КНИГА «Про тельняшку»

КНИГА

«ПРО ТЕЛЬНЯШКУ»

СПб.: Журнал «Аврора», 2010-2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

Военно-Морской Флот – особая корпорация людей, пропитанных романтикой, традициями, героикой, верностью Андреевскому флагу, Отечеству, своему долгу. В судьбе каждого, кому посчастливилось находиться в рядах военных моряков, красной нитью проходят самые яркие эпизоды – боевые службы, дальние походы, визиты в иностранные порты, уникальные операции, испытания техники и вооружения, учения и т.д. Если юноше довелось быть матросом либо старшиной, он навсегда сохранит память о командире, экипаже корабля или воинском коллективе. А фото во фланелевой рубашке, тельняшке и  бескозырке с лентами – на самом видном месте в доме.

Система подготовки кадров для Военно-Морского Флота в нашей стране имеет одну особенность. Служба, а затем движение по карьерной лестнице для любого человека в ВМФ начинается со звания «матрос» либо с приравненного к нему «курсант» военно-морского института. Таким образом, жизнь военного моряка начинается с… тельняшки. Этим же, кстати, могут похвастаться нахимовцы или кадеты ряда корпусов. Тельняшка – символ принадлежности к военно-морской корпорации. За 135 лет о ней сложено множество небылиц,  но, к сожалению, не проведено ни одного серьёзного исследования. Мне особенно приятно, что этот пробел смог ликвидировать офицер Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова», в прошлом военный журналист, автор многочисленных публикаций в прессе и ряда интересных литературных работ.

Всё возрастающий интерес граждан России к истории военного костюма говорит о пристальном внимании со стороны общественности к армии и флоту.  Их деятельность становится основой документальных и художественных кино-, видеофильмов, литературных произведений, телевизионных передач, публикаций в СМИ, сайтов в сети Интернет. В информационных программах телевидения центральными всегда становятся сюжеты о том, как моряки преподносят в подарок высоким гостям именно тельняшку – самое дорогое, символ стойкости, мужества и доблести русского моряка. Такой подарок был и в коллекции первого Президента РФ Б.Ельцина. Второй Президент РФ В.В. Путин надевал тельняшку, когда выходил в море на кораблях и атомных субмаринах. Осенью 2009 года третий Президент РФ Д.А. Медведев получил тельняшку в подарок от морских пехотинцев Балтики.

Преподаватели, слушатели, курсанты, кадеты военно-учебных заведений, офицеры силовых и правоохранительных структур, личный состав армии и флота неизменно интересуются: что, когда, почему и каким образом появилось в их форме одежды. К сожалению, даже самые серьёзные издания не дают исчерпывающего ответа. Не редки и грубые ошибки и искажение исторических фактов. Можно с уверенностью сказать, что любой военнослужащий современных Вооруженных Сил России не сумеет ответить на вопрос об историческом происхождении его собственной формы, её элементов. И вопрос этот не так прост, как может показаться. Например, каждый элемент морского мундира имеет свои истоки. Черный галстук – траур по погибшим товарищам, гюйс — памятник гребцам.

Многое из морской формы заимствуют другие ведомства. А уж о тельняшке и говорить не приходится. Учреждённая во флоте 19 августа 1874 года  (как установлено в данном труде), т.е. более 135 лет назад, в ХХ и XXI веках она превратилась в неотъемлемый атрибут формы одежды не только моряков, пограничников, десантников, но и офицерского состава морских пехотинцев, спецназовцев и даже сотрудников МЧС. Приоритет ВМФ при этом неоспорим. Ибо символом мужества, доблести и славы тельняшку сделали русские военные моряки. И каждый, кто её надевает, либо по обязанности, либо по собственной прихоти неизменно ощущает, что под нею «морская душа».

В военной форме, и к тельняшке это относится напрямую, нет случайных элементов. Без преувеличения можно сказать, что её история, а, значит, и формирование образа осуществлялись… кровью. Столько войн и сражений не провели ни одни Вооруженные Силы в мире. И моряки всегда были на острие удара – как в атаке, так и в обороне.

Когда заходит речь о тельняшке, в памяти всплывает всё лучшее, с чем ассоциируются выдающиеся качества русского моряка: сила тела и духа, стойкость, бесстрашие, верность присяге и долгу, решительность, храбрость, готовность к любым испытаниям и в плавании, и в бою, удаль и щегольство, наконец.

Моряки гордятся своими традициями, своей формой. Поэтому они должны обладать достоверной информацией как о морском мундире в целом, так и об отдельных его элементах. А о тельняшке – особый разговор, потому что её любят.

Доктор педагогических наук, профессор

вице-адмирал А. Римашевский,

начальник Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота  «Военно-морская академия имени

адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».

ОТ АВТОРА

Ах, душа моя — тельняшка,
В сорок полос, семь прорех!
В.Высоцкий[1].

Откуда берёт начало русская тельняшка? Этот вопрос возникает всякий раз, когда о ней заходит разговор. И не только мне всегда был любопытен  ответ на него. Он интересен тем, кого судьба свела с флотом, тем, кто увлекается историей, тем, кто уважает людей служилых, традиции ВМФ и родной страны. Круг этой публики настолько обширен, что отсутствие квалифицированного ответа на вопрос о происхождении тельняшки можно рассматривать как преступление. Подготовку этого издания я расценил, как долг человека, у которого профессия подтверждена дипломом военного журналиста. Тем более, что с просьбой выполнить эту работу ко мне лично обратились энтузиасты. Один из них Геннадий Борисович  Бубнов —  ветеран Балтийского морского пароходства, старший механик судов загранплавания.  С 1956 по 1959 год он был курсантом Ленинградского арктического морского училища, находившегося в стенах Константиновского дворца. Когда в 90-е  годы ХХ века училище расформировали,  Константиновский дворец был брошен. Период его разрушения – уже история. Члены Стрельнинского отделения Санкт-Петербургского Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры во главе с председателем Антоном Евгеньевичем Ивановым обратились к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину[2] с просьбой изыскать возможность восстановления дворца. Перед сдачей объекта для восстановления Г.Б.  Бубнов исполнял обязанности главного инженера Константиновского дворца, а затем трудился там координатором работ по лепному декору.  В феврале 2001 года он предложил ввести в стенах дворца праздник — День тельняшки, который теперь отмечается ежегодно. Об этом и многом другом я узнал во время беседы, на которую меня пригласил ветеран Балтийского морского пароходства Почетный работник морского флота Александр Юрьевич Иванов. Во время нашей встречи летом 2009 года он занимал должность главного администратора Эрмитажа, и именно в его кабинете мы обсудили тему теперь уже состоявшегося издания.

… Когда я выходил из Эрмитажа, то так крутанул турникет, что очередь не могла продвинуться несколько минут. Турникет крутился, как лопасти вертолёта — я от волнения не рассчитал силы. Разволноваться было от чего: во время беседы Иванов выложил передо мной мою же визитку, которую я вручил ему в мае 2009 года, и сказал: «Вы — военный журналист, писатель. Кому же, как не вам развить дело, которое требует всеобщего внимания. Уже несколько лет 19 августа мы отмечаем День тельняшки. Собираемся в Стрельне, бьём в рынду, поём песни… Знаем, что такого праздника в официальном календаре нет. А он должен быть! Ведь столько людей объединены тельняшкой: с какой гордостью её носят нахимовцы, кадеты, курсанты, матросы, офицеры, генералы, да и мы – ветераны! У этой полосатой подруги миллионы поклонников! Мы и дальше будем встречаться своим узким кругом. Но ведь люди, в которых бьётся морская душа, могут присоединиться к нам, отмечать этот праздник с нами в одно и то же время, даже находясь в разных точках Земли. А лучше всего сделать этот праздник официальным. Уверен, не найдётся человека, кто бы возразил против такой инициативы. А найдётся, дайте посмотреть на него людям… Вы же журналист, – напишите!»

Тема требовала архивной работы. Эту трудность помог преодолеть Г.Б. Бубнов, предоставивший право использовать его сборник материалов «История тельняшки» без всяких оговорок. По нынешним временам этот поступок заслуживает уважения и благодарности.

К работе над темой тельняшки я был подготовлен. Примерно за год до этого старший научный сотрудник Центрального военно-морского музея Анатолий Кузьмич Белик вручил мне свою рукопись с напутствием использовать её на благо флота. Оказывается в ЦВММ, в эту сокровищницу флотских реликвий, на протяжении ряда лет обращались тысячи людей с вопросом о происхождении тельняшки. Анатолий Кузьмич провёл свою работу, докопавшись до сути вопроса с помощью журнала «Морской сборник». Его труд, несомненно, мог бы быть основой для многих публикаций на тему происхождения и эволюции тельняшки.

Сама судьба свела на мне векторы душевных порывов А.Ю. Иванова, попыток творческого осмысления вопросов происхождения и популярности тельняшки Г.Б.  Бубнова и А.К. Белика. Вот уж воистину, как говорили древние римляне — «Habent sua fata scriptores»[3].

Раз меня выбрала судьба, значит, так тому и быть. Да и желанней темы для военного журналиста, самого несколько лет носившего тельняшку,  и достигшего чина капитана 2 ранга, трудно придумать. Годы непрерывной работы в военных газетах  «Флаг Родины» (Черноморский флот), «Страж Балтики» (Балтийский флот), «На страже Родины» (Ленинградский военный округ) сделали свое дело.

Сил для работы над книгой придала и уверенность, что труд будет востребован тысячами читателей. В этой мысли мне помог утвердиться начальник Центральной военно-морской библиотеки капитан 1 ранга Александр Валерьевич Смирнов.

КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ ТЕЛЬНЯШКИ

Под приказом, утвердившим введение тельняшки в русском флоте, стоит подпись Великого князя Константина Николаевича. Кто этот человек? Что он сделал для флота? Достоин ли он славы «крёстного отца» тельняшки? Если да, то почему до сих пор эта честь ему не принадлежит?

О самом Константине Николаевиче[1] известно многое, поскольку стаж его службы Отечеству измеряется ни одним десятилетием. Он родился 9 сентября 1827 года и уже с детства был предназначен Императором к морской службе. В 1831 году в 4-летнем возрасте согласно существовавшим в то время порядкам он уже был назначен генерал-адмиралом и шефом Гвардейского экипажа, оставаясь им до ухода из жизни в 1892 году, т.е. 60 лет. Военно-морское воспитание он получил под руководством адмирала Э.П. Литке[2]. Большое влияние на него оказал и знаменитый воспитатель его брата — поэт В.А. Жуковский, который как-то сказал: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли».

В 1850 году Константин Николаевич был назначен председателем Комитета по составлению Морского Устава, а в 1852-м занял пост товарища[3] начальника Главного морского штаба и в январе следующего года вступил в управление морским министерством. Характеристика ему дана такая: «человек недюжинный, способный пренебречь невежественным мнением толпы».

С первых же шагов он проявил себя с творческой стороны. К составлению Морского Устава князь привлек служащих всего флота, что, разумеется, они оценили с огромной признательностью. Да и он сам получил возмож­ность «узнать ближе этот личный состав, все течения мыслей, имевшие в   нем  место».   В результате «раскрылась   перед ним неподкрашенная   картина  отрицательных  сторон  и   крупных недочётов морской среды» [4]. Вследствие этого Великий князь определил себе изучить личный состав, чтобы предпринять необходимые меры и энергично принялся за борьбу с недостатками. Требуя от начальников учреждений отчет за 1854 год, он так к ним обращался: «Я желаю, чтобы отчет не ограничивался сухим рассказом того, что сделано,  или   содержал похвалы удивительному порядку и благоустройству; напротив — требую в нем откровенного изложения тех  несовершенств и непорядков, которые следует устранить и улучшить. Этот отчет относится ко времени моего управления и потому я буду особенно взыскателен за непоказание беспорядков, и никаких не дозволю похвал. Нужно, чтобы факты, а не фразы хвалили нас»[5]. Это указание относится ко времени Крымской войны, неудачно завершившейся для России. После неё требовалось восстановление флота, и главной встала задача иметь хорошо подготовленный личный состав.

В письме к наместнику Кавказа князю А. И. Барятинскому от 24 июня 1857 года звучит жизненная позиция Константина Николаевича: «…мне  кажется, что первая обязанность наша   должна   состоять   в   том, чтобы   отбросить всякое личное славолюбие и сказать, что наша жизнь должна пройти в скромном, неблестящем труде, не в подвигах, которые могли бы в настоящем возвысить наше имя, но в работе  для   будущего, чтобы дети наши получили плоды с той земли, которую мы, при благословении Божием, можем вспахать, удобрить и занять. Посему не о морских победах следует думать, не о создании вдруг большого числа судов, на что мы решительно не имеем средств, но о том, чтобы беспрерывными плаваниями небольшого числа хороших судов приготовить целое поколение будущих опытных и страстных моряков»[6]

Выдающиеся адмиралы И. О. Лихачев и Г. И. Бутаков достигали этого постоянной посылкой судов в заграничные плавания и плаваниями в эскадрах, создав на местах эффективную школу. В личном составе истреблялись вредные традиции и порядки, осуществлялось его воспитание в любви к морю и военно-морскому делу.

На личный состав Великий князь решил влиять и посредством печати, обратив свое внимание на «Морской сборник». В нём он хотел видеть ряд нравственно-философских суждений, написанных сильно, но доступным для каждого языком. Им преследовались серьезные цели: с одной сто­роны — опорочить те недостатки, которые мы принуждены сознавать между морскими офицерами и чиновниками и которые должны быть заклеймены общественным осмеянием, с другой — указать и растолковать, как следует пони­мать некоторые предметы и отношения. К первому разряду будут принадле­жать: порицание системы лжи, замашки показать товар лицом, выказать небывалые заслуги свои и умалять недостатки, упущения и ошибки; образ взгляда на казенное имущество, расчеты с углем и дровами, системы наказания нижних чинов и обращения с ними и т. п. … Ко второму ряду статей можно отнести объяснение, как смотреть на награды и производства, отношение товарищей и пр.

Высказывал Великий князь и желание, чтобы в печати «колкою насмешкой порицать зло и хвалить добро, но хвалить умно, а не приторно». За подобные статьи, написанные с талантом и производившие нравственное впечатление,  Константин Николаевич готов был вознаградить авторов самым щедрым образом.

Предпринимаемые в морском ведомстве преобразования гласно об­суждались на страницах «Морского сборника», в нём же печатались ежегодные отчеты. В итоге журнал сделал­ся образцом для всех русских подобных изданий того времени. В число авторов, помимо выдающихся морских офицеров, вошли лучшие научные и литературные силы того времени. Вместо тем, полезных для развития личного состава флота, литераторы  получили от морского министерства, командировки.  И.А. Гончаров, например, побывал в кругосветном плавании на фрегате «Паллада», Д.В. Григорович плавал на «Ретвизане»[7]. Да и все авторы журнала совершали путешествия, а инициатор этого шага предоставил им полную свободу творчества. Знамени­тые впоследствии литературные произведения появились впервые в «Морском  сборнике». Этим достигалось то, на что и сейчас в Вооружённых Силах направлены немалые усилия – информирование, воспитание и обучение личного состава флота, и знакомство с ним общества. Если учесть, что до появления радио и телевидения печать была единственным инструментом одновременного воздействия на большое количество людей[8], то назвать этот шаг иначе, как мудрым не получится. Журнал сделался популярным и мог приносить прибыль.  Эта прерогатива была предоставлена «книгопродавцам-комиссюнерам», поскольку цель сборника была «не в том, чтобы извлекать денежные выгоды, но чтобы знакомить Россию с флотом,  возбуждать к нему уважение и привязанность».

Чтобы поставить на подобающую высоту учебные заведения морского ведомства, Великий князь обратился в военное министерство и министерство народного просвещения с просьбой поручить опытным педагогам обревизовать их. Он желал услышать замечания с «полной откровенностью, не стесняясь никакими соображениями», а морским начальникам предписывал: «не скрывать никаких недостатков, а напротив того стараться показать оные, дабы впоследствии нами легче исправить».

Константин Николаевич средств не жалел, и для поднятия духа служащих флота им был принят ряд мер, в числе которых стояло и значительное улучшение бытовых условий. Также морским офицерам существенно увеличили жалованье, установили выдачу пособия на воспитание детей, устроили эмеритальную кассу[9]. В портах были учреждены морские собрания с обширными библиотеками при них и т. п. Спустя время, другие ведомства стали брать пример с морского.

Изменения коснулись и положения  нижних чинов. Раньше, чем где-либо в России, именно во флоте, были отменены телесные наказания, уменьшен с 25 до 10(!) лет срок службы, улучшено санитарное состояние казарм, начато обучение рекрутов грамоте и т. п. В результате — уменьшились смертность и заболеваемость. Именно во флоте были сделаны первые шаги к освобождению крестьян от крепостной зависимости.

Все эти инициативы были обусловлены знанием ситуации во флоте, Константин сам лично находился на кораблях в море. В 1836—1843 гг. на фрегате «Аврора» и других су­дах он плавал по Балтийскому морю. В 1844 г. на корабле «Ингерманланд» перешел из Архангельска в Кронштадт; произведен в капитаны 2 ранга и назначен командиром брига «Улисс». В 1845 г. на пароходофрегате «Бессарабия» и дру­гих судах плавал по Черному, Азовскому и Сре­диземному морям. В 1847 г. на фрегате «Паллада» перешел из Портсмута в Кронштадт, в 1848 г. плавал на фрегате по Балтике; произведен в контр-адмиралы с назначением в свиту императора и шефом Морского кадетского кор­пуса[10]. В 1849 г. назначен присутствовать в Государствен­ном совете и Адмиралтейств-совете. В 1850 г. командовал эскадрой на Черном море, затем под контр-адмиральским флагом на разных судах ходил по Балтийскому морю; назначен пред­седателем Комитета для пересмотра и дополнения об­щего свода Морских уставов, членом Государственного совета и членом Совета военно-учебных заведений. В 1851 г., начальствуя отрядом из 8 судов, плавал по Финскому заливу, затем на пароходофрегате «Владимир» ходил из Триеста в Венецию и обратно. В 1852 г. на том же пароходофрегате плавал по Среди­земному морю, затем на пароходофрегатах «Камчатка» и «Гремящий» перешел из Кронштадта в Свинемюнде[11] и обратно. В 1853 г. произведен в вице-адмира­лы. На пароходофрегатах совместно со второй и третьей дивизиями крейси­ровал у Гогланда. В 1854 г. находился на Малом Кронштадтском рей­де при защите Кронштадта от нападения англо-фран­цузского флота. В 1855 г. находился на Восточном Кронштадтском рейде для защиты от союзных флотов. В 1856 г. на пароходофре­гате «Рюрик» плавал из Кронштадта в Ревель[12] и Свеаборг[13], находился на маневрах флота у острова Гогланд. В 1857 г. на корабле «Выборг» плавал по Средиземному морю, в 1858 г. командовал эскадрой, крейсировавшей в Фин­ском заливе. Назначен шефом 1-го флотского экипажа. В 1858—1859 гг. командовал эскадрой в Средизем­ном море, затем ходил на фрегатах из Кронштадта в Портсмут и обратно. В 1860 г. назначен председателем Адмиралтейств-совета. Осматривал суда практической эскадры в Финском заливе. В 1861 г. плавал из Никола­ева в Севастополь и Одессу. Летом 1865 г. командо­вал эскадрой броненосных и винтовых судов в Балтийском море. В 1877 г. назначен почетным президентом Ни­колаевской Морской академии[14]. Командовал флотом, сто­явшим на Кронштадтском рейде. В 1880 г. по случаю 25-летия вступления в управление флотом удостоен бла­годарственного высочайшего рескрипта. Был сторон­ником броненосного прибрежного и океанского крей­серского флота. В 1881 г. отстранен от управления флотом и Морским ведомством  с оставлением в званиях генерал-адми­рала, генерал-адъютанта и прочих. В 1884 г. пожалован знаком от­личия за 40-летнюю безупречную службу. Скончался Великий Князь Константин Николаевич 13 января 1892 года. Вся его громадная и плодотворная работа доказала вечную и не­изменную истину о том, что все зависит от качеств личного состава, то есть, как сейчас говорят, человеческого фактора. Подтверждали его правоту и все последующие войны.

Константин Николаевич знал флотскую службу и жизнь моряков до мелочей. Потому он и уделил внимание такому, казалось бы, не слишком важному на общем фоне описанных дел вопросу, как введение тельняшки – нательной рубахи. Слава и популярность к ней пришли позже, когда люди в тельняшках превратились в вершителей истории (период революции 1917 года и Гражданской войны), совершали массовые подвиги (в годы Великой Отечественной войны). К тому времени уже никто не связывал имя Великого князя Константина Николаевича и тельняшки. Его имя кануло в Лету, как и многое, что было до 1917 года. Разве могли в советское время  говорить что-то положительное о Великом князе – представителе царской фамилии, олицетворявшем самодержавие? Конечно, нет. В томе XII «ИСТОРИИ РУССКОЙ АРМИИ И ФЛОТА» (МОСКВА, 1913 г.) помещена репродукция портрета с изображением этого человека. Её сопровождает запись «с портрета в картинной галерее Морского корпуса». К сожалению, оригинал утрачен. Есть подозрение, что он попросту уничтожен. В Морском корпусе Петра Великого – Санкт-Петербургском военно-морском институте его нет. Ни музейные сотрудники, ни ветераны ничего о нём не знают. Сегодня актуальным остаётся высказывание Н.М. Карамзина «история – не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание урока»[15].

Преемственность традиций русского флота прослеживается на многовековом протяжении истории. И я полностью согласен с мнением уважаемого мною начальника Военного учебно-научного центра Военно-Морского Фло­та «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» доктора педагогических наук, профессора вице-адмирала Адама Адамови­ча Римашевского, который  на современном этапе решился взвалить на себя руководство всеми ранее разрозненными военно-морскими образовательными  учреждениями России и НИИ.  «Роль традиций в образовании и службе морского офицера нельзя преувеличить,подчёркивает он в своей статье «Россия в XXI веке выбирает новый путь развития военно-морского образования»[16] — Традиции — это внутреннее состояние души человека, нравственный двигатель офицера. Традиции воспитываются, и их нельзя ввести формально какими-либо нормативными актами. Возрождение традиций — это долговременный процесс. Они передаются из поколения в поколение через идеи, взгляды, настроения, символику, поступки и многое другое. Традиции охватывают нравственные устои человека, прежде всего честь, достоинство, уважение к окружающим, верность воинскому долгу. Их возрождение необходимо начинать в образовательных учреждениях с повышения престижа профессии офицера…» Что тут добавить, если об этом не только заявляет, но и внедряет в жизнь руководитель такого уровня. Сам тому свидетель и участник.

«ФЛОТ НЕ ДРОГНЕТ»

…грянула Великая Отечественная война. Флот встретил врага в полной боевой готовности. На наблюдательных пунктах, боевых постах, позициях, у корабельных орудий, везде — парни в тельняшках. С первых  часов лихой годины тысячи моряков-добровольцев ступили с кораблей на берег в смертельную схватку с немецко-фашистскими захватчиками. Они бились под Либавой и Одессой, Ленинградом, Севастополем и Мурманском в частях морской пехоты и морских стрелковых бригад, в составе морских отрядов и разведывательных групп. На расстоянии их узнавали и свои, и враги – по тельняшкам. В воспоминаниях участников Великой Отечественной войны нередко отмечалось, что на приморских флангах фронтов в необстрелянные части Красной Армии командиры включали небольшие группы моряков в солдатском обмундировании, но одетых в тельняшки. На молодых неопытных бойцов это производило магическое действие: исчезала робость, появлялась уверенность, они становились оживленнее и веселее. Сохранилось опубликованное письмо группы краснофлотцев в газету «Правда», которое они посла­ли в 1941 году: «Мы будем сражаться так же, как дрались с врагом наши деды и прадеды под знаменем Нахимова и Ушакова. В сердце нашем ты, партия Ленина. И, значит, мы непо­бедимы.  Флот  не  дрогнет.  Флот  выстоит.   Флот  победит».

Первое боевое столкновение немцев с моряками произошло на Балтике. Здесь тельняшка и начинает обретать славу. Поэтому важно представлять полную картину событий. Рассекреченные недавно документы позволяют это сделать.

Война застала Балтийский флот в начальной стадии развёртывания сил в Прибалтике. Оборона военно-морских баз с суши возлагалась на армию, а флот должен был решать аналогичную задачу со стороны моря и воздуха. Между тем, противник наносил удары по системе базирования КБФ с суши, то есть с тыла. Первой 22 июня 1941 г. приняли на себя удар врага Либавская военно-морская база[1] и город, который сейчас называется Лиепая (Латвия).

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

(ПОДРОБНО…)

22 июня в 3 часа 50 минут фашистская авиация начала бомбить Лиепаю[2]. В тече­ние дня город подвергся пятнадцати на­летам авиации, в которых участвовало порядка 135 вражеских самолетов. Около 4 часов сухопутные войска противника пе­решли в наступление. По при­брежной дороге на Лиепаю насту­пала имевшая двухлетний бое­вой опыт 291-я немец­кая пехотная дивизия. В ней насчитыва­лось до 17 тысяч че­ловек. Дивизию усилили подразделениями морской пехоты, танковыми, авиационными и артил­лерийскими частями, включавшими в себя около 300 орудий и минометов. Общая численность наступавших доходила до 20 тысяч человек. Превосходящими силами противнику удалось преодолеть сопротивление наших войск и около 8 часов занять Палангу (ныне Литва).

В 9 часов 35 минут, выполняя приказ начальника штаба КБФ, завершили раз­вертывание в позиции на подходах к Ли­епае подводные лодки «Л-3» (командир капитан 3 ранга П. Грищенко), «М-79» (ко­мандир старший лейтенант И. Автономов), «М-81» (командир капитан-лейтенант Ф. Зубков) и «М-83» (командир старший лейтенант П. Шалаев) под общим коман­дованием командира дивизиона ПЛ ка­питана 2 ранга А. Аверочкина. Около 14 часов тральщик «Фугас» (командир стар­ший лейтенант В. Гиллерман) в обеспе­чении двух торпедных катеров, самоле­тов-разведчиков и береговой артилле­рии начал постановку минного заграж­дения на подходе к базе с моря. С 22 по 24 июня было выставлено 206 мин, на которых позднее подорвались два корабля противника. В 17 часов по приказу ко­мандующего БФ был начат вывод кораб­лей и судов из Лиепаи, а также 18-й от­дельной железнодорожной батареи (ко­мандир капитан В. Лисецкий).

К исходу суток в Усть-Двинск и Вентспилс убыли пять подлодок, танкер «Железнодорожник» и 8 транс­портов. На переходе ночью 23 июня от торпед немецкой субмарины «U-149» погибла ПЛ «М-78» (командир — старший лейтенант Д. Шевченко, старшим начальником на ней шел командир 4-го дивизиона ПЛ капи­тан-лейтенант С. Матвеев). 23 июня начальник штаба КБФ при­казал вывести из дока ПЛ «С-1» (коман­дир капитан 3 ранга И. Морской) и «С-3» (командир капитан-лейтенант Н. Костромичев) и перевести их в Усть-Двинск. 24 июня ПЛ «С-3» приняла на борт командование и часть личного соста­ва со взорванной «С-1» и, не смотря на неспособность погружаться, начала самостоятельный переход в Виндаву (Вентспилс). Но­чью в районе маяка Ужава лодка была атакована вражескими торпедными ка­терами (шнельботами). Более получа­са она вела ожесточенный артилле­рийский бой, маневрируя и уклоняясь от торпед противника. Орудийные расчеты и почти весь офицерский со­став погибли. Начался пожар. Две торпеды, выпущенные с малой ди­станции, разорвали корпус на три части. Фашисты поливали пулеметным огнем беззащитных людей, державших­ся на поверхности моря. ПЛ «С-3» погибла, не спустив перед врагом Военно-Морского Флага.

Для защиты восточного уча­стка обороны, где гитлеровцы проявляли особую активность, военно-морская база выделила три отряда морской пехоты, куда вошли курсанты военно-морских училищ, моряки флотского полуэкипажа, береговых батарей и ремонтируемых ко­раблей (шрифт – О.Щ.). Одновременно был соз­дан подвижной боевой резерв морской пехоты – 800-1000 человек на 100 автомашинах. Бок о бок с армейцами и добровольцами на суше сражались более трёх тысяч моряков.

Около полудня 23 июня пехотная дивизия про­тивника обогнула Лиепаю с востока и вечером пе­решла в наступление. 67-я стрелковая дивизия под натиском превосходивших сил против­ника отступила к окраине Лиепаи. Око­ло 23 часов артиллерия противника произвела первый обстрел базы. Ночью фашисты перере­зали железную дорогу Лиепая – Рига. Последний эше­лон с семьями успел уйти оттуда, вырвалась также 18-я отдельная 180-мм ж/д батарея. Защи­щая Лиепаю, огонь по врагу вели 130-мм береговые батареи под командо­ванием старших лейтенантов С. Гордейчука и М. Савина. Стойко сражались сводный отряд курсантов военно-мор­ского училища (командир капитан В. Ор­лов), рабочий батальон Артура Петерсона и комсомольский отряд Иманта Судмалиса. Но положение обороняв­шихся становилось все хуже и тяже­лее. Враг вплотную подошел к окраинам, часть наступающих прорвалась к за­воду «Тосмаре».

Из-за нарушения свя­зи и потери управления в ночь на 24 июня был взорван крупный минный склад. Вывести в море ре­монтировавшиеся на заводе корабли не было возможности, поэтому во избе­жание их захвата по при­казанию капитан-лейтенанта Ю. Афана­сьева эсминец «Ле­нин», подводные лодки «М-71», «М-80», «Ронис», «Спидола» и четыре судна были взорваны. Та же участь постигла склады боепри­пасов и топлива. В той ситуации это было единственно пра­вильное решение, но в июле 1941 года Ю. Афанасьева об­винили в панике и предали суду воен­ного трибунала, который вынес ему смертный приговор. Позже это обви­нение с него сняли, он был  реабилитирован посмерт­но.

Из личного состава эсминца и эки­пажей лодок сформировали отряд морской пехоты (командир — старший по­мощник командира эсминца «Ленин» старший лейтенант А. Майский), который занял оборону на восточном учас­тке. Утром 24 июня наступление про­тивника здесь было ос­тановлено. Около 18 часов враг, подтянув резервы, возобновил наступ­ление. К исходу дня его войска обо­шли город с севера и вышли на побе­режье Балтийского моря, завершив ок­ружение Лиепаи. Связь с командова­нием Северо-Западного фронта пре­кратилась. Накануне из Риги командование фронта направило в помощь защитни­кам Лиепаи 28-й мотострелко­вый полк и курсантов Рижского пехотного училища. Подкрепление натолк­нулось на организованный заслон и к базе не про­билось. Положение Либавы с суши стало безнадежным уже через два дня пос­ле начала войны.

… Наступление врага началось с психической атаки. Немцы шли во весь рост. Защитники города не дрогнули. Важную роль в отражении штурма сыграли батареи береговой обороны. Даже зенитные батареи пе­риодически вели огонь по наземному противнику. Вечером 25 июня, не до­бившись ощутимых успехов, противник вынужден был приостановить атаки.

25 и 26 июня немцы с особой яростью атаковали северный участок обороны. Во время одной из атак фашистов в самый раз­гар схватки подоспел отряд моряков с озера Дурбе. С кличем «Полундра! Бей фашистов!» они во главе со старшиной А. И. Просторовым  ударили во фланг противника, и тот в  замешательстве  бежал с поля  боя. Здесь, в Лиепае,  впервые встретились в бою немецкая и советская морская пехота. Немецкие отряды были разгромлены и в дальнейших столкновениях участия не принимали.

Находившаяся на позиции у Лие­паи ПЛ «М-83» в результате атаки авиа­ции противника получила повреждение перископа и возвратилась в порт, где своим артогнем приняла участие в обо­роне города. Моряки открыли огонь из единственного 45-мм корабельного орудия, прямой наводкой уничтожая вражеские машины, прорвавшиеся к заводу.

Когда кончились боеприпасы, подводники на глазах у врага взорва­ли «малютку» и вступили в схватку на суше. В бою погиб командир подводной лод­ки старший лейтенант П. Шалаев. Имен­но в сражениях за Лиепаю матросские отря­ды, боевое ядро которых составили подводники, за удаль, ярость и бес­страшие в бою были прозваны гитле­ровцами «черной смертью», «полосатыми дьяволами» (разрядка – О.Щ.).

Командующий Севе­ро-Западным фронтом к исходу дня 26 июня 1941 г. приказал оставить Лие­паю. На прорывавшихся из окружения гитлеровцы обрушили шквал огня…

В послужных списках защитников Лиепаи, хранящихся в Центральном военно-морском архиве (г. Гатчина), в графе «С какого времени утрачена связь» у каждого — одна запись: «Пропал без вести 22.06-27.06.1941 г.».

Так родилась легенда. Души погибших в Лиепае живут в русской тельняшке. Гитлеровцы, назвав моряков «полосатой смертью», сами распространили легенду, которая похлеще геббельсовской пропаганды воздействовала на их боевой дух, да только с обратным эффектом. При виде моряков враг испытывал страх, перераставший в панику. А ведь после схватки за Лиепаю было множество сражений с участием «братишек в тельняшках». И Севастополь, и Новороссийск, и Одесса, и Ханко, и Таллин, и Москва, и Ленинград, и Сталинград, и даже Кавказ, Карельский перешеек… И даже в Берлине встретили День Победы 1945 года.

«ПОЛУНДРА! БЕЙ ФАШИСТОВ!»

Многим памятен показанный в кино под­виг сержанта по кличке Балтика (сыгранного знаменитым артис­том Леонидом Быковым в фильме «Аты-баты…»). Сорвав с себя гимнастерку и обнажив свою «морскую душу»-тельняшку, он смело с криком «Полундра!» бро­сился под немецкий танк, остано­вив его на дороге к Москве.

За 1418 дней войны моряки проявили себя. Презиравшие смерть, готовые выполнить любой приказ Родины, сплоченные в единый моно­лит, с присущим только морякам особым стилем, «морс­кие» солдаты цементировали лю­бой воинский коллектив и покры­ли себя в боях с врагом неувяда­емой славой. Когда было трудно или требовалось разрешить неразре­шимое, любой военачальник об­ращался только к морякам. Флот не подводил. «Добро потеряешь — немного потеряешь, честь потеряешь — мно­го потеряешь, мужество потеряешь — все потеряешь». Это изречение Гёте не раз произносил Нарком ВМС Николай Ге­расимович Кузнецов — «морской маршал», как нередко называли его в те дни моря­ки.

Наряду с формиро­ванием морской пехоты для обо­роны своих баз и высадки морс­ких десантов флоту с первых дней войны пришлось решать еще одну важную задачу, связанную с ока­занием помощи войскам — создавать и отправ­лять на сухопутный фронт стрел­ковые части и соединения из мо­ряков. Для этой цели были привлечены офицеры, старшины и краснофлотцы, имеющие высо­кую профессиональную выучку. Этот шаг стал вынужденной мерой, в связи с тяжелыми условиями борьбы с превосходящими сила­ми врага на основных направле­ниях — под Ленинградом, Москвой, на Волге и на Кавказе.

Осенью 1941 года согласно по­становлению Государственного Комитета Обороны было сформи­ровано 25 морских стрелковых бригад. В морс­кую пехоту шли не только матросы береговых частей флота, но и матросы с кораблей. Флот отдавал берегу лучших своих людей. В Кронштадте, например, на надводных кораб­лях оставались лишь артиллерис­ты, сигнальщики и механики.

Морские стрелковые бригады действовали на разных участках фронта. Не­сколько бригад и полков морской пехоты сражались, защищая Тал­лин, Ханко, Ленинград, Одессу, Севастополь.

В битве под Москвой геройски сражались с врагом семь бригад морской пехоты: 154-я (первона­чально именовалась 1-м Москов­ским отдельным отрядом моря­ков), 62-я, 64-я, 71-я, 74-я, 75-я и 84-я, а также 85-й отдельный полк мо­ряков, 199-й и 200-й артиллерий­ские дивизионы, состоявшие из батарей 152, 130 и 100-мм морс­ких орудий, 14-й дивизион «ка­тюш» под командованием капи­тан-лейтенанта А.Москвина.

Тихоокеанский флот за годы войны выделил для боевых дей­ствий на суше 14307 человек, во­енно-морские учебные заведения откомандировали на сухопутные фронты 8656 человек, централь­ные управления ВМФ и береговые части флотов — 15 569 человек.

Четыре отдельные морские стрелковые бригады Тихоокеанс­кого флота и Амурской флотилии были поставлены руководством на остриё наступления советских войск под Москвой и во многом обеспечили успех контрнаступле­ния у стен столицы.

Только сухие факты боевых донесений:

— 64-я отдельная морская стрелковая бригада (командир полковник И.Чистяков) после упорных оборонительных боев, действуя на направлении глав­ного удара армии, продвинулась на запад на 233 км и освободила 78 населенных пунктов;

— 62-я отдельная морская стрелковая бригада (командир полковник В. Рогов) разгромила три полка немцев, прошла с боями 150 км, освободила около 40 сел и городов;

— 84-я отдельная морская стрелковая бригада (командир полковник В. Молев) с 22 ноября заняла боевые позиции под Мос­квой, уже 28 ноября решитель­ным ударом освободила г. Скопин, а затем в упорных боях про­шла 180 км, освободив более 40 населенных пунктов.

Все эти бригады за подвиги моряков были удостоены ордена Боевого Красного Знамени.


[1]Накануне войны в военно-морской базе Либава  находились 15 подводных лодок, шесть из которых про­ходили ремонт на заводе «Тосмаре». Там же заканчивал ремонт эсминец «Ленин» (командир капитан-лейтенант Ю. Афа­насьев), пять торпедных катеров, 13 ка­теров МО ОХР (охрана рейда) и траль­щик «Фугас» (Т-204). Охрану морской гра­ницы осуществлял 4-й дивизион из девяти по­граничных катеров. Береговая оборона базы осуще­ствлялась двумя (23-я, 27-я) берего­выми стационарными 4х130-мм бата­реями и одной (18-я отдельная) 4×180-мм железнодорожной батареей. Воз­душное пространство защищали два дивизиона (43-й, 84-й) в составе 24х76-мм орудий морской зенитной ар­тиллерии и 148-й истребительный авиаполк ВВС округа. На Лие­паю базировалась 43-я отдельная авиаэскадрилья в составе 13 самоле­тов (МБР-2) под командованием капи­тана И. Вахтермана. В порту находи­лись 19 транспортных судов. Общая численность личного состава базы со­ставляла около четырёх тысяч человек. Оборону побережья от Паланги до Ирбенского пролива осуществляли ча­сти 67-й стрелковой дивизии (коман­дир генерал-майор Н. Дедаев) общей численностью 5,3 тыс. человек (по другим данным, око­ло 7 тысяч человек).

[2] Гуров С. А. «Город под Липами». Газета БФ «Страж Балтики». 21 июня 2005. г. Калининград. — С. 6.


[1] В томе XII «ИСТОРИИ РУССКОЙ АРМИИ И ФЛОТА» (МОСКВА, 1913 г.) содержится раздел «Флот в царствование Императора Александра II. I. От Парижского мира до войны с Турцией 1. Работа над восстановлением русской морской силы после Парижского мира. Великий Князь Константин Николаевич». Там приведены жизнеописание этого человека и оценка его дел. В одном из номеров журнала «Морской сборник» за 2009 год этот очерк воспроизведен близко к оригиналу. Он написан так проникновенно, что и сейчас  читается с упоением. В этой книге он тоже использован для полноты образа «Крестного отца тельняшки».

[2]Знаменитый путешественник и мореплаватель, учёный адмирал Фёдор Петрович Литке (1797 — 1882) в 1870 году был официально назначен попечителем Великого князя Константина Николаевича. С 1864 по 1882 год был президентом Императорской академии наук, с 1877 – почётным членом Николаевской Морской академии, преемником которой является ВУНЦ ВМФ Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова. Именем  Литке названы 18 географических пунктов Земли.

[3] Заместителя.

[4] Адмирал Бурачек П. С. Заметки о флоте. Морской сборник,  1908 год. № 6.

[5] Житков К. Г.  «Светлой памяти   Великого   Князя   Константина  Николаевича». Морской сборник,  1911 год. № 1.

[6] Житков К. Г.  «Светлой памяти   Великого   Князя   Константина  Николаевича». Морской сборник,  1912 год. № 1.

[7] С момента первой публикации в 1892-1893 гг. и до сего дня «Литературные воспоминания» Д.В. Григоровича остаются в числе известнейших произведений мемуарной литературы. О предыдущем авторе многие наслышаны не меньше.

[8] Сейчас это называется мультипликативный эффект.

[9] Эмеритальная касса предназначалась для обеспечения оставивших службу чинов военного ведомства, а также их вдов и сирот. С этой целью касса выдавала вышедшим в отставку участникам пожизненные пенсии, а семействам их — пенсии или единовременные пособия.

[10] Таким образом, был шефом  Морского кадетского корпуса более 40 лет.

[11] Название современного города Свиноуйсьце в Польше.

[12] Таллин – столица Эстонии.

[13] Крепость близ современного Хельсинки – столицы Финляндии.

[14] Правопреемником этой Академии является ВУНЦ ВМФ ВМА

[15] Карамзин Н.М., История государства Российского. М., 1989. — С.7.

[16] Журнал «Оборонный заказ», специальный выпуск №21, 21 декабря 2008 года. – С. 21.


[1] Из песни «Про речку Вачу и попутчицу Валю», 1977 год.

[2] В.В.Путин – Президент РФ с 2000 по 2008 год.

[3] «Писатели имеют свою судьбу» (лат.)

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Join the discussion Один отзыв

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.