Гнедаш Кузьма Савельевич (наиболее известное подпольное имя – Ким) родился 20 октября 1914 г. в с. Салогубовка ныне Роменского района Сумской области на Украине в семье крестьянина. Окончил 7 классов. После школы работал шофёром в МТС. С 1936 г. в Советской Армии. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину 1939 г., советско-финской войны 1939-1940 гг. В 1939 г. окончил политшколу, в 1940 г. –  Киевское военное танковое училище. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Командир разведывательной группы в тылу противника, руководитель оперативного центра 1-го Белорусского фронта.

Группа разведчиков под его командованием вела разведку и диверсионную работу в районах городов Слуцк, Барановичи, Кобрин, Осиповичи, Брест, в Киевской и Черниговской областях. Был пущен под откос 21 эшелон с живой силой и техникой противника, уничтожено 10 пароходов и 14 барж. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалью Герой Советского Союза (посмертно).

Корреспондент “Известий” Борис Сергеевич Гусев в течение многих лет проработал над документальной книгой о Кузьме Гнедаше “За три часа до рассвета”. Он изучал архивные данные о герое, встречался с выжившими партизанами и разведчиками, которые во время Великой Отечественной войны работали с Кимом. Борису Гусеву писали письма люди из разных уголков Советского Союза, знавшие разведчика при жизни.

По словам друга детства Кузьмы Гнедаша, “Кима”, “Кимка” – так называла мать своего сына-героя, когда он был ещё совсем маленьким. Возможно, поэтому Гнедаш взял своим позывным именно это имя.

Ум, выдержка, хорошие физические данные, умение хорошо стрелять, знание немецкого языка, подходящая внешность (светлые волосы и голубые глаза – образ истинного арийца) – всё это позволило ему стать очень способным разведчиком.

Как отмечает в своей книге Б.С. Гусев и вместе с ним интернет-источники Минобороны, наиболее важным в деятельности Гнедаша было даже не количество взорванных эшелонов и потопленных пароходов, а то, за что его несколько раз зашифровывали, давали ему новые имена и фамилии. Это его ценнейшие разведданные, во многом способствовавшие успешному форсированию рек Десна и Днепр, подготовке и проведению Белорусской наступательной операции.

После поражения под Курском командование противника рассчитывало закрепиться на стратегической оборонительной линии, созданной им заранее и носившей название “Восточный вал”. Оборонительные укрепления протянулись от Балтийского до Черного моря по линии Нарва – Псков – Орша – Гомель и далее по рекам Сож, Днепр, Молочная.

На одном из совещаний в Берлине Гитлер заявил: «Скорее Днепр потечёт обратно, нежели русские преодолеют его – эту мощную водную преграду шириною в 700-900 метров, правый берег которой представляет цепь непрерывных дотов». Он рассчитывал, что фашистским армиям удастся остановить наступление советских войск на заранее подготовленных рубежах, отсидеться за ними зиму 1943-1944 гг., накопить новые силы, чтобы летом 1944 года вновь попытаться перехватить инициативу. Однако советское командование заблаговременно поставило перед разведкой задачу получить подробные данные об этом оборонительном рубеже. И здесь огромную роль сыграла фронтовая разведка. Благодаря активным действиям войсковой разведки и партизанских отрядов советскому командованию были предоставлены сведения о глубине оборонительных линий и рубежах обороны, структуре укреплений “Восточного вала”. Так, действовавшая на территории Левобережной Украины разведгруппа майора К.С. Гнедаша вскрыла систему обороны немцев, количество и расположение войск, техники и складов в районах Киева, Чернигова, Коростеня и Житомира.

Данные, полученные от разведгруппы К.С. Гнедаша, во многом способствовали успешному форсированию Днепра.

Из официального сайта по истории города Чернигова:

«В районе Остра руководитель группы подпольщиков А.Д. Михайленко с помощью Ю.О. Збанацкого – командира партизанского отряда им. Н.А. Щорса – встретился с командиром оперативно-диверсионной группы Главного разведывательного управления Красной Армии капитаном К.С. Гнедашем (подпольное имя Ким), с мая 1942 г. обосновавшимся в труднопроходимой местности в междуречье Днепра и Десны. Подпольщики особо важное значение придавали разведывательной деятельности».

«Большое значение приобрела разведывательная деятельность черниговского подполья, когда развернулось наступление советских войск после поражения фашистских армий на Курской дуге. По указанию командира диверсионно-разведывательной группы К.С. Гнедаша в Чернигов была нелегально доставлена радиостанция. Эту опасную операцию выполнили А.Д. Михайленко и радист М. Панфилов с помощью связной Кузьмы Гнедаша – учительницы Л.С. Валюткевич и подпольщиков пригородных сёл Козероги и Киенка. Рация была установлена в подвале частного дома по улице Будённого. Бесперебойную работу радиостанции и передачу в центр разведывательных зашифрованных сведений обеспечивали подпольщики. Радиостанция действовала до вступления в город частей Красной Армии».

После форсирования Днепра группа К.С. Гнедаша переместилась в Белоруссию и действовала в районах Слуцк, Осиповичи, Барановичи, Минск, Слоним, Белосток, а с подходом частей Красной Армии перебазировалась на запад в направлении Пинск, Брест, Варшава. Сведения, передаваемые разведгруппой К.С. Гнедаша в этот период, внесли весомый вклад в успешное завершение Белорусской наступательной операции.

К сожалению, 19 июня 1944 г. у города Слоним К. Гнедаша и радистку К.Т. Давидюк окружил немецкий карательный отряд. Чтобы не попасть в руки врага, раненый разведчик и радистка Клара Давидюк подорвали себя гранатами.

После успешно проведенной Белорусской операции маршал Рокоссовский лично ходатайствовал о присвоении бесстрашному разведчику звания Героя Советского Союза посмертно. Звание майора также было присвоено ему посмертно.

Из воспоминаний участницы подполья, работавшей с Кимом на оккупированной территории в г. Остёр Черниговской области: «В Киме удивительно сочетались спокойствие, твёрдая убеждённость в громадной пользе того дела, которое он делал, смелость необыкновенная, ум, выдержка, большая сила воли – всё это сквозило в каждом его взгляде, в тоне разговора, в каждом его движении, в его действиях. Человек это был необыкновенный, редкий, как я теперь вижу. Он не считал нужным сильно маскироваться, но и не раскрывал себя. И хотя я следила за каждым его шагом, всё же до конца понять его не могла. Он не говорил лишнего, не старался понравиться, но невольно вызывал восхищение. Вот таким мне запомнился капитан Гнедаш».

Владимир Пономарёв,

подполковник запаса,

член Российского Союза ветеранов Афганистана,

член Союза писателей Кузбасса

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.