ЭТА ПРЕКРАСНАЯ ПЛАНЕТА АХАЛ-ТЕКЕ


«Мы похожи, но они лучше» — так называется выставка фоторабот Юлии Кузнецовой, недавно открывшаяся в Государственном музее коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

На фотографиях лошади ахал-текинской породы. Юлия всей душой любит этих животных. «Нам никогда не постичь их совершенства. Но мы стараемся хоть немного приблизиться к ним», — говорит она.

На фотографиях портреты породистых скакунов, кобылиц, жеребят. Не замечали, как меняется выражение «лица» лошади в зависимости от того, что она делает, с кем стоит рядом? Сколько нежности, если рядом любимый человек, тот, кто ухаживает за ней и кормит ее? Как напряжены ноздри, если лошадь насторожена? Как внимателен ее взгляд, если рядом ребенок? Все эти штрихи к портретам удалось «поймать» Юлиной «Минолтой». Любовь, переполняющая автора к ахалтекинцам, невольно передается посетителям выставки.

Много узнается. Многое вспоминается – на уровне генетической памяти… Просыпается трепетное уважение к благородным животным. Непостижимо! Как часто люди давят и убивают друг друга! Но, вы знаете, даже если табун лошадей бежит, он никогда не задавит, не сметет человека…

Лошади чувствуют, как мы, и любят, как мы. Но они обнажены. Их души открыты. И если человек может украсить себя одеждой, то лошади совершенно… голые. Являясь удобным «орудием» и средством передвижения, лошадь долгие века служила человечеству как машина. В век расщепленного атома это перестало быть необходимостью. Лошадь постепенно становится предметом своеобразной роскоши, культа красоты.

«Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня» — эти слова поэта невольно приходят на ум, когда ходишь по залам выставки, созданной на основе материалов фондов Государственного научно-художественного музея коневодства. Богатство и обилие материалов вызывает живейший интерес.

Великолепные создания природы — лошади — с глубокой древности привлекали внимание художников. До наших дней дошли наскальные изображения диких коней, оставленные безвестными рисовальщиками каменного века. Анималистическое искусство процветало в древнем Египте, Ассирии, Греции, Риме. Ваятели украшали сценами конных сражений и охот дворцы и храмы. Живописцы наносили подобные же сюжеты на глиняные сосуды. Чеканщики — на золотые и серебряные изделия. Крупнейшие художники Сред­невековья и эпохи Возрождения изображали лошадей на картинах и гравюрах, создавали величественные конные памятники. Леонардо да Винчи первым посвятил целый трактат описанию строения тела лошади и особенностям ее движения, зафиксировав в точных рисунках свои наблюдения.

Особого расцвета достигло искусство изображения лошадей средствами графики, живописи и пластики в конце XVIII века и в XIX веке, когда были выведены современные верховые и упряжные породы, получили распространение ипподромные испытания. Наряду с жанровыми и батальными произведениями, включающими обобщенные изображения лошадей, художники-анималисты стали создавать портреты знаменитых скакунов и рысаков, достигая документального сходства.

Большой вклад в разработку этой темы внесли русские художники. Это не удивительно, ведь Россия превосходила все другие страны по численности лошадей (в 1912 году их было более 35 миллионов) и по разнообразию конских пород, которых насчитывалось более пятидесяти.

Собрать воедино лучшие образцы “конного жанра” и “конского портрета” — такую нелегкую задачу поставил перед собой в начале нынешнего столетия молодой коннозаводчик Яков Иванович Бутович. Не считаясь с затратами, он покупал картины, рисунки, скульптуры — заказывал живописцам портреты рысаков своего конного завода. К 1917 году в имении Прилепы Тульской губернии было уже настоящее художественное собрание — “Коннозаводская галерея”, как называл ее хозяин. Коллекция значительно пополнилась в первое послереволюционное десятилетие, когда Бутович оставался в Прилепах директором национализированного конного завода и галереи.

Все собранное им богатство — почти 1200 экспонатов — было в 1928 г. перевезено в Москву и стало основой фондов Государственного научно-художественного музея коневодства и коннозаводства, открытого при Московском ипподроме 23 января 1929 г. Самого же Бутовича постигла трагическая участь многих его современников. Он был арестован, правда, ненадолго, а после освобождения из тюрьмы ему запретили жить в Москве и других крупных городах. Поселившись в Вязьме, Бутович работал над описанием художественной коллекции музея. Его рукопись сохранилась и теперь является ценнейшим по­собием для изучения музейных фондов. Впоследствии Бутович переселился в город Щигры Курской области, где и умер в крайней нужде в 1937 или в 1938 году. Точной даты его смерти никто не знает. Так «благодарная» «совдепия» распорядилась судьбой еще одного щедрого душой человека.

В 1940 г. музей был передан Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. Став неотъемлемой частью кафедры коневодства, он используется в первую очередь для подготовки специалистов-коневодов высшей квалификации. За прошедшие десятилетия художественные фонды музея выросли более чем вдвое и сейчас насчитывают свыше 3000 картин, произведений графики, скульптуры и прикладного искусства. Дополненные крупнейшей фототекой (свыше 50 тыс. негативов), обширными тематическими коллекциями почтовых марок, открыток и конвертов, значков, всевозможных сувениров, они воссоздают в зрительных образах историю и современное состояние отечественного коневодства.

Подавляющее большинство выставленных в залах музея экспонатов — подлинные произведения известных авторов, главным образом русских живописцев, графиков и скульпторов. Отдельными работами представлены крупнейшие мастера, заслужившие широкую известность и международное признание.

Интересны хранящиеся в музее живописные работы Серова, Врубеля, Поленова, Пластова, рисунки Сурикова и Верещагина. Однако основную часть коллекции составляют произведения тех художников, для которых лошадь была не случайным, а постоянным объектом изображения. В музее широко представлено творчество баталистов и анималистов В.П. и А.Б. Виллевальде, П.Н. Грузинского, А.Д. Кившенко, П.О. Ковалевского, А.П. Орловского, П.П. Соколова, Р.Ф. Френца, П.К. Клодта, Е.А. Лансере, Н.И. Либериха. А из художников советского времени — М.И. Авилова, Т.Г. Гапоненко, А.Н. Глухарева, М.Б. Грекова, П.Д. Покаржевского, Г.К. Савицкого, Н.С. Самокиша, Э.Н. Гилярова, А.И. Посядо и многих других.

Мы с удовольствием бродили по залам уютного музея. Больше всего понравилась одна запись в книге отзывов. Маленький мальчик, как откровение, оставил в ней занятную строчку: «Я бы хотел здесь жить!».

Фотовыставка Юлии Кузнецовой – еще один маленький магнит, притягивающий нас к этому удивительному миру, миру лошадей. С какой бы планеты ни пришли они на Землю, ясно одно: эта планета прекрасна!

Светлана Савицкая

Публикация газета «Молодежь Московии» г. Москва 2006 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.