Прожить жизнь ярко и талантливо суждено не каждому человеку. В погоне за материальными вещами люди старятся, не замечая этого. Каждый лелеет в себе открытую гениальность, не давая раскрепоститься. Многие, рожденные с великим даром, зашили свои спины намертво, чтобы никогда не прорезались у них крылья.

Вот поэтому страницы со стихами они просто пролистывают, предпочитая кроссворды или астрологический прогноз. Так проще жить. Зачем бередить ушу чужими откровениями?

 

А вы все-таки попробуйте! откройте томик Евгения Евтушенко. Не потому, что он признанный всеми поэт, а потому, что ему удалось заглянуть немножко дальше своей кожи и снаружи, и изнутри. У него открытия — в каждой строчке.

«Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины»…

Эту песню пела вся страна. Но кроме патриотических Евгений Евтушенко написал многo поэм, баллад. Его стихи отличаются глубокой ли­пкой с привкусом Родины на губах.

«Пахнет засолами,

 Пахнет молоком.

Ягоды засохлые

В сене молодом.

Я лежу, чего-то жду

 Каждою кровинкой.

В темном небе Звезду

Шевелю травинкой».

Эти стихи мы выписывали в общие тетрадки, когда еще учились в школе. Тогда ред­ко у кого можно было взять почитать что-нибудь по-на­стоящему душевное. И мы обменивались тем, что выис­кивали в библиотеках, у со­седей, у родственников.

«Ольховую сережку» пели школьники под гитару, ее подхватывали юноши и люди постарше. Хотя, как правило, серьезным людям прежнего поколения практически ниче­го не нравится из современ­ных песен.

«Светлеет душа, переменами неозлобимая.

Друзей непонявших, и даже предавших,

прости…

Прости и пойми, если даже разлюбит любимая.

Сережкой ольховой

с ладони её отпусти!»

Даже в ранних стихах по­эта о любви прослеживается глубокая философия. Не­вольно задумаешься, а иног­да и улыбнешься:

«Мой ми­лый пес,

ты всем хорош,

но только жаль,

что ты не пьешь!»

или:

«Видишь,

небо какое синее?

Слышишь,

птицы какие в лесу?

Ну так что же ты?

Ну?

Неси меня!»…

«А куда я тебя

понесу?..»

Совершенно потрясла меня в свое время «Баллада о русской игрушке». Тогда Евтушенко сильно ругали. Наци­оналисты откровенно называ­ли его ренегатом. Русофобы и русофилы опять не подели­ли концепцию: как же должен гражданин относиться к сво­ей Родине. Но ни один поли­тический ВИП того времени не оставил России таких точ­ных слов, как Евтушенко о за­гадочной русской душе. Они, как шелуха, «почили в бозе». А стихи поэта остались. В по­эме рассказывается о том, как хан Батый попросил мастера игрушек сделать ему такую, чтобы просветлила его.

«В мужичках

скоморошных,

Простоватых на вид,

Как матрешка

в матрешке,

Тайна в тайне сидит…»

Всю ночь работал мастер, а под утро принес хану Вань­ку-встаньку.

«Хан прижал его пальцем

И ладонью помог.

Ванька-встанька попался.

Ванька-встанька прилег.

Хан свой палец

отдернул,

Но силен, хоть и мал,

Ванька-встанька задорно

Снова на ноги встал.

Хан игрушку с размаха

Вмял в кошму сапогом.

И, злобея от страха,

Заклинал шепотком.

Хан сапог отодвинул,

Но, держась за бока,

Ванька-встанька вдруг вынырнул

Из-под носка!

Хан попятился грузно,

Русь и русских кляня:

«Да уж, эта игрушка просветлила меня…»

Сцена с простецкой игрушкой, к которой все давно привыкли, заново открывает древние символы, учит, напоминает о том, кто есть мы.

 Заключение поэмы тоже, мой взгляд, очень мощное:

«…Мы —

народ ванек-встанек

Нас не Бог уберег.

Нас давили, пластали

Столько разных сапог

Они знали, мы – ваньки.

Нас хотели покласть.

А о том,

что мы встаньки

Забывали, платясь…»

Кроме поэтических сборников многие годы имя Евгения Евтушенко можно бы встретить на страницах периодики. Совсем недавно попалось мне весьма любопытное его утверждение о поэтах вообще. Наверное, в этом и есть весь Евтушенко. И этими строчками хотелось бы завершить эту публикацию к юбилею поэта, которого мы любим, помним. И главное  — читаем! А значит — чтим!

«Поэзия

есть антибюрократия!

За это ей —

И слава,

И проклятие

Не дай нам Бог,

Чтоб сыро было

в кратере

И если вы

Среди других примет

Заметите в поэте

Бюрократинку

То успокойтесь.

Это не поэт!»

Светлана Савицкая

Публикация газета «Реут» г. Реутов 2003г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПОЭТЕ

Родился 18 июля на станции Зима Красноярской области. Его отец был геологом, но всю жизнь писал стихи и научил сына любить поэзию. Когдасемья переехала в Москву, будущий поэт во время учебы в школе занимался в поэтической студии Дворца пионеров Дзержинского района. Позднее посещал литконсультации издательства «Молодая гвардия», где более трех лет поэт А.Досталь занимался с юным поэтом, который очень много писал, отличаясь фантастической работоспособностью. Регулярно начал печататься с шестнадцати лет, но началом серьезной работы Евтушенко считает стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», написанные в 1952.

В 1951 поступил в Литературный институт им. М.Горького, собравший в своих стенах целую плеяду будущих поэтов и прозаиков (В.Соколов. Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, Ю.Казаков и др.). Позже поэт напишет о них в своих воспоминаниях.

В 1950-е публикует целую серию поэтических сборников: «Третий снег»(1955), «Шоссе Энтузиастов» (1956), «Обещание» 1957) и др. Стихотворение «Хотят ли русские войны», положенное на музыку, стало массовой песней.

После опубликования во французском еженедельнике «Экспресс» своей «Автобиографии» (1963) был подвергнут резкой критике. Вместе с Ю.Казаковым уезжает на Печору, живет на Севере, знакомится с трудом рыбаков и зверобоев. Эта поездка оставила яркий след в его творчестве, породила большой цикл стихотворений, опубликованных впоследствии в «Новом мире» и «Юности» («Баллада о браконьерстве», «Баллада о миражах», «Качка» и др.).

Евтушенко не только был на всех континентах земли, но и написал стихи и поэмы о каждой стране, где побывал. Его имя известно во всем мире. Популярности поэта способствовала и его манера чтения стихов с эстрады.

Грузинская тема занимает особое место в творчестве Евтушенко. Он много переводил с грузинского, писал о Грузии. В 1979 издательство «Мерани» выпустило большой том его стихотворений о Грузии и переводов грузинской поэзии — «Тяжелее земли».

С середины 1960-х, когда им была написана «Братская ГЭС», Евтушенко постоянно обращается к большой поэтической форме. Им опубликовано 14 поэм («Казанский университет», 1970; «Ивановские ситцы», 1976; «Непрядва», 1980; «Под кожей статуи Свободы», 1968; «Снег в Токио», 1974; «Голубь в Сантьяго», 1978; «Мама и нейтронная бомба», 1982, и др.).

Евтушенко начал писать прозу еще в юности, в студенческие годы. Первый рассказ — «Четвертая Мещанская» был напечатан в журнале «Юность» в 1959. Через четыре года появился второй — «Куриный бог». В результате нескольких поездок на Кубу родилась поэма в прозе — «Я — Куба», ставшая основой для написания сценария фильма, поставленного в 1964. Деятельность в кинематографической сфере тоже была успешной — фильм «Взлет» (1979), где он сыграл главную роль (Циолковского), позже целиком авторский фильм «Детский сад» (1984).

В 1967 была написана повесть «Пирл-Харбор» и после большого перерыва, в начале 1980-х — повесть «Ардабиола» и роман «Ягодные места», положительно оцененный В.Распутиным.

Е.Евтушенко принадлежит книга «Талант есть чудо неслучайное» (1980), где собраны лучшие критические работы поэта. В 1996 выходит книга-альбом «Дай Бог…», в которую включены последние стихи.

Живет и работает в Москве. Преподает в американских университетах русскую поэзию по собственному учебнику («Антология русской поэзии»).

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты.

Краткий биографический словарь. Москва, 2000 г.

 

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.