Нам повезло. Мы увидели настоящее волшебство – поющую чашу из Тибета, в которой директор Новосибирского музея Солнца Валерий Иванович Липенков заряжает воду. Сначала чаша молчала. Потом от круговых движений специальным деревянным пестиком вокруг ее краев, чаша начала тихонько гудеть, и, наконец, запела! И Валерий запел гимн солнцу на хинди. Налитая в чашу вода забулькала внутри чаши и стала крупными капельками из нее выпрыгивать. Заряженная вода оказалась прекрасной на вкус!

Мы решили дружить музеями! От музея Солнца в музей Сказок Валерий привез многочисленные подарки и рассказал много интересного о своем детище.

— Валерий Иванович! Ограничивается ли экспозиция вашего музея традициями Руси, или это нечто более широкое?

— У всех Ариев — один корень. Достаточно посетить Индию хотя бы раз и это станет очевидно. Музей Солнца представляет экспозицию изображений Солнца в традициях различных народов мира. Эти традиции сложились на заре человечества, и археологи находят их первые изображения уже в каменном веке. Начало этого общепланетарного поклонения Солнцу как источнику тепла, света и самой жизни теряется в глубине тысячелетий. Археологические источники говорят о каменном веке, а оккультная литература, например, «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской, указывает на время  расцвета Атлантической цивилизации. Думается, что правы и те, и другие. Археологи правы базируясь на материальных находках, запечатлевших традицию, а оккультисты правы, основываясь на своем внутреннем видении, которое позволяет сделать ретроспективу в глубь тысячелетий. В дальнейшем я буду использовать данные археологической науки и этнографии, так как Музей Солнца – это предметное собрание и необходимо придерживаться научной хронологии.

— Простите, а что хранится в вашем музее?

— У нас уже более 1500 изображений солнца и Солнечных Богов древних цивилизаций Индии, Египта, Месопотамии, индейских цивилизаций Америки, европейские традиции кельтов, греков, римлян, древних славян и т. д. Здесь, также, собраны народные изображения Солнца и его символов. Нужно сказать, что символика Солнца у различных народов очень многообразна. Солнце ассоциировалось  животными (конь, олень, лось, бык, баран, лев); птицами (сокол, орел, ворон) и насекомыми (жук скарабей в древнем Египте, который обозначал утреннее солнце – «хэпри»).

Мы собираем сувениры с солнечной символикой, которые изготовлены в наше время, но зачастую несут древнюю традицию изображения Солнца.

— Чем пополняется ваша коллекция?

— В нашем Музее  представлены творческие работы мастеров нашего города, городов России и зарубежья, посвященные Солнцу. Мы собираем стихи, гимны, легенды о Солнце, мифологию солнечных культов и проводим детские праздники Солнца в дни равноденствия и солнцестояния. Это четыре праздника в году. Зимнее солнцестояние начинается  в декабре, когда самый короткий день и самая длинная ночь…  Это зимний солнцеворот или коловрат. Коло – это само Солнце. Обычно мы проводим праздник 25 декабря, когда  древние наши предки праздновали Рождение нового солнца. В это время световой день начинал прибывать – это было начало нового солнечного года и сопровождалось на Руси ритуалом сожжения «Боярыни Зимы».

— В нашей местности она называлась «Кукла Горюн».

— А у нас «Боярыня Зима» делалась из снега, украшалась и обкладывалась ветками и соломой и поджигалась. Вокруг нее водились хороводы, пели песни и веселились. Таяние снега от этого костра символизировало то, что коловрат свершился и вскоре Ярила, который родился 25 декабря, вырастет и своим теплом растопит снега и льды и начнется таинство пробуждения природы, Весна.

— А что вы празднуете весной?

— Еще один древний праздник – Весеннее равноденствие. 21 марта день и ночь равны по времени и праздновали весенний коловрат – поворот к лету. Это веселый праздник Масленицы. В это время сжигали соломенное чучело Марены – олицетворение Мари, Мора – холода зимы.

— Интересно. А в тех сказках, какие я помнила с детства этот персонаж из народного эпоса называли Марья Морьевна. Кстати, что у вас по поводу блинов на Масленицу?

— А как же! Всех угощают блинами. Круглый блин символизирует само Солнце. Раньше водили хороводы и пели песни и состязались во взятии снежного города, чтобы показать ярь и удаль молодецкую, которая сродни самому Яриле – светлому весеннему Солнцу.

— Замечательно. Но у нас говорят: «Новый год – к весне поворот» А там и до лета недалеко. Как вы встречаете лето?

— Летом предки праздновали летний коловрат. Это 21 июня, в день летнего солнцестояния. Солнце в зените своей славы. Самый длинный день в году. В древние времена парни и девушки уходили в лес на поляны или на холм у реки и ждали утреннее Солнце. Ночью жгли костры и прыгали парами через них, совершая обряд очищения огнем. А в лесу искали волшебный цветок жар-цвет папоротник, который приносит счастье тому, кто его найдет. Скатывали с горы горящее колесо, которое символизировало, что Солнце с этого дня пойдет на убыль. А днем дети поливали всех водой. Это тоже символично. Ведь всему, что растет в поле и в огороде, нужен дождь. Он напоит землю и будет богатый урожай, который позволит пережить суровую зиму.

— И чтобы не было обидно, раз уж три времени года назвали. Что по обычаю происходит осенью?

— Осенний коловрат — тоже очень важный праздник. Люди праздновали получение плодов своего труда и Солнца. Это праздник урожая. Так заканчивался этот календарный цикл, чтобы после 21 декабря вновь народился Ярило – новое Солнце. И так из года в год, из века в век. Полный солнечный цикл с древних времен был символизирован изображением креста в круге. Это и есть коло. Сам коловрат обозначался свастичными знаками, которые были представлены в наскальных рисунках всех народов Мира. После дня зимнего солнцестояния включалась свастика по часовой стрелке – посолонь. Она символизировала увеличение светового дня и энергии солнца. А после летнего коловрата день пошел на убыль, и это символизировалось противоположной свастикой – противосолонь – уменьшение энергии солнца. И, если эти две свастики соединить и наложить друг на друга. то получится крест в круге – полный солнечный цикл – коло. Конечно, это только обозначение солнечных праздников. Каждый из них имеет свои особенности и все их сложно воспроизводить, но какое-то представление об архаическом поклонении Солнцу дети смогут запечатлеть.

— О чем еще вы рассказываете детям в своем музее?

— Древняя Русь изначально поклонялась Солнцу. Было три основные ипостаси Солнечного Бога. Это – Ярило Весеннее Солнце, растапливающее снега и льды и несущее ярую силу плодородия Земле и всему живому. Даждь-Бог – это верховное Солнечное Божество. В каком-то смысле – это духовное Солнце. А также Хорс – это сам солнечный диск или физическое Солнце. Символом солнца на Руси был конь, а крышу дома завершал «конек» как символ покровительства Солнечного Бога.

— Да, если заглянуть в народный эпос, «мы все Даждь Божьи внуки».

— Согласен. И «Слово о полку Игореве» так и гласит. Мы все, славяне-русичи – внуки Даждь-Бога, внуки Бога Солнца. Отсюда и многоликость, и многочисленность обережной символики у наших предков.

— В чем это выражалось у наших предков?

— Над окном вырезалось восходящее солнце. На ставнях было солнце, на прялке, на разделочной доске, в украшениях утвари и одежды – всюду были солнечные знаки-обереги. Особенно их было много в древнеславянской писанке. И зачастую они несли именно солнечную символику. В настоящее время писанки дарят на Пасху, на Воскресение Христово. И неудивительно, что сам Христос назван Солнцем Правды, Солнцем Истины и Его рождество  мир празднует 25 декабря по новому или по старому, как у православных христиан стилю. В древнее время писанки дарили как оберег на день рождения на свадьбу на благополучие в доме и на здоровье. Само яйцо мыслилось как символ Вселенной, символ жизни. Поэтому нанесенные на него знаки, символы Солнца и растительные орнаменты усиливали это значение. Сама писанка становилась мощным оберегом. В Музее Солнца представлена коллекция писанок в исполнении новосибирских мастериц Т.И.Колмаковой, И.Корнеевой и Л.Селезневой.

— С яйцом не согласна. В летописях встречаются описание этого праздника, названного как «отпущение птиц на волю». Яйцо символизировалось с мировой уточкой, нырнувшей в океан и принесшей немного земли в клювике. Родилась она из золотого яйца. Поэтому в деревнях, и мы еще это прекрасно помним, яйца красили в луковой шелухе, и они становились золотого оттенка. На территории Руси сохранился чуть ли не единственный храм, где поверх христианских крестов поставлена мировая уточка. Это Большой Успенский собор в городе Владимире. Символы древних языческих Богов Солнца вырезаны в камне и в городе Юрьев Польский и на знаменитой церкви Покрова на Нерли… Но давайте вернемся к вашему музею. В чем же суть поклонения Солнцу? Почему его изображения находим во всех  культурах Мира?

— Начнем с того, что древние называли человека микрокосмом, сравнивая его с большим Космосом – Макрокосмом. Так вот, в микрокосме человека сердце его и есть солнце. В одной из книг Живой Этики говорится о том, что сердце в потенциале может проявить все энергии Космоса. А теперь обратимся к религии. На Руси в православной традиции христианства были такие люди, которых называли святыми. Ярким примером этого можно назвать Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Их пишут на иконах с нимбом вокруг головы, и современники свидетельствуют об излучаемом видимом простым зрением свете. Они были целителями и пророками, и духовными вождями. В католическом христианстве таких людей очень образно называли Сан-Иоан, Сан-Франциск, Сан-Себастьян, т.е. человек с приставкой «Сан». Сан – это Свет, это – Святость, это – Солнце. Таким образом – это человек-солнце. И это солнце проявлено через сердце человека. В Музее Солнца есть фотография цветка, которая сделана с помощью «Эффекта Кирлиана».

— Что за эффект такой, ни разу не слышала?

— Над этим работали советские ученые  в 30-40 г.г. прошлого столетия. Мы видим, что цветок не только получает свет от Солнца, но и излучает его. А теперь не трудно представить: когда мы поднимаем наши руки, каждый палец излучает свет. Он пока не видим, но его можно запечатлеть с помощью кирлиановской фотографии. А вот свет, исходящий от святых, был видимый и все, к чему они прикасались, освящалось таким светом. Однако следует сказать, что святые люди были не только в Христианстве. Они были в Буддизме, Исламе, Индуизме, и, наверняка в т.ч., – в том, что сейчас называют Язычеством. Таким образом, истинная религиозность связана не столько с тем, кому человек молится и как крестится и т.п., а есть ли в нем свет его сердца, который  есть проявление Божественной Троицы в человеке.

— Каким образом дети участвуют в вашей работе?

— В основном музей Солнца проводит экскурсионно-просветительскую работу. Нас посещает в среднем 5 тыс. человек в течение года. В основном это школьники Академгородка, Новосибирска, Бердска, Икитима, Краснообска, Кемерова, Барнаула. В книге отзывов оставлены записи представителей многих стран мира – Англии, Франции, Германии, США, Канады, Индии, Китая, Японии и других.

— Что хотите пожелать читателям нашей газеты?

— Я желаю всем вам 365 солнечных дней в году!

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2007 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.