А, может, нет никакой тайны? Может выдумка все это про Россию, ведь умом-то как раз понять ее можно, а вот полюбить и принять, как милость… Милость Бога, которая всегда рядом, лишь руку протяни…  возможно ли?

Возможно.

Что рождает эта книга? Переоценку системы ценностей. Расширение сознания. Откровение. Любовь. Что есть любовь? Только ли фрактально отраженная в душах вселенная?

Светлана Савицкая автор необычный и необъятный. Ее слишком много для одного человека. Много для творца. Много для писателя. Много для художника. Она – многодетная мать. Причем, семья ее на редкость слажена и дружна. Дети уже взрослые. Все трое закончили ВУЗы с Золотыми медалями. Казалось бы, жизнь удалась, сиди дома у плиты, воспитывай внуков.  Ходи в церковь. И молись за радость всего мира. Что тянет ее к листу бумаги после 30-тилетнего удачного брака? О чем хочет она поведать? В чем недосказанность земного  предназначения?

Она – многосказочный писатель. Многопесеенный бард. Многополотенный художник. Многонагражденный автор. Многостатейный журналист. Многомузейная личность. Болгарин Бисер Киров называет ее «Великой женщиной России», яркий представитель цыганского народа Николай Сличенко – «Мастером русской прозы», Граф Петр Шереметьев из Парижа — «уникальным сокровищем русской культуры», а посол Сербии в Москве Елица Курьяк «Женщиной мира». «Ее любят дети и садятся на ладони бабочки» — замечает в статье о Светлане известная писательница Маргарита Шанто. И все это правда.

Многожанровость и мнгогоплановость предполагает работоспособность. Но что удивительно, множественность ее вопреки всем законам бытия обладает качеством. Савицкая ведет образцово-показательный порядок в семье. Занимается образцово-показательной сетью собственных музеев сказок. В жизни она является верным образцово-показательным другом. Учредителем Национальной литературной премии Золотое Перо Руси, под эгидой которой собраны лучшие авторы мира, Мастера и даже Магистры.

Но это все там. За пределами книги.

В России вышло в свет чуть ли не тридцатое издание Светланы с названием «Притчи для души». Первоначально название было «Притчи для мудрецов». Название сменил издатель. Как так? Имеет ли право женщина быть мудрецом? Да никогда! Тем более писать притчи ДЛЯ мудрецов, а значит, учить, поучать, предлагать свою женскую философию не только мужчине, а мудрецу – три К: киндер-кирхен-кюхен… Ведь Ева была создана из ребра Адама, единственной кости, где нет мозгов!

Не широко ли вы мыслите, гроссмутер? Не глубоко ли копаете, мадам?

Но, вчитавшись в текст, мы невольно убеждаемся: Да. Претензии автора оправданы. Ведь самый сложный жанр в творчестве – проза. Из прозы рождается – сказка. А что сложнее ее? ВЕРУЮЩИЙ НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК, КТО ВЕРИТ В БОГА, А ТОТ,  В КОТОРОГО ВЕРИТ БОГ. Освоив русский язык, Светлана Савицкая пытается в совершенстве овладеть межнациональным и межрелигиозным языком пророчеств прошлого и будущего — создает притчи. Причем, эти короткие по форме произведения вне времени, поскольку воздействуют сильнее многотомных романов. Они напоминают скорее стихи в прозе, сконцентрированные оголенные нервы философии на отдельно взятом срезе жизни. В них нет назойливости басни. Отсутствует навязчивая мораль. Но силен дух высшего закона совести. Он угадывается между строк. И здесь, в книге. И там, за ее пределами.

Ее повести знаковы. Иногда лейтмотивом проступает резкий политический бурлеск.

Автор не боится устами второстепенных героев закричать, душа себя за горло: «Россию додушивают мелкими удушками». Это бабка-лозунгистка. А, может, на самом деле – обездвиженная политическая элита России? А, может быть, это наша страна задыхается? А, может весь мир в глобальной экологической катастрофе? А, может, душа, пытается вырваться от тисков быта… Ведь малое – в большом, и большое – в малом! В доме «сумасшедших» повести «Грешен! Господи!» есть и другие знаковые персоналии. Каждый из них введен в действие не просто так. Но где же грех, обозначенный и заявленный названием? Мы ищем его в героях. Мы, постепенно начинаем искать его в себе. И душа наша медленно опускается на колени, и мы восклицаем: «Грешен! Господи!»

У каждого героя есть своя сверхзадача.

Иногда иносказание в мифотворчестве окутывает нас мягкой лиричностью. Речка! Речка детства уже плещется снами, обещая исполнение надежд. Несколькими фразами, точно художественно и акварельно Светлана дает полную картинку времени и места действия, не мучая читателя лишними подробными описаниями. Она бросает героев в необычные ситуации. Это, прежде всего, современный автор, понимающий, как важно говорить по-чеховски кратко. И герои живут, страдают, борются с ситуаций, в которую их, как в клетку, помещает автор. Легкими барашками пены прекрасного образного языка, который подвластен лишь великим мастерам, автор задает загадки. «Зыркнули ячейки таблеток, точно глазницы смерти». Эта деталь брошена не случайно. И все не случайно. И неожиданно мастер затягивает нас на самую глубину, заставляя перевести дыхание, откинуть окаянную книгу в сторону и задышать глубоко, потому что в клетке собственных ребер становится тесно. И слезы любви одна за другой просятся из глаз, и душа наша высвобождается на волю в прекрасной сказке, взлетает над домами, над городом и летит к Солнцу, подобно Анжелинке в ее пьесе «Замок крылатых»!

Это было на самом деле. В доме престарелых города Балашиха одинокие старики умывались слезами и каждый раз просили еще и еще раз читать последнюю главу повести «Я верю тебе, мама!». Она отмечена в Союзе писателей России орденом Г.Р. Державина за высокий литературный уровень мастерства.

А пятилетний мальчик попросил отца, прослушав однажды ее сказку «Замок крылатых»: «Читай назад!» Отец прочитал. «Читай еще раз». И снова отец прочел ребенку конец сказки. «И еще раз», — попросил ребенок. «Ты не понял?» — спросил папа. «Я понял. Но так хорошо!»

Неужели так сладко плачут сердцем только русские? И невольно от повести к повести, от рассказа к рассказу, от сказки – к притче, душа вспоминает о главном своем предназначении, и начинает самостоятельное расследование: работу души, отдаваясь философии добра без остатка. И это отнюдь не женская философия. Это философия творца.

«Помолись, покайся, искренне проси милости у Господа, и простит он раба своего!» — говорит поп главному герою повести «Грешен! Господи!»

И мы вспоминаем все грехи тайные, о которых никто не знает, мелкие, большие, средние, больные, кусачие, теснящиеся, прощенные батюшкой, и не прощенные нами до сегодняшнего дня.

Каждое слово в повестях важно. Без него не состоится пазл выдуманного- невыдуманного мира.  Виртуальность слишком реалистично вырастает перед нами, чтобы не поверить. В России часто цитируют фразы Светланы Савицкой: «САМОЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО ЕСТЬ У ЗЕМЛИ – ЭТО ЕЕ ВЗГЛЯД В НЕБО!» «СДЕЛАТЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ СЧАСТЛИВЫМИ НЕ МОЖЕТ ДАЖЕ ГОСПОДЬ БОГ!» «РОДИНА ЦЫГАН – ДОРОГА!» Они, и многие другие давно стали афоризмами.

«Необычный расклад» необычен и построением, и характерами и авторским набором глав. Картами выпадают они перед читателем. На каждой из них – фрактал вселенной. Мозаикою  этих кусочков складывается необычная повесть в жизнь.

И вот она, прямая характеристика русской души, чего же больше?

«Дура я дура, забыла взять пенку для ванны!» — сокрушается цыганка Роза, уходя от главной героини.

И в противовес хлещет фраза: «Дура я дара, забыла дать ей персики!»

Взять и отдать. Добро и зло. Свет и тьма. Чет и нечет. Правда и кривда… встречаются на одной точке времени. Меж ними – истина. В данном случае ребенок. Ноль точка. Точка сборки. Чистый, неприкрытый символизм с одной стороны для посвященных. И занятная мелодрама для обывателя. Зло в конце проигрывает. Без боя отдает истину добру.

Как же хорошо было бы, если бы и в жизни так. Чтобы отрицательные события и люди самоликвидировались! Но это видимое «сами» только следствие, отнюдь не причина. Так почему в жизни не так? Потому что мы пожалели или «забыли отдать персики»?

Символизм Савицкой окутан личными художественными находками: «Как медленно в старых домах идет лифт!» Иногда она их расшифровывает для читателя, усиливая смыслово: «Как медленно в малых городах идет жизнь». Иногда оставляет додумывать для читателя: «чешуя ее рыбья глаза застила чтоли…»

Мы невольно понимаем, что героиня повести «Необычный расклад» — это также и  образ новой России. А ребенок – не что иное, как символ нового года или нового тысячелетия. «Своих то так не любила, а этот к душе прикипел». Так расшифровывается молитва: «Дай нам Боже, хлеб наДсущий, ибо не хлебом едиМым жив человек!» 

«Люб» сказал один человек, а «Тебя» продолжил другой» «И любовь прошла, как ливень по другой стороне улице».

Попробуй пойми его, женское сердце!

Сплетенная из одних загадок и повесть «Я верю тебе, мама!»

На мой взгляд, это лучшее, что Светлана Савицкая сотворила за свои без малого 50 лет. Литературная находка на находке! Главный действующий герой – сны. Мы все пришли из снов и все там будем. Сны – наши тайны. Сны – наша жизнь вне времен. Сны – наши мечты. Сны – покой души, обретенный результатом скитаний и странствий. Мы хотим закутаться в сны. И отдаться им. Но здесь жизнь, которая мешает нам соединиться с лучшим, что есть у каждого человека, с его снами. Это читается между строк.

Мальчик Дарик. Нежный и боящийся потревожить. Деликатный и добрый. Понимающий. Удивляющий мудростью недетской философии. Мальчик борец. Идеал красоты. Мальчик эльф. И мальчик Бог. Как Сервантес бросает своего героя на ветряные мельницы в одиночку. Так и Савицкая оставляет Дарика одного без матери и брошенного  отцом в московском метро. И он начинает бороться против всего на свете. Как две капли воды похож Дарик на своего отца. Это вы прочтете на страницах. И почувствуете между строк: Они и есть те самые антагонизмы, что встречаются символически в повести Необычный расклад. Это добро и зло. Это чет и нечет. Это день и ночь. Это единство и борьба противоположностей.

Выбор. Какой выбор сделает Маленький принц, прилетевший на планету Девушки Марьяши? Улетит, подобно герою Экзюпери на перелетных утках? Или останется, как несбывшийся сон?

Но Савицкая не Экзюпери, и не Сервантес. У нее другие стилистика, словосложение и смыслы.

Автор возносит читателя в облака, а потом опрокидывает на колени, чтобы тот невольно себя жалеючи, воскликнул одному читателю слышимое, себе и.. что-то типа «Грешен! Господи! Но смилуйся! Дай надежду на счастье! Ведь Бог есть любовь!» Автор взывает проектировать модель схематично показанного пространства этого нереального мира снов на ваши личные воспоминания. И на последнем слове повести «мама» у редких людей не бегут из глаз слезы очищения и любви.

Постичь загадку Савицкой, все равно, что постичь загадку русской души вообще. Как матрешка в матрешке вложены в ее произведениях смысл в смысле. Сказки и рассказы переведены на многие языки мира. Это говорит о мастерстве.

Разноплановые тайны и ценности, собранные в сборник в рассказах, сказках и притчах приоткроют вам другую грань автора. Читатели, я завидую вам! Вам предстоит эстетически насладиться элегантной эротикой «Голубоглазого острова», улыбнуться над незатейливым дедом, борющимся с сорняками ли, с чувствами в притче «Любовь» и над пьяным шофером, нежно обнимающим колесо в «Лысой резине». Вы примите острую сатиру «Курятника», как реальную действительность любого таланта и боль экологической недолговечности Планеты ли, любви ли, жизни, или доверия в ней в притче «Человек».

Оформленные быстрым карандашом произведения Светланы возможно, покажутся вам очень простыми. Но не торопитесь. Задумайтесь.

В притчах же «Кружка с журавлями», «Быльё», «Кстати, о птичках», «Птицы прожитых лет» «Ангел и Демон» появится и автор, но подчас даже не как действующее лицо, а два лица.

Выступления Савицкой в России и за рубежом называются «Сеансами сказкотерапии». Проводит она их в Детских домах и  тюрьмах, в обществах, где дети лишены родителей событиями Афганистана, Чечни и Сербии, в школах и экологических центрах, в библиотеках и литературных обществах… А мне выпало счастье представить ее вам на немецком языке.

Философия ДОБРА Планеты чудес и загадок с именем Светлана Савицкая ждет вас.

Добро пожаловать в ее удивительный благотворный мир.

Издатель, Генрих Дик

Г. Гютерслоу, Германия  2011 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.