1 декабря в широкий прокат выходит фильм Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Пушкин – Сергей Безруков, Натали – Анна Снаткина, Николай I – Юлиан Макаров, Дантес – Роман Романцов и др.

Незадолго до премьеры фильма состоялся творческий вечер заслуженной артистки России Натальи Бондарчук, на котором режиссер рассказала об истории создания картины.

С 1936 года, когда вышел фильм «Путешествие в Арзрум», в нашей стране не снимали картин о Пушкине! Вот так мы себя уважаем… Картина «Пушкин. Последняя дуэль» — первая полнометражная лента о национальном гении России, снятая  за все эти долгие годы. Почему так произошло? Мне кажется, кинематографисты молчали не случайно. В советское время образ Пушкина обязательно был бы искажен. К примеру, в фильме о Пушкине «Поэт и царь» 1913-го года Александр Сергеевич — друг царя, а в советском фильме «Путешествие в Арзрум» 1936-го — уже его враг. Где истина? Как уживалась в поэте дружба и с Николаем I, и с декабристами? Мне хотелось ответить на этот вопрос своей картиной…

Я никогда не мечтала снимать фильм о Пушкине. У меня нет такого зазнайства. Но вот так получилось, что с самого раннего детства я впитывала в себя стихи Пушкина. Во многом – благодаря моей бабушке, Анне Ивановне Герман, сибирской писательнице. Меня кто-то напугал в детстве, и я перестала говорить. Но однажды, когда она гуляла со мной, и мы уже подъезжали к дому, я вдруг сказала: «И родимая страна вот уж издали видна». Я заговорила стихами Пушкина!

В 1975 году на экраны вышел фильм о декабристах «Звезда пленительного счастья», где я играла Марию Николаевну Волконскую (Раевскую).  Пушкин на Кавказе подарил ей кольцо с сердоликовой печатью, которое она хранила всю жизнь, увезла с собой в Сибирь, а перед смертью передала сыну Мише. Сейчас кольцо находится в Санкт-Петербурге в доме-музее на Мойке. Для фильма был снят эпизод об отношениях Волконской и Пушкина, который потом вырезали из-за его «незначительности». Однако этот фильм   стал для меня тем фундаментом, на который я опиралась всю мою жизнь.

Когда я стала уже режиссером, то первое, что мне захотелось, это снять своего учителя, Сергея Аполинарьевича Герасимова, читающего Пушкина. Он нам так читал Пушкина, что я больше такого никогда не слышала. Смоктуновский, Юрский – великолепно читали! Но как читал Герасимов! И вот я так обнаглела, что закончив ВГИК, режиссерский факультет, я обратилась к своему мастеру и сказала: «Сергей Апполинарьевич, а можно я вас сниму в главной роли? Я задумала снять «Медный всадник»…Он согласился.  В роли Евгения был  мой бедный Коля Бурляев. Почему бедный, вы поймете, когда посмотрите фрагмент того фильма – вот до какого положения я его довела там  моего будущего мужа! Коля  подарил мне замечательных детей – Ивана и Машу Бурляевых.

В то время, когда я снимала «Медного всадника»,  мой отец Сергей Федорович Бондарчук снимал фильм  «Красные колокола» в Петербурге. Однажды я пришла к нему на съемки и увидела тысячи людей, которые «брали» Зимний: с одной стороны бегут сотни людей, с другой… Я даже перепугалась, спрашиваю: «Папа, скажи, как ты всем этим управляешь?» — «Никак, оно само…».

Когда мы приехали в Питер для выбора натуры, я вдруг поняла, что весь современный Петербург с его дворцами, мостами, красивейшими парками — наша гигантская съемочная площадка. XIX век здесь до сих пор присутствует повсеместно – благодаря архитектуре,  жителям, их преданности гению поэта. Например, когда у нас не хватило денег на массовку, я в открытом телеэфире обратилась к жителям города за помощью. В день, когда должна была сниматься сцена похорон Пушкина на Мойке, около дома №12 собралось почти 1000 человек, волонтеров. Многие из них пришли даже в соответствующих костюмах. И, несмотря на чудовищный мороз, эти люди провели с нами на улице весь день.

Есть такая фраза: «Исполнение мечты – одновременно есть ее гибель». Но я надеюсь, что исполнение нашей мечты продолжит следующую мечту. Вот, осенью я начала снимать фильм «Михаил Лермонтов». Он ведь избегал сначала Натальи Николаевны, а потом имел с ней душевную беседу. Когда они поговорили, ему буквально оставалось несколько месяцев жизни. Он признавался потом: «Я столько упустил вот этой навязанной мне версии, что она виновата». И они друг друга простили. А через несколько месяцев – дуэль… Есть у меня еще одна мечта. Это фильм о Гоголе. Мы задумали триптих: Гоголь-Лермонтов-Пушкин. Одно время. Практически одни события. И эти гигантские личности вплетены в грань лучшего русского века – Золотого века России. Ну как об этом не снимать!

Дарья Заречная

Фото Виталий Юрчак

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2007 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.