Мы пригласили Тимура на интервью. Мы уже кое-что слышали о нем. И думали, зачем ходить в аптеку и спрашивать антидепрессант? Воздействие песен Тимура Шаова на настроение подобно некоему лекарству, повышающему самочувствие после любого стресса. В этом ли феномен Тимура?

Он не из тех деланных звезд, которые сидят на своих дисках и не позволят даром отдаться из Инета вашему компу. Шаова найти просто. Он веселящим вирусом бродит от мобильника к DVD проигрывателю народного жигуля, инородного «мерса» и антинародного «мицубиси». Его можно присвоить себе, просто набрав имя в поисковике мейла. А потом подарить друзьям, выкупив пару дисков в близлежащей палатке метро.

У вас украли мобильник? В стране бардак? Подлый сосед? Послушайте Тимура в записи – проблемы расплывутся в улыбке. Он незлобливо поселится в вашем плеере, в вашем доме, как старый друг, о котором вы уже все-все знаете. Ведь он думает так же, как вы, так же чувствует, так же смеется над собой. Он показывает отражение вашего мира в забавном зеркале, от которого хочется горько улыбнуться сквозь прозу жизни. Он «достаточно новый, достаточно русский», потому как русским языком пользуется виртуозно и образ жизни у него и менталитет как раз наш, хотя по национальности черкес.

До мозга костей интеллигент иногда делает намеки на нецензурную лексику. Да. Это не всегда прилично. А кто сказал, что надо говорить ПРИ-лично? И где та грань в творчестве, та граница, та черта, по разные стороны которой живут ПРИ-лично и неПРИ-ично? Об этом песня «Разговор с критиком».

Его нельзя дробить на певца, композитора и поэта – он некий сплав, обаяние синтеза «легкого» и «тяжелого» юмора. Ценности его песен необыкновенно чисты.

Ценность полноты и разнообразия жизни, ценность мира, ценность добра. Ценность семьи и дома. Ценность естественной природы. Ценность самопознания и самоформирования своего пути. Долг перед народом, семьей, собственной душой. Ценность сорадования и сострадания. Ценность волшебной романтической драматической и иронической, юмористической подачи – перформатива. Весь мир может быть радостным, если вы захотите этого. Ценность быть ребенком и сохранять свое детское ЯСНОВИДЕНИЕ. Ценность возвращения к себе. Ценность воскресения и восстановления человека. Ценность идеала, мечты. (В песне «Верните, твари, оптимизм!».)

Ценность плюрализма мнений (мнения не есть суждения в песне о зодиаке).

Драматическое, трагическое и комическое не раз переплетаются до абсурда в его произведениях, как и в нашей жизни. Практически каждая песня сопровождается лейтмотивом глубокой, выстраданной сатирой. Примером может служить «Товарищи ученые. Тридцать лет спустя», «Транзитный поезд через Украину», «О судьбе интеллигенции» и др., в которых ненавязчиво высказывается точка зрения многонационального большинства, составляющего русский народ.

Большое разнообразие комических интонаций и дают отдачу зала на концертах. Юмор, гротеск, ирония, сарказм смыслового подтекста в песнях «Любовное чтиво», «О вреде пьянства», «Сказки нашего времени» могут перейти в открытый бурлеск в песне «Крысолов». При чем вы чувствуете себя постоянно рядом, как бы примеряя песни, шкуру главного героя на себя. Интересны и обороты травести. В душе пьяницы-поэта живет возвышенное и прекрасное – каждый человек видит прекрасное мира и стремится к нему, творит красоту. Непременные штрихи остроумия проблескивают веселыми эпитетами и литературными находками: «Огромный мегахолдинг Мать Россия вползает в ночь, Курилами вперед»…

…Он добирался до редакции, собрав несколько пробок по Ярославке и Кольцевой. Но добрался. Карие детские глаза. Белый пиджак. Без гитары, зато с дисками в подарок. Ну что ж, «это по-нашему, по Бразильски». Времени на разговор практически не остается, ведь ему обратно по пробкам на концерт. Поэтому над интервью работаем быстро в блиц-форме.

– Тимур, кратко о себе.

– Шаов Тимур Султанович, родился 14 июля  1964 года в городе Черкесске. После окончания Ставропольского медицинского института, в 1987 году, 12 лет проработал гастроэнтерологом-эндоскопистом в  Зеленчукской районной больнице, что в 25 километрах от поселка Нижний Архыз (знаменитого своей обсерваторией). А параллельно с работой писал песни… Специально в авторскую песню не уходил, она очень постепенно влезала в мою жизнь. И теперь уже влезла настолько, что пришлось заняться ею профессионально.
– Ваши учителя в музыке.

– Слушал «Битлз», Высоцкого, Окуджаву. Визбора впервые услышал в Ставрополе где-то в конце обучения в институте, и то случайно. Поэтому первые песни были подражанием Высоцкому. Авторитеты в авторской песне – А. Галич (номер один), А. Иващенко и Г. Васильев, В. Луферов, А. Мирзаян, Вад. и Вал. Мищуки. Иногда работаю с группой «Грассмейстер». Постоянно выступаю с Сергеем Костюхиным и Михаилом Маховичем.

– Самые большие достижения.
– В 1995 году  стал лауреатом Грушинского фестиваля авторской песни в городе Самара. В 1997 г. – лауреатом Московского фестиваля. С 1999 г. стал заниматься авторской песней профессионально. С 2002 года живу в Москве. 4 апреля 2001-го стал первым бардом, получившим профессиональную премию в жанре сатиры и юмора «Золотой Остап».  Лауреат национальной премии «Шансон года – 2003».

– Где побывали с концертами за эти годы?

– Почти во всех крупных городах страны, а также неоднократно в Германии, Голландии, США, Канаде, Израиле, Латвии, Литве, Эстонии, Украине, Белоруссии.
– Хобби?

– Шахматы, баскетбол.

– Результат?

– 3 компакт-диска на студии «Московские окна».

– Вы больше бард, семьянин или врач? Что дороже из этих понятий? Расставьте приоритеты.

– Семьянин, конечно.

– В каких городах теплее встречают?

– Всегда хорошо в Санкт-Петербурге, Бостоне, Киеве. В Москве публика тоже теплая.

– Интернет пестрит положительными отзывами о ваших концертах. Некоторые считают вас лучшим бардом нашего времени. Как они проходят?

– Я бардом себя не считаю. Лучший бард, худший… это не спорт. Концерты проходят по-разному. Если не первый раз мы приезжаем в город и если есть своя публика, то весело! Это, как  в Питере, может быть похоже вообще на рок-концерт. С репликами из зала. Часто вступаю в диалоги. Люблю, когда пишут записки. Атмосфера всегда хорошая, приподнятая.

– Есть любимые песни, не очень любимые? Какая, на ваш взгляд, самая удачная из всех?

– Нет, такого нет. Все песни свои. Все – дети. Я понимаю, что какая-то проще, какая-то посложнее.

– Что раньше возникает мелодия или стихи? Или некая идея песни?

– Идея. Хотя песня может родиться из удачной строчки. Иногда мелодия вдруг нарисуется. Но тогда это наиболее сложная работа.

– Как оцениваете вы себя с точки зрения литературы? Музыки? Исполнения в отдельности?

– Никак отдельно не оцениваю. В моем случае это невозможно разъять. Это синтетика.

– Откуда такой заряд оптимизма в песнях?

– Склад характера. Оптимизм от мамы с папой. Мама у меня директор института гуманитарных исследований в Черкеске. Отец инженер-конструктор.

– Случалось ли в жизни что-то сказочное, необычное?

– Нет. Я рационалист, и скептик, и циник на самом деле. Не реагирую и не верю. С космосом не общаюсь. Чакры не открываю. Но суеверен. Если вернусь, в зеркало посмотрю. Дулю засуну, если кошка черная пробежит.

– Каким считаете молодежный  возраст?

– Я – молодой! Вообще у меня еще с детства такое впечатление складывается, что вокруг все старше меня. Либо это чувство постоянной молодости. Я не могу к таким мэтрам, как Смехов, обращаться Веня, только Вениамин Борисович. Ощущаю себя юнцом.

– Что бы вы пожелали читателям?

– Как бывший доктор: крепкого здоровья, хорошего настроения! И «все будет обалденно!», как поется в одной нашей песне:)

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2007 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.