По статистике, разум ученика вбирает лишь 5% информации, сливающейся на него с разных источников – учебников, научной и художественной литературы и СМИ. Немаловажную часть в этом процессе играет семья, круг друзей и знакомых. После процесса обучения этот среднестатистический молодой человек отбрасывает ненужную информацию (голова же не мусорный ящик, в самом деле!) и совершенно нормально обходится в своей обыденности одной десятой долей процента. Мы не говорим, что он деградирует, он приспосабливается. Проще говоря, моторные функции заменяют умственные.

Чтобы разобраться с таким понятием, как ум, нам необходимо разложить его на некие составляющие. Допустим, ум – это

—  то, что мы впитали путем накопления знаний;

—  то, как мы можем ими воспользоваться, добавив смекалку, умение абстрагироваться в той или иной ситуации;

—  наши выводы следующим поколениям, построение логических цепочек для достижения какого-либо результата.

В данном случае ум и культура – сходные понятия.

Встретиться с человеком, у которого личный мозговой компьютер оставил для жизнедеятельности не пять, а, скажем, двадцать пять процентов, удается не каждый день. В поиске особо умного, мы поехали в город Троицк. Ну, во-первых, это наукоград. И на его маленькой муниципальной площади функционируют аж 10 научно-исследовательских институтов. Сами посудите, на 35 тысяч жителей – 10 тысяч рабочих мест для ученых! А во-вторых, глава города Виктор Владимирович Сиднев не только кандидат физико-математических наук, но и магистр популярной телевизионной игры «Что? Где? Когда?».

С замиранием сердца многие годы вся страна глядела на великолепную «шестерку» знатоков. Да не просто глядела! Мы выкрикивали в экран подсказки (если наши знания, конечно, на долю секунды опережали ответ)! Мы болели в полном смысле слова за наших ребят с легендарными именами: Олег Долгов, Виктор Сиднев, Александр Друзь, Леонид Владимирский, Никита Шангин, Александр Бялко… они стали почти членами каждой семьи! Мы восхищались ими, гордились! А значит, гордились страной. И уже в конце игры сами казались себе умными, поскольку узнавали действительно правильные ответы. И мы были почти как знатоки.

Почти.

Испытывая некоторое смущение перед кабинетом главы Троицка, приходилось вспоминать особо трудные слова для среднестатистического журналиста, которые пришлось читать в его многочисленных статьях, помещенных в Интернете: обременение инвесторов, жизнеобеспечение инфраструктуры, концепция инновационного развития, технико-внедренческий модуль…

К счастью, ими апеллировать не пришлось, поскольку Виктор Владимирович неожиданно для нас сам начал задавать вопросы, пронизывая насквозь очень живым заинтересованным веселым взглядом. И пока не вызнал все, что касалось деятельности газеты «ММ», от проектов до технических мелочей, не перешел к интервью.

– Виктор Владимирович, сколько лет вы были на экране?

– С 1975 года до 1986.

– Откройте секрет. Действительно ли знатоки не знали ответов, или это была лишь игра перед кинокамерой?

– Мы действительно не знали ответов. Это был мозговой штурм, практически всегда выпущенный в прямой эфир. Этим и строилась игра, столь притягательная для зрителя.

– Почему не появлялся перед зрителями Владимир Ворошилов? Очень приятный голос за кадром. Всегда чувствовалось его присутствие. Он ведь был там самый главный? Не так ли?

– Да. Все от начала до конца было придумано Ворошиловым. Он и режиссировал каждый эфир, и создавал прямо в эфире интригу для зрителя. Знал, как правильно поставить вопрос. Он объяснял это так. Если лицо ведущего будет рядом, знатокам невольно придется на него смотреть. А без этой вынужденной вежливости они предоставлены только себе и смогут раскрыть перед камерой характер.

– Почему именно минута давалась на размышление? Почему так мало?

– За минуту игрок забывает о себе, о том, как он выглядит. Его интеллектуальный потенциал занят поиском. Важны ведь были не ответы, а люди. Ворошилов ставил их в жесткие эмоциональные ситуации, где каждый становился самим собой. Порой он специально усиливал провокации. Заставлял раскрыться тех, кто сидел за столом.

– Как отбирались знатоки?

– Меня, например, вытащили с физтеха. Для команды Ворошилову понадобилась девушка. И у нас в институте как раз была одна. Потом из шести отобранных я остался один. А с Олегом Долговым мы вместе работали в лагере пионервожатыми. Было это в Геленджике. Каждое утро Олег говорил свом пионерам: «Если вы назовете мне столицу страны, которую я не отгадаю, я отведу вас сегодня на пляж. Если вы не знаете такой страны, я все равно отведу вас на пляж, но тогда вы купите мне кружку пива». Пиво в те времена стоило 24 копейки. И пионеров тоже было 24. Так, сбрасываясь по копейке каждый день, пионеры шли на пляж. Я спросил его: «А вдруг они все-таки назовут однажды столицу, государства, которого ты не назовешь?» На что Олег ответил: «Я знаю все столицы государств, кроме островов Океании. Но их названия нет ни в одном советском атласе. Проверял. Так что у школьников нет никаких шансов!»

– Владимир Ворошилов лицо неоднозначное на экране. Вам нравилось с ним работать?

– Он был очень интересной личностью. В 60-е годы Ворошилов начал с «Чайного аукциона». Люди выигрывали книжки, энциклопедии, являющиеся в те годы дефицитом. Самым потрясающим был его первый маркетинговый ход на советском телевидении. В магазинах все было заполнено банками с кальмарами, и их никто не брал. Ворошилов снял ролик, где в одну из банок было помещено кольцо с драгоценным камнем, закатано и пошло в продажу. Всех кальмаров с прилавков смели моментально. А у Ворошилова возник конфликт с телевидением.

– Вы говорите, был…

– Да, в 2000 году Владимира Яковлевича не стало. Причем он готовил свой уход. Двадцатипятилетие передачи было построено именно на прощании. Мы только потом поняли. Он сказал, если его любимая команда не выиграет, он уйдет. Мы выиграли. Но он все равно ушел. На Ваганьковском кладбище, на его могиле, Никита Шангин установил памятник, и мы ему помогали нашей «шестеркой».

– В чем, вы считаете, была оригинальность передачи? Ее изюминка?

– Это первая советская передача с живыми людьми. Мы впервые в эфире играли на деньги, на вещи. Играли всерьез. Впервые Ворошилов ввел не запись, а живую музыку. У нас выступали такие артисты, как Пугачева. Пели живые скрипки. Когда пел Караченцов (а он приехал на передачу с больной ногой, и мы знали, как тяжело ему дается выступление), знатоки очень горячо аплодировали. Наверное, зрители не поняли тогда, почему. Впервые в работе была использована специальная камера. Это говорило о техническом уровне.

– Вам цензура не мешала?

– Можно сказать, нет. Но как исключение, могу привести пару интересных моментов. Случай произошел в 80-м году перед Олимпиадой. Вопрос достался мне: «метод бабочки в боксе». Я его знал и рассказал с подробностями, как Мохаммед Али перемещал центр тяжести на ринге. Этот вопрос был решающим, наша команда выиграла 6 : 5. Но как назло тот самый Мохаммед в Африке выступил за бойкот Олимпиады в Москве. Так и получилось, что из-за этого меня «вырезали» в конце вместе с моим ответом. А в эфир передача пошла со счетом 5 : 5. То есть, зрители увидели несколько другой результат. Однажды «убрали» и показавшуюся не совсем культурной фразочку, связанную с вопросом о музыке. Кто-то из знатоков, приступая к работе, нечаянно бросил: «Ну-ка, накидали композиторов на стол!»

– Да. Это сейчас в эфире идет больше мусора, нежели слов. Раньше телевидение еще и воспитывало зрителя. Как вы думаете, Виктор Владимирович, что дала передача «Что? Где? Когда?»?

– Не побоюсь сказать, что практически все современные творцы игровых проектов идут по стопам Ворошилова. В основном, это его ученики. Хотя он их не учил.

– Случались ли с вами в жизни какие-то забавные моменты?

– Постоянно. Люди смотрят на меня как на старого знакомого. Может быть, уже не помнят, откуда знают. Но лицо оставило в сознании какие-то приятные воспоминания. Однажды мужик долго мучился в ресторане, потом все-таки подошел и воскликнул: «Я тебя узнал, ты – Мулявин!» А еще незабываемой была прогулка по Питеру. Мы с Друзём и его дочкой решили посетить Петропавловскую крепость. Александр, конечно, пользуясь случаем, начал выдавать все, что знал о Петропавловке. А с Друзём по Питеру, сами понимаете, ходить, все равно что со слоном. Собралась приличная толпа народа. Все слушают. Вот он и говорит, что из крепости невозможно было бежать. Единственный, кому это удалось, Кропоткин. Тут его дочка Марина стала спорить: «Пап, а Кропоткин не отсюда бежал!» Да так настойчиво. Друзь замялся: «Ладно, дома разберемся!» Дома приходит к нам этот чудо-ребенок, приносит старую книжечку, еще издания «ДетГиз», а в ней написано, что Кропоткин бежал из кареты, когда его везли в крепость. Александр, конечно, гордится дочкой до сих пор. И тем случаем. Ведь дети должны идти дальше нас.

– Помогли ли вам опыт, знания здесь – на работе административной? Иными словами, решается ли что-нибудь за одну минуты в кресле главы?

– Один сатирик говорил: «Если вопрос поставлен правильно, он будет стоять долго!» Троицк – город академической науки, фундаментальной физики. Долгое время его даже нельзя было найти на картах Московской области, как, впрочем, и другие стратегические наукограды. Чтобы не на словах поднять уровень жизни горожан, изменить ее качество, сделать город самодостаточным муниципальным образованием с устойчивой финансовой базой, привлекательным для инвесторов, кое-что уже сделано, мы многое делаем сейчас и будем делать дальше. Отчасти знания ответов на вопросы – Что? Где? Когда? – конечно, пригодились нам. Пригождаются. И еще пригодятся.

Беседу вела Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2007 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.