СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Писатель Александр Трофимов в романе «Андерсен» с горечью отмечал, что по Земле ходят в большинстве своем люди-желудки. Они рождают мальчиков-желудков и девочек-желудков. И когда они умирают, на их могиле ставят памятник их желудкам…

Она родилась в тридцать пятом. А уже в тридцать седьмом ее семья попала под репрессии, историю социалистического «лагеря» узнала не понаслышке.  Но, не смотря на все, она родилась свободной. И свободу эту несла горящим факелом на протяжении всей жизни.

70 лет – много это или мало? Есть в математике понятие – необходимо и достаточно. Необходимо для того, чтобы оставить после себя детей, внуков. Достаточно, чтобы совершить какое-либо дело – сверхзадачу. Наверное, хранители на том и порешили. И отмерили 71 год. 71 год любви, которую несла она ежедневно, ежечасно и ежесекундно ко всем людям, ее окружающим. Оставалась молодой и на удивление очень красивой, не смотря на признаки возраста. У нее и морщины были добрыми и волосы лучиками седины освещали окружающих. В школе, где она учила детей, коллеги называли ее Ольгой Зосимовной. В табличке уроков стояла фамилия Проценко. А дети, они и есть дети. Они, по двум первым буквам ОЗ окрестили ее «ноль три», что означало «скорая помощь». И крутилась около нее ребятня с утра до вечера. Если кто-то двойку получал – к Ольге Зосимовне. Если кому-то роль на празднике желанную не дали – к Ольге Зосимовне. Если чайку захотелось на переменке или печеньица, если пальчик у кого-то порезался, если… да мало ли что случалось в школьных буднях — все к ней, все к ней. Кем была она для них? Просто ли учительницей? Подругой? Мамой? Бабушкой? Сотоварищем? Ангелом хранителем? И должна она была бы давно сидеть на пенсии. Ан нет! Подхватится и — в родные пенаты. Кроме основных уроков, которые она вела когда-то биологию, экологию, химию, много лет назад она создала при школе эколого-краеведческий музей. Собирала для этой цели древности и реликвии.

МУЗЕЙ

Джордано Бруно считал, что душа наша, подобно паразиту внедряется при рождении в тело. И пока она его не выносит, не состарит, не отпускает и не возвращается к чужим мирам. Поэтому главное в человеке – Дух и сила Духа.

В музее делался акцент на тех, кто обладал этой силой.

Здесь собраны были фотографии фронтовиков, героев ВОВ, Афгана и Чечни, каски, шлемы, гильзы, истории их жизни и подвигов. Экспозиция, названная «Дорогой славы отцов», одна из самых востребованных. Это для мальчиков. Ни для кого не секрет: все проходили «Войну и мир». Девочки, игнорируя военные сцены, их интересует любовь Наташи и Андрея. А мальчишки наоборот, взахлеб про войну читают. Так и здесь, девочки кружева старинные перебирают, а заходят мальчишки –  сразу к поржавевшим железякам тянутся, надо же все потрогать! Это же не какой-нибудь там государственный музей, а школьный. В нем все своими руками собрано.

Но главным достижением Ольги Зосимовны, на мой взгляд, является наиболее яркая и деятельная экспозиция «Экологическая тропа». Маршрут проходит через уникальные легендарные места от искусственного пруда к реке Пехорке, в Голицинский парк, на Звездчатую поляну и далее на Лисьи Горки. Чем же они прославили себя на всю Россию? А тем, что у родника, на поклон к которому вся Балашиха ходила, было найдено языческое поселение, возраст которого археологи по скромным подсчетам определили более пяти тысяч лет. Найдены следы древнего капища. И в музее это отражено на холсте «Танец у  костра». Эту тему подняла лет семь назад «Комсомольская правда» и молчок. В моду политики исполнительных и законодательных властей и партий история не входит, скорее подтасовка историй под свои линии. Где тот родник? Засыпан свалкой. Где то капище? Засыпано свалкой. Где наша история?….

Неподалеку от Лисьих горок находится знаменитая Кучинская свалка. Из космоса ее американцы фотографируют, как самый скандальный экологически грязный объект. Растет Кучинская свалка рядом с речкой Пехоркой, не смотря на то, что там водоохранная территория. Растет рядом с лесом, не смотря на то, что там и лесопарковая зона. Вопреки закону, разрешениям и здравому смыслу. Растет рядом с Балашихой, не смотря на то, что в ней проживает около 200 тысяч жителей! И никому, казалось бы, до этого нет никакого дела. Одна маленькая Ольга Зосимовна тысячу раз поднимала этот вопрос. Она единственная не боялась говорить об этом. Она ничего не боялась. Учила своих питомцев любить землю, беречь и защищать. Благодаря экологическим проектам старшеклассников музей стал лауреатом Международного Детского экологического конкурса «Зеленая планета». Вот бы еще люди на Мерседесах за бронированными стеклами, к которым невозможно попасть на прием,  умели читать детские сочинения, и слышать здравый смысл Земли и Неба…

Есть в Балашихе множество храмов, только что выстроенных и более старых. Так например, гордостью жителей является Пехра-Покровская церковь, Николо-Архангельская и  Николо-Трубецкая. Особое место занимает Усадьба Пехра-Яковлевская. Всеми любимое здание центрального предела после революции занимала богатейшая библиотека. При общем дефиците книг, это было излюбленное место интеллигенции. Отдушиной являлся и парк. Особенно интересным считалось углубление с фонтаном и двумя каменными сфинксами. После перестройки в 1996-97 годах церковь была отреставрирована, рядом устроен крестильный храм во имя апостола Фомы, фонды библиотеки распределены по другим местам. Остальные здания усадьбы Голицыных занимают кафедры сельскохозяйственного института. А вот фонтан вроде бы как никому не был нужен. Сфинксов убрали и хотели выбросить чуть ли не на свалку. Ольга Зосимовна, не знаю уж как, но дотащила каменное изваяние в музей школы. А второго спрятала до лучших времен. Экспозиция музея об усадьбе называется «Дорога к храму». Она также почетна, как и документы по истории КПСС, как и языческие  раскопки, как и экологическая тропа.

Много собрано в музее реликвий. Бережно хранятся коллекции цветов. Книги. Не менее интересна экспозиция «Ретроспективы быта XIX века». Воссоздан уголок старой комнаты, собраны картины, керамика, живопись, сарафаны, рушники, вышивка, плетение и другие интересные вещи.

Проведение экскурсий, поисковая работа, проектная  деятельность учащихся – все, как ни официально это звучит, способствовало воспитанию патриотизма, любви к родному краю, уважения к традициям и культурным ценностям нашей Родины.

А за этим за всем – она, вездесущая «ноль три», Ольга Зосимовна Проценко.

БИБЛИОТЕКА

Гимлер говорил: «Когда я слышу слово «Культура», у меня рука тянется к пистолету!» У кого сегодня тянется к пистолету рука, иными словами — в чем состоит культура России сегодня? Бюджет государства, как маленькое одеяло. Если натянешь на одно место, — другое замерзнет!

Культура — это За мки и замк и администраций? Городов? Фирм? Торговых центров? Рынков? Заново выстроенные церкви? Синагоги? Мечети?

А, может быть культура, это все-таки школы? Институты? Библиотеки? Театры? Обсерватории? Исследовательские центры?

И между двумя этими понятиями Интернет, как альтернатива, как протест, как кусочки разбросанной правды вокруг по-прежнему недосягаемой истины.

Может быть, он и сможет слепить две противоположности в единое целое.

Ведь, что представляют собой приемные властей? Регистрационные палаты? Торгово-промышленные палаты? Вы знает? Вы знаете. Те, кто еще не разучился читать газеты, был в таких приемных и изучил их лакированные бездушные стены до мельчайших подробностей. Неприступные секретарши. Орхидеи в хрустале. Шоколад в коробках. Новейшая техника. Офисная мебель под орех. Грамотное освещение. Интернет. Принтеры, факсы, сканеры, компьютеры, охрана, решетки, сигнализация… Чтобы продать или купить участок земли нужен год хождения по подобным кабинетам или неделя, если есть средства на взятки. И Балашиха, к сожалению, не исключение.

Что представляет собою детская библиотека сейчас? По стране в целом? Тридцатилетней давности, порезанные дерматиновые черные стулья. Столы, на которых нацарапано «Я люблю Леньку! Очень! Октябрь.1970г.» Или что-то вроде того. Это залитые потолки и облупившиеся стены, потому что сгнили трубы водоснабжения у всего многоэтажного дома, а ремонтировать муниципальное жилье — нет денег. Это мигающие ртутные допотопные лампы «дневного освещения». Это деревянные распухшие от дождей двери. Это книги, замусоленные, зачитанные до дыр. Это линолеум первых экспериментальных образцов. Зарплата всего штата библиотеки за месяц, учитывая сотрудников, уборщицу, заведующую, кассира и рабочего составляет 20 тысяч рублей.

Господа! Позвольте! Но это даже меньше ежедневного дохода продавца самого примитивного в Москве «Выхинского» рынка!

Мы говорили об этом с Ольгой Зосимовной. Теперь уже не интересно, кто виноват. Вопрос один. Как быть с библиотеками?

Срочно! Просто срочно необходимо делать по всей стране реформу всей библиотечной системы. Оборудовать специальные компьютерные читальные залы с базой данных лучших мировых и отечественных бестселлеров! Нет в стране денег? Или желания? Пять компьютеров стоят куда дешевле одной поношенной иномарки. А ведь на поношенных, не чтобы продавцы рынка, даже «слуги народа» не ездят!

Можно установить дома на рабочем столе у каждого ребенка железный ящик, с выходом в интернет. Если есть большее количество денег, можно устроить такие информационные удобства прямо в своем мобильнике. А, если еще больше – то и в автомобиле. Если позволяют средства, можно отправить детей учиться в другие государства, например, в Германию или Америку. Почему бы и нет?

Но 90% жителей России до сих пор выбирают помощь детских библиотек. Ольга Зосимовна водила своих питомцев в ближайшую. Долго и тщательно готовила выступления к праздникам, была инициатором постановок.

Ее вид всегда вызывал во мне восхищение. Не смотря на изрядно поношенные ботинки и старенькие кофточки — сколько света в ее глазах, когда работала она с группами детишек! Каждую строчечку оттачивала, каждый жест. Сколько внимания к малейшим деталям! И сколько любви! Боже мой! Сколько!

С точки зрения дамочек за рулем Ландкруизера – нищета. Со стороны божественной логики – Богатство! Несметная сокровищница души!

Она не просила помощи. Она предлагала ее. Она говорила: «Света! У тебя в музее не так расставлены картины! Давай я принесу тебе длинную трубу, прикрепим веревки для картин. И развесим, как нужно». «Она же тяжелая!» «Ничего, донесу! Я ее там, в одном месте приглядела!»

Она пять лет уговаривала меня принести первые рукописи и газетные заметки для музея школы. Сделала уголок, в котором разложила книги сказок и мои школьные фотографии. Она помогала расставлять экспозицию и в моем музее сказок, и подарила для него множество экспонатов. Она приезжала в ЦДЛ и поддерживала все мои начинания, хотя непосредственной учительницей не являлась, она пришла на работу в 23 школу города Балашихи через год после моего выпуска. Она больше всех радовалась, если у меня выходила где-то в печати новая сказка, или новый репортаж. Она очень переживала, когда я уезжала куда-нибудь. В последний раз Сербия, а потом Чечня по мобильнику отвечали ей, что я не доступна. Она спрашивала у подруг – не звонила ли я им?

А я приехала. Завертелась со свадьбой дочери. И не позвонила.

А она умерла.

Ольга Зосимовна! Кто теперь поможет мне развесить картины как надо? И кто принесет ту трубу?

КОГДА УМИРАЕТ АНГЕЛ

Есть поговорка «Свято место пусто не бывает». Когда умирает уборщица, кассир, директор, директор директора, даже президент маленький или большой – место занимает другой человек и исполняет его работу. Когда умирает художник, за него никто и никогда не напишет картину, не сочинит мелодию, не споет песню. А что происходит с людьми, когда умирает ангел?

Они плачут. И светлые слезы раскаяния за то, что они не понимали раньше, кто именно жил среди них, льются из глаз.

О тех, кто уходит от нас говорить – большая ответственность. Тут либо ничего, либо правду. Какой была она, Ольга Зосимовна Проценко? Этот вопрос можно было не задавать, когда огромный предел того самого Пехра-Яковлевского храма, место бывшей библиотеки, заполнился многочисленными людьми. Верующими — неверующими. Искренне огорченными ее уходом. На отпевание пришли от мала до велика пол — Балашихи. Люди шли нескончаемым потоком. Она была для них центром притяжения своеобразной галактики. Свет ее обогревал и притягивал, как магнит.

Климент Тимирязев говорил: «В состав того, что мы называем человечество, входит более мертвых, чем живых». Святость Ольги Зосимовны и сейчас  с нами. Спасибо, Светлая! Добрая! Ясная! За то, что вы есть!

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2007 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.