БЫЛЬ И СКАЗКА МОРДОВИИ

Республика Мордовия встречала нас выбелен­ной снегом Рузаевкой, щедрым солнцем и чуть ли не весенней капелью. «Рузонь» по-эрзянски и по-мокшански означает «русский». Станция Рузаевка — скорее всего, означает русское посе­ление среди двух основ­ных ветвей мордовского народа. Во времена «перестройки», когда искали, кто виноват, и пытались обвинить друг друга, чуть не раздели­ли Мордовию на Мок­шанскую и Эрзянскую республики. Две народ­ности отличаются друг от друга по диалекту, почти как русские и украинцы. Мокши более коренастые, эрзи -светловолосые, строй­ные. Вышивка у мок-шанцев более ажурная, а у эрзи присутствуют ковровые элементы сплошной тяжёлой вышивки. И то и другое население называется мордвою. Внешне же они очень похожи на русских. Попробуй отличи! Только красота их чуть жёстче, упрямее характер, точно в кровь добавлена упрямая льдинка сибирского ветра…

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕСПУБЛИКЕ

Мордовия расположена в центре европейской части Рос­сии, в бассейне реки Волги, на перекрёстке важнейших путей из Центра на Урал, в Сибирь, Поволжье, Казахстан и Сред­нюю Азию. Территория рес­публики — 26,2 тыс. кв. км. Гра­ничит на севере с Нижегородс­кой, на востоке — с Ульяновс­кой, на Юге — с Пензенской, на западе — с Рязанской областями, и на северо-востоке — с Чува­шией.

Население республики -937,1 тыс. человек, в том числе 40% — сельское. Республика Мордовия один из густонасе­лённых районов центра России. Является индустриально-аг­рарным регионом и сохраняет устойчивые позиции в России и на международном рынке по производству источников света, резинотехнических, кабельных изделий, медицинских препаратов и т.д.

Сельское хозяйство Мордовии, на долю которого при­ходится 28% состава валового продукта республики, специа­лизируется на производстве зерновых культур (пшеница, рожь, гречиха), картофеля, са­харной свёклы, овощей, основ­ных видов животноводческой продукции.

Стабильная политическая обстановка в Мордовии спо­собствует росту экономическо­го потенциала.

А потенциал действитель­но нарастает. Возможно, проис­ходит это и потому, что Прези­дентом Республики был выбран Н.И. Меркушкин — талантли­вый экономист, дальновидный стратег, да и просто очень доб­рый и отзывчивый человек. Хвалили главу республики и среди аппарата администраций Рузаевки и Саранска, и на яр­марке, и на концерте, посвя­щенном Дню согласия и прими­рения, и предприниматели, и простые люди. И это было при­ятно. Хорошо, когда есть что похвалить. В том, что Мордо­вия, контуженная, как и вся страна, «перестройкой», или, как её тут называют, «после­дней революцией», встаёт по­тихонечку на ноги, не было со­мнения. Строятся в ней и новые храмы, и стадионы. Именно этим характеризуется здоровье нации в целом. Открываются новые школы, отделанные голу­бым стеклом. Одеваются в но­вые одежды дороги.

Проходят турниры, начи­ная с детских команд, коллек­тивов заводов и кончая сборны­ми министерств и Правитель­ства. Построен теннисный ста­дион мирового уровня. Чтобы отвлечь молодёжь от наркома­нии и пьянства, очень много сил и средств направлено на развитие в Мордовии спортив­ных традиций.

Происходящие сейчас в Мордовии позитивные пере­мены подтверждают, что толь­ко сообща, через постоянный диалог всех конструктивных сил общества можно обеспе­чить экономический рост и до­стойную жизнь людей. А, как известно, будет хлеб — будет и песня.

 

ИЗ ДОКУМЕНТОВ ГОСКОМЛЕСА РМ Дубовые леса РМ составляют 68,3 тыс. га, или 13% покрытой лесом площади. Из них на долю высоко­ствольного хозяйства приходится только 34%. Дубовые леса произрастают на более плодородных почвах. Известно также, что раньше на территории Мордовии произрас­тали высокопроизводительные дубовые «корабельные рощи», которые в результате усиленных рубок и отсутствия мер по их восстановлению сменились менее ценными лиственными (оси­новыми, берёзовыми, липовыми) лесами. Кроме того, на боль­ших площадях дуб семенного происхождения ( высокостволь­ный) сменился порослевым (низкоствольным) с менее качествен­ной древесиной. Порослевые насаждения составляют 66%.

В ЛЕСУ ДУБ — РУБЬ,

В СТОЛИЦЕ — ПО РУБЛЮ СПИЦА!

В Мордовии всего два крупных города — Саранск (столица) и Рузаевка. В каби­нете руководителя аппарата ад­министрации муниципального образования Рузаевка Юрия Николаевича Лободы и при­шлось познакомиться с очень интересным человеком, чле­ном Союза художников и Со­юза журналистов России Вла­димиром Колмыковым, авто­ром удивительной книги «Жизнь леса». Но побеседо­вать, как говорится, живьём оказалось ещё лучше, посколь­ку удалось получить ответы именно на то, что особенно ин­тересовало.

Администрация Рузаевки устроила совместную познава­тельную экскурсию по Мордо­вии. А разговор шёл, в частно­сти, и о лесе.

Указом Петра I от 1718 г. работы по заготовке корабель­ного леса в Поволжье были возложены на нерусские наро­ды, в том числе и мордву. Ус­ловия были такие: «К рубке, тёске и вывозке корабельных лесов и для других к тому при­надлежащих работ брать мор­дву без платы». Набираемые в деревнях работники получили название в документах «лашманы». Для управления лашманами Среднего Поволжья в Ка­зани создали лесную (адмирал­тейскую) контору. От той поры осталась лишь фамилия Лашмановы, которую носит морд­ва, получившая её от уличного прозвища по роду занятий.

Заготовка корабельного леса, производство поташа, до­быча смолы призывали народо­население на лесные промыс­лы. Из них особенно выделя­лась сидка смолы. Крестьяне же сплавляли лес по рекам на продажу. Сплавом шло от 20 до 25 тыс. кубических саженей. До открытия сплавной путь являлся главным транспортным сред­ством. Лес продолжали сплав­лять и позднее, параллельно с вывозкой по «чугунке». Объём вывозимых материалов соста­вил 24 тыс. кубометров древе­сины разного вида и сорта.

И так как дело было госу­дарственным, Пётр I стал фор­мировать по стране, в Мордо­вии в частности, организован­ную лесную охрану. В сторожа брали физически здоровых лю­дей из соседних с лесом дере­вень, знающих оружие, про­шедших военную службу, охот­ников, знакомых с лесной мес­тностью.

Первые сторожа — полесов­щики, лесники — так по-разно­му их стали называть — основа­ли стражнические дома. По-другому — лесные сторожки, позднее названные кордонами. Жильё и служба в них переда­вались по наследству, от роди­телей к сыновьям. Так рожда­лись целые династии и поколе­ния лесников. Из такого поко­ления и вышел Владимир Ива­нович Калмыков.

Начало правильного веде­ния лесного хозяйства на тер­ритории Республики Мордовия относится к 1850 г. Казённые леса (государственные, как по­яснил Колмыков) были разделе­ны на лесничества. Удельные (частные) — на лесные дачи, ко­торые объединялись в имения. Первой устроили Ичалковскую дачу. Её площадь составляла 5,553 га. Но это касалось в ос­новном казённых лесов. Част­ные и общественные (принад­лежащие сельским общинам) далеко не все были устроены ещё долгое время.

В начале XX в. нынешние Зубово-Полянский, Темниковский районы Мордовии входи­ли в состав Тамбовской губер­нии, были его северным Спас­ским уездом.

Общая площадь лесов Мордовии по учёту на 01.01.1998 г. составила 742,7 тыс. га.

В ведении лесохозяйственных предприятий Рес­публики находится 540,6 тыс. га покрытой лесом площади с общим запасом древесины 83,75 млн. куб. м, причём 57,97 млн. куб. м — возможных для эксплуатации. В 1994 г. в лесном хозяйстве РМ проведе­на реорганизация лесхозов. Выделены из подведомствен­ного состава предприятий структуры по заготовке и пе­реработке древесины. Создан природный  национальный

парк «Смольный» на базе Ичалковского лесхоза.

Мордовский заповедник относится к тем территориям, которые, можно сказать, были заповедными ещё с дотатарских времён. Мокшанские леса представляли собой язык леса, который по долине Мокши врезался далеко в степь, а на севере тянулся до самого Му­рома, получив там название Рожнова бора. На территории современного заповедника не было найдено ни одного мо­гильника или других следов оседлого населения. Оно по каким-то причинам обходило эти земли. По-видимому, леса эти внушали священный тре­пет человеку своей дремучестью, непроходимостью, хотя и изобиловали диким зверьём, дикими пчёлами и рыбными озёрами. Скорее всего, в самой ранней истории мордвы это был лес для молений — «кере-меть». Керемети посещались мордвой один-два раза в год, и присутствие человека ограни­чивалось небольшой площа­дью моленной поляны (моляны), где приносились жертвы богам. Остальной лес был по­истине заповедным.

Но вернёмся к событиям недавнего времени. В 1995 г. построены кордоны в Симкин-ском, Пушкинском лесниче­ствах, национальном парке «Смольный». Строятся кордо­ны в Виндрейском лесхозе, Наченальском, Александровском, Харинском лесничествах. Чис­ленность всех работников го­сударственной охраны лесов РМ составляет 1190 человек.

Немаловажным фактом является и то, что к 1995 г. была завершена работа по ре­организации государственных органов управления лесным хозяйством. Лесхозы прекра­тили заготовку древесины по главному пользованию лесом. Стало больше уделяться вни­мания проблемам качества лесохозяйственных работ, конт­ролю за использованием лесо­сечного фонда, вопросам изыскания дополнительных источников финансирования.

Но вырубка — это вырубка.

Как бы аккуратно она ни про­ходила, факт обнищания пла­неты в целом остаётся налицо. Каждую минуту в мире выру­бается 11 га леса, ежегодно — участок леса, равный всей тер­ритории Великобритании.

Лесорубы и лесоводы ча­сто не ладят. Мордовия в наши дни снова вернулась в струк­туру лесхозов, где главное — охрана, восстановление и вы­ращивание нового леса.

До сих пор лес республи­ки является хранителем чисто­го воздуха, диких животных и птиц. А ещё — местом отдыха, запасов воды, высших расте­ний, деревьев, которые в свою очередь сберегают вокруг себя флору и фауну.

Жизнедеятельность чело­века во все времена заставля­ла изымать богатства природы. Только вот масштабы потреб­ления сегодня должны быть снижены. Пора уменьшить ап­петит! Достаточно посмотреть на карту лесов Мордовии, цен­тральные районы которой уже стали лысыми. Рваными лоску­тами лес сохранился только на востоке и западе республики. В древности же он сплошь по­крывал эту территорию. То же самое можно сказать и обо всей России.

В шестнадцатом веке тер­риторию, где располагается со­временная Мордовия, покрыва­ло 60% леса, теперь осталось только 24%. Значит, за после­дние 300 лет больше половины их было уничтожено! И сейчас администрация думает о том, что ещё можно’ спасти. Очень понравился один факт: в каби­нете Председателя Правитель­ства Республики Мордовия Вла­димира Волкова карта респуб­лики на стене, с уважением об­рамлена изысканным багетом.

Родники, бьющие из земли, укрыты заботливыми руками в деревянные домики. А народ сохранил к лесу почти язычес­кое почитание. Ремёсла про­шлых лет имеют продолжение сегодня. В Кавылкинском рай­оне полозы делают из есте­ственного сгиба — сучка и ство­ла дуба. Местные жители по таким полозьям издалека опре­деляют даже национальность кучера. Если полоз не гнутый, значит, едет мордвин. Гнутые полозья — у русского ездока.

А ещё Владимир Колмыков с грустью сообщил что проехал всю Финляндию, до её Севера — Лапландии.К его удивлению, жители там говорят, что дерева много тратится напрас­но. И это при стопроцентной выработке из древесины полез­ных вещей! Интересно, сколь­ко же у нас пропадает, если мы только мечтаем о финском опы­те работы? Парадокс, непонят­ный для нашего сознания: по­чему Финляндия, лесная стра­на, покупает у нас… лес? Пенсионеры обтёсывают топорами кору для отправки в Суоми. Оказывается, финская бело­снежная бумага получается из мордовской осины! Япония тоже покупает российский лес. Там выход товарной продукции ещё выше — 105%.

ДУБ В «ШУБЕ»

Любопытно посмотреть, как в лесхозах закладываются плантации новогодних елей. За­ниматься выращиванием таких ёлок было выгодно во все вре­мена. Как с позиции лесовод­ческой, так и коммерческой. Ре­ализуя ёлки с плантации, остав­ляя еловый подрост под поло­гом леса. С другой стороны, такая ёлочка имеет лучший то­варный вид и стоит дороже. Для выращивания посадочного ма­териала в РМ имеется 22 пи­томника, в которых каждый год выращивается около 26 млн. штук сеянцев и саженцев дре­весных пород.

А ещё лесоводы Мордовии растят сосну и дуб. Конечно, когда необходимо, и другие по­роды. Посадка начинается с подготовки семян, их сбора в лесу. Сторожам даётся задание по сбору сосновых шишек и дубовых желудей. К этой рабо­те они привлекают жителей лесных посёлков. С удоволь­ствием помогают в этом школьники.

Собранные шишки отвозят на специальные сушилки. К при­меру, в посёлок Крутецкого лес­ничества Зубовского лесхоза.

Семена сосны очень доро­ги. Слишком мал выход. Из од­ной тонны шишек получают всего один килограмм! Так что, когда говорят «золотая сосна», она драгоценна и по своему се­мени. Полученные семена вы­севают в питомники.

Семена дуба — жёлуди лег­че собирать. Они лежат прямо на земле. После сбора их про­веряют на годность. Делают это с помощью воды. Порченые всплывают, их скармливают свиньям. Те, что утонули, берут на посадку. На зиму жёлуди за­капывают в землю. Весной от­капывают. Такой процесс назы­вается яровизацией. Дальше путь желудей — питомник. Осо­бенности дуба — он любит рас­ти в «шубе» — тепле, чтобы его прикрывали другие деревья. Но «с открытой головой» — верши­ной, обращенной к солнцу, в тесноте, чтобы тянулся вверх, был стройным и стал бы при­годным для работы. Если таких условий не создать, он вырас­тет раскидистым.

Деревья сажают при помо­щи лесопосадочных машин. Техника ускоряет работу, зато при ручной посадке выше при­живаемость растений.

…В рузаевской художе­ственной школе чистенько и уютно от детских работ, укра­сивших стены. Это живопись и графика самых начинающих и уже зрелых художников. На рисунках — чистое небо и зелё­ные деревья. В школе занима­ются также рукоделием, вы­шивкой, бисероплетением, вя­занием. Педагоги хитрят. К примеру, надо учить вязать пя­точки у носочков, а показыва­ют, как вязать коровке голову. Надо научить ребёнка вязать пальчик на варежке, а его, не забавы ради, учат вывязывать лапки котёнку. Так и выходят из школы настоящие мастерицы своего дела. Остаются экспона­ты для выставки. Широко пред­ставлены и работы по дереву местных умельцев; таких, как • Эдвард Машияский.

К деревьям у нас особый интерес. Поэтому директору школы Владимиру Ивановичу Колмыкову пришлось и пока­зать и рассказать всё, что свя­зано в Мордовии с изделиями из дерева, с питомниками и соб­ственно с самим лесом. Ведь его отец был потомственным лесником.

Задача педагогов – научить детей беречь природные богатства и восстанавливать их. Ха­рактерен один эпизод из жизни Владимира Колмыкова, кото­рый он часто приводит в при­мер. Однажды он застал свое­го деда за странным занятием. Тот ловко колол (топором!) каждую спичечку на две поло­винки. В ответ на изумлённый вопрос Володи, зачем он это делает, дед ответил: «Зачем на­прасно жечь? И такой хва­тит!»…

Пройдёт 80-100 лет, и росточки высаженных вновь сосен и дубов превратятся в ис­полинские деревья. Пройдёт 10-15 лет, и ребятишки школы, где обучает их уму-разуму Вла­димир Иванович, охраняет сво­ими заботами, точно шубой, и оставляет с открытой головой, чтобы видеть небо, эти ребя­тишки станут достойными его преемниками.

Светлана Савицкая

Публикация газета Природно-ресурсные ведомости» г. Москва,

журнал «Российская торговля» г. Москва 2002 г.

 

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.