РАССЛЕДОВАНИЕ «ММ». ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ

 

На день города Реутова в картинной галерее открылась персональная выставка одного из лучших баталистов России прошлого столетия — Марка Домащенко. Долго хранились эти картины у его сына. Бережно перевозились с квартиры на квартиру этюды, пейзажи и рисунки лошадей.

Три года назад Виктор Маркович Домащенко с болью поведал нам непростую историю жизни отца – репрессированного, а после реабилитированного художника — грековца. И редакция «ММ» попыталась привлечь внимание общественности к его непростой судьбе. Помимо публикации «ММ», 23 марта 2003 года в газете «Реут» вышел наш дублирующий полосный материал о художнике. В апреле-июле того же года, украшенный фотографиями полотен великого живописца,  вышел цветной восьмиполосный материал в журнале «Воинское братство». Так как одно время семья Домащенко жила в Реутове, мы решили познакомить этот славный город с произведениями художника, обратились в администрацию к заместителю Главы по социальным вопросам А.В. Бабаловой и директору Муниципальной картинной галереи Л.Г. Кочетковой. Родилась совместная идея – передать в дар городу Реутову бесценное художественное наследие. Так началась работа по созданию выставки. Члены художественного совета совместно с представителями «ММ» провели экспертизу и отбор произведений и документов.

Виктором Марковичем были переданы безвозмездно в дар картинной галерее г. Реутова свыше ста тридцати работ. Среди них: эскизы батальных картин, этюды, сделанные в Крыму в дни его освобождения (1944 г.), этюды, выполненные  маслом на оберточной бумаге в годы пребывания в Вятлаге, сделанный там же в лагерях эскиз картины «13-я погранзастава 22 июня 1941 г.», эскизы к картинам (портреты танкистов, пограничников, суворовцев), а также большое количество пейзажей.

Сын художника глубоко убежден, что хранить дома, в семейном архиве то, что может послужить делу сохранения у людей любви к Родине, ее героическому прошлому, а также воспитанию будущих поколений в духе беззаветного патриотизма и глубокого уважения к боевой славе предков – это не только непозволительная роскошь, а преступление! Теперь выстроен четкий план использования дара не только в качестве экспозиционного материала в самой картинной галерее, но и организация передвижных выставок в Госпиталь МВД РФ, Военное училище погранвойск, в госпиталь МВО и т.д. Эти работы послужат делу патриотического и эстетического воспитания людей.

Марк Домащенко родился 7 мая 1906 года. Умер 26 апреля 1988 года.

С 13 лет служил в Красной Армии, потом в Советской. Художник-баталист. Почетный грековец.С 1949 по 1956 год был репрессирован. Затем реабилитирован.

Организовал школу военных художников и до конца жизни проповедовал идеи добра и любви к своему Отечеству.

Для художника совсем не важно, сколько заплатят за его работу, когда новая идея рождается из небытия. Главное – медленно и целеустремленно мазок за мазком попытаться выразить мысль, глубину вселенской философии.

И, если картина удалась, ее читают долго, с упоением, как хорошую книгу…

Отец Виктора родился сильно ослабленным. И родители решили покрестить его на следующий же день 8 мая в день Апостола Евангелиста Марка.

Этим именем и нарекли мальчика. В селе Петровском на Ставрополье (сейчас это город Светлоград) два года проучился Марк Хвостиков в церковно-приходской школе.

Революция 17 года их практически не коснулась. Марк пас гусей. Но в 1919 году, когда ему исполнилось 13 лет, в село вошел партизанский кавалерийский отряд, который круто изменил его судьбу. Служба в Красной Армии и кавалерии явилась основной темой выдающегося художника. В том же году отряд был переименован в Отдельную Кавалерийскую Дивизию, в которой было два полка: Бокадоровский и Заамурский.

До 30-х годов он участвовал в подавлении бандитизма в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Сначала был коноводом, затем стал командиром тачанки, на которой возилась полковая библиотека. Марк был среди немногих, кто умел читать. Был он также и превосходным рассказчиком. Где только можно, собирал он эти книги.

В одной из схваток пуля прошла рядом с сердцем навылет. Рана зарубцевалась, но на протяжении всей жизни доставляла немало неприятностей…

Разглядывая фотографии картин, написанных в тот период,  Виктор Маркович не может понять до сих пор, как их можно было уничтожить?! В чем виноваты творения рук человеческих, если сам человек чем-то не угодил тем, кто у власти? Но не будем забегать вперед.

Тогда, в смертельной схватке с чеченцами был зверски убит один из лучших талантливых командиров того времени по фамилии Домащенко. Чтобы сохранить память о нем, продолжить традиции чести, преданности воинскому долгу и беззаветной любви к Отечеству, Марк впоследствии возьмет его фамилию.

Ком. Полка Н.И. Точинов и его комиссар Лукин стали подмечать за красноармейцем склонность к рисованию. Несколько его рисунков они послали в Симферополь. В это время там жил и работал прекрасный рисовальщик Н. С. Самокиш. Это был один из выдающихся художников-баталистов в России. Автор учебника «Рисунок пером», Самокиш прекрасно знал историю русской армии. Его работы, посвященные войне 1812 года,  до сих пор украшают военные музеи и частные коллекции. Профессор батальной живописи прислал ответ, что у юноши, несомненно, есть талант, и убедительно настаивал откомандировать его в Симферополь.

Дважды в год отец по месяцу жил прямо у Самокиша на квартире. И профессор лично преподавал ему основы композиции, колористики – короче,  все, что нужно художнику.

7.7. 1937 (в священных трех семерках, как шутит он сам) появляется на свет сын Виктор.

После чего Марк Домащенко пишет целый ряд картин, которые на 1 и 2 всеармейских выставках РККА (Рабочее Крестьянской Красной Армии) В Центральном Доме Красной Армии в Москве получили грамоты и премии 1 степени и были оценены на сумму более 20 тысяч рублей. Для сравнения надо сказать, что зарплата командира сверхсрочной службы, которым являлся Марк, составляла 18 рублей в месяц.

Сын с гордостью сообщает, что для того времени это был широкий жест – отдать все картины в дар «Музея Первой Конной Армии» в Ростове-на-Дону.

И в это же время Марк Домащенко получает приглашение от профессора Фернца, который заведовал мастерской батальной живописи в Ленинградской Академии художеств,  поступить сразу на 3 курс этой академии. (Это с двумя-то классами ЦПШ!)

С сентября 1939 года он становится вольнослушателем ленинградской академии художеств.

В те годы судьба безжалостно отсортировывала людей на жизнь и на смерть. Их полк расформировали. Часть переучивалась в авиацию, часть в танкисты, куда и попал Домащенко. Небольшая часть была переброшена в Забайкалье, где Н.И.Точинов командовал отдельной Кав. Дивизией. В 39 году был расстрелян, как «враг» народа. Тогда у народа было много «врагов».

Весной 40 года из-за климата, а может быть из-за переживаний, связанными с этими событиями, открылась старая рана у сердца.

Марку Домащенко дали академический отпуск на год,  и в сентябре 41 года он должен был выходить на диплом. Но в это время началась война.

19 танковый полк, в штате которого он находился, базировшийся в Майкопе на Северном Кавказе, был брошен под Ельню на защиту Москвы. Домой с фронта Марк посылал открытки и карточки, на которых рисовал пером чудесные сюжеты: зимний подмосковный лес и лошадей, красноармейцев с винтовками и героические танки. Виктор до сих пор хранит их как самую дорогую реликвию. Странно устроена природа. Сыну она не передала Дара живописи.

29 июня 41 года полк попал в окружение, вышел с большими потерями. И в этих боях художник был тяжело контужен. Немецкий снаряд попал в лобовую броню танка. Лопнула барабанная перепонка,  и ухо вытекло. До конца жизни Марк слышал только правой стороной.

После этого события он был откомандирован в газету «За Родину!» для оформительской деятельности. В Библиотеке им. Ленина в боевых листках можно найти его рисунки.

В начале 1943 года Домащенко с семьей был откомандирован в распоряжение студии им. Грекова. Он создает знаменитые свои полотна: «Бой под станицей Курмоярской», «Бой под Смоленском».

Но Марк был не просто художником, а, прежде всего, патриотом. Он постоянно рвался в бой. Осенью 43 года готовился десант в Керчь. Он попросил, и его откомандировали туда. В составе отдельной приморской армии участвовал в освобождении Крыма. Во время штурма Сапун-горы при освобождении Севастополя, заменил убитого командира взвода, был награжден Орденом Отечественной войны 1 степени. А после войны его нашла награда за бои под Ельней.

Но даже когда он участвовал во всех боевых действиях, он никогда не расставался с минимальным атрибутом художника: карандашом, тушью, бумагой, пером и кистью.

Целый ряд набросков, которые легли в основу последующих картин, волею случая спасенные во время репрессий,  Виктор тоже благоговейно бережет.

Новое тяжелое обострение вызвала старая рана, а к ней добавились проблемы с легкими и язва желудка. Художника настойчиво отзывают в Москву.

Были когда-нибудь в театре Советской армии? Там, на самом верху — башенка с круглыми окнами. Там располагалась мастерская баталиста Марка Домащенко. Целый ряд чудесных полотен рождается именно там. «Штурм Сапун горы», «Поединок», «Прощание с морем», «Артиллеристы под Сапун-горой в 1942 году», «Атакует конница Белова», «Бой в горах Кавказа», «Атака кавалерии немецкой мех. колонны», «Поединок», «Прощание с морем», «Капитуляция». Некоторые из работ были приобретены музеем «Центрального дома Красной армии» (в последствии —  музей вооруженных сил СССР).

В это же время по заказу ветеранов штаба брянского партизанского движения была написана картина «Партизанская засада».

С 46 по 47 годы Семья Домащенко снимает частную комнатку в городе Реутове, где художник продолжает плодотворно работать.

В 1948 году в ЦДК состоялась выставка, посвященная 30 летию РККА, на которой были выставлены многие работы его работы.

В газете «Советское искусство» вышла статья, посвященная этой выставке, подписанная К.Е. Ворошиловым, который в то время возглавлял политико-воспитательную работу в армии. Ворошилов писал: «Война послужила стимулом к созданию у нас в стране батальной живописи…» и в числе пяти сильнейших художников в СССР  был назван Марк Домащенко.

В 1949 году семья художника, наконец,  получила собственную комнату в 18 метров в Москве. На день рождения отца собираются его старые друзья по Первой конной. Они уже здорово отличились на фронте и заслужили ордена и высокие чины. Но друзья ведь друзьями и остаются! И в простую комнату художника пришли 7 мая:  генерал-полковник Шарохин М.Н. (герой СССР, командующий армией, освобождавшей Австрию, почетный гражданин Вены); Потапов М.М. (адъютант Василевского);  генерал-майор Кривошеин С.М (герой СССР, его танки первыми ворвались в Берлин);  генерал-майор Хлебов Н.А. (член военного совета фронта); полковник Кобяков П.И. (герой СССР, танкист); генерал-майор Емельянов С.С. (член военного совета фронта, командовал политуправлением Закавказского фронта, в его подчинении находился Л.И.Брежнев).

А в ночь с 3 на 4 ноября Марк Домащенко был арестован. Основание: что у него «была тайная явка, где собрался генералитет с целью военного переворота и установления военной диктатуры»…

В 90-х годах вышел закон, по которому родственники могут знакомиться с делами репрессированных родителей. И Виктор проводил свое, пусть запоздалое расследование над чудовищно несправедливым обвинением народа.

В документах фигурировал некто Николай Захаржевский, художник-декоратор, друг отца. Когда у Николая украли карточки, отец делился с ним,  чем мог. Захаржевский всегда завидовал таланту. И всю жизнь Домащенко грешил на его «помощь», пособничество в том непростом деле. Но, как выяснилось в 90-х, досье Захаржевского не было главным поводом для ареста.

«Как сообщает агент ДУБ, у капитана Домащенко собирались следующие лица… не исключена возможность…» И в конце дела докладная записка следователя: «Провести уточнение с агентом ДУБ, для чего собирался в доме Домащенко генералитет…»

И после был повторно опрошен лучший друг семьи Ктитаренко Алексей, который мечтал получить московское распределение. Они дружили семьями. И после дня рождения Ктитаренко приехал в Москву и был у них в гостях. Виктор был еще маленьким, но запомнил, как отец воскликнул: « Эх! Лешка! Не успел ты на мой День рождения! А ведь мы собирались. И все наши ребята из Конной армии…!»…

Итак, повторный опрос агента ДУБ гласил: « да, собирались (те-то и те-то), но о чем конкретно велась речь,  данных нет».

Виктор с ужасом (после, много лет спустя) ознакомился со скупыми строчками отчета КГБ, в приемной, на Кузнецком мосту, д.20, что отец прошел ночные допросы. Пытка бессонницей проходила следующим образом. Днем спать не разрешалось. А ночью до пяти- шести утра шел допрос «с пристрастием». Более трех месяцев в одиночке держали художника. У него были выбиты зубы, отбиты пальцы. Тем не менее, он ничего ни на кого не показал. Ни один генерал не был арестован. А в приговоре ему инкриминировали следующее: «В разговорах с сослуживцами допускал высказывания о том, что американский народ не заинтересован в мире, поскольку война дает ему рабочие места и деньги, что является разжиганием вражды с братьями по оружию. Восхвалял маршала Жукова, принижая тем самым роль Верховного Главнокомандующего в ВОВ. Проповедовал идеи, что в области батальной живописи диктовать тематику должна армия, а не штатные лица командного состава, что подрывает идеологическую основу государства…и т.д.»

Но серьезных обвинений не было, да и не могло быть. Поэтому Марку Домащенко дали всего лишь 8 лет исправительно-трудовых лагерей за антисоветскую пропаганду. И отправили в Кировскую область, Кайский район, лаг.пункт «Волосница».

В марте 1956 года, когда художник вернулся, его ждал еще один удар. Все картины, которые находились в Ростове-на-Дону, были уничтожены, порезаны и сожжены, как картины врага народа. Он уже не мог создавать монументальных полотен, но, тем не менее, написал несколько картин, глубоких по своему философскому смыслу и восхвалявших подвиг советского солдата, такие как «Заслон» и «Шальная пуля».

Страх старых репрессий сидел в людях еще долго. До сих пор в его личном деле, например, хранится наградной лист, который так и не был вручен новым поколением. Трусость души, наверное, не позволила пойти против сталинского времени.

И даже заметка — некролог, которую друзья написали 26 апреля 88 года в газету «Красная Звезда»,  была снята главным редактором. Кабы чего не вышло!

А жизнь его сына Виктора Марковича Домащенко связана с армией до сих пор. Он занимается вопросами прицельных систем и воздушной разведки. Очень многим помог музею при школе № 360, где собраны материалы о героях ВОВ.

На вопросы, искал ли он виновных в ссылке отца и уничтожении картин, Виктор Маркович ответил отрицательно. А зачем? Люди сами не знали, что творили. А если и были в чем виноваты, Совесть сама их накажет или наградит запоздалым раскаянием.

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2005 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.