Район Новокосино построили совсем недавно. Он отличается особым порядком, безупречной работой милиции и администрации. Очень активно озеленяется. Всегда освещен. Расположен он недалеко от территории бывшего Косинского заповедника, у подножья так называемого Трехъозерья, все три озера которого считаются заповедными.

История нашей местности очень древняя. Начнем с того, что Косинское Трехозерье хорошо известно своим комплексом ледниковых озер лимнологам всего мира. Белое озеро — самое крупное, его глубина достигает 13,5 метров. Форму его ложа сравнивают с воронкой. Из глубины бьют холодный и горячий ключи. Дно сложено илами. В придонных слоях воды присутствует сероводород, токсичный для обитателей озера. На берегу озера стоит старинная церковь. Черное озеро соединено с Белым узким каналом. Современный вид водоема обусловлен промышленной добычей торфа, благодаря чему границы озера значительно изменены. Но самое удивительное из всех – Святое озеро — хранит много тайн и загадок. Здесь залечивали раны еще воины Дмитрия Донского. Кругом на 200-250 м. трясина. Бывали случаи, что в трясине той увязали трактора и люди. Даже клюкву никто не собирал. Говорят, что это озеро настолько глубоко, что на дно его когда-то ушла… церковь. По крайней мере, глубину его пока никому не удалось измерить. По химическим свойствам вода Святого озера резко отличается от воды других Косинских озер и содержит очень мало органики. Несмотря на то, что дно озера всегда было покрыто толстым слоем ила, оно никогда не цвело! Вода в нем сохранялась чистая, прозрачная и отличная на вкус. Кроме того, она целебна. Донный ил этого озера содержит йод, серебро, бром. Испокон веков местные жители, натираясь илом и обливаясь озерной водой, лечили ревматизм и различные кожные заболевания.

Северо-восточнее города Люберцы геологи некогда пробурили скважину и изумились: на 27,7 метра от поверхности земли лежал мощный слой аллювиального песка. Это такой песок, привнесенный рекою. Один из входов в Святое озеро выложен этим белым-белым песком. Никто не мог себе даже представить, что через всю территорию нашего региона протекала когда-то Волга! Она несла свои воды от Люберец через Косино, Вешняки, Перово и упиралась в берег Москвы-реки. На этом месте образовалась старица – старое покинутое русло ПРАМОСКВЫ-реки, возраст которого около миллиона лет. При наступлении ледникового периода эта многоводная артерия оказалась скованной льдом. Затем река поменяла русло. А в Косино с тех пор образовалось озеро Белое – сейчас единственное в Москве естественное озеро ледникового происхождения. Святое озеро имеет карстовое происхождение. И рядом с ним расположены те самые загадочные пустоты – карсты. Вот потому-то в тех местах и запрещено строительство…

Но Москва несмотря ни на что разрастается. Если стать спиной к подножью озера, то слева будет Новокосино, сзади, за озером – Косино, впереди Желебино, а справа Люберцы. И там наверху, давно всем наплевать, что здесь водоохранная заповедная зона. Новое жилье – это деньги. И к тому же — немалые. Их абсолютно не интересует то, что лягушки совершенно исчезли. Что многие представители животного и растительного мира, обитающие в озерах Косино и близлежащих лесах, занесены в Красную книгу. Среди них бокоплав пресноводный, копытень европейский, веселка и другие. И к Коссинским озерам теперь подступают дома…

Если пройти вдоль дороги к озерам, можно удивиться необычайному разнотравью. Траву подрезают регулярно. Берут пример с Запада, делают что-то типа кремлевского лужка. Но, боже мой! Чего только в Косино не косят! По дороге на Святое озеро мы насобирали целый гульбарий. Перечислим только то, что сейчас цветет очень ярко, и чему знаем название. Это, в первую очередь: любисток, гвоздичка-травянка, цикорий, иван-чай, ромашка, собачка, тысячелистник, пижма, колокольчики, васильки, несколько видов цветного горошка, клевера и кашки, часики, вьюн, зверобой, вездесущие одуванчики, лютики… Все они считаются лечебными травами. Но рвать их у МКАД никому не интересно. Они насквозь пропитаны токсинами. Поэтому их просто скашивают. А на клумбах сажают какую-нибудь однолетнюю экзотику. Красиво, конечно. Но как-то по западному тупо.

Очень много в этом году борщевника. Здесь, в Косино, он образует непроходимые заросли, отдаленно похожие на заросли плаунов и папоротников периода динозавров. По латыни растение это называется Acanthus или Heracleum(spondulium et sibiricum), или, говоря по-русски, борщевник. Вот его-то сорвать в букет совершенно невозможно. Он достигает 4 метров в высоту и 1,5 метров в диаметре зонтика. Участились случаи ожогов этим растением, свойства которого многие забыли.

Древние же прекрасно находили применение борщевнику. К примеру, они кормили им коров, но не всех, а тех, которые дают молоко. От борщевника надои увеличивались. Но есть у растения и негативные свойства: оно плохо действует на родовые функции животных. Коровы после такой пищи не могут разродиться. В словаре В.И.Даля об этом растении можно прочитать следующее: «борщевник, вонючка, коего стебли едят сырьём, болячешная трава. Был бы борщевник, да снидь, так и сыты будем, — дразнят чуваш».

Действительно, сныть и борщевник пригодны в пищу. Кто из детей не очищал его сочные стебли и не лакомился зелёными сочными палочками? Но в жаркий год зонтики борщевника выделяют ядовитые эфирные масла. К тому же от колючих листьев кожа человека покрывается ожогами. Если поднести спичку к зонтикам борщевника, можно увидеть голубоватое пламя. Вот какая растет у нас травка! А у вас?

Несмотря на проходящую рядом МКАД воздух в Косино достаточно чистый. Об этом свидетельствуют многочисленные находки лишайника гипогимнии вздутой, признанной специалистами Европы и Америки показателем чистого воздуха.

А, когда попадаешь на сами озера, мир точно останавливается. Излюбленное место христиан, конечно церковь на Белом озере. Приятно на нее смотреть издалека и слушать колокольный перезвон, любоваться водным зеркалом, в котором отражаются облака.

Там на озерах все травы в теплое время года оживают. Воздух крапивный такой густой, сладкий, жирный. Озеро Святое как парное молоко теплое. Чистое. Спокойное. Солнце с облаками играет. То выглянет, то, словно в мягком лебедином пуху, вздремнет — занежится.

Пожилые люди к Святому озеру со всей округи идут с бутылочками за водой. Монашки прямо в белых рубашках и платках, крестясь, заходят. Женщины обмазываются грязью. И ребятишки, точно чертенята, перепачканные бегают. Среди людей, традиционно торжественно плавающих в этом озере, постоянно снуют стаи диких уток. Над водою чуть ли не по головам проносятся ласточки и стрижи. А в воде меж людьми снуют рыбины. Удивительно, что никто никого не боится. Люди приносят сюда хлеб. И хитрые рыбы уварачиваются от рук детей и снова кормятся у берега вместе с утками.

Белоголовый мальчишка долго пытается поймать наглого голубя с круглыми оранжевыми глупыми глазами. Ну, вот же он, совсем рядом, только чуть дальше руку протяни! Голубь лениво бегает по белому песочку, но взлетать не собирается. Мальчишке его не поймать.

Песок вокруг озера белый-белый. Мелкий-мелкий. Он даже не поет, а звенит, когда по нему идешь. Мы прошлись по старым деревянным мосткам, приготовленным чьими-то заботливыми руками, и нырнули в отражающиеся облака.

Озеро принимает всех, как младенцев на волнах качает. Неглубокий вход в сердце озера идет меж кустарников по песочку. Ширина его метров десять и длинна что-то около пятидесяти. По берегам растет густой кустарник. Скорее всего, непроходимый для человека. Там болотина. В нем то и жируют утки.

Я поплыла к берегу к одной из них. Уточка чистила перышки, и заметила меня, когда я была от нее на расстоянии вытянутой руки. Лениво крякнула. Рядом оказалась точно такая же, тоже нехотя перевалилась дальше в кусты, и мгновенно обе исчезли из вида. Мои ноги моментально утонули в мягком, нежном точно живом иле, переплетенном водяными водорослями, которые щекотали пальцы. Ил нежно засасывал, целуя мои ноги. Я провалилась по колено, а со следующим шагом к берегу еще глубже, но дна как такового не почувствовала. Мне сразу захотелось расслабиться и утонуть в этой нежной субстанции, но это желание породило страх, что я действительно сейчас устану и утону прямо у берега. Поэтому поплавком я всплыла на поверхность воды и уже не опускала ноги на дно.

Нас привлек ярко красный цвет. Обрадовались, думали добыть невиданный цветок папоротника. Подплыли – а это самые обыкновенные садовые розы, только что кем-то сброшенные на воду. Шарахнулись в стороны. Мало чем был вызван этот подарок – просьбой, обидой, потерей?

Рядом плавали уточки, пробовали клювами лепестки роз, но тут же отплывали от них. Плескались дети, временами нарушая теплыми брызгами безупречную гладь волшебства. Ныряли с криками: «Аллилуя!», скорее всего не понимая, о чем кричат. На самом деле, слово это обозначает с греческого: «Слава Господу!».

А взрослые восклицали:

— Какое чудо, это озеро!

Или:

— Какая прелесть эта вода! Это именно божественно!

Озеро действительно утоляет все печали. И такие умиротворенные выходят из него люди, точно заново рождаются. Вода действительно ласкает, как шелковая. Она очень мягкая и вкусная. Тело становится гладким, открываются какие-то внутренние поры, как после бани. И дышит Душа, которой давно душно в загазованной столице.

 

Светлана Савицкая

МОСКВА ОЗЕЛЕНЯЕТСЯ

 

Вот и завершена посадка новых деревьев в Московии. На очереди газоны – устройство новых и капитальный ремонт существующих. Работы развернутся на площади почти в 600 тысяч квадратных метров. В нынешнем году для зеленого хозяйства Москвы закуплено более 600 единиц современной техники — коммунальщики учли критику мэра.

Практика показала: не все подрядчики добросовестны. Поэтому коммунальные службы города усилили контроль над выполнением программ благоустройства. В прошлом году были расторгнуты договоры с шестьюдесятью подрядными организациями, так как они выполняли работы, которые не соответствовали ГОСТу, не готовили должным образом асфальтобетонную смесь, не уделяли требуемого внимания предремонтной подготовке. В этом году ни один бракодел не был допущен к конкурсу.

Облагородить цветами предстоит порядка 450 тысяч квадратных метров городской территории. Весной уже отремонтированы около 1400 тысяч квадратных метров дорожных покрытий. А всего в порядок будут приведены почти 9 миллионов. Особое внимание уделяется разметке. В этом году территория дорожных работ составит 3 тысячи километров дорожного покрытия и площади свыше 7 тысяч пешеходных переходов. Надо отметить, что в этом году в ремонтных работах используется новый состав термопластика.

Под пристальным вниманием ремонтников находятся также дворовые площадки и зоны отдыха.

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2005 г. 

 

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.