Мы познакомились случайно на шоу-передаче Михаила Швыдкого «Культурная революция». Тема выпуска: «Есть ли философия?» Вопрос ни у Никиты, ни у меня не оставлял сомнений. Конечно, философия не умерла. Она жива, как наука. Никита Джигурда доказывал горячо свое мнение, демонстрируя глубокие знания темы.

И вот он у нас в гостях. Народный артист России, живая легенда. Талантливый лирический исполнитель авторских песен. С внешностью Иисуса, темпераментом пирата, пытливым умом философа. Мало кто знает, что Никита Джигурда, прежде чем стать актером, был профессиональным спортсменом. Закончив школу, он поступил в Киевский институт физической культуры, был кандидатом в мастера спорта по гребле на каноэ, занимался лыжами, футболом и только после этого поступил в театральный институт. Спортивное прошлое не позволяло Никите участвовать в традиционных студенческих пирушках. «Я настолько любил свое тело, что просто не мог позволить разрушительного отношения к нему», — вспоминает актер. Если в молодости Джигурда не пил, то в зрелом возрасте однажды он перестал и есть. Семь лет голодания принесли ему много личных духовных открытий.

Мы знаем Никиту как превосходного барда, режиссера и сценариста. Но широкому кругу зрителей он известен, прежде всего, как актер.

Посмотрите внимательно на его фильмографию, и убедитесь, что видели хотя бы Одину из кинолент:

Смотрящий вниз (2003), сериал

Тонкая штучка (1999)

Любить по-русски-3. Губернатор (1999)

Любить по-русски-2 (1997)

Ермак (1996)

Под знаком Скорпиона (1995)

Любить по-русски (1995)

Супермен поневоле, или Эротический мутант (1993)

Винт (1993)

Счастливого рождества в Париже! (1991)

Откровение Иоанна Первопечатника («Иван Федоров»- кинопрокат) (1991)

И, конечно, пользуясь случаем, мы задали Никите несколько вопросов.

Никита, наша газета гостям задает традиционный вопрос: какой возраст Вы считаете молодежным?

Возраст для меня не зависит от количества физических лет. Зависит от внутреннего ощущения своего возраста.

Как, когда и при каких обстоятельствах родилась ваша первая песня?

В 13 лет.

Для этого нужно было влюбиться?

Конечно!

Слова Ваши?

Да. Слова Джигурды, музыка дворовая. Это что-то из того, что под гитару бренчат.

Какие роли особенно дороги?

Говорить банальное, что все роли дороги… Нет. Не стану. Дорога сама роль в жизни, которую я играю. Не на экране.

Знакомство с какими людьми принесли Вам перемены в судьбе?

Вчера говорил с Ньютоном. Шучу, конечно. В 13 лет познакомился с Высоцким. Но сначала старший брат познакомил меня с его творчеством. В юности я фактически знал весь его репертуар наизусть, что помогло мне на жизнь смотреть уже без того идеализма, который обычно бывает в эти годы. Потом в 84 году произошла знаковая встреча с Окуджавой, которой я добился, и вместо 10 назначенных минут мы проговорили больше часа, и Булат меня очень поддержал.

Интересно, как?

Я был исключен из института, очередной раз. Булат поддержал и психологически, и тем, что сказал, что я делаю очень интересное и чтобы я не оставлял то, что называют стихотворчеством. И его слова как раз были для меня очень дороги и ценны. Они родили во мне вдохновение. Он сказал: лет через 8 ты можешь достичь очень больших результатов в стихосложении.

Так и получилось?

Во всяком случае, именно через 8 лет мне уже предлагали печатать в своем сборнике стихи. Но я отказывался. Потому что была цензура. Издательство настаивало и на ранних стихах, и на философских.

Если же возвращаться к тому вопросу, кто был наиболее значим в моей жизни, могу сказать, что меня сделали женщины, особенно в юности Джигурды. Они делали его мудрее, образованнее, тоньше, давали умные книги, поддерживая амбиции, которые были в юности. И на телевидении первое интервью делали женщины, потому что мужчины просто боялись последствий.

Ваша любимая и нелюбимая работа?

Я не занимаюсь нелюбимой работой. Если какая-то работа не нравится, я уговариваю себя ее полюбить.

Вы счастливый человек. Вы верный?

Да. Верный до глупости, до наивности. Но если вера во мне заканчивается, я об этом прямо говорю и нарушаю любые нормы, кем бы они ни были поставлены.

Роли Ваши зависят от веры, убеждений или это просто заработок?

Играю только то, что соответствует моему внутреннему мироощущению. И именно этим объясняется малое количество ролей в кино и театре. Изначально играл то, что хотел играть. При том, что я мог бы сыграть отрицательную роль. Но отказывался отдавать внешнюю оболочку под негодяев. Даже в малых ролях.

Если бы у Вас было много денег, на что бы Вы их потратили?

На творчество в первую очередь, на культивирование идеи человека-творца.

Вы сначала выясняете, сколько Вам заплатят, а потом пускаетесь в новый проект? Или наоборот?

Это происходит синтетически, и для меня это на сегодняшний день неразделимые вещи — в зависимости от материала, который мне предлагают. И от его глубины. Я могу согласиться играть за минимальную оплату то, что мне близко.

Было ли в Вашей жизни что-то мистическое, сказочное?

Сплошь и рядом, просто я уже не уделяю этому внимания, потому что я нахожусь на другом пути. Мистика – это ловушка. Я не обращаю на это внимания. Многим мистическим вещам есть реальное объяснение.

Если бы была возможность взять с собой на другую планету три книги, какие бы Вы выбрали?

Алиса Бейли — «Лучи и посвящения». Английский автор. Из разряда так называемой изотерической литературы. Поэзию Бродского. Повести Генри Миллера.

На необитаемом острове с какими людьми хотели бы остаться?

С любимой женщиной, чтобы продолжить свое восхождение по лестнице эволюции.

Что считаете призванием жизни?

Все, что я делаю в театре и кино, и особенно в песне — все подчинено той идее, сутью которой является космическое и высшее происхождение того, что называют человеком. Я не сторонник идеи дарвинизма, хотя и уважаю эту теорию. Мы и есть боги любви.

Что хотите пожелать читателям «ММ»?

Я хочу как раз пожелать и читателям, и «не читателям», чтобы не забывали себе ежедневно напоминать, что эта жизнь – отражение нашего сознания. Пусть учатся сосредотачиваться на светлых, высоких, глубоких, широких мыслях и не забывают напоминать себе каждый день, что мы и есть творцы этой жизни! В этой кажущейся простоте на самом деле главный рецепт выхода из круга страданий.

Беседу вела Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2006 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.