– Сынок, к тебе Андрейка пришел, – сказала мать. – Ждет, не раздевается. Иди…

– Сейчас, – ответил Саша.

Сложив учебники и тетради, он вышел из комнаты.

– Санька, привет! – сказал Андрей. – Пошли на улицу. Снега намело – ужас! Школьный забор можно перешагнуть.

– Да ну… – протянул Саша. – Что там делать?

– Придумаем что-нибудь, – сказал Андрей. – Снег глубокий. Ходы пророем и поиграем.

– Ага, поиграем, – засомневался Саша. – Иван Семеныч поймает. Вот уж радости будет!

– Не дрейфь, Саня, – махнул рукой Андрей, – он же старый! Не успеет догнать.

– Опасно там играть, – сказал Саша, – теплица рядом с горой. Кувыркнешься – и залетишь внутрь.

– Пошли, – стал уговаривать Андрей, – ничего не случится. Мальчишки дожидаются. Собирайся…

Саша оглянулся на мать и нерешительно спросил:

– Мам, я немножко погуляю? Ребята зовут.

– Иди, но не задерживайся, – ответила она и кивнула в сторону окна. – Опять метель началась. Долго не бегайте, простудитесь.

– Хорошо, мам. – Саша оделся, и они вместе с Андреем быстро вышли на улицу. – Ух ты! Ветер с ног сбивает. И правда забор занесло. Вот так сугробы! Вон и Рыжик с Вовкой на горе толкаются. Побежали…

Проваливаясь в глубокий снег, они добрались до забора, перевалились через него и полезли по склону горы, которая находилась рядом с теплицей.

– Эй, ребята, – крикнул Саша, – как будем играть? Я с Андрейкой, а вы против нас. Согласны?

– Не-а, – шмыгнул носом худенький мальчишка, Володя. – Мы проиграем. Я буду с Андрюхой, а ты с Рыжиком!

– Ишь чего захотел! – Саша толкнул соседа. – Привык всегда за чужую спину прятаться.

– Что толкаешься? – Володя ударил в грудь Сашу. – Как дам разок, так с горы слетишь!

– Попробуй, – Саша хотел броситься вперед, но Володя сорвал с него шапку, размахнулся и забросил ее в снег, а сам отскочил в сторону, съехал с горы и рассмеялся.

– Здорово обманул тебя! Можешь искать свою тюбетейку, а я домой пошел. Вот так!

– Ну, Вовка, если поймаю, получишь. Понял?

– Ха, напугал! Я из дома не выйду, а будешь приставать, папке пожалуюсь, – ухмыляясь, сказал Володя и направился к забору.

– У-у-у, поймаю! – пробормотал Саша и, прикрывая лицо воротником, стал пробираться по снегу к теплице.

Укрываясь от ветра, он медленно брел, увязая в сугробах чуть ли не по пояс. Преодолев последние метры, схватил шапку, отряхнул и надел, чувствуя, как замерзла голова, и только собрался пойти назад, как донесся голос Андрея:

– Беги, Санька, беги! Иван Семеныч поймает…

Оглянувшись, Саша увидел, что к нему быстро приближается учитель труда, высокий хмурый старик, грозного вида которого и строгого характера ученики побаивались. Саша заметил, что ребята, перепрыгнув забор, скрылись за углом дома, и понял, что не успеет убежать за ними.

– Ах ты озорник! – учитель ухватил его крепкой рукой. – Почему балуешься возле теплицы?

– Я…. Мы…. Я к вам шел, Иван Семеныч, – растерявшись, сказал Саша.

– Зачем? – продолжая держать его, спросил учитель. – Что тебе надо?

– Я… – запнулся Саша, – спросить хотел.

– О чем?

– Можно помогать вам в теплице? – не растерялся Саша.

– Помогать? – Иван Семеныч взглянул из-под густых бровей. – Откуда такое рвение к работе?

– Мне видно, когда вы в теплице, – заторопился Саша и показал на свой дом. – Вон наше окно на втором этаже! Я уроки учу и наблюдаю, как вы что-нибудь делаете. Брат рассказывал, что у вас много интересного, цветы растут…

– Брат? Как его зовут и в каком классе учится? – спросил учитель, отпуская Сашин воротник.

Саша вздохнул с облегчением, поняв, что ругать его не будут и к директору не поведут.

– Славка Волченков. Он в восьмом «А» учится, – сказал Саша.

– Знаю, знаю. Хороший парнишка, – кивнул учитель, – трудолюбивый.

– Нас мамка всему научила…

– Правильно делает, что приучает. В жизни все пригодится. Ну, пойдем со мной. Вижу, что стоишь и мерзнешь.

Выбравшись из сугробов, они направились в теплицу.

Учитель расспрашивал его о семье, а Саша рассказывал, замечая, как внимательно слушает Иван Семеныч. Сейчас он уже не казался грозным, как раньше. Лицо, испещренное морщинами, поблекшие, но пытливые глаза, насупленные брови, большие мозолистые ладони с черной каймой ногтей на узловатых пальцах – это все придавало ему вид хмурого, недовольного человека. За разговором Саша не заметил, как они подошли ко входу в теплицу.

– Проходи, – сказал учитель, пропуская его в тамбур. – Сейчас вторую дверь открою, и спускайся по лестнице. Не поскользнись – упадешь.

Теплый влажный воздух охватил Сашу, когда он вошел внутрь. Пахнуло сырой, словно после дождя, землей, чем-то пряным, незнакомым. Не удержавшись, он громко чихнул.

– Что, – хохотнул учитель, – непривычно? Ничего, пройдет! Сейчас включу свет и покажу свое хозяйство.

Раздался щелчок, и засветились, засияли яркие лампы, заставив Сашу зажмуриться. Послышался еще один щелчок, и донеслось какое-то тихое жужжание.

Приоткрыв глаза, Саша увидел, что стоявшие в середине теплицы многоярусные металлические пирамиды медленно крутятся.

– Иван Семеныч, а зачем они вертятся? – спросил Саша.

– Затем, чтобы свет равномерно их освещал, – сказал учитель, добродушно улыбнувшись. – Тогда семена взойдут одновременно, и рассада не будет болеть, а станет крепкой, и урожай хороший соберем. Сними пальтишко, ботинки. Пусть просохнут. Вон, надень тапки и подойди погляди.

Торопливо разувшись, Саша подошел к пирамиде. Заглянул под нее, чтобы узнать, как она крутится, потрогал влажную землю, кое-где проклюнувшиеся, маленькие бледно-зеленые росточки и, обернувшись, увидел на длинных стеллажах, что стояли вдоль стены, большие красивые розы. Невольно посмотрел на окно, за которым бесновалась метель, и снова перевел взгляд на цветы.

– Ух ты, красотища! – сказал он, кивнув в сторону улицы. – Даже не верится. Там зима, а здесь как в лето попал. Здорово!

– Поэтому и гоняю ребятишек-озорников, чтобы случайно стекло не разбили, – сказал учитель. – Тогда все может погибнуть. Видишь, везде висят термометры? Для того чтобы в теплице была постоянно одинаковая температура. У меня и помидоры с огурцами растут, и всякие растения экзотические. Пошли, покажу…

Саша рассматривал многочисленные стеллажи: на одних только всходила рассада, на других набирала цвет, на третьих были созревшие помидоры и огурцы. И повсюду висели таблички с названиями сортов. Он хмыкнул и ткнул в одну из них:

– Зачем они нужны? Помидор он и есть помидор.

– Не скажи, – ответил Иван Семеныч. – У каждого сорта свой вкус, запах. Одни для еды, другие для солений и салатов. А теперь взгляни на это…

Саша повернулся и непроизвольно присвистнул. Между пирамидами, упираясь в стеклянную крышу, росло что-то непонятное с огромными листьями, под которыми можно было спрятаться.

– Что за дерево? – спросил Саша, разглядывая толстый ствол.

– Ошибаешься, – рассмеялся учитель, – это трава.

– Брешете, – недоверчиво сказал Саша и быстро поправился: – Извините, обманываете.

– Почему? – расхохотался учитель, глядя на смущенного Сашу. – Мне присылают семена со всех концов нашей страны и даже из-за границы. Они дороже золота…

– Правда? – перебил Саша. – А можно посмотреть?

– Ну ладно, – сказал учитель, – покажу свой клад.

Он протиснулся между стеллажами, подошел к массивному сейфу и со скрипом отворил дверцу.

Саша заглянул внутрь, где лежали на полках стопки пакетиков с надписями. Взял один, раскрыл, высыпал на ладошку с десяток семян. Спросил:

– Золото? Ха! – махнул рукой. – Такими бабульки торгуют. Сам видел. Меня не обманешь!

– Ну, Фома неверующий! – кашляя, засмеялся учитель. – Не каждый в них разбирается. У меня мыслишка в голове давно крутится. Потом скажу, а сейчас еще покажу, что задумал. Может, что-нибудь посоветуешь, одному тяжеловато с хозяйством справляться.

Они направились в дальний конец теплицы.

Иван Семенович рассказывал о растениях, овощах, фруктах, каких-то травах с незнакомыми интересными названиями.

Саша увлеченно его слушал, изредка задавая вопросы, на которые учитель старался подробно и доходчиво ответить. Вдруг Саша наткнулся на руку Ивана Семеныча, стоявшего на краю котлована.

– Все, пришли, – сказал учитель. – Знаешь, что я хочу тут сделать?

– Не-а…

– Большущий аквариум с редкими рыбами.

Посмотрев вниз, Саша перевел взгляд на учителя.

– Аквариумы же стеклянные, с подсветкой, как у нас был, а тут словно в погребе. Кто увидит ваших рыб? Им воздух нужен, вода свежая, а как здесь менять? Ведрами таскать, да? – он звонко рассмеялся. – Нет, не получится.

– Я все продумал, – сказал учитель и ткнул узловатым пальцем в сторону. – Там будет слив, тут я сделаю в стенах отверстия для подводки свежей воды и поставлю насосы, чтобы воздух закачивали. Понял?

– А подсветку? – хитро сощурился Саша.

Иван Семеныч взглянул на яркие лампы, опять посмотрел в котлован и вздохнул:

– Да, это я упустил. Размечтался, а главное забыл. Что посоветуешь, Саша?

Саша, гордый, что к нему обратился самый строгий учитель, присел на корточки и стал рассматривать будущий аквариум, не замечая, как добродушно улыбается стоящий позади Иван Семенович.

– А если стенки сделать из стеклянных кирпичей, какие мы видели на стекольном заводе, когда были на экскурсии? – сказал Саша. – Они же свет пропускают. А сзади них поставить лампы. Нормально?

– Молодец, – похвалил учитель, – а я не сообразил. Вот голова садовая!

Невольно оглянувшись, Саша пожалел, что рядом с ним нет друзей, которые услышали бы, что сказал Иван Семенович.

– А-а-а, ерунда! – махнул он рукой. – Можно много придумать, если тут заниматься.

– Вот-вот, – подхватил учитель, – я и хотел узнать, будут ли ребята ходить, если создам кружки.

– Конечно! – сказал Саша. – Что за кружки будут?

– Разные: овощеводческий, цветоводческий, по рыбоводству, птиц разведу в вольерах, дендрологический…

– Какой? – не понял Саша. – Дрынь… дринь…

– Дендрологический, – повторил Иван Семеныч.

– Что в нем делать? – заинтригованный названием, спросил Саша.

– Как бы тебе объяснить… – сказал учитель. – Школьный сад хорошо знаешь?

– Еще бы! Каждый год в нем отработка идет, а что?

– Мечта есть у меня. К деревьям привить разные сорта не только яблок, но и груш. Представь себе – стоит яблоня, а на ней растут и ранетки, и белый налив, и башкирская красавица, и груши.

– Здорово! – воскликнул Саша. – Я бы пошел в этот кружок.

– Вот и приходи с ребятами, – сказал учитель. – Лучше полезным делом заниматься, чем без пользы шляться по улице и хулиганить. Буду вас ждать…

Долго еще рассказывал Иван Семеныч о своей работе, планах, мечтах. Потом взглянул на окно, где уже начало темнеть, и спохватился.

– Эх, заговорил тебя! Беги, одевайся. Дома, наверное, потеряли. Я сейчас подойду.

Саша надел пальто, обувь, сдвинул на затылок шапку и увидел, что к нему подошел учитель со свертком в руках.

– Держи, Сашок, – сказал он. – Маме передай. Там огурцы и помидоры. Ну, беги. Завтра жду…

Попрощавшись, Саша выскочил на улицу, повторяя про себя название кружка. Пробежал по дорожке. Перевалился через забор. Направился к подъезду и, распахнув дверь, столкнулся с ребятами.

– Что, Санька, попало от директора? – загомонили они. – Мамку вызовут, да? Оштрафуют, наверное…

– Подождите, я сейчас вернусь, – улыбаясь, сказал Саша и побежал по лестнице. – Не уходите! Такое расскажу, что упадете.

Открыв дверь в квартиру, Саша крикнул:

– Мам, мам, иди сюда! Держи…

– Что здесь? – спросила мать, забирая сверток.

– Вари картошку. Там помидорки с огурцами. Я был у Ивана Семеныча. Он гостинец передал. Сделай салат, хорошо? Завтра начинаю в кружке заниматься.

– В каком?

И в этот момент Саша понял, что не запомнил название. Задумавшись, он нерешительно произнес:

– Дрынь… Дринь… мам, забыл! Ну, где на одном дереве растут яблоки и груши, так говорил учитель. Потом вспомню, а сейчас я к мальчишкам сбегаю. Им расскажу, что Иван Семеныч будет нас ждать. Ладно, мам? – и выскочил, захлопнув дверь…

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Join the discussion Один отзыв

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.