Иван васильевич Кучин и шадринские рыбоводы

Иван Васильевич Кучин и шадринские рыбоводы.

На рубеже XIX и XX веков проблема обеспечения растущего населения продовольствием и, как следствие, продовольственной независимости Российской Империи, практически утраченной современной Россией, достаточно серьёзно владела мыслями передовых людей того времени, подлинных государственников – руководителей земств, многих общественных организаций, комитетов и департаментов.
Изучение календарей – отчётов Шадринского земства – даёт примеры того внимания, что уделялось вопросам продовольствия на местах. Не менее рельефно представляется внимание к продовольственным проблемам и при знакомстве с деятельностью общественных организаций того времени, в частности учреждённого в 1910 году Шадринского общества рыбоводства и рыболовства.
У современников зачастую складывается ошибочное, взлелеянное советской идеологией, мнение о такого рода обществах, как собрании скучающих купцов, чиновников и обывателей, развлекающихся на досуге рыбной ловлей и стремящихся обезопасить этот самый досуг, от нежелательного вторжения необразованных крестьян и люмпенов. Такие же высказывания неоднократно приходилось слышать и об Обществе Правильной охоты учреждённом в Шадринске в 1902 году, да и о других неправительственных организациях существовавших не только в Шадринске, а и вообще в дореволюционной России.
Однако более пристальное внимание к деятельности многочисленных обществ проясняет главную суть их создания – стремление к экономической автономии провинции. Задача диаметрально противоположная принципам государственной централизации присущим советскому типу экономики. А об успехах современной названной рыночной экономики говорить вообще не уместно, достаточно просто посмотреть на прилавки многочисленных магазинов и пёстрое изобилие базарного импорта.
Сто лет назад проблема продовольственной безопасности России, конечно, была не менее остра, нежели, например, в наши дни. Население страны, действительно росло, и правительство не стеснялось подводить итоги переписей, они были важнейшим государственным делом, являющимся частью общей экономической политики государства. Империя, как и нынешняя Россия, должна была содержать армию и флот. Население набирающих мощь индустриальных центров требовало всё увеличивающегося притока продовольствия. Как и нынешней России не дёшево обходилось тогда содержание двух крупнейших европейских столиц.
Основную надежду тогдашние властьпридержащие, на самом деле государственные мужи, возлагали всё же не на импорт, а, в первую очередь, на своих российских крестьян. Осваивались «целинные» земли на поистине бескрайних просторах Сибири и Туркестана, почему-то ставшие лишними в 90-х годах XX века. Неспособное прокормиться при существовавших в то время земледельческих технологиях население центральных губерний на льготных условиях, хотя и не всегда удачно, переселялось на вновь осваиваемые земли. Разрабатывались инструкции для органов местного самоуправления. При всей обрушившейся в советское время критике этих мероприятий, отрицать внимание государства к демографическим вопросам и стремление урегулировать прогнозируемые кризисы не приходится. Правительство, пусть иногда и с неизбежными ошибками, но всё же искало способы, испытывало методы, отслеживало динамику, безусловно, стремясь к подъёму экономики страны и росту всех её показателей.
К примеру, уже упомянутые календари Шадринского земства, хранящиеся в Шадринском краеведческом музее имени В.П. Бирюкова, содержат подробные аналитические справки по многим аспектам уездного хозяйства: пчеловодству, лесному хозяйству, молочному скотоводству и другим сельскохозяйственным отраслям.
Государственное внимание к этому сектору экономики демонстрирует и рост числа сельскохозяйственных ВУЗов, открытие подобных кафедр в уже существующих университетах и институтах, рост числа выпускников – дипломированных специалистов высочайшего класса. И что особенно контрастирует с нашей сегодняшней действительностью, специалистов востребованных в хозяйстве страны, необходимых ей, потенциально подготовленных для выполнения важнейшей государственной задачи – обеспечению стабильности и устойчивого экономического роста.
Одним из ярчайших представителей своего поколения стал неоднократно упомянутый в отчётах Шадринского общества рыбоводства и рыболовства, также хранящихся в фондах Шадринского краеведческого музея, Иван Васильевич Кучин (1874 – 1942), пожизненный почётный член Уральского общества любителей естествознания, действительный член Русского Императорского географического общества, член Вольного экономического общества, член Императорского Российского общества рыбоводства и рыболовства.
Прибыл он, по приглашению Шадринского земства в 1911 году, а уже в отчёте за 1912 год указан как почётный пожизненный член недавно созданного Шадринского общества рыбоводства и рыболовства, в рядах которого значатся известные и уважаемые люди Шадринска начала XX века.
За, что же приезжему, можно сказать, стороннему, пусть и дипломированному, специалисту столько чести? Действительно, если это общество просто собрание высокопоставленных и не бедных любителей рыбалки, такое внимание кажется неоправданно высоким, если же учесть истинное значение общества, многое становится ясным.
Выпускник Петербургского лесного института, Иван Васильевич помимо лесотехнических специальностей серьёзно занимался гидробиологией под руководством профессора Оскара Андреевича Гримма – секретаря учреждённого в 1881г. Императорского Российского общества рыбоводства и рыболовства, издателя журнала общества «Вестник рыбопромышленности», которого коллеги и студенты называли «ходячей рыбной энциклопедией», автора правил рыболовства России.
Во время учёбы И. В. Кучин проходил стажировку в ведущих лесничествах и зоологических лабораториях. Участвовал он и в начатых Обществом исследованиях рыболовных промыслов на озёрах Новгородской губернии. Его научные работы по гидробиологии и рыбоводству получают известность у специалистов. Упоминаются результаты исследований молодого учёного и в последнем, дополненном и переработанном издании знаменитой книги Леонида Павловича Сабанеева «Рыбы России», увидевшем свет уже после смерти автора в 1892 году.
В 1905г. Иван Васильевич переехал для работы в Пермскую губернию, где начал свою деятельность с преподавания в известной тогда Талицкой лесной школе в Камышловском уезде.
В 1907г. И.В. Кучина приглашают старшим специалистом по рыбоводству при Департаменте земледелия. Он остаётся командированным на Урал для организации научно-практического исследования озёр уральских губерний.
Одной из задач поставленных Департаментом в это время стала организация рыбоводных заводов и интродукция ценных сортов рыбы в искусственные и природные водоёмы края, с целью повышения их рыбной продуктивности.
Уже в 1909г. Уральское общество любителей естествознания публикует результаты исследования водоёмов и анкетирования населения Урала на предмет продуктивности озёр произведённых И.В. Кучиным в «Материалах по рыбоводству и рыболовству на Урале». Там же впервые появляются рекомендации по рыбоводству и рыболовству на реках Урала, в том числе Исети в пределах Шадринского уезда, разработанные на основе не утверждённых ещё Государственной Думой правил предложенных О.А. Гриммом (издание хранятся в фонде библиотеки Шадринского краеведческого музея имени В.П. Бирюкова).
В 1908г. при участии И.В. Кучина два рыбоводческих завода устроены в Уфимской губернии. Для надлежащего надзора и всяческого содействия рыборазведению по его инициативе создаётся Аксаковское общество рыбоводства. Там, в Уфе, под руководством Ивана Васильевича впервые осуществлено искусственное оплодотворение икры белорыбицы, что послужило началом широчайшего её распространения в рыбоводческих хозяйствах.
В 1910-11 годах Иван Васильевич руководит мелиоративными работами в пойме реки Уфы, направленными на создание дополнительных садков для разведения рыбы организует первую на Урале рыбовдно – биологическую станцию в городе Кыштыме. В 1912 году её переводят на озеро Аракуль. В эти же годы он проходит стажировку по рыбоводству в Швейцарии и северной Баварии.
Осенью 1910 года Общество рыбоводства и рыболовства создаётся и в Шадринске. Председателем избран инициатор его создания Пётр Лукич Грибов, Константин Дмитриевич Носилов стал учредителем вновь созданного общества. Проекты устава и правил общества, разработанные с учётом рекомендаций И.В. Кучина, и правил О.А. Гримма, принимаются как инструкция. В 1912 году проекты направляются в Губернское земство для рассмотрения и регистрации, в феврале они были утверждены на заседании Общества.
Создание Шадринского Общества рыбоводства и рыболовства, кажется неожиданным для И.В. Кучина, он вынужден уделять ему внимание, отвлекаясь от тех проектов, которые уже осуществляются им на Урале. Но, так или иначе, Иван Васильевич на протяжении 1911 – 1912 годов неоднократно приезжает в Шадринск, организует доставку из Уфы молоди ценных рыб, возможно, сам и транспортирует её. Предоставляет Обществу так называемые аппараты Гримма для выведения молоди из икры. Даёт рекомендации по устройству питомника, садков и в последующем рыбоводного завода, решение о строительстве которого неоднократно рассматривается на собраниях Шадринского Общества.
В мае 1913 года Иван Васильевич организует в Шадринске кратковременные курсы по рыбоводству и мелиорации для членов Общества.
Одной из задач вновь созданной шадринской общественной организации было разведение рыбы. Для этих целей рассматриваются предложения по устройству запоров – шлюзов в пойменных озёрах, запрашиваются ассигнования от земства и из получаемых обществом взносов. Шлюзы в протоках возводятся и ранее, но сильнейший паводок 1913 года частично разрушил их, или же переполнил пойменные озёра, сведя к нулю все мелиоративные мероприятия. К лету 1913 года были выделены деньги на устройство питомника для рыбьей молоди. Но Иван Васильевич, занятый одновременной организацией и оборудованием руководимой им Аракульской рыбоводной станции вблизи Каслей, где была начата успешная работа по разведению сиговых рыб (белорыбицы, нельмы-сырка, чудского сига), смог приехать в Шадринск только в ноябре и отпущенные деньги решили перенести на 1914 год. Этот период деятельности Шадринского общества рыбоводства и рыболовства подробно описан писателем — краеведом Анатолием Александровичем Пашковым в его книге «Охота и рыболовство в Шадринском крае».
События 1914, а за тем и 1917 годов, разрушили создаваемую Иваном Васильевичем Кучиным систему рыбоводческих хозяйств на Урале, не дав, в том числе и шадринским рыбоводам развернуть свою деятельность в полную силу. Закупленная совместно с Аракульской станцией в Харькове молодь карпа уже не могла быть доставлена. Но попытки акклиматизации в Исети и пойменных озёрах ценных рыб ещё какое-то время продолжались, хотя и не имели регулярного характера. Так по просьбе шадринцев из той же Аракульской станции доставляют мальков форели и невского лосося, но ввиду отсутствия оборудованных садков и невозможности их обустройства, дальней перспективы такие попытки уже не имели.
Конечно, пострадало в этот период не только рыбоводство. Множество других перспективных начинаний способных при их планомерном воплощении сделать Россию воистину величайшей сверхдержавой, обеспечивая ей длительное устойчивое развитие по всем социально-экономическим направлениям прекратили своё существование, или же продолжились лишь после длительного перерыва, в совсем другой ситуации. Страна вверглась в трясину Мировой войны, за тем в энтропийный хаос войны Гражданской с последующими годами революционной индустриализации и коллективизации миллионами пожиравших население уничтоженной Империи.
В 1917 году прекращает существование Императорское Российское общество рыбоводства и рыболовства, практически уничтожается один из крупнейших в Европе, созданный трудами и заботами Оскара Андреевича Гримма, знаменитый Никольский рыбоводный завод.
В 1921 году жизненный путь О.А. Грима стоявшего во главе многих начинаний в области рыбоводства в России оборвался. Смерть застаёт его, лишённого средств к существованию, в деревне Тищенки вблизи Волышева в бывшей Псковской губернии.
Научная и практическая деятельность И.В. Кучина продолжилась до 1942 года. В 1920-х годах он много работает на озёрах Северного Урала и Тобольского Севера, упорно продолжая начатые ещё до революции исследования. Преподаёт в сельскохозяйственных учебных заведениях, руководит в сложнейшее время Волышевским практическим сельскохозяйственным институтом. Создаёт кафедру рыбоводства Псковского практического сельхозинститута. С 1929 года работает специалистом-консультантом Центрального агрономического управления…
До нашего времени остаются актуальными многие работы Ивана Васильевича по ихтиологии и практическому рыбоводству, до сих пор работает Аракульский рыбоводческий завод в Каслинском районе Челябинской области, продолжая начатое им сто лет назад разведение сиговых рыб.
Ну, а мы – шадринцы, можем быть благодарны Ивану Васильевичу Кучину и Оскару Андреевичу Гримму, хотя бы за то, что имеем возможность приобрести свежего или замороженного сырка, леща и карпа, в таком количестве, что уже, и не считаем их присутствие на шадринских прилавках, сколько нибудь необычным явлением.

А. Мурзин, февраль 2011г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.