В гостях у нас сегодня народная артистка России Лариса Лужина. Это очень интересный и деятельный человек. Работу в театре и кино сочетает с педагогической деятельностью. В течение ряда лет она преподает актерское искусство в Московской детской академии народного художественного творчества «Россия» при департаменте образования Правительства Москвы. В творческой жизни актрисы всегда находится место для концертов и встреч со зрителями. Лариса Анатольевна долгое время входила в состав правления ЦДРИ, является председателем женского клуба «Сударыня».
— Лариса Анатольевна, с чем связаны ваши первые новогодние воспоминания?
— С войной, с блокадным Ленинградом. Отец был моряком, штурманом дальнего плавания, во время войны остался защищать Ленинград, был ранен и отправлен на лечение домой. А дома – голод. Отец умер от истощения в возрасте 27 лет. Вскоре от голода умерла и старшая шестилетняя сестра, от осколочного ранения погибла бабушка.
Мы с мамой остались одни, чудом пережили блокаду. Когда была открыта «Дорога жизни» по Ладоге, нас эвакуировали в город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. Там, в Сибири, началась моя актерская судьба. На Новогоднем празднике, устроенном для детей в садике при мясокомбинате в канун 1945 года, я читала стихотворение А. Твардовского «Исповедь танкиста». Когда закончила, все женщины плакали, а директор мясокомбината взяла меня на руки и подарила мне котлету. Я запомнила вкус и запах этой котлеты на всю жизнь. Это была моя первая награда!
— Можете вспомнить другие курьезные случаи, связанные с этим праздником?
— Когда я училась во ВГИКе, мы особенно не шиковали, сами понимаете. В нашей 520-й четырехместной комнате в то время жили две девушки с режиссерского факультета и я. И мы сбросились на продукты, купили там какой-то колбаски, хлеба, сделали салатики. Наша комната была самая просторная, так как мы жили втроем, и мы пригласили гостей. В то время в нашей столовке продавались «Африканские бифштексы» – почему они так назывались, до сих пор понять не могу. От простых бифштексов они отличались лишь острым соусом. Мы их купили 10 штук и накрыли стол. До гостей еще оставалось какое-то время, и нас пригласили к операторам, к которым приехали ребята из Узбекистана. Тогда модно было пробовать травку под названием «План». Причем, это не наркотик, но такая гадость, от которой у всех реакция была разной. Кто-то плакал, кто-то смеялся, а кто-то очень хотел есть. И мне дали затянуться. Так вот, у меня оказалась реакция, пробивающая на аппетит. Я вернулась в комнату и съела все, что было на столе, в том числе и те десять африканских бифштексов. Гостям нашим было не смешно. С тех пор я никогда не употребляла ничего подобного. Этот случай меня многому научил. В остальные годы ничего ужасного не происходило. Но один год был бал, где меня даже выбрали мисс ВГИКА!
— Можете рассказать подробнее о том легендарном зимнем эпизоде в фильме «Высота», который вырезан?
— По сценарию Высоцкий должен был за мною ухаживать. В жизни это тоже происходило, но у меня в то время был другой предмет обожания. Эпизод получился очень красивый. Гора, облака. И Владимир поет песню «Скалолазка». Но в те годы Высоцкий был запрещенным певцом. И эпизод вырезали. Но с другой стороны, может быть, это было таким хитрым ходом режиссера. Ведь, как получилось в последствии, не песни явились иллюстрациями к фильму, а мы все – иллюстрациями к песням Высоцкого. И главные песни остались. У Гайдая тоже был подобный случай. Картина получилась великолепной комедией. Но в конце он вставил эпизод с хроникой ядерного взрыва. Этот эпизод вырезали. А другое все, что задумывалось оставить, осталось. Вот такие тайны «Мадридского двора». Единственно жаль, что эпизод со «Скалолазкой» не сохранился. Его выбросили. Сейчас он был бы интересен, конечно.
— Было ли у вас на Новый год что-то нереальное, сказочное?
— В позапрошлом году пошел снег. И возле загородного дома, где я сама посадила когда-то елочку, мы все собрались и нарядили ее. Это было настоящей сказкой. В 12 часов отовсюду пускали фейерверки. Сугробы! Все вокруг белоснежно! И год прошел удачно. Я получила роль в сериале из 320 серий «Любовь как любовь»…
А на прошлый Новый год я играла в спектакле. В 8 часов он закончился. За мною приехали друзья, знакомый батюшка священник со своей матушкой. Мы запланировали поехать в Рузу. Но к самому Новому году не успели. Остановились на дороге, в лесу. Откупорили Шампанское. И пошел потрясающий снег! А мы пошли к реке купаться, потому что река не замерзла. Было уже полпервого ночи. И мы собрались вокруг костра. Полное ощущение сказки «12 месяцев»! А потом поехали в Рузу и попали на новогоднее гуляние.
— Если бы была возможность прожить как-то по-другому, что бы вы изменили?
— Я бы не меняла ничего, прожила жизнь достаточно нормально. Единственно о чем жалею, что по молодости я не нашла для себя хороший театр, не придавала этому значения, не закрепилась на сцене.
— Вам нравятся проекты «ММ», в том числе литературные?
— Это необходимо, надо поддерживать таланты, не у всех есть возможность издавать стихи, ваши конкурсы, такие, как «Золотое Перо», и другие, дают возможность стать известными, пробиться. И вам надо побольше народу к этому привлекать. И читать со сцены больше.
— Каким считаете молодежный возраст?
— Все зависит от состояния души. До 40 лет. А самый хороший возраст – 30–35, вроде еще совсем молод, но уже есть и осмысление, и опыт, и отношение к жизни более зрелое.
— Что хотите пожелать читателям «ММ»?
— Чтобы ваши читатели читали вас и получали удовольствие от прочитанного, чтобы у них была возможность познакомиться с новыми именами, раскрыть новые таланты.
Чтобы больше видели доброты и нравственной чистоты в том, что читают. Сейчас время попустительской бездуховности на ТВ, особенно в молодежных программах. Не уподобляйтесь им, пожалуйста. И еще. Мне очень понравилась фаза: «здоровье это не все, но все без здоровья – ничто! Поэтому в Новом году желаю всем здоровья, благополучия и радости!
Ваша Лариса Лужина».
Светлана Савицкая
Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2007 г.