Заграница начинается для человека из России с загранпаспорта. Процедура несложная, если ты прозрачен и трудовая книжка твоя чиста, как «Пионерская правда». Тогда уже через 20 дней после заявления, тебе в ОВИРЕ выдадут «серпастый молоткастый» по прежнему красный, только вместо серпа и молота на корочке у раздвоенного орла в лапах — скипетр  и держава. Теперь, «засовывая свою краснокожую паспортину в пространство широких штанин» можно смело произнести: «Читайте, завидуйте …» прямо по Маяковскому.

Шенгенскую визу можно добыть несколькими путями. Первый самый простой. Заплатить около 200 евро, и вам ее сделают через интернет без вашего присутствия, причем доставят на дом. Путь второй. Купить турпутевку. И с нею вам откроют визу вдвое дешевле. Третий путь – вам пришлют приглашение из страны Шенгенского договора. Если в этом приглашение будет стоять строчка – «культурный обмен», ваша виза достанется вам бесплатно, и вам ее закатают тонким слоем в загранник.

Вы можете столкнуться в интернете с интересным моментом. Процесс при любом консульстве любого посольства в РФ делится как бы на две части. Все люди, путешественники, художники, переезжающие по родственным проблемам разных национальностей – это один процесс. И депортированные евреи – другой. Поэтому, очень внимательно отнеситесь к своей родословной, и решите для себя «депортируетесь» вы или нет, чтобы понять стоять в очереди со всеми, или нет.

Но нам пришлось отстоять со всеми.

И еще одно удивление. Чтобы попасть в Словакию, вам нужно купить билет на самолет до Вены, столицы Австрии.

ПЕРЕЛЕТ И ВСТРЕЧА

17-е февраля 2011 года. За макушками деревьев угадывается солнечный  свет. В Москве -27. Мотор нашего Жигуленка упорно не хочет согреваться. Окна мгновенно покрыты ледяными узорами недосмотренных снов. МКАД движется медленно. Похоже, соседние автомобили тоже просыпаются с трудом. На обочинах ненавязчивые рекламные щиты, после перестройки ставшие обыденностью. Из их разрозненного ряда глаза выцепляют надпись на триколоре: «Трансаэро. 10 место по безопасности в мире».

Я лечу сегодня именно Трансаэро. Интересно, десятое место это хорошо или плохо?

Красивый и просторный аэропорт Домодедово встречает недоверчиво, точно я татарский наместник, прибывший собирать дань, или чеченская террористка. Сумки с куклами просвечивают. А вдруг – это оружие. Но никому невдомек, что это действительно оружие – мощное оружие доброты, способное изменить мир без войны. Меня раздевают до исподней одежды, и тщательно ощупывают. Но не потрошат, и не жарят. Что приятно. Мой сосед «по счастью» на  первый взгляд не то словак, не то австриец, безуспешно и трогательно пытается маскировать от меня дырку на своем носке. Эта ситуация сильно смешит. Невольно отворачиваясь и улыбаясь, наблюдаю краем глаза, как он снимает носки совсем, и на чисто русском стоя босиком, доказывает ощупывальщице гениталий, как важно для него привезти бутылку марочного вина в подарок друзьям.  Бутылку безжалостно изымают. Он покорно садится рядом, опустив голову в неописуемом огорчении, натягивает носки, уже даже не обращая внимания на свою злосчастную дырку. И как там она у него образовалась? Носки то новые! Наверное, с китайского рынка!

Вся процедура также «пикантна», как обязательная проверка у гинеколога. Но без нее в самолет не пустят. Отбирают на контроле и мою полулитровую Акваминерале, где на донышке плещется тоскливая треть бутылочки. Чтобы «не дать себе засохнуть» за два часа ожидания самолета, выпиваю сколько могу. Хорошо, что там не водка! Но, пройдя контроль, тут же жалею, потому как приходится искать удобства, чтобы избавиться от лишнего «груза».

Домодедово. Дом, где живет дед? Или просто дом. Тот дом, от которого мне нужно оттолкнуться, и в который прилететь обратно, невольно поражает мыслями о доме вообще. О молитве о доме. О благословении. Аминь всему, что было  дорого. Прощай, столица! Оум! Жди меня, мой Доум! Дом! Жди меня в Домодедово. Я скоро вернусь.

Очень ласковые и приветливые бортпроводницы встречают у трапа. Самолетик маленький. Уютный. Мое место – далеко от окна. Но и оттуда я вижу, как опускается под нами Земля. Там в воздухе не видно границ. Их нет для зайцев и косуль. Нет для птиц и червей. Нет для китов, дельфинов и рыб. Границы придумали люди, чтобы разделить виды разных денег и властей над нефтью и газом. Людьми над людьми.

Земля под крылом самолета припорошена снегом, поделена на треугольники и полоски большого крестьянского лоскутного одеяла, шитого белыми нитками рек. Лозунг «Земля – крестьянам!» виден сверху в действии.

В лайнере объявляют, что время полета не 2 часа 50 минут, а два, двадцать пять. И что в Вене температура -1 градус по Цельсию.

Опускаемся очень мягко. Там внизу показались облака. Твердая на вид земля стала мягче горы овечьей шерсти и теплее. Мы некоторое время летим между облаков в чистейшую голубизну атмосферы. На меня открывается круглый глаз, встроенный в крыло самолета. Он медленно переводит взгляд на пожухлую траву венского аэропорта, высматривая, наверное, посадочную полосу. Нежное прикосновение колес к земле. Посадка. Аплодисменты пилоту. За штурвалом  Роман Гусаров. Я запомнила. «Красивое имя. Высокая честь».

Вы думаете, с чего начинается Братислава? Не угадали. С Вены. Аэропорт Австрии гостеприимно принимает всех, любезно предоставляя площадь для взлета-посадки.

Наш «глазокрылый» лайнер встречает человек с надписью РЦНК. Идет редкий снего-дождь, не прекращающийся потом и в Братиславе. Пока водитель Милан провожает до такси, думаю: «Трансаэро. 10 место по безопасности в мире. Это хорошо».

РЦНК в БРАТИСЛАВЕ

Русский Центр Науки и Культуры в Братиславе мне сразу очень понравился. Небольшой. Уютный. Очень аккуратный. Светлый и добрый. Но самое приятное – во дворе растет древний тисс. Можжевеловые и хвойные растения вообще являются украшением словацких коттеджей. А на Тисс все время садилась какая-то редкая птица. В Братиславе много их, разных птичек. Они заводят на ветвях, не смотря на зиму, свои прекрасные птичьи трели.

Мне доверяют три заветных ключа – от калитки, от центра и от небольшой комнатки под крышей, можно сказать, чердачной, но отделанной мило и со вкусом современного евроремонта с двумя кроватями(выбирай любую) с кухонкой и с удобствами. Два косых окошка показывают башенки типичных для этих мест не то зданий, не то замков. Невольно вспоминается сказка Андерсена о сундуке-самолете.

Руководитель представительства Александр Иванович Бушуев со своей супругой Татьяной любезно кормят обедом. Обговариваем дальнейшую программу пребывания в Словакии. Татьяна милая, очень приятная в общении дама. Александр Иванович слишком симпатичный для чиновника такого уровня — сдержанный и занятой человек. Мне показалось, что он специально не улыбается, чтобы не казаться слишком симпатичным. Но пару раз оставляю его улыбку в своей памяти. От этой дружеской улыбки каждый раз делается хорошо. В дальнейшем мы видимся редко и по делу.

Чем еще хорош русский центр в Братиславе. Может быть, это прозвучит странновато, но он, как-то сразу белой картой ложится на сердце именно неограниченной свободой действий. Вот ключи. Вот – время. Распоряжайся, как вздумаешь. Вот кафешки, не напрягайся от обжорства и рассчитывай свои силы. Вот вокзал, от него до любого государства – рукой подать! Я сразу же с первого взгляда принимаю РЦНК за свой дом. Пусть другой. Альтернативный тому, что остался в Москве. Теперь я спешу сюда для отдыха. Теперь это моя крепость и моя мастерская.

Обитатели РЦНК, которых я успела заметить и полюбить: секретарь Ольга, русская девушка редкой красоты со светлыми волосами и огромными на пол лица русалочьими глазами.  Это также «русист», в смысле занимающийся деятельностью, связанной с преподаванием русского языка в Словакии Евгений Александрович Орлов, седой как лунь интеллигент с видом изысканного французского посла, ни больше — ни меньше, и неожиданной добротой ребенка. Где бы мы ни были потом, дети липнут к нему накрепко. Это говорит о наличие в его грудной клетке большого человеческого сердца. Заместителем Бушуева является Миша. Для меня он так и запомнился, как просто Миша, поскольку годится в сыновья. Миша знает несколько языков. Свободно общается по-словацки. Может поддержать любую сложную тему от приготовления капустного супа до философской теории Аристотеля. Миша, не смотря на свою высокую должность, работает в центре волшебной палочкой. А именно – исполняет «разные поручения». Например, обеспечивает встречу артистов Оперетты для выступления на балу, распределяет их по гримёркам, отвозит и привозит гостей, осуществляет не только переговоры, но и улаживание неустроиц, кормит обедом, проводит экскурсии, покупает цветы для возложения и прочее. Как он все это успевает – не понятно. Но успевает.

Предо мною раскрывают программу РЦНК на неделю. Приглашают посетить выставку художников, русский бал, театр оперы для прослушивания артистов филармонии. Предупреждают, что следующие дни – это суббота и воскресение, а за ним словацкий праздник. Поэтому в Центре никого не будет.

Я выбираю филармонию. Еду с Мишей на вокзал. На субботу беру билеты до Праги. На воскресение до Будапешта. На понедельник – на Вену. С целью посмотреть кроме Братиславы еще три близлежащие столицы.

СТАРАЯ БРАТИСЛАВА

Везет с первой минуты первого дня. В русский центр впархивает миловидная «русистка». Так называют тех, кто имеет отношение к преподаванию русского языка либо здесь в РЦНК, либо в университете, либо в гимназии, либо в школе.

Ее зовут Ирина Дулеба. Пушистая и воздушная. С волосами цвета зимней яркой лисы. Она моментально становится мне подругой и помощником в Словакии. Ирина живет в Братиславе, потому что когда-то вышла замуж за словака. Прекрасно говорит на обоих языках. В ее доме – коллекция прекрасной русской и украинской живописи. Ирина пишет диссертацию, заканчивает последнюю часть. Работа срочная. Но она бросает все и тащит меня смотреть старую Братиславу, которую обожает. И любовь ее постепенно вливается в меня мощным энергетическим потоком очарования.

Мы проходим мимо многочисленных теплых и светленьких бутиков, заглядываем во все книжные киоски и сувенирные отделы. Непрестанно фотографируемся, и невольно обращаем взоры на готические постройки.

Купола старых ратуш медные. Со временем они приобрели зеленовато-голубой оттенок. Мы поднимаемся по узкой улочке, где раньше жили палачи с названием Баштова к «Нулевому меридиану». И вот я уже стою на Ноль точке. Точки сборки Словакии. Так вот, где начинается Братислава. Мечта сбылась? Римские городища, где жил и свершал великие дела Марк Аврелий, бережно охраняются здесь, в этой стране, с них начинается все! Сегодня для меня этот город начинается со старинных замков, блистающих в туманном мареве снего-дождя, точно в облаках, опустившихся до земли, чтобы потеплее укутать эти сказочные стены.

Узкие улочки зовут продолжить путешествие по их заросшей мелкой травкой брусчатке 12-14 веков. Местами камни вымыло так, что они торчат, словно редкие зубы у очень обаятельной старушки-Братиславы.

В определенном месте Ирина пересекается и как бы передает меня Инне Хорватовой. Они обе русистки, поэтому понимают друг друга с полуслов. Инна тоже когда-то вышла замуж за словака и тоже владеет свободно несколькими языками. Она продолжает экскурсию, также как и Дулеба, выбирая самые сокровенные уголки города. Мне нужно очень мало. Значок с каждого города в коллекцию мужа. Открытку в коллекцию сына. По подковке в коллекцию нашего учредителя Саши Бухарова. А сама я собираю ангелов с книжками. Вот тут-то и происходит всегда основная морока. Их днем с огнем не сыщешь! Нет грамотных ангелов. И все тут!

Но мои дамы исхитрились, и нашли. К тому же по пути показали много интересного!

Вот памятник Нацию. Этот полусумасшедший был большим любителем противоположного пола, расшаркивался перед каждой юбкой, всячески угождал. Говорят, он сошел с ума от несчастной любви. После его смерти жители города поставили памятник своему любимому сумасшедшему. Он так и стоит, сняв бронзовую шляпу и заискивающе глядя на проходящих женщин.

А вот памятник Гансу Христиану Андерсену. Ну как не сфотографироваться с любимым сказочником времен и народов?

Самый занятный из всех — памятник вылезающему из канализации сантехнику Чумилу. Когда формировался облик новой Словакии, скульптор Гаулик выиграл конкурс на самую оригинальную скульптуру среди Чехии, Словакии, Венгрии и Австрии, которая и является теперь одним из символов старой Братиславы.

Среди мелкого дождя и каменных улочек удивительно было увидеть каток. На коньках у одной из ратуш катались взрослые и дети. В основном – молодежь. Веселая кутерьма вечно молодого города и свежая зимняя погода загнали нас в кафешку. Тоже не случайную, а выбранную Инной. Это очень модно теперь в Европе, украшать интерьер антикварной мебелью, зеркалами, подсвечниками и картинами. В полумраке такого вот теплого местечка нам зажгли свечу. Кафе называется «У Госпарко». На втором этаже — кукольный театр. Там, как в музее собраны сказочные герои Словакии. Единственная разница, что на креслах можно сидеть, да еще и чаю попить с морозца!

Как хорошо! Остаться бы здесь на недельку в этом местечке, взять ноутбук, начать и  закончить пару-тройку сказочных романов…

Картина Старой Братиславы, сформировавшаяся к концу путешествия, была бы неполной без экскурсии Евгения Александровича и Миши. И тот и другой охотно показывали мне самые яркие и самые интересные места. Вокзал, например, от которого всего пять минут до нашего дома в РЦНК.

А более всего пробудило воображение посещение Вышгорода. Наверное, в каждом старинном городе Европы есть такой вот Вышгород. Там непременно над всеми тесно прижатыми друг к дружке домами, домишками, ратушами и улочками возвышается громадина средневекового замка. И, если с балкона поглядеть на город, распростертый внизу, можно запросто представить, как трубили трубадуры в рога, зазывая на королевский бал всех жителей королевства. Или предупреждали о нашествии неприятеля.

Археологические находки подтверждают, что почти две тысячи лет назад здесь возникло первое поселение городского типа – кельтский «оппидум», а в начале нашей эры – римский военный лагерь. Славяне расселились здесь в VI веке. Право свободного королевства Братислава обрела с 1291 года. И в период с 1563 по 1830гг. в самом красивом замке, замке Святого Мартина проводилось коронование очень многих венгерских королей, в том числе Марии Терезии. И украшает купол этой ратуши не крест, как другие храмы, а королевская корона, размеры ее составляют 2 на 2 метра. И вес 300 кило!

Старый теплый город не хочет отпускать. Мягко зовет и приглашает посетить музеи, где хранятся уникальные сокровища и художественные ценности, начиная с каменного века и до средневековья. Торжественно призывает к миру конная статуя Святополка.

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР

Здание оперного театра – одно из самых старых в Европе. Мы заняли ложу, и приготовились слушать артистов филармонии под управлением дирижера Леоса Сваровски.

Лепные ангелы на этих стенах внимали Штраусу и Моцарту. Сегодня звучал Иосиф Гайдн. В черных лакированных туфельках впереди оркестра установил виолончель Данило Ишизака. И с первых нот уверенно приковал к себе внимание зала.

Тонкие чувственные пальцы виолончелиста проникали прямо в душу в неописуемом акупунктурном прикосновении.

Виолончель в оркестре являлась сегодня, как нулевой меридиан – центром миросозерцания и мироощущения вселенной. Сзади – полукругом оркестр. Впереди – полукругом партер, дальше полукругом – амфитеатр. Еще дальше – балконы… а за ними – города, государства… Планета!

И дыхание любви этой планеты пело и плясало на кончиках пальцев по смычку виолончелиста. В эти секунды он один решал быть или не быть Земле доброй, прекрасной, поющей сердцем его виолончели и любимой Богом. И в тоже время музыка не получится, если не глубокие ноты оркестра, внимательное затаенное дыхание зала и всей земли.

И, когда Данило закончил исполнять концерт для виолончели с оркестром, зал взорвался аплодисментами.

На бис музыкант выходил три раза. Не выдержал. Установил инструмент, и заиграл снова. Фугу Баха.

Хотелось слушать бесконечно эти волнующие струны, смотреть на вдохновение движущихся рук. Фуга теперь не рассеивалась среди зала, и не делилась, не множилась по сцене. Она прямым лучом пробивала своды старинного театра, и обращена была прямо к Богу. Наверное, также когда-то исполнял ее великий Бах. А, может, сам Бог нашептал ее композитору, а теперь виолончелист вдохновенно исполняет ее, прижавшись щекою к деке, перед создателем. А пред ним плохо не исполнишь…

А дальше мы слушали «Звоны» Сергея Рахманинова. Оркестр расширился хором и солистами. Волнами музыка выплескивалась в зал. Талантливое, родное, необъятное, любимое, теплое, душевное, гениальное( Казахи бы сказали евразийское), я бы сказала планетарное, вдохновенное и великое исходило от хора и оркестра. Движение всех стихий угадывалось в такой музыке – земли, огня, воды и неба. Чтобы управлять такою величиной, как Рахманинов, дирижеру приходилось быть очень экспрессивным, иногда он даже прыгал.

Великолепно вливались в эту экспрессию тенор Томас Юхас, баритон Сергей Толстой, сопрано Ева Хорнякова. Органично обволакивал очарованием большой комбинированный хор.

Инна плакала.

А я подумала: «Когда буду умирать, попрошу, чтобы исполнили «Звоны» Рахманинова у могилы. Может быть для того чтобы стать такою же бессмертной, как его музыка».

НОВАЯ БРАТИСЛАВА

Просыпается Братислава очень рано и очень не спеша, потягиваясь в разные стороны можжевельниками.

На встречу с учащимися Славянской гимназии мы выехали втроем.

Что интересно показалось по дороге. Во-первых, места парковок там у них очень строго распределены. Если встанешь не на то место, какое положено – будут неприятности. Не то, что у нас.

Машин мало. Гораздо меньше, чем в пригороде Московской области. Дороги также разбиты, особенно ближе к обочинам. Проезжать по ним трудновато. На заборах и стенах – следы несанкционированных граффити.

В общем, современная часть города мало чем отличалась от российской глубинки. Вот только дома веселенько раскрашены в теплые тона – оранжевый, желтый, зеленый.

Славянская гимназия порадовала очень оригинальным оформлением. Все с душою и со вкусом. Вдоль стен разрисованные панели старых парт. На рисунках, которые учитель рисования сделал совместно с учениками, герои сказок. Не удержалась – сфотографировала.

У входа – сооружение в виде домика улитки. Только гигантской. Я в него вместилась с головой. Вкруг красуются макеты городов и еще чего-то увлекающего. По остальным стенам у кабинетов – очень интересные газеты, выполненные самими гимназистами в тематическом ключе. Вот кабинет химии. Вот биологии. А здесь, скорее всего, спортивный зал! Угадала!

Но мы направляемся в кабинет русского языка.

Подростки уже на месте. Они приветствуют. Очень хорошо понимают по-русски. Глядят приветливо. Задаю вопросы о доброте. Диалог пошел. Ребята воспринимают чуть медленно, но доброжелательно. Читаю сказки «Мудрые мысли», «Белые цветы», «Черничный человечек». Слушают очень хорошо. Похоже, что готовы слушать часами. Звенит звонок. Но ребята реагируют по-прежнему, только на мой голос. Они интересуются, с какого времени  я начала писать сказки. Почему эти сказки для взрослых, а не для детей? И что я хочу ими сказать? Фотографируемся на память.

Директор гимназии Павел Спишек приглашает посетить их второе здание. В нем открыта дополнительная школа обучения игры в гольф. Сейчас в Европе Гольфклубы — это тоже очень модно. Школа пользуется большим спросом. Есть закрытые зимние залы, где тренируются гимназисты. Нас проводили до электронного экрана. Показали, как держать специальные клюшки. Пару раз мы с Орловым промахнулись по заданной цели. Играть в гольф – это вам не сказки писать про русалок! Тут точный расчет необходим.

Миша нетерпеливо гудит из машины. Ведь нас ждет еще одна встреча с детьми гимназии им. Эйнштейна. Вот в ней-то как раз и преподает моя новая знакомая Инна.

В школе Инна выглядит совсем иначе, чем на концерте в филармонии. Строгий костюмчик. Высокая прическа. Но все равно красивая, и я то знаю, очень душевная, раз слезу пускала под Рахманинова. Она четко и подробно дает инструкции по работе со сборным классом, заинтересованным во встрече с московским писателем.

Внутри гимназия им. Эйнштейна ничем не  отличается от наших учебных заведений. Вот только всюду портреты того самого Эйнштейна, который показывает всем язык.

Никто не знает, почему он это делает. Но я то вызнала! Раньше гимназия носила имя Короленко. А потом ее переименовали. Вот Эйнштейн и радуется.

Читаю подросткам сказки уже более взрослые: «Взятка», «Россыпи Росы», Курятник»… Беседуют дети более осторожно, чем в предыдущем классе. Возможно, это связано с тем, что в помещении находятся ученики из разных классов. Вопросы задают уже в коридоре. Фотографируемся на память.

Братислава – одна из самых молодых столиц Европы. И молодежь здесь совершенно не отличается от московской. Единственно, что только по-русски чуть хуже говорит. Но зато нормой здесь считается знать венгерский, немецкий, английский языки. Женщин называют по-польски пани. Перекрестное проникновение культур европейских стран говорит о частых войнах в последние несколько тысячелетий. И архитектурные стили и нравы здесь смешанные.

Город широко раскинулся по обоим берегам Дуная – самой полноводной реки Европы. Его основная часть лежит в низине, но почти четверть территории расположена на лесных склонах Малых Карпат. Их здесь называют еще Белыми Карпатами. С них и начинается могучая дуга Карпатских гор. Словацкая столица находится в очень выгодном расположении. 57 минут на поезде до столицы Австрии Вены, 2 с половиной часа до столицы Венгрии Будапешта, 4 часа до столицы Чехии Праги.

Переезжая через Дунай по мосту, замечаю над ним странное сооружение в виде летающей тарелки на длинных ножках. Не ошибаюсь. Это мост такой своеобразный – тоже символ новой Братиславы. А башня и ресторан в этой башне называется Уфо.

Мы решили там перекусить. Цены кусачие.

Подавали Темпуру из лягушачьих ножек и полевку(суп) из морепродуктов. Порции для хомячков. Проглотили, шутя, по 30 евро, и долго смотрели с Орловым друг на друга голодными глазами. Потом нашли в том хороший признак: пора худеть.

Вид из башни – вся Братислава и старая из красных черепичных крыш; и молодая отстроенная высотными зданиями мало чем отличающимися от современной «совковой» архитектуры Москвы и Питера; и горы; и Дунай, от которого идет весенний пар.

ТРЕНЧИН

Дорога на Тренчин — по автостраде. Миша ведет автомобиль мастерски. Вот еще что поражает. Миша во всем ас. И в вождении машины тоже.

Машин мало. Поля просыпаются справа и слева от дороги, сбрасывая зимнее увядание вместе с пожухлою травою.

Осмотр города Тренчин у нас начался с синагоги. С синагогой тоже оказалось все просто. Женщин в такие места вообще не пускают. Мы «не кошеееерные» 🙂 Вне зависимости, будем мы там что-то покупать или нет. Молиться то точно не будем. Это было написано на наших рязанских лицах.

Зато мы увидели табличку из доисторических времен, на которой еще римские легионеры оставили надпись на камне датируемую 179 годом.

Мне лично очень понравились солнечные часы, встроенные в простое жилое здание. Напротив есть другие часы, которые под мелодию словацкой песни грустно отбивают время.

Но самое красивое место в городе Тренчин – это замок, построенный на самой высокой скале.

Поверий и легенд, рассказывающих о приведениях, палачах и смертоносных практиках чахтицкой кровавой графини Елизаветы Батори и о Зухре, для которой богатый купец во время нашествия кровожадных соседей вырыл личный колодец — здесь можно слушать неделями. Было бы желание и время.

ЖИЛИНА

Библиотека в Словаки называется Книжница. Краевска жилинска книжница пригласила нас на встречу с читателями. Мы выдвинулись в город в составе трех человек. Кроме меня уже знакомые вам по описанию выше Евгений Александрович и Миша.

Нас очень вкусно покормили в столовой университета. Мы с удовольствием  ознакомились с выставкой фоторабот местного художника.

И очень интересно было посмотреть на саму библиотеку. Здание трехэтажное. Просторное. Множество залов. Людей тоже не мало. Есть зал сказок.

Библиотека, естественно, является местом встреч с интересными людьми, она служит проведению разных других культурных мероприятий.

Публика прибыла подготовленная. Узнав обо мне в интернете, задавали точные предметные вопросы.

Кроме того, вопросы были обращены и к специалистам по русскому языку г-ну Орлову и Мише соответственно, потому как и библиотека в Жилине и РЦНК в Братиславе заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.

Миша превосходно переводил наши реплики. Чувствовал себя уверенно, как рыба в воде.

После встречи началась небольшая кутерьма. Журналисты засыпали дополнительными вопросами и координатами. Ко мне подходили люди пообщаться, и сфотографироваться. Порадовала пожилая женщина, которая раньше училась в МАИ, и теперь усиленно занимается с внучкой русским языком. Девочка подарила рисунок. И, пока бабушка беседовала с Орловым, доверчиво показала мне качающийся на одной ниточке зубик. По всей вероятности, родители боялись его трогать, и ребенок с неделю маялся. А тут целая сказочница перед нею. Вдруг поможет? Девочка улыбалась.

— Выдернуть? – спросила я.

Она кивнула. Я взяла зубик, и через мгновение он оказался у нее на ладони к восторгу бабушки и журналистов, которые начали это фотографировать.

КУДА Я НЕ ПОПАЛА

Я не попала в Президентский дворец. Просто над ним не было флага. Это означало, что самого Президента нет на месте.

Я не попала на награждение лучших журналистов Словакии. Потому что выбор пал на проведение Дня Доброты( я собственно за этим и приехала). А награждали от имени и по поручению Национальной литературной премии достойных из достойнейших. Орден им. В.В. Маяковского мы привезли для Любомира Фалдека «За подвижническую деятельность и заслуги перед русской литературой». Литературными премиями им. А.П. Чехова «За вклад в русскую литературу» награждаются Эва Франьова-Малити и литературное Общество в городе Нитра. Для  Редакции газеты «Литературный еженедельник» и для Эвы Колларовой мы привезли Диплом лауреата и памятную статуэтку Кузнецовского фарфора.  Йозеф Сипко и Иван Павлов, профессора из Прешова награждаются благодарностями от Национальной литературной премии Золотое Перо Руси. Дипломы им. Шекспира получат за прекрасные переводы Юлиус Рыбак, Андрей Червеняк и  Этела Фаркашова.

Я не попала на спектакль «Евгений Онегин», поставленный по оригинальной современной версии.

Я не попала на выставку художников.

И 23 февраля я не попала на возложение венков солдату освободителю в Славине. Так называется мемориал погибшим советским воинам. Его видно со всех сторон Братиславы. Это не только монумент. Это захоронение около 6 тысяч солдат. В этот день я улетала обратно в Москву.

Я не попала на распродажу фирмы Хогль, где австрийцы «выбросили» нестандартные размеры сапог на натуральном меху по 20 евро за пару. А у меня как раз 34 размерчик. Его днем с огнем не сыскать…

Но я не попала. Так и уехала с деньгами обратно в Москву.

УРОКИ ДОБРОТЫ И МАСТЕР-КЛАСС

ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ СКАЗОК В СЛОВАКИИ

Посольская школа. Дети из посольств: Русского, Беларуси, Казахстана. Возраст до 10 лет. Смышленые. Реагируют мгновенно. Активно и бойко отвечают на вопросы. После флегматичного разрозненного состава достаточно взрослых и не особенно хорошо и быстро следящих за мыслью словаков, они кажутся просто индиго.

Провожу урок доброты. Вернее это пока только вопросы. Ответы они дают себе сами, выкрикивая их, причем все и разом.

Здравствуйте. Вы любите меня? Пока нет. Но я дам вам время. Поговорим о Доброте. Что это такое? Вы добрые? Ты, девочка добрая? А ты, мальчик, добрый? Я добрая?

Что сегодня сделали доброго вы? Вы и вы? Убрались. Помыли посуду. Это тоже хорошо. А завтра? Что вы будете делать завтра?

Сказки добрые?

Все рождаются добрыми. Все хотят добра людям. Маме. Папе. Бабушке. Сестренке. Соседям. Но человек взрослеет. Что с ним происходит? Откуда войны? Откуда грабежи? Насилия? Убийства? Откуда рабство? А добрый ли мир? В мире много войн.

Отчего? Если все рождаются добрыми – от чего войны? От того, что человек хочет взять чуть больше, чем отдает.

А что будет, если он будет брать меньше, а отдавать больше? Если он будет добрее этого мира? Вопреки всему?

Деньги зло? Или добро?

Антуан Де сент Экзюпери написал чудесную сказку «Маленький принц». И ее ключевые слова: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Что он хотел сказать?

Почему так воспринимаем мы его слова «Встал, умылся, убери свою планету. А потом можно вдоволь любоваться закатом».

В мире много оружия. Камня. Асфальта. И совсем не осталось сказок. Вот поэтому мы умираем раньше, чем следовало. И живем не так, как велит небо. Что нужно человеку?

Оказывается очень мало. Ему необходимо, чтобы до него 8 раз дотронулись, и хотя бы раз назвали по имени! А лучше поцеловали. И сказали, как его любят. Вы любите меня? Пока нет. Вот смотрите – дотронуться и сказать Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! Верь мне. Это  правда! Вот и все! И он будет ощущать себя комфортно.

Обещайте мне сегодня непременно прийти после этого урока домой, поцеловать маму, позвонить бабушке, и сказать все самое хорошее, что знаете о них. Поблагодарите их. Самое лучшее на свете – это благодарность. Обещайте делать это каждый день.

Андерсен сказал – «Человеку нужно всего лишь солнце, небо и… маленький цветок».

Маленький цветок – это сказка. Хорошая сказка. Добрая сказка. И… новая сказка. Каждый день новая сказка. Этот просто. Это проще, чем отобрать, ударить, украсть. Новая сказка – это сад за окном. Это улыбка родителей. Это пятерка за выученный урок. Это полочка, сделанная своими руками. Это солнечный зайчик, которого мы сегодня научимся делать.

А Киплинг, великий Киплинг, умирая, произнес: «Раньше я думал, что деньги – самое главное в жизни. Теперь, умирая, я знаю это наверняка».

Так что же главнее на земле сказки или деньги? Деньги или сказки? Скажите мне, деньги – добро или зло? Зло? А, если вам они потребуются на лекарства для любимой бабушки? Может, главное – труд? В Велесовой книге написано – «Рай – тот же труд, только без врагов и болезней». Так вот мы и пришли к моменту, что деньги – это добро, но только в том случае, если они заработаны честным путем. Да. Главнее деньги. Если у человека будет много-много денег, он сможет скупить все сказки мира!

Наполеон, умирая, просил: «Разверните мои ладони, пусть люди видят, что я, завоевав весь мир, ничего не беру с собою!»

Теперь пора открыть вам один великий секрет! СКАЗКИ не умирают! То, что вы сделаете сами своими рукам, и отдадите – и есть сказка. Ожившая сказка.

Древними сказано: «Что отдашь, то твое, что не отдашь, то ничье!» Почему это сказано? Почему живет поговорка: «Пусти хлеб по воде, и он приплывет к тебе с маслом!»?

Сегодня я научу вас оживлять предметы. Это совсем не сложно. Итак. Мы определились. Есть добро. Есть зло. Есть чет. Есть нечет. Есть тьма. Есть свет. Есть ночь. Есть день. Кому вы доверите себя в детстве? Маме. Еще кому? Папе. Бабушке. Кукле. Мишке. Куклы добрые?

Если им можно доверять, значит, они добрые…

А дальше урок за уроком я учу детей делать сказки из бумаги, из носового платка, из старого ненужного и потерявшего пару носка. Я учу их делать кисок, зайчиков, лягушек и достаю из двух огромных сумок около двадцати уже готовых огромных кукол и других поделок к сказкам. Куклы заняли 19.500 кг веса от моего багажа при перелете… Вместо бального платья. Дети Словакии –  выбор сегодняшнего дня. Урок доброты – главное, зачем я здесь. Дети это подспудно понимают, они следят за руками, как за действиями фокусника, когда из малого пространства разворачивается целый мир. Сказочный. Новый. Интересный! Бойко интересуются, а как, а что, а почему голова крепится так, а не иначе.

Урок закончен. Я оставляю кукол в подарок новому музею сказок.

— Это для нас? – не верят дети. Они прижимают к себе вязаных, керамических и кожаных кукол. Целуют их.

— А можно нам оставить и это?

— Можно.

Мы объявляем новые конкурсы на лучший рисунок о Доброте. На фото или поделку на тему о солнце. На сочинение о том, «как я стал добрым». Оставляю для победителей бланки дипломов.

— Вы любите меня? – спрашиваю на прощание.

— Дааааа! – слышится радостные крики единодушия ответа.

Нас с Орловым не хотят отпускать. Грозят закрыть двери и оставить  еще на недельку-другую.

— Можно я буду звать вас тётя Света? – обнимает меня на прощание девочка и дарит фенечку, сделанную своими руками.

Несколько других ребятишек более настойчивы. Они подходят и просят показать еще раз, как закреплять ушки солнечных зайчиков, как сворачивать бумажную сказку из кораблика. Еще раз терпеливо показываю.

Оглядываюсь на посольскую школу и на выбежавших вслед ребятишек с легким сердцем. Мой хлеб, пущенный по воде, вернулся ко мне с маслом. Это доброта в их взоре.

РУССКИЙ БАЛ В БРАТИСЛАВЕ

А еще я не попала( Ах! Как жаль!) на русский бал, где вино лилось рекою. Где дамы в бальных платьях танцевали вальс и полонез. Где выступали артисты оперетты. Девчонки трещали на перебой, что он был гораздо круче Венского.

Они рассказывали о платьях, в которых они блистали на балу. И я им по-хорошему даже не завидовала, скорее радовалась, что они это все увидели.

Вечером в РЦНК после бала и после моего Урока Доброты стихийно образовалась вечеринка. Я спустилась со своего гостеприимного чердачка. Евгений Орлов достал из холодильника гренки. Инна позвонила мужу Расте, и послала его в магазин за колбасой. Он принес не только лучшей в Братиславе колбаски, но и домашних консервированных очень острых арбузов. Я их пробовала первый раз в жизни.

Вкус… специфический. Но попробовать острых арбузов обязательно стоит, если вы – здесь!

А Ирина Дулеба уставила весь стол закусками собственного производства. Мы спели пару романсов под аккомпанемент пианино. Говорили о том, где проводили время, пока не видели друг друга. Ну, и о русском бале, конечно. Передаю из первых уст.

Русский бал состоялся в Братиславе впервые. (Это, конечно, не Венский благотворительный бал, который ежегодно проводит Москва в Австрии).

Был большой концерт, на который собралось около 500 человек. Билеты продавались по 200 евро. Но были и специально приглашенные гости, как Ирина с Инной, или я, например. Одежда требовалась определенного вида – бальное платье для женщины. Костюм для мужчины. Достаточно демократично, на мой взгляд, потому что на Венский бал требование фрака, смокинга или военной формы для мужчины были в этом году обязательны. От Венского русский бал в Братиславе отличался еще и тем, что танцы не требовали дополнительного отбора дебютанток. Первый танец в Вене исполняли девушки от 17 до 23 лет. Наши «Наташи Ростовы» проходили отдельный кастинг на предмет умения исполнять обязательные па. А стоимость за билет вирировалась от 80 до 500 евро, в зависимости от того, будете вы просто танцевать или попробуете закуски. Понятно, их привезли богатые «дяди».

Вена – это не Братислава. И хорошо. Поскольку оплачивая вход, господа бизнесмены, представители русской элиты в Словакии, гости ближнего зарубежья(Австрия, Польша, Чехия и др.) могли пользоваться всеми радостями без ограничения. Цены доступные для так называемого «бизнес-класса», как в самолете.

Русские хотят ввести новую традицию – объединить людей бизнеса и творческой элиты под эгидой балов.

Главный приз бала «Славянка». Ее планируется вручать на каждом мероприятии самым достойным. Это такая статуэтка, наподобие Оскара. В этом году было вручено две Славянки «за вклад в русско-словацкие отношения» Эве Колларовой и Яну Черногурскому.

Девчонки прямо почувствовали себя королевами, когда шли по красной ковровой дорожке.

Круглые столы били предназначены для 10 человек. Оформление в бело-синем цвете. Шикарное. Белые столы. Стулья. Драпировка. Синяя подсветка. Вкруг столов собирались люди по интересам. Бизнес – к бизнесу. Культура – к культуре.

Еда – до упаду. Кухня русская, кавказская, словацкая.  До трех часов ночи гостей радовал большой выбор горячих и сладких блюд. Фруктов и десерта. Вин слишком много. Словаки столько не пьют. Каждой уходящей с бала даме дарили белую роскошную розу.

А в субботу после моего отъезда ожидался хрустальный бал. Вообще, зима – сезон балов. Его в январе открывает Городской бал. Проходит он в старом здании театра и без приглашения стоит очень дорого.

ИМЕНА

Христианизация Европы, и России в том числе, за тысячу лет повырубило славянские имена из нашей культуры. Богинею смерти считалась Морена, от слова мор. Мариею и Мариной крестили чуть ли насильно половину девочек в церквях, изначально обрекая на темную несчастную жизнь – «мар». Иоан креститель. Иванами называли нас много-много лет. И стали мы Иванами, не помнящими родства. Имя Светлана вообще запрещено. Зайдите в любую православную церковь. Попробуйте одарить ребенка светом в имени. Нет такого имени Светлана. Нет меня. И быть не должно. Есть Фотина. Есть Фотима. А ведь это не одно и тоже! Вот бы я пришла в аэропорт и сказала: «Здравствуйте, я – Фотима!» Зато в Словении, Сербии и Словакии имя Светлана есть, причем в женском и мужском виде. А сколько там оттенков!

Европа сохранила, не понятно как, живые славянские имена. Они благотворно действуют на слух. И окружали меня в поездке, вы только послушайте, кто! Я записывала имена, как будто собирала небесный дар по капле и пила его пригоршнями счастья! Вслушайтесь в музыку этих имен! Так называли не только богов, но и наших предков. Отворите генетическую память поколений! Так называют славяне дочерей и сыновей до сих пор. И ходят по планете:

Бажена, Белослава, Белоснежа, Беляна, Благолюба, Благомила, Бояна, Братислава, Братомила, Верослава, Весёла, Веселина, Весняна, Влада, Голуба, Грёза, Дана,  Дарёна, Добринка, Добруша, Драгомира, Елица, Желана, Забава, Загляда, Звана, Звенислава, Злата, Златовласка, Златоцвета, Искра, Истома, Касатка, Краса, Красимира, Купава, Лада, Ладислава, Леля, Любава, Любомира, Любомудра, Люборада, Любослава, Милада, Миловзора, Милослава, Надия, Неждана, Ненагляда, Полеля, Прекраса, Рада, Радосвета, Радослава, Радостина, Светана, Светислава, Светла, Светлана, Светогора, Светозара, Светолика, Светослава, Святослава, Синеока, Сияна, Смеяна, Смирена, Снежана, Слава, Славина, Славолюба, Славомила, Славомира, Славяна, Тайна, Творимира, Умила, Улада, Улита, Улыба, Услада, Утеха, Хорошава, Цвета, Цветава, Цветана, Чара, Чаяна, Яра, Ярина.

Бажен, Баян, Белогор, Белояр, Благовест, Благодар, Благолюб, Благомил, Благомир, Благород, Благослав, Богун, Валигора, Вас, Ведислав, Велигор, Велимир, Велимудр, Велимысл, Велинег, Велислав, Велко, Венд, Венцеслав, Волот, Дал, Далимир, Далимысл, Дан, Девясил, Добробуд, Добровест, Добровит, Добродей, Добромысл, Жалимир,  Зореслав, Златовлас, Златодан, Златосвет, Златояр, Зорян, Искр, Красимир,  Крутослав, Ладимир, Любозар, Любомил, Любомир, Любомудр Любомысл, Милош, Миролюб, Мирослав, Надей, Найдён, Нарышка,  Нежен, Незван, Нечай, Огневед ,Огнедар, Огнезар, Огнеслав, Олель, Олен, Отрад, Первослав,  Радован, Радолюб, Ростислав, Свентояр, Светибог, Светилюб, Светослав, Светодар, Светолик, Святолик, Светомир, Светозар, Святополк, Святорад,  Святояр, Тихомир, Утеш, Юрас, Юрий, Ян, Яробор, Яролик , Яромир , Яросвет, Ярослав.

ПОСЛЕСЛОВИЕ О БРАТИСЛАВЕ

Вернувшись вечером под крышу русского центра в Братиславе, я долго вспоминала о Вене. Да, и вечером, собравшись, мы говорили о ней с новыми моими друзьями, Евгением Александровичем, Ириной и Инной.  Они никак не могли поверить, как это так – сегодня я в Москве – завтра – в Праге, послезавтра в Братиславе,– потом – сразу – в Будапеште, а еще на следующий день – в Вене!

Да, что же тут странного. Через Братиславу недаром проходит нулевой меридиан! Здесь все рядом. В последний день меня осыпают подарками и книжками и ангелами с книжками и конфетами и цветами… так жалко расставаться!

Светлана Савицкая

17-23 февраля 2011 года

Москва-Братислава-Прага-Будапешт-Вена- и снова Москва

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.