С Романом и Еленой Черниковыми мы познакомились прямо на улице! Вы не поверите! Представляете – исторически культурный парк, весь в пальмах и трахикарпусах, который находится чуть ли не у волн Черного моря в Сочи и называется Ривьерой. Воскресный день. Народ развлекается, как может. Всюду – киоски с мороженным, сладкой ватой, газированной водою. Тиры, из которых люди охапками тащат огромных разноцветных медведей. И вдруг – девочка! Не бегает. Не прыгает! Замерла. Мужчина ей мультфильмы показывает через ноутбук.
А в это время женщина за несколько секунд на глазах у изумленной публики вырезает ножницами профиль этой милой крохи.
Конечно же, мы не удержались.
Конечно же подошли.
Захотелось, чтобы и нас вот также вырезали. Врезали. Оставили на листе бумаги в виде профиля.
Графика Елены потрясающа!
— Лена! У вас волшебство струится сквозь пальцы. Как вы его делаете?
— Я – профессиональный график!
— Это редкое искусство – вырезать!
— Да. История искусства силуэта восходит к петроглифам — наскальным рисункам, росписям древнегреческих ваз, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву. – ничуть не смущаясь отвечает художница. – ВЫ какие сережки любите?
— Как вы думаете, какие мне пойдут? Угадать можете их силуэт?
— Попробую. Кстати, термин «силуэт» произошел от фамилии француза, жившего в XVIII веке: канцлер герцога Орлеанского, незадачливый министр финансов Этьен де Силуэт не был «изобретателем» силуэтного искусства, однако его любительские «штудии» вылились в одно из замечательных явлений в культуре и изобразительном искусстве многих стран. В порядке историческом можно напомнить, что силуэтным искусством увлекались Свифт, Гете, Лафантер, Наполеон, Андерсен.
— Да, я видела в музее Андерсена в Дании вырезанные его рукою силуэты.
— Он был великим мастером сказки!
— Согласна!
— Улыбайтесь вот так. Чуть-чуть, кА тогда, когда я начала работу, — попросила Елена. И продолжила развлекать меня, чтобы я стояла смирно, как ее друг только что развлекал девочку. Только это были уже картинки из истории, а не мультфильмы с ноутбука. — В Россию силуэт пришел из Франции в середине XVIII века, и этим событием мы обязаны художнику Ф. Сидо, который специально был приглашен для портретирования Екатерины II и ее приближенных. Большое количество портретов выполнил Иоган Антинг, сочетавший мастерство превосходного силуэтиста с карьерой адъютанта и биографа фельдмаршала А. В. Суворова. Усилиями этих художников был создан блестящий памятник силуэтного искусства — альбом «Двор императрицы Екатерины II» (1799). Силуэт сразу стал фактом дворянской культуры. Искусству силуэта обучали в пансионах. Одиночные и групповые силуэтные портреты украшали стены покоев в богатых дворцах и жилищах средней руки, ими были заполнены дамские альбомы.
— А можно ли мне потом после вашей работы оставить несколько снимков, на память для нашего сайта?
— Конечно!
— Я не встречала в мире ничего чудеснее вашей вырезки! Потрясающее сходство! – удивилась я.
— Спасибо. Все готово, — ответила Елена. – Осталось ресничку приклеить. Пару секунд. Но вы меня переоцениваете. Лучшим мастером силуэта начала XIX века был граф Федор Толстой. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо передают увлечения общества пушкинского времени. Вторая половина XIX века не оставила сколько-нибудь заметного следа в истории русского силуэта. Счастливое исключение — это иллюстрации Е. Бем к произведениям И. Тургенева и многочисленным книгам для детей. В XX веке наиболее частой сферой бытования силуэта была книжная графика, иллюстрации. Сообщники «Мира искусства», возвращаясь к традициям русской культуры прошлых веков, оценили прелесть силуэтных изображений: появились изумительные силуэтные иллюстрации Г. Нарбута к сказкам Г. Андерсена и басням А. Крылова. Силуэт предстает в работах Сомова, Добужинского, Александра Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева. Елизавета Кругликова, взяв однажды ножницы в руки, нашла в искусстве силуэта столько удовлетворения, что уже не расставалась с ними до конца своей жизни. Она оформила силуэтами книгу «Париж накануне войны» (1914) Ее вдохновением создана несравненная галерея силуэтных портретов известнейших писателей и художников «серебряного века» (Ахматова, Гумилев, Блок, Мандельштам, Пастернак, Эренбург и др.) К этому же времени относятся удивительные в своем совершенстве «белые силуэты» К. Воробьева, сохранившиеся в архивах художника Н. Харламова. Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. Силуэт редко появлялся на выставках, и почти не издавался. Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство с работами современных художников обнадеживает. Магия силуэта по-прежнему притягивает и профессионалов и любителей, т.к. силуэт всегда будит воображение и мысль.
— Благодарю Вас и за профиль. И за экскурсию в глубину веков. 5 минут по крайней мере не пропали даром.
— Вам спасибо, — ответила художница, беря оплату за труд, — заходите еще.
— Ну теперь, если только на ваш сайт… Удачи вам в жизни! И в творчестве!
Интервью подготовила Светлана Савицкая.
г. Сочи. 2011 г.
ВОЛШЕБНЫЕ СИЛУЭТЫ СОЧИ
С Романом и Еленой Черниковыми мы познакомились прямо на улице! Вы не поверите! Представляете – исторически культурный парк, весь в пальмах и трахикарпусах, который находится чуть ли не у волн Черного моря в Сочи и называется Ривьерой. Воскресный день. Народ развлекается, как может. Всюду – киоски с мороженным, сладкой ватой, газированной водою. Тиры, из которых люди охапками тащат огромных разноцветных медведей. И вдруг – девочка! Не бегает. Не прыгает! Замерла. Мужчина ей мультфильмы показывает через ноутбук.
А в это время женщина за несколько секунд на глазах у изумленной публики вырезает ножницами профиль этой милой крохи.
Конечно же, мы не удержались.
Конечно же подошли.
Захотелось, чтобы и нас вот также вырезали. Врезали. Оставили на листе бумаги в виде профиля.
Графика Елены потрясающа!
— Лена! У вас волшебство струится сквозь пальцы. Как вы его делаете?
— Я – профессиональный график!
— Это редкое искусство – вырезать!
— Да. История искусства силуэта восходит к петроглифам — наскальным рисункам, росписям древнегреческих ваз, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву. – ничуть не смущаясь отвечает художница. – ВЫ какие сережки любите?
— Как вы думаете, какие мне пойдут? Угадать можете их силуэт?
— Попробую. Кстати, термин «силуэт» произошел от фамилии француза, жившего в XVIII веке: канцлер герцога Орлеанского, незадачливый министр финансов Этьен де Силуэт не был «изобретателем» силуэтного искусства, однако его любительские «штудии» вылились в одно из замечательных явлений в культуре и изобразительном искусстве многих стран. В порядке историческом можно напомнить, что силуэтным искусством увлекались Свифт, Гете, Лафантер, Наполеон, Андерсен.
— Да, я видела в музее Андерсена в Дании вырезанные его рукою силуэты.
— Он был великим мастером сказки!
— Согласна!
— Улыбайтесь вот так. Чуть-чуть, кА тогда, когда я начала работу, — попросила Елена. И продолжила развлекать меня, чтобы я стояла смирно, как ее друг только что развлекал девочку. Только это были уже картинки из истории, а не мультфильмы с ноутбука. — В Россию силуэт пришел из Франции в середине XVIII века, и этим событием мы обязаны художнику Ф. Сидо, который специально был приглашен для портретирования Екатерины II и ее приближенных. Большое количество портретов выполнил Иоган Антинг, сочетавший мастерство превосходного силуэтиста с карьерой адъютанта и биографа фельдмаршала А. В. Суворова. Усилиями этих художников был создан блестящий памятник силуэтного искусства — альбом «Двор императрицы Екатерины II» (1799). Силуэт сразу стал фактом дворянской культуры. Искусству силуэта обучали в пансионах. Одиночные и групповые силуэтные портреты украшали стены покоев в богатых дворцах и жилищах средней руки, ими были заполнены дамские альбомы.
— А можно ли мне потом после вашей работы оставить несколько снимков, на память для нашего сайта?
— Конечно!
— Я не встречала в мире ничего чудеснее вашей вырезки! Потрясающее сходство! – удивилась я.
— Спасибо. Все готово, — ответила Елена. – Осталось ресничку приклеить. Пару секунд. Но вы меня переоцениваете. Лучшим мастером силуэта начала XIX века был граф Федор Толстой. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо передают увлечения общества пушкинского времени. Вторая половина XIX века не оставила сколько-нибудь заметного следа в истории русского силуэта. Счастливое исключение — это иллюстрации Е. Бем к произведениям И. Тургенева и многочисленным книгам для детей. В XX веке наиболее частой сферой бытования силуэта была книжная графика, иллюстрации. Сообщники «Мира искусства», возвращаясь к традициям русской культуры прошлых веков, оценили прелесть силуэтных изображений: появились изумительные силуэтные иллюстрации Г. Нарбута к сказкам Г. Андерсена и басням А. Крылова. Силуэт предстает в работах Сомова, Добужинского, Александра Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева. Елизавета Кругликова, взяв однажды ножницы в руки, нашла в искусстве силуэта столько удовлетворения, что уже не расставалась с ними до конца своей жизни. Она оформила силуэтами книгу «Париж накануне войны» (1914) Ее вдохновением создана несравненная галерея силуэтных портретов известнейших писателей и художников «серебряного века» (Ахматова, Гумилев, Блок, Мандельштам, Пастернак, Эренбург и др.) К этому же времени относятся удивительные в своем совершенстве «белые силуэты» К. Воробьева, сохранившиеся в архивах художника Н. Харламова. Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. Силуэт редко появлялся на выставках, и почти не издавался. Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство с работами современных художников обнадеживает. Магия силуэта по-прежнему притягивает и профессионалов и любителей, т.к. силуэт всегда будит воображение и мысль.
— Благодарю Вас и за профиль. И за экскурсию в глубину веков. 5 минут по крайней мере не пропали даром.
— Вам спасибо, — ответила художница, беря оплату за труд, — заходите еще.
— Ну теперь, если только на ваш сайт… Удачи вам в жизни! И в творчестве!
Интервью подготовила Светлана Савицкая.
г. Сочи. 2011г.