ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК. НИЧТО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО БЕДЫ

 

В Москве 25-ого мая произошла техногенная катастрофа. В результате аварии на электроподстанции в Чагино и многочисленных сбоев оборудования на тех подстанциях, которые должны были принять на себя аварийную нагрузку, отключилось электропитание большей части районов столицы. А именно: на юге, юго-западе, юго-востоке и востоке Москвы — в районе Бирюлево, Чертаново, Марьино, Капотни, на Ленинском проспекте, Рязанском шоссе, шоссе Энтузиастов. В районе Ордынки также не было электричества. Без электроэнергии остались Орехово-Борисово, Люберцы, Новые Черемушки, Жулебино, Братеево, Перово, Люблино, а также 25 городов Подмосковья, Тульской, Рязанской и Калужской областей. Были обесточены жилые дома и промышленные объекты; 1500 человек застряло в лифтах; из поездов, замерших посреди тоннелей метрополитена, эвакуировались люди. На некоторых особо опасных производствах произошли аварии. В общей сложности в результате останова электроподстанции в Чагино пострадало более 2 миллионов человек. …

В это время четвертые, десятые и одиннадцатые классы Москвы и Московской области готовились справлять серьезный, большой праздник – «Последний звонок». В течение двух последних месяцев во всех школах шли репетиции, тщательно подбирались фонограммы, шились новые костюмы. Детскими руками готовились торты. Уже 24-го числа школьниками и их родителями были опустошены все цветочные киоски. Готовилось грандиозное торжество. В эти дни в Капотне произошла неприятная, тревожная авария, результатом которой стал экологически вредный выброс в атмосферу отходов производства. В Жулебино и Выхино невозможно было дышать, но жители «аварийных» районов, озабоченные подготовкой к празднику, этого не заметили.

В Московии стояла жара. Корреспондентов «ММ» пригласили на «Последний звонок» в новокосинскую школу №1924. Праздник начинался в 11-00. Школа была очень нарядной, в актовом зале, украшенном сотнями воздушных разноцветных шаров, тяжелые портьеры на окнах зашторили, горели люстры, играла торжественная музыка. На торжество пришло много родителей, у некоторых в глазах стояли слезы: переполняло волнение. Выпускники в безупречно-белых рубашечках, перепоясанные красными лентами с золотыми надписями «Выпускнику 2005 года», вошли в зал.

Начало торжества. Выступает директор школы Николай Викторович Смирнов. Зачитали поздравление от правительства Москвы и местных новокосинских депутатов. Вдруг в 11-30 — небольшой взрыв в трансформаторе, хлопок. И медленно-медленно ярко-белый свет люстр желтеет, а затем  гаснет. Темнота. Да к тому же еще и духота из-за небывалой жары, кондиционеры прекратили работать. Дети, собравшиеся в зале, ученики всех 4-х, 10-х и 11-х классов, изнемогают в ожидании. Зал огромный. Без микрофона нечего и думать обратиться ко всем сразу: стоят не громкий, но разговорный шум. Кто-то из учителей старается перекричать ставший неуправляемым зал: «Не волнуйтесь! Сейчас все наладится!»

Но как не волноваться, когда никто не знает что делать! Дети растеряны, топчутся на месте. Ведь море цветов и подарков надо раздарить! Десятиклашки должны вручать выпускникам по обычаю торты, четырехклашки каждому из старшеклассников – звоночек, должен прозвучать Последний звонок, даваемый традиционной девочкой в бантах… И так далее, и тому подобное! А тут – такое!

Нет электричества! В избалованной, изнеженной Москве это нонсенс! В недалеком прошлом во Владивостоке вечно случались ни много ни мало суточные отключения всего жизнеобеспечивающего оборудования. В конечном итоге это привело к тому, что народ как-то научился жить и работать без электричества. Жители ДВ — и не только ДВ! — хорошо помнят тот период. Честно говоря, это жуткое зрелище, когда вечером в городе свет — только от фар машин, больше ни огонька. И так годами… Про тепло и воду уже молчали. В такой ситуации больше шокирует даже не факт остановки какого-либо производства, срыва мероприятий или чего-то подобного, а… разбитые судьбы, утраченные надежды, безвозвратные потери. Тогда во Владивостоке почти ежедневно в больницах умирали люди — на операционных столах, в реаниматорских палатах, на аппаратах искусственной поддержки жизни… Среди этих людей было очень много малышей… Даже во время военных действий такого ужаса не случалось. И в то время столичные СМИ торжественно рапортовали о торжествах, юбилеях и праздниках, щедрых подарках, оказании гуманитарной помощи другим государствам… А теперь благополучная Москва — получай! Да с оттяжкой! Ведь 25-ого мая все школы Московии проводили «Последние звонки» — ничего себе праздничек!

Зал негодует. Нас снова успокаивают, что скоро все наладится. Но не налаживается. Наконец директор объявляет, что света нет во всем Новокосино!

Это обнадеживает. Если во всем Новокосино, значит, скоро должны включить электроснабжение. Если бы из строя вышел школьный трансформатор – с ним бы долго провозились, пока тут электрика найдешь! А Новокосино – один из самых надежных и благоустроенных районов Москвы. Еще пять-десять тягостных минут темноты — сквозь гул в зале пробиваются трели сотовых телефонов, — и по залу пошел ядовитый слушок: в Москве стоит метро!

Тут уже все струхнули. Что такое Москва без электроэнергии? А у кого-то дети  поехали в институт! Невольно вспомнилось начало войны. И недавнее грандиозное шоу праздника Победы на Красной площади. В семидесятых было принято подобные постановки о войне готовить и показывать на школьных сценах. Начинали с песни: «До свидания, мальчики! Мальчики! Постарайтесь вернуться назад!», затем — «Вставай, страна огромная!» и «День Победы»… Присутствующие в зале родители — именно того поколения, семидесятых. В глазах тревога и смятение…

Перекрикивая темную неуправляемую толпу, директор говорит, что праздник переносится на 20 июня, и состоится после экзаменов. Но напрасно: никто не хочет уходить. Ведь они готовили для своих любимых учителей песни! Девчонки визжат, что хотят петь сейчас.

Воздух накаляется, как перед грозой.

Зал уже не удержишь! Дети вышли из-под контроля. И, наверное, правильно сделали. Они оказались мудрее взрослых. Команда выступающих очень быстро сгруппировалась. И это было удивительно, и мы испытали гордость за нашу молодежь, которая, как во время боевых действий, не растерялась, а показала, какой она может быть находчивой, серьезной и ответственной.

Дети решили выступать без музыки. Они, конечно, расстроились. Но кто-то уже побежал за акустической гитарой. Нашелся и пианист, сел за фортепиано. И не сговариваясь, все зрители дружно замолчали. И зазвучала песня… Дети очень старались, пели громко, с каким-то вызовом, даже с дерзостью. Наперекор постигшей неудаче! И все получилось — даже лучше, чем если бы они пели под фонограмму! А потом малыши вручили каждому звоночек, и, наконец, вышли из зала.

Стало свободнее дышать. Открыли окна. Стихийно развернулось продолжение концерта. А через 40 минут, как раз перед основным выступлением, дали свет. Это было похоже на чудо! Прозвучал-таки тот самый Последний звонок! Маленькую, невероятно симпатичную, разнаряженную в пух и прах, с роскошными белыми бантами, первоклашку, непрерывно старательно названивающую в колокольчик, пронес по залу высокий красивый парень — к восторгу всех присутствующих.

Существует такая довольно банальная максима: чтобы человек почувствовал себя счастливым, надо сделать ему очень-очень плохо, а потом – все вернуть как было. Наверное, есть в этом какая-то доля истины. Свет! Наконец-то долгожданный свет! И…

Овации! Тут уж ребята дали жару! Ударили тренированные пальцы по струнам электрогитар! Пошли «заводные» номера! В этой московской школе есть среди выпускников и международные призеры по бальным танцам, и дипломированные певцы, и другие одаренные дети. Ребята выступали для учителей и родителей — все здорово! талантливо! ново! современно! Все придумали сами! Ну просто молодцы!

Ни один учитель не был забыт. Каждому песенку спели, поклонились, поцеловали, вручили подарки, цветы. Не забыли и буфетчицу, и медсестру, и родителей приглашали танцевать повзрослевшие как-то сразу сыновья. И слезы мамочек капали прямо на пол.

А больше всего потрясли подарки классным руководителям — букеты роз размером с письменный стол. Наверное, они весили столько, сколько сами учителя. Для одной учительницы из девичьих ладоней изобразили сердце, живое, трепещущее. Другому педагогу преподнесли в корзинке… щенка! Каждый класс придумывал что-то свое, оригинальное. Какое счастье, что ребятам позволили подарить это именно сегодня! Торты волнующихся десятиклассников тоже удивили – огромные, и как их было много!

И, наконец, апофеоз праздника – общая песня. На сцену вышел сводный хор всех классов. Получилось!

Праздник удался, несмотря ни на что!

По дороге в редакцию мы купили мороженое, оно оказалось почему-то растаявшим. Пришли на работу и тут же стали смотреть последние новости. Оказывается, в 11-30 в РАО ЕС произошла крупная авария. От жары и перегрузки в часы пик случился сбой. И пошла цепная реакция. Остановились поезда на нескольких ветках метро, и станции метрополитена стали работать только на выход. Людей эвакуировали, так как в подземке не было света. Огромная толпа оказалась на улице. Трамваи и троллейбусы встали, люди толпами бродили по Москве. На всех направлениях образовались пробки. Была поднята вся милиция, так как светофоры не работали, как и любое электрооборудование. Шоферы на многих перекрестках «разруливали» ситуацию сами. Некоторые в этот день добрались до работы только к вечеру. Самолеты улетали без пассажиров, так как пассажиры опаздывали на рейсы. Встали железнодорожные вокзалы, не ходили электрички. Отключили Интернет и мобильники, правда, не по всей Москве. Иногда мы дозванивались до кого-нибудь, но с сотой попытки.

Чубайс в это время обещал «по ящику», что все уладится, и очень скоро. То же говорил и Путин. И члены Правительства. Кто был прав в данной ситуации, кто виноват – до сих пор решают в высших эшелонах власти. Наверное, мы, простые смертные, и не узнаем до конца, что же на самом деле произошло. А может быть, нам и не надо знать? Ясно одно – это было предупреждение. И напоминание о том, что живем мы не в джунглях, где цветут орхидеи, а в очень сложном государстве с названием Россия, где легко под удар может попасть любой житель, вне зависимости от того, где он находится — во Владивостоке, на Камчатке, или в, казалось бы, защищенной от катаклизмов Москве…

Забавно, что в Новокосино, где находится школа №1924, в которой мы были,  электричество подключили только к левой половине региона. Правая же еще долго оставалась без света. Впрочем, как и пострадавшие районы Подмосковья. Поэтому  и мороженое оказалось растаявшим… Гроза пролилась где-то в центре Столицы.

А по Новокосино всю ночь бродили выпускники. Они пели песни. Да! Да! Вы не поверите! Выпускники пели песни, которые репетировали последние два месяца. Представляете? Дети  в нашей стране еще не разучились это делать, не смотря на все усилия ТV! Они еще и еще раз рассказывали друг другу, как прошел «Последний звонок», и какие они молодцы. И какие были счастливые глаза у их любимой учительницы, и как рыдали всем классом, когда какая-то девчонка, уже в самом конце праздника, уже после всех треволнений, «врубила» кассету с обыкновенной песней о школе!

Они гуляли по улицам — в белых рубашках, с красными лентами, на которых золотыми буквами было написано «Выпускнику 2005», с белыми тюльпанами, «добытыми» с новокосинских клумб. А взрослые в это время спали, замученные нервотрепкой тревожного дня. Детей отпустили на ночь, потому что им доверяли, как взрослым…

И ни один грабитель не посмел их обидеть.

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2005 г. 

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.