорогу бумажки от мороженого или бутылки от воды, польские ребятишки подбирают мусор и относят его в урну, хотя их никто этому не учил. Аккуратность польских двориков, конечно же, не сравнить с нашей русской безалаберностью. Но это только внешние признаки, бросающиеся в глаза. На протяжении многолетней истории родная сестра Польша то воевала с Россией, то мирилась с ней.

Взять в жены паночку украинцу и русскому считалось большой честью. Польки — генетически работящие и набожные, лицом белые, с нежной кожей, верные семье и бережливые — сватались уже до 18 лет.

Теперь Галина Бернардовна Свица изумляется: как же она не думала об этом! Вспоминать о чем-то из детства было запрещено! И первое, что сказала она русской невестке:

— Ты хорошо подумала? Мы же поляки, мы репрессированные!..

— За что?

— По национальному признаку.

— Не может быть! Мы же интернационалисты!

Но документы — вещь упрямая. Пожелтевшие бумажки, выданные копии из архива, подтверждали сказанные слова. Вся вина оказалась в аристократизме. Давно-давно, еще когда Украина была под Польшей, получил давний предок ее за хорошую службу нашему русскому царю большой участок земли и титул дворянина. На той земле был хутор. И росли цветы, а не картошка, как у других панов. Теперь это село Адамовка Житомирской области. Сыновей у прадеда Виктора было много. Один из них Феликс Свица – дед Галинки. Он служил в армии. Был уланом.

Улан Феликс Свица служил долго и добросовестно. А как приехал на побывку, сосватали ему дивчину Феликсу, пана Шушковского дочь. Не только тезки, но и одногодки, получили молодые 40 десятин земли. Там были лес, и луга, и пахотная земля, и речка. Родились у них пять дочерей и два сына, один из которых, Бернард, хранил ту самую грамоту царя — большую, красивую, отпечатанную в цвете с витиеватыми буквицами. Грамоту о дворянстве.

Но тут переменилась власть. Пошла полная неразбериха. Выгнали Бернарда с женой и детьми, деда с бабой — семью из 8 человек – и повезли на сборный пункт в Новгород-Волынский. С обвинением в предписании «по национальному признаку». Отобрали документы…

Подогнали товарный состав, погрузили народ в вагоны. А народу – тысячи! Тут бабца как закричит:

-Я больше не увижу этот край! Эту землю!

Так и вышло. В августе 1935 года привезли их на место назначения в Карелию. С тех пор прошло 70 лет. Мужчины работали на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Женщины, старики были определены  в поселке Кумса в бараках. Везде вышки, и стрелки с винтовками. Под ними и жили, и работали. Выстроился поселок Кумса, где жили семьи. Стало немного легче. Но без коменданта запрещалось выходить за территорию.

Для взрослых это были годы ссылки. А для Галинки – годы детства. Она не знала ни Украины, ни Польши. Карелия стала ее родиной, с ее высокими соснами, чистым голубым небом, запахами смолистого леса.  Люди с винтовками, нацеленными на нее, – необходимыми условиями игры, которую диктовала жизнь. Комендант выписал справку о ее рождении и поставил печать. Галинка совсем не помнит теперь лица отца. Только ноги, когда возил он ее на санках. И еще руки, когда на Новый год он заработал кружочек колбаски и водрузил ее на притолоке. Как-то мама и такие же, как она, женщины из поселка решили подзаработать в соседней деревне у карелов. Пошли, естественно, тайно, к местным жителям овес жать. Комендант обнаружил этот криминал и, естественно, арестовал их всех, запер в сарае. В поселке – вой! Бабы детей похватали – до матерей к сараю отнесли. Те воют! Эти воют! А Галинка пальчики в щелку сует, чтобы мама их пощупала, плачет. Сжалился комендант, отпустил баб под свою «безответственность». Сердце ведь не каменное и у русских. Хотя за такую провинность полагалось их расстрелять…

В 39-ом умер дед Феликс, а после него — один из братьев Галинки. На кладбище кресты давно сгнили, могилы заросли. Галина Бернардовна набрала немного той земли. Она рассказала нам, как мать пошила ее сестренке для похорон белое платьице в рюшах. Помнит маленький гробик посередине комнаты. Тогда многие поумирали. Озеро у поселка Кумса до сих пор хранит легенду: одна семья потеряла кормильца — привязала мать двоих детей к себе, чтобы не глядеть, как они с голоду умирают, и утопилась…

Приехав этим августом в Кумсу, Галина Бернардовна нашла трех старожилов. Три милые бабульки, одна местная карелка (как раз у них-то и подрабатывали матери), другая из Мордовии. Третья из Воронежа. Зовут ее Козьякова Марья Васильевна. В те времена ей было 11 лет. Когда родители умерли, дед ее из мест репрессий вывез… в мешке, замаскировал под мешок с мукой. Они до сих пор могут многое порассказать о тех временах. Они и показали место бывшего барака.

Но вернемся к нашим полякам. Дожила семья Свицы до 41-го. Войска отступали. Приказ коменданта: взять все необходимое и — к дороге. Галя запомнила почему-то черную кошку на печке и раскиданные бумаги на полу. Вышли на улицу, а тут как рванет снаряд – сосна подпрыгнула выше леса.

Забрали их машины, довезли до Белого моря. Было в караване три баржи. Тянул их маленький буксир-ледокол. Море замерзало. Этот буксир пробивал лед, подтаскивал их, и так раз за разом. Месяц плыли. Кругом – белым-бело. А вверху – черная точка – немецкий самолет. Одну из баржей, груженных людьми, он и потопил.

Привезли их в Архангельск, а там опять в товарняк и – в Коми АССР. Последний этап был на лошадях. И приехали они на лесоучасток. Ель-база Сысольского района. Маленькая комната, где раньше у заключенных был туалет, досталась на шесть семей. Отскоблили ее, отпарили и поселились. Как кровать – так собственная жилплощадь. И дети все знали свои границы. Одна входная дверь. Одна печка. По очереди варят. А уж кому где стоять – это знали точно! В январе родилась у Галинки сестра. А в июле умер отец. И это было очень страшно. Умер Бернард от тяжкого труда и недоедания. Умер в 35 лет, оставив четырех детей на чужбине. Галинка помнила из того времени только голод. Постоянное ощущение голода. Мать работала на лесоповале. Молодые женщины, 25-35 лет, красивые белокожие польки, одетые в ватные брюки и телогрейки лето и зиму — летом от комаров, а зимой от мороза, — ходили в лес с пилами за плечами и валили, валили, валили лес. А если перевыполняли план, получали лишнюю пайку хлеба.

Но вот пришел 47 год. Отменили хлебные карточки. Помнит Галя белую полотняную скатерть, а на ней белую буханку хлеба. Может, другим это трудно представить, но Галя не могла оторвать взгляда от этого чуда. От этого счастья. Подумала: отрежу кусочек и пойду гулять. Отрезала, съела, а хлеб еще остается. И никто не ругает. А бабушка говорит: пусть ребенок наестся!

Потом они вернулись на Украину. И было еще хуже, потому что время прошло. Их дома и земли заняли новые люди. Смотрели на них косо. «Враги народа», хоть и прощенные «народом» за свой «национальный признак», не внушали доверия.

Галина  вышла замуж. Уехала с мужем в Свердловск. Воспитала и дала образование пятерым детям. Двое из них уже полковники. Трое внуков отлично учатся в военных университетах. Отличаются, как и все их предки, особенной преданностью Отечеству, работоспособностью, надежностью и добросовестным отношением ко всему, за что чувствуют ответственность.

И нет в них ни обиды, ни упреков. А лишь гордость за то, что выстояли и не сломались. И любовь к Карелии, потому что это родина Галины Бернардовны, к Польше, потому что это Родина ее давних предков, к России, потому что это их Родина.

СВЯТИЛИЩЕ КАРЕЛИИ

Карелия поразила нас очень многими открытиями. Круглые, обточенные ледниками, белые камни бывших скал составляют основу этой живописной местности. Белый песок. Белый мох. Тонкие, не очень высокие, но стройные деревья. Когда-то здесь снежные белые поля, шурша, обтекали отвесные скалы, упорно двигались на вожделенный юг. Одиннадцать тысяч лет назад под теплом новой «земной весны» льды неохотно, но стремительно стали отступать назад, к породившим их скандинавским горным вершинам.

Но минуло время катастроф. Не стало льдов. Мгновенно, всесокрушающе произошли прорывы масс холодных вод приледниковых озер. Дизайнер–Природа идеально совместила все необходимые элементы для грандиозного святилища.

Древние цивилизации появились на Ближнем Востоке и Восточной Азии между III и II тысячелетиями до н.э. А до этого прапредки многих из них обитали на Севере, где климат был иным. Собственно, изменение климата и резкое похолодание заставило наших далеких предков мигрировать с Севера на Юг.

Гиперборейцы были солнцепоклонниками. Считается, что они умели летать. И подарили Аполлону Гиперборейскому небесную колесницу. Культ солнца процветал на Севере во все времена. Здесь же берет свое начало и культура лабиринтов. Лабиринты – закодированная проекция блуждания Солнца по полярному небу, а может быть, наших душ в поисках иного межзвездного мира.

Многие озера Карелии – своеобразные лабиринты. Ландшафт изрезан синими водными зеркалами озер и речек практически на каждом километре. Воды их  очень чистые. Федеральная трасса превосходного качества. Машин не то чтобы мало, а очень мало. Дорога практически пуста и… безлюдна. От заправки до заправки порою с трудом хватает бензина. Зато много брошенных опустевших полуразвалившихся деревень. Деревянных некрашеных почерневших изб с пустыми окнами. Повсюду незасеянные поля, превращающиеся в целину. Наш маршрут проходил из Москвы через населенные пункты Волхов, Лодейное Поле, Олонец, Коткозеро, Утозеро, Святозеро, Пряжа, Петрозаводск, Кондопога, Гирвас, Кумса, Медвежьегорск, Пиндуши, Сандармох, Пяльма, Пудож, Вытегра, Вологда. Другими словами, мы доехали до Карелии, обогнули Онежское озеро и вернулись обратно.

Разговаривая с местными жителями, поняли одно. Как и во многих брошенных деревнях России, здесь остались лишь старики и алкоголики. Школы пустеют. Закрываются фермы. Местное население живет от собирания и продажи ягод Финляндии. Там из них делают краску. Москвичей в Карелии не любят и виною им ставят то, что этот регион брошен правительством на выживание и самостоятельность. Да. Многие годы Север развивался за счет переселенцев, за счет вольных и невольных «каменщиков», строителей каналов и предприятий, дающих доход и развитие местному населению. Перестройка превращает Карелию в освобождающуюся от людей и деревень территорию. Большое внимание уделяется, как и прежде, вырубке леса и туризму. Эта статья принесла бы республике большой доход. Но леса имеют такое свойство — заканчиваться, а туристов мы видели очень мало, несмотря на туристический сезон.

Впрочем, информационная служба Карелии «Вояж» сообщает интересный факт: церковное начальство собирается превратить Валаам в один большой монастырь. Руководство Валаамского монастыря при поддержке Патриарха Алексия II настоятельно рекомендовало правительству Карелии уменьшить количество приезжающих на остров туристов. «Палаточные лагеря «диких» туристов располагаются в заповедных зонах и в монастырских пределах, нанося ущерб уникальной природе Валаамского архипелага, — цитирует слова Алексия II официальный сайт Московской Патриархии. – В итоге вытоптаны участки земли, всюду валяется мусор. Ежегодно на островах архипелага от костров возникают пожары. Нас волнует, что до сих пор нет действенного способа урегулировать численность туристов. Надеемся, что власти Карелии обратят внимание на ситуацию».

Директор паломнической службы Валаамского монастыря Владимир Рудин считает: «Остров нужно рассматривать не как природный парк, куда приехал, отдохнул и попутно осмотрел храмы, а как монастырский комплекс, не приемлющий «дикий» туризм».

Местечко Кижи, напротив, очень хочет дружить со всеми приезжающими туристами. Организует передвижные выставки с рукоделием детишек. (Одну из них мы видели в краеведческом музее г. Пудож.) Выпускаются открытки и буклеты.

В Карелии есть и другие святые места. К примеру, только там покоятся  своеобразные камни гиперборейцев. Они называются Сейды. Огромные валуны на маленьких, поддерживающих их камешках-ножках, по преданиям, умеют летать. К своеобразным древним святилищам, к счастью, пока есть доступ. И даже организуются экскурсии. Места сейдов, лабиринтов, петроглифов и мегалитов указаны на картах.

Но у нас сложилось мнение, что все камни Карелии священны. Мы даже взяли несколько на память.

КРИЗИС ИЛИ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ?

На заседаниях разных Дум, маленьких и больших, местечковых и Государственной, нам говорят, что все мы находимся в фазе «устойчивого развития». То, что ежегодно умирает миллион двести тысяч человек, при этом никого, вроде, и не касается. Ведь мы куда-то развиваемся! Причем, «устойчиво». За время Перестройки опустело 17 тысяч деревень. Закрыты отечественные предприятия. Страна наводнена импортными товарами и продуктами. Поля незасеянной пшеницы глядят удивленными глазами в небо не только в Карелии, но и по всей территории нашей страны.

А что же дальше?

Так и будем продолжать «устойчиво развиваться»?

Невольно кресты на дорогах и распятые на них провода  напомнили о сосланных в советские лагеря. Вот когда мы развивались не устойчиво, а прямо-таки «бешеными темпами». И народу это нравилось. И народ этим гордился! Нам постоянно говорят: «Пусть она не права, но это наша Родина!» Да. Да. Да. Это наша Родина. И мы в ответе за то, что в ней происходит. И если мы не в состоянии понять, что с нами теперь, то, может быть, попытаемся осмыслить, что с нами было тогда? На секунду спроектируйте ситуацию репрессий  на сегодняшний день — получится страшная картинка. По тем временам «врагом народа» считался человек, умеющий работать, обладающий как минимум коровой, лошадью и домом, чтобы это все можно было отобрать и отдать тем, кто «был ничем и стал всем». Кто является «врагом народа» теперь? Соответственно, тот, кто имеет в руках профессию, квартиру, дачу и машину. Это средний класс. Если по теории Троцкого объявить его «врагом народа», создать так называемую «трудовую армию» и послать на восстановление народного хозяйства, заводов, дорог, предприятий, колхозов, а потом замучить до смерти или расстрелять, мы сможем понять, как же приходилось тем, кто был всем, а потом стал ничем. И особенно тем, кто был  ничем, стал всем, а теперь снова ничем…

Станет ли он снова всем, если ситуация повторится?

Нет. Не станет. Да, по большому счету, он никогда и не был всем, если разобраться…

 

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2005 г

Газета «Реут» г. Реутов 2005 г.   

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.