В 1992 году Международный планетарный центр в Нью-Йорке присвоил безымянной планете название «Шилов». А в 1997 художник стал действительным членом Академии социальных наук. Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Ему присвоено звание члена-кор­респондента Российской Академии художеств.

На улице Знаменке, в центре Москвы, уже несколько лет действует новая картинная галерея художника Александра Максовича Шилова. Явление необычайное для города, ко­торый давно не верит ни слезам, ни обещаниям, ни молитвам. Как так? У нас в стране, да при жизни художника, да запечатлеть работы в галерее, названной его именем! Дело новое и смелое. Но любопытство народа к экспозиции от этого только увеличилось. Москва действительно слезам не верит. Она верит только мастерству и профессионализму!

Прежде наша огромная страна знала Александра Шилова по многочисленным репродукциям, опубликованным в «Огоньке» и «Юности», сегодня его знает весь мир. Заслу­женный художник РСФСР, Народный художник РСФСР, На­родный художник СССР.

Чем же отличается творчество мастера, удо­стоенного таких высоких званий? Прежде все­го — точностью и мягкостью в поиске цветово­го решения. Будьте графика, пастель или мас­ло — портреты написаны удивительно нежно. Образы спокойные, отрешенные, как бы зас­тывшие на мгновение. По каждой из работ вид­но, что она писалась длительно и кропотливо. А. Шилова называют непревзойденным техни­ком современной живописи. Я замечала: у его картин люди останавливаются, отходят назад, потом подходят совсем близко, чтобы разгля­деть мельчайшие детали: розовые до блеска, как будто только что накрашенные ногти или нитку жемчуга, обрамляющую свадебное пла­тье… Множество черточек группируются и об­разуют стопроцентное сходство с человеком, к которому обращен взгляд художника. Бархат, меха, шелк, кружево и гипюр — любимые ак­сессуары А. Шилова. Он пишет это с особым удовольствием и восторгом. Не побоюсь ска­зать, что любой житель нашей страны втайне мечтал бы иметь дома своё изображение в каком-нибудь до вычурности барском наряде, исполненное именно в такой технике. Элитный портрет, как правило, обрамлен в богатую тол­стую раму. Его манеру-можно назвать монумен­тальной портретной живописью.

В этом мы ещё раз убедились, побывав 27 июня в Московской государственной кар­тинной галерее Народного художника СССР A.M. Шилова, получив приглашение посе­тить открытие новой экспозиции работ Алек­сандра Шилова в новом корпусе галереи.

И вот мы на презентации. Собралась вся элита Москвы. Мы буквально втискивались в показавшиеся нам узкими трехметровые дубо­вые двери.

Наконец, мы в зале. Оказалось столько на­роду, что нас притиснуло к стойке с открытка­ми и буклетами. Где-то в центре этого столпот­ворения мэр Москвы Ю.М. Лужков эмоцио­нально говорил о художнике. Потом была перерезана ленточка нового пристроенного помещения, и публика устремилась на четвер­тый этаж смотреть новую экспозицию. Нам, к сожалению, ничего не было видно, поэтому мы расслабились, перестали подпрыгивать и ка­рабкаться на перильца, а внимательно по­смотрели на то, что можно было увидеть. При­ятно было узнавать знакомые с детства лица любимых артистов. Тут были и Муслим Магомаев с Тамарой Синявской, и Георгий Жженов и Вера Васильева. Чуть позже мы узнали Елену Образцову, Генадия Хазанова, Николая Караченцова, Наталью Селезневу, Михаила Ножкина. У нас, наверное, от давки были очень откровенные глаза, потому что с нами многие на всякий случай поздоровались.

Взять интервью у виновника торжества не представлялось возможным. Но на выход чер­канул нам автограф «С пожеланиями всех благ» Муслим Магомаев. И день, как говорит­ся, уже не пропал даром.

На виолончелях в это время играл, как мы потом выяснили, «Каприз квартет». Живая му­зыка растекалась в пролетах только что отстро­енных розовых мраморных лестниц и лепных колонн.

Время от времени среди общего шума мож­но было разобрать словосочетания: «без со­мненья», «великий мастер» и «выдающийся». И, наконец, полезная информация: за 6 лет су­ществования галереи её посетили более 700 тысяч человек!

— Самое важное для нас в этой ситуации, — говорил Ю.М.Лужков, — было не испортить центр Москвы. И новая пристройка удачно впи­салась. Теперь в стране есть еще один мощ­ный красивый культурный центр!

Далее мэр столицы поблагодарил художника за его творчество, верность России и Москве и поздра­вил с «новым подвигом».

Вслед за ним выступил президент компании РИНКО. Он тоже благодарил виновника тор­жества и Юрия Михайловича за доверие, а судьбу — за то, что именно ему посчастливи­лось вести этот проект. Строители вручили ху­дожнику громадный символический ключ от га­лереи.

А художник, в свою очередь, преподнес от­ветный букет цветов мэру Москвы.

— Для меня всегда было главным стимулом отношение на­рода, — говорил далее А. Шилов. — 90 процен­тов моих работ написано не на заказ. Пока бу­дет биться мое сердце, я буду работать для вас!

Сюрпризом для всех присутствующих было то, что в этот день у Людмилы Сергеевны, мамы Александра Максовича — день рожде­ния. Поэтому ей — цветы и слова признатель­ности. И главное — в торжественной обстанов­ке подписываются документы о дарении горо­ду еще нескольких картин.

После окончания торжественной церемонии гостей попросили подняться на пятый этаж, где были накрыты банкетные столы.

Культурная и деловая Москва прохажива­лась от стола к столу. Артисты рассказывали подробности последних съемок. Народный артист РСФСР Сергей Шакуров поведал дру­зьям, как A.M. Шилов три месяца рисовал его портрет…

Во время фуршета мы обменивались впечатлениями с известными артистами, и спусти­лись в нижние залы для спокойного осмотра экспозиции.

Переходя от картины к картине, мы вновь и вновь отмечали, что художник проникает как бы вглубь, тщательно выписывает слои и складки. Морщинистые руки и совсем юные, гладкие; горбатые носы и курносые… Все вы­полнено очень грамотно и безукоризненно точ­но. Многим художникам не мешало бы у него поучиться. Убедились мы, что портрет народ­ного артиста Сергея Шакурова в роли Мень­шикова действительно хорош.

Кроме портретов в галерее представлены и лирические пейзажи.

Как мы узнали из описания на стенах гале­реи, А.М.Шилов в 1996 году обратился в Го­сударственную Думу с предложением пода­рить Отчизне свыше 350 своих графических и живописных работ. Государственная Дума постановила принять этот дар. А 14 января 1997 года Правительство Москвы учредило Московскую Государственную картинную га­лерею, названную его именем. Благодаря лич­ному участию мэра Москвы Ю.М.Лужкова для размещения коллекции был предоставлен особняк, построенный в начале 19 века Е.Д.Тюриным. Творчество А.М.Шилова пред­ставлено в двадцати одном зале, экспозици­онная площадь которых составляет около 900 кв.метров.

Музейная коллекция А. Шилова постоян­но пополняется новыми работами худож­ника. Подтверждает он и данное обещание: каждую новую написанную работу прино­сить в дар родному городу. В настоящее время художник подарил Москве свыше шестисот картин и рисунков.

Светлана Савицкая

Публикация газета «Реут» г. Реутов 2003 г.

 

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.