В г. Рузаевке (Мордовия) 7-8 июня прошла научно-практическая конференция на тему «Формирование экологического сознания населения». В ней участвовала и группа журналистов из Москвы. Конференция привлекла внимание местных властей и бизнеса, природоохранных служб и образовательных учреждений, церкви и СМИ – всего собралось более ста человек. Министерство экологии и природных ресурсов Мордовии, республиканский НИИ регионологии представили обстоятельные доклады о состоянии природоохранной деятельности и экологического образования и воспитания в республике.

В Мордовии в отличие от многих других регионов страны не стали в угоду «реформаторам от образования» исключать экологию из числа обязательных предметов в средней школе. И это ощущается на каждом шагу. Запомнились выступления учителей и сотрудников муниципального управления образования, поделившихся опытом практической работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Роли СМИ в формировании экологического мировоззрения населения посвятил свое выступление заместитель главного редактора журнала «Экология и жизнь» Ю.Н. Елдышев.

Участники посетили сельскохозяйственную ярмарку, городскую свалку, котлован, где создается современный полигон для захоронения ТБО, очистные сооружения городской канализации, городскую станцию юных натуралистов, а также оставивший неизгладимые впечатления лучший в Европе велодром, построенный на месте бывшей свалки. Здесь по случаю дня города в состязаниях на призы его главы А.Н. Старцева участвовали более сотни спортсменов от 5 до 18 лет. Посещение же выставок детского творчества и городской станции юных натуралистов просто удивили подвижничеством педагогов и ребят, а также их деятельной любовью к родной природе.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Рузаевка – второй по величине город Мордовии, расположенной в центре Европейской части России, в бассейне Волги. Республика площадью 26,2 тыс. км2 граничит с Чувашией и Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской областями. Четверть этой площади занимает Мордовский заповедник. Население республики – 937,1 тыс. человек (на 40% – сельское). Мощный индустриально-аграрный потенциал позволяет ей сохранять устойчивые позиции на российских и международных рынках источников света, резинотехнических, кабельных изделий, медицинских препаратов и т. д. В сельском хозяйстве, на долю которого приходится 28% ВВП, преобладает производство зерновых (пшеница, рожь, гречиха), картофеля, сахарной свеклы, овощей, развито животноводство.

Республика явно на подъеме. Как и вся страна, «контуженная перестройкой», или, как ее тут называют, «последней революцией», она встает на ноги. Возводятся не только храмы, но и школы, стадионы. Одеваются в новые одежды дороги, многим участкам которых могли бы позавидовать москвичи. Сильное впечатление произвела бурно застраивающаяся нестандартными зданиями столица республики – Саранск, новые кварталы которой удивительно органично вписались в живописные березовые рощи.

Не жалеют здесь сил и средств на возрождение здорового образа жизни и спортивных традиций. Так, недавно введен в строй теннисный стадион мирового уровня.

В Мордовии гордятся знаменитыми земляками и стараются, чтобы молодежь равнялась на них. Жива память о великом художнике, скульпторе С.Д. Эрьзя, в большом почете творчество В.М. Шукшина, которого здесь все считают «своим».

В языках населяющих Мордовию основных этнографических групп (эрзя и мокша) «рузонь» – значит русский. Рузаевка – это русское поселение. Во времена «перестройки», когда все искали ответ на вопрос «кто виноват?» и пытались обвинить друг друга, Мордовию едва не разделили на Мокшанскую и Эрзянскую республики – языки двух народностей слегка отличаются. Впрочем, обе считают себя мордвою. Чисто внешне они очень похожи на русских. Только красота людей чуть жестче, а характер – упрямее.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Рузаевка старше Петербурга – ей исполнилось 372 года. В 1757-1861 гг. ею владели богатые помещики Струйские, на месте дворца роскошной усадьбы которых, построенного по проекту Б. Растрелли, сегодня находится старейшая школа города. А в XVIII в. под ним размещалась лучшая в мире типография, выпускавшая книги не только на самой высококачественной бумаге, но и на атласе, тафте и шелке, с переплетами из глазета, сафьяна и пергамента, ибо владелец ее – Н.Е. Струйский, один из величайших графоманов в истории, печатавший на столь выдающемся уровне в основном свои никчемные стихи, считал, что «книга создана, чтобы сначала поразить взор, а уж затем очаровать разум». Как написал позднее В. Пикуль: «Разума он не очаровал, но взор поразить оказался способен».

Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Рузаевки, если бы в 1893 г. через нее не прошла Московско-Казанская железная дорога. С тех пор с ней связана вся жизнь города. В 1905 г., когда местные железнодорожники поддержали восстание в Москве, город стал центром революционного движения. Правление стачкома вошло в историю как Рузаевская республика, просуществовавшая 10 декабрьских дней. В 1960-х здесь строятся крупные промышленные предприятия, первым из которых стал завод «Рузхиммаш». Неразбериху «перестройки» в Мордовии, пожалуй, лишь Рузаевка прошла без особых потерь. Стабильность обеспечила все та же железная дорога. Станция кормила город. А сегодня вновь встают на ноги промышленность и сельское хозяйство.

В 2000 г. райцентр и район объединились в одну административную единицу – муниципальное образование «Рузаевка», главой которого стал А.Н. Старцев. Интересно, что каждое утро, хотя бы час, он посвящает своему огороду, а потом «берется» за город, воспринимая все его проблемы как свои собственные. Народ чувствует хозяина, понимает – производить надо не то, что получается, а то, что потребляется. Сегодня МО «Рузаевка» лидирует в Мордовии по многим показателям.

С 2000 г. Рузаевка входит во Всемирный союз исторических городов. Город, в котором около 50 тыс. жителей (увы, как и в целом по России, смертность здесь превышает рождаемость), продолжает благоустраиваться и расти ввысь и вширь. Он уже давно не только город железнодорожников, но и город машиностроителей, электротехников, трикотажников, а главное, – чистый и уютный город, жители которого любят и берегут родную природу.

ЖИВИ, РОДНИК!

Рассказ директора городской станции юных натуралистов Н.А. Бурдиновой

Во многих городах станций юннатов, как и самих юннатов, давно нет. В Рузаевке станция юннатов – одно из самых популярных и оживленных мест в городе, центр координации экологического образования и воспитания школьников (многие, и закончив школу, не мыслят своей жизни без регулярного посещения этого своеобразного клуба). Основная форма деятельности станции – кружки (их около 80). Главный знак отличия у питомцев станции – зеленый галстук. Его с гордостью носят 50 самых активных юннатов.

Понятно, что на практике многие экологические заповеди усваиваются лучше. Втянувшись, дети сознательно выбирают то или иное направление природоохранной деятельности. Ежегодно они защищают свои экологические проекты. Уже не один год проводятся акции по расчистке и облагораживанию родников – «Живи, родник!». Юннаты обиходили 4 родника в Шишкеевском лесничестве, расчистили и благоустроили источники у поликлиники, Сузгарьевского водоема и у с. Булгаки. Стараниями ребят «жилплощадь» пернатых друзей ежегодно увеличивается на 30-40 новых скворечников. Трудно переоценить вклад юннатов в борьбу с непарным шелкопрядом. Личинки пришлось собирать ложками. Городской парк удалось спасти лишь благодаря их усилиям. Ежегодно юннаты высаживают 200-300 саженцев в городе (в этом году – 650). Во время майских праздников школьники провели рейд по очистке территории парка и леса, собрав 15 машин мусора.

Станция стала своеобразным символом города, несмотря на отсутствие компьютера и самого необходимого оборудования, ветхость здания и невозможность «обогреть» суровой зимой экзотические растения, на выращивание которых было потрачено столько сил. Хорошо бы еще взрослые больше помогали детям. Если не деньгами, то хотя бы не так активно загрязняя окружающую среду.

ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО

Указом Петра I от 1718 г. заготовку корабельного леса в Поволжье возложили на «инородцев», в том числе мордву. Набираемых для этой цели работников назвали «лашманы». С той поры Лашмановы – распространенная в Мордовии фамилия. Заготовка корабельного леса, производство поташа, добыча смолы, «сидка» дегтя по берегам Мокши, Суры и Цны становились в здешних местах все популярнее. На продажу лес сплавляли по рекам – до 25 тыс. куб. саженей (свыше 200 тыс. м3). До появления железной дороги сплав оставался главным средством доставки.

Дело стало государственным, и Петр принялся формировать лесную охрану. Сторожами брали здоровых мужиков из соседних с лесом деревень, охотников, знающих и лес, и оружие. Первые сторожа (полесовщики, лесники – звали их по-разному) основали стражнические дома, или лесные сторожки, позднее названные кордонами. Жилье и служба в них передавались по наследству. Так рождались династии лесников.

«Правильное» (упорядоченное) лесное хозяйство на территории Мордовии ведется с 1850 г., когда «казенные» (государственные) леса разделили на лесничества, а «удельные» (частные) – на лесные дачи, объединявшиеся в имения.

Мордовский заповедник остается заповедным еще с дотатарских времен. Мокшанские леса длинными языками врезались далеко в степь, а на севере тянулись до самого Мурома. На территории заповедника не найдено ни одного могильника и других следов человека. Похоже, он обходил эти места стороной, леса эти внушали ему священный трепет своей дремучестью, непроходимостью, хотя и изобиловали зверьем, дикими пчелами и рыбными озерами. Скорее всего, это был священный («моленный») лес – кереметь. Его посещали несколько раз в год, причем дело ограничивалось небольшой поляной для молений (моляной), где богам приносили жертвы. Остальной лес оставался нетронутным.

Но вернемся в наше время. Ныне леса в Мордовии занимают около 700 тыс.га. В дополнение к заповеднику на базе Ичалковского лесхоза образован национальный парк «Смольный». В 1995 г. здесь, а также в Симкинском и Пушкинском лесничествах созданы кордоны. Строят их и в Виндрейском лесхозе, Александровском, Наченальском, Харинском лесничествах. В государственной лесной охране республики ныне 1190 человек. К 1995 г. завершилась и реорганизация государственных органов управления лесным хозяйством. Заготовка древесины перестала быть главной задачей лесхозов. В центре внимания – качество лесохозяйственных работ, степень использования лесосеки, изыскание дополнительных источников финансирования.

Но вырубка есть вырубка, как бы она ни велась. Каждую минуту в мире исчезают 11 га леса (за год – площадь, вдвое превышающая территорию республики). Так что ныне в Мордовии главная забота – охрана леса и его восстановление. Человек не может не потреблять богатства природы. Но масштабы потребления вызывают все больше вопросов. Не пора ли умерить аппетит?! Взглянем на карту Мордовии, и вопрос покажется риторическим – в XVI в. леса занимали 60% ее территории, ныне – 24%.

Все лесные родники здесь заботливо убраны в деревянные домики. А народ сохранил к лесу почти языческое отношение. Древние ремесла – в почете. Так, в Кавылкинском районе полозья саней до сих пор делают, используя естественный сгиб – стык основного ствола и сука. Местные жители по полозьям издалека определяют, кто едет. Если полоз не гнутый, – значит мордвин, гнутый – русский.

Местные лесоводы завидуют финским коллегам. А те озабочены – в Финляндии… много древесины расходуется неэффективно (правда, бесстрастная статистика свидетельствует: эффективность у них близка к 100%). Непостижимый для нас парадокс: Финляндия, лесная страна, покупает лес в Мордовии (здешние пенсионеры обтесывают топорами кору на свежеспиленных деревьях для отправки туда кругляка). Оказывается, знаменитая финская бумага получается из… мордовской осины! Покупает здесь лес и Япония (там выход товарной продукции еще выше – 105%).

КАК РАСТЯТ ЛЕС

Ежегодно в лесхозах Мордовии закладывают обширные плантации новогодних елей. Выращивать их было выгодно во все времена. Для подготовки посадочного материала организованы 22 питомника, где каждый год выращивают около 26 млн сеянцев и саженцев. А еще в Мордовии предпочитают сосну и дуб, семена которых за умеренную плату охотно собирают в лесу жители соседних поселков, особенно – школьники. Спелые сосновые шишки укладывают на специальные сушилки из металлической сетки с мелкими ячейками. Жарко топят печь. От высокой температуры шишки лопаются, и семена падают на пол. Их собирают, а «опустошенные» шишки служат прекрасным топливом. Семена сосны очень дороги (из 1 т шишек получают всего 1 кг семян), так что выражение «золотые сосны» оказывается многозначным. Полученные семена высевают в питомниках.

Семена дуба достаются легче. Желуди собирают с земли и кладут в воду. Порченые всплывают, их скармливают свиньям. Те, что утонули, берут на посадку. На зиму желуди закапывают и откапывают весной (так их яровизируют), после чего высаживают уже в питомнике. Лучший дуб – тот, что вырос в «шубе» из окружающих деревьев, защищающих от холодных ветров, но «с открытой головой» – незатененной верхушкой, обращенной к солнцу, чтобы тянулся вверх, был стройным и пригодным для обработки. Если условий не создать, дубок вырастет раскидистым, красивым, но бесполезным.

Сегодня практически все деревья сажают лесопосадочными машинами, ускоряющими работу, но при ручной посадке приживаемость растений выше.

ИЗ СПРАВКИ ГОСКОМЛЕСА МОРДОВИИ

Дубовые леса занимают 68,3 тыс. га (13% площади леса). Из них высокоствольных – 34%. Прежде на территории Мордовии произрастали высокопроизводительные «корабельные» дубовые рощи, которые из-за усиленных рубок и отсутствия мер по их восстановлению сменились менее ценными (осиновыми, березовыми, липовыми) лесами. Во многих местах семенной (высокоствольный) дуб сменился порослевым (низкоствольным) с менее качественной древесиной.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ

Весьма распространенная форма торговли здесь – ярмарки. На одной из них, посвященной Дню города, нам довелось побывать в Рузаевке. Предприятия, производящие продукты питания, снаряжают на ярмарки вереницы машин с зерном, мясом, сахаром и т. д. Цены – на треть ниже, чем на рынке (не говоря уже о магазинах). Это настоящий подарок для горожан, особенно для пенсионеров. Красивый и веселый праздник, как для покупателей, так и для продавцов! Цены после Москвы кажутся нереальными: пирожок – 2 руб., живой баран – 22 руб./кг, говядина – 40 руб./кг, творог и сметана – 15 руб./кг, десяток яиц – 10 руб. и т. д.

Здесь мы узнали, что показатели многих хозяйств в Мордовии за последние годы заметно выросли и даже превзошли значения, «достигнутые в соцсоревновании». Все упирается в сбыт. Москва не пускает Мордовию с ее ценами на свой рынок. И даже отказывается от оптовых закупок большинства видов продовольствия, ссылаясь на «отлаженные» поставки (интересно, по каким ценам?). Представители сельского хозяйства республики горячо нас убеждали, что от этого страдают как покупатели Москвы и Подмосковья, так и производители Мордовии. Одни хотят купить, другие – продать. Но, похоже, встретиться им суждено не раньше, чем в России начнут действовать законы рынка, а не «понятия» той своеобразной системы распределения, которая все еще его заменяет. Впрочем, народ в массе своей очень добрый и доверчивый, все еще искренне верит, что это когда-нибудь произойдет.

Юрий  Елдышев

заместитель главного редактора журнала «Экология и жизнь»

Светлана Савицкая

член Союза писателей России

Публикация журнал «Экология и жизнь» г. Москва 2003 г.

Газета «Молодежь Московии» г. Москва 2003 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.