Прожить жизнь ярко и талантливо суждено не каждому человеку. В погоне за материальными вещами люди старятся, не замечая этого. Каждый лелеет в себе открытую гениальность, не давая раскрепоститься. Многие, рожденные с великим даром, зашили свои спины намертво, чтобы никогда не прорезались у них крылья.
Вот поэтому страницы со стихами они просто пролистывают, предпочитая кроссворды или астрологический прогноз. Так проще жить. Зачем бередить ушу чужими откровениями?
А вы все-таки попробуйте! откройте томик Евгения Евтушенко. Не потому, что он признанный всеми поэт, а потому, что ему удалось заглянуть немножко дальше своей кожи и снаружи, и изнутри. У него открытия — в каждой строчке.
«Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины»…
Эту песню пела вся страна. Но кроме патриотических Евгений Евтушенко написал многo поэм, баллад. Его стихи отличаются глубокой липкой с привкусом Родины на губах.
«Пахнет засолами,
Пахнет молоком.
Ягоды засохлые
В сене молодом.
Я лежу, чего-то жду
Каждою кровинкой.
В темном небе Звезду
Шевелю травинкой».
Эти стихи мы выписывали в общие тетрадки, когда еще учились в школе. Тогда редко у кого можно было взять почитать что-нибудь по-настоящему душевное. И мы обменивались тем, что выискивали в библиотеках, у соседей, у родственников.
«Ольховую сережку» пели школьники под гитару, ее подхватывали юноши и люди постарше. Хотя, как правило, серьезным людям прежнего поколения практически ничего не нравится из современных песен.
«Светлеет душа, переменами неозлобимая.
Друзей непонявших, и даже предавших,
прости…
Прости и пойми, если даже разлюбит любимая.
Сережкой ольховой
с ладони её отпусти!»
Даже в ранних стихах поэта о любви прослеживается глубокая философия. Невольно задумаешься, а иногда и улыбнешься:
«Мой милый пес,
ты всем хорош,
но только жаль,
что ты не пьешь!»
или:
«Видишь,
небо какое синее?
Слышишь,
птицы какие в лесу?
Ну так что же ты?
Ну?
Неси меня!»…
«А куда я тебя
понесу?..»
Совершенно потрясла меня в свое время «Баллада о русской игрушке». Тогда Евтушенко сильно ругали. Националисты откровенно называли его ренегатом. Русофобы и русофилы опять не поделили концепцию: как же должен гражданин относиться к своей Родине. Но ни один политический ВИП того времени не оставил России таких точных слов, как Евтушенко о загадочной русской душе. Они, как шелуха, «почили в бозе». А стихи поэта остались. В поэме рассказывается о том, как хан Батый попросил мастера игрушек сделать ему такую, чтобы просветлила его.
«В мужичках
скоморошных,
Простоватых на вид,
Как матрешка
в матрешке,
Тайна в тайне сидит…»
Всю ночь работал мастер, а под утро принес хану Ваньку-встаньку.
«Хан прижал его пальцем
И ладонью помог.
Ванька-встанька попался.
Ванька-встанька прилег.
Хан свой палец
отдернул,
Но силен, хоть и мал,
Ванька-встанька задорно
Снова на ноги встал.
Хан игрушку с размаха
Вмял в кошму сапогом.
И, злобея от страха,
Заклинал шепотком.
Хан сапог отодвинул,
Но, держась за бока,
Ванька-встанька вдруг вынырнул
Из-под носка!
Хан попятился грузно,
Русь и русских кляня:
«Да уж, эта игрушка просветлила меня…»
Сцена с простецкой игрушкой, к которой все давно привыкли, заново открывает древние символы, учит, напоминает о том, кто есть мы.
Заключение поэмы тоже, мой взгляд, очень мощное:
«…Мы —
народ ванек-встанек
Нас не Бог уберег.
Нас давили, пластали
Столько разных сапог
Они знали, мы – ваньки.
Нас хотели покласть.
А о том,
что мы встаньки
Забывали, платясь…»
Кроме поэтических сборников многие годы имя Евгения Евтушенко можно бы встретить на страницах периодики. Совсем недавно попалось мне весьма любопытное его утверждение о поэтах вообще. Наверное, в этом и есть весь Евтушенко. И этими строчками хотелось бы завершить эту публикацию к юбилею поэта, которого мы любим, помним. И главное — читаем! А значит — чтим!
«Поэзия
есть антибюрократия!
За это ей —
И слава,
И проклятие
Не дай нам Бог,
Чтоб сыро было
в кратере
И если вы
Среди других примет
Заметите в поэте
Бюрократинку
То успокойтесь.
Это не поэт!»
Светлана Савицкая
Публикация газета «Реут» г. Реутов 2003г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПОЭТЕ
Родился 18 июля на станции Зима Красноярской области. Его отец был геологом, но всю жизнь писал стихи и научил сына любить поэзию. Когдасемья переехала в Москву, будущий поэт во время учебы в школе занимался в поэтической студии Дворца пионеров Дзержинского района. Позднее посещал литконсультации издательства «Молодая гвардия», где более трех лет поэт А.Досталь занимался с юным поэтом, который очень много писал, отличаясь фантастической работоспособностью. Регулярно начал печататься с шестнадцати лет, но началом серьезной работы Евтушенко считает стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», написанные в 1952.
В 1951 поступил в Литературный институт им. М.Горького, собравший в своих стенах целую плеяду будущих поэтов и прозаиков (В.Соколов. Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, Ю.Казаков и др.). Позже поэт напишет о них в своих воспоминаниях.
В 1950-е публикует целую серию поэтических сборников: «Третий снег»(1955), «Шоссе Энтузиастов» (1956), «Обещание» 1957) и др. Стихотворение «Хотят ли русские войны», положенное на музыку, стало массовой песней.
После опубликования во французском еженедельнике «Экспресс» своей «Автобиографии» (1963) был подвергнут резкой критике. Вместе с Ю.Казаковым уезжает на Печору, живет на Севере, знакомится с трудом рыбаков и зверобоев. Эта поездка оставила яркий след в его творчестве, породила большой цикл стихотворений, опубликованных впоследствии в «Новом мире» и «Юности» («Баллада о браконьерстве», «Баллада о миражах», «Качка» и др.).
Евтушенко не только был на всех континентах земли, но и написал стихи и поэмы о каждой стране, где побывал. Его имя известно во всем мире. Популярности поэта способствовала и его манера чтения стихов с эстрады.
Грузинская тема занимает особое место в творчестве Евтушенко. Он много переводил с грузинского, писал о Грузии. В 1979 издательство «Мерани» выпустило большой том его стихотворений о Грузии и переводов грузинской поэзии — «Тяжелее земли».
С середины 1960-х, когда им была написана «Братская ГЭС», Евтушенко постоянно обращается к большой поэтической форме. Им опубликовано 14 поэм («Казанский университет», 1970; «Ивановские ситцы», 1976; «Непрядва», 1980; «Под кожей статуи Свободы», 1968; «Снег в Токио», 1974; «Голубь в Сантьяго», 1978; «Мама и нейтронная бомба», 1982, и др.).
Евтушенко начал писать прозу еще в юности, в студенческие годы. Первый рассказ — «Четвертая Мещанская» был напечатан в журнале «Юность» в 1959. Через четыре года появился второй — «Куриный бог». В результате нескольких поездок на Кубу родилась поэма в прозе — «Я — Куба», ставшая основой для написания сценария фильма, поставленного в 1964. Деятельность в кинематографической сфере тоже была успешной — фильм «Взлет» (1979), где он сыграл главную роль (Циолковского), позже целиком авторский фильм «Детский сад» (1984).
В 1967 была написана повесть «Пирл-Харбор» и после большого перерыва, в начале 1980-х — повесть «Ардабиола» и роман «Ягодные места», положительно оцененный В.Распутиным.
Е.Евтушенко принадлежит книга «Талант есть чудо неслучайное» (1980), где собраны лучшие критические работы поэта. В 1996 выходит книга-альбом «Дай Бог…», в которую включены последние стихи.
Живет и работает в Москве. Преподает в американских университетах русскую поэзию по собственному учебнику («Антология русской поэзии»).
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты.
Краткий биографический словарь. Москва, 2000 г.