Эпитафия любимому другу

По колено в снегу на санях

Гроб с цветами везли мы к могиле.

Гвозди звонко вбивали… в меня.

Душу в тысячи льдин раздробили.

Заморозили сердце мое

В жгут скрутили галактики млечность.

Как сознание в бытие

Перешло наше сущее в вечность.

И смятение снов из зеркал

Запалило  пред образом свечку.

Предсказуемый смерти оскал

Не оставил нам шанс на осечку.

Амальгамы тончайшей слои

Разделили проем круговерти.

Четверть жизни мы были на «ВЫ»

Мы остались на «ВЫ» после смерти.

ВЫ за это простите меня.

Ангел мой, я была недостойна

Вашей щедрости, света, огня.

Вы ушли. Я осталась. Мне больно.

Светлана Савицкая

На 40 дней после смерти Александра Петрова

15 февраля 2012 г.

6 января в Високосный 2012 год, год Черного дракона после тяжелой продолжительной  болезни скончался самый надежный товарищ команды организаторов Международного конкурса Национальная литературная премия Золотое Перо Руси Александр Петрович Петров.

15 лет мы знали его, как человека высокоинтеллигентного. Доброго. Отзывчивого. Находчивого изобретателя. Высочайший тонкий ум Александра Петровича снискал любовь и уважение в коллективе НИИ, где он работал много лет научным сотрудником, продолжая радовать друзей и соратников и после пенсии и после получения инвалидности. Один день его работы подчас экономил месяцы кропотливого труда целого коллектива. С детства его увлечением являлись искрометные образные стихи, поздравления по случаю праздников и дней именин. Ни одно торжество не обходилось без него.

Александр Петрович принимал самое непосредственное участие в жизни Отечества. Ночами дежурил возле Белого Дома в события Перестройки. Явился одним из самых действенных членов Русского Национального собора в 1997 году. При его непосредственном и активном участии многие храмы, разрушенные временем, были восстановлены. С командой энтузиастов по выходным дням в свободное от работы время выезжал он растаскивать завалы, таскал на носилках кирпичи, выискивал средства для реставрации художественных ценностей. Буквально из небытия благодаря его горячему сердцу были подняты десятки христианских храмов.

В поэтическом клубе «Русь», где он являлся душою коллектива, ни она встреча не проходила без его стихов и песен. Тонкий юмор вызывал гораздо более сильную реакцию, чем политические лозунги политиков. Стихотворение «Красть или не красть» обошлось ему однажды очень дорого.

КРАСТЬ ИЛИ НЕ КРАСТЬ?

В момент сей переломный, исторический
Властям бы впору Гамлета позвать —
Они вопрос решают  риторический:
Украсть, похитить или своровать?

Уж край родной весь гол, как бритвой выбрит,
Но голову себе ломает власть:
Приделать ноги, слямзить или стибрить?
Похитить, своровать или украсть?

Народ! Довольно с Думой думать думу!
Давно уже пора понять, в чём суть,
Собрать ворьё всё вместе и без шума
Счесть рёбра, отдубасить или вздуть.

Острые политические и сатирические стихи, потрясшие времена перемен, не нравились определенным кругам. На Александра Петровича было совершено покушение. Причем, его избили, даже не забрав денег, нанеся тяжелые увечья головы.

Судьба и далее не была к нему благосклонна. Однажды  случился пожар в соседнем доме. И наш герой бросился его тушить. Горело старое кресло. Ядовитый газ поролона отравил   легкие. До конца жизни Александр Петрович кашлял и страдал из-за этого случая своего благородного порыва.

Через несколько лет случился у него первый инфаркт, потом второй.

Мы ездили в больницу его навещать. Но всегда и в любой ситуации, он был бодр духом, подсмеивался над собою и никогда не жаловался на свои недуги.

По возвращению из больницы быстро вставал в строй.

Вот одно из его шутливых восприятий своих приключений в больнице:

О Мгновениях

Медперсоналу урологического отделения

ЦПБ города Балашихи посвящается

Я помню жуткие мгновенья –
Ужасно ныл мой левый бок.
Я, поступив в Ур-отделенье,
Хотел взбежать на потолок.

Но здесь не цирк! Но здесь больница!
Трюк здесь не к месту – вот в чём соль!
И вы уколом в ягодицу
Мне сильно облегчили боль.

Светило в небесах погасло.
В палату к  нам она вошла.
Бутыль касторового масла
В прелестных ручках принесла.

Хоть странным было угощенье,
Но даме можно ль отказать?!
Пришлось глотнуть в одно мгновенье
И даже ложку облизать.

Туманны дальше впечатленья –
Желудок то рычал, то пел…
Мне оставалось лишь мгновенье,
Лишь только миг. Но я успел!

И вот, пришло выздоровленье.
Киплю здоровьем, как котёл.
Но буду помнить те мгновенья,
Что в Урологии провёл.

Он помогал не только в организации конкурса Золотое Перо Руси, создавая программы на сайтах, его сопровождающих. Он всячески заботился о работе компьютеров всех членов команды.

После работы посещал друзей, ремонтировал технику, лечил от вирусов и от плохого настроения.

Многие годы его лечебная сатира позволяла привлекать читателей газет, таких как «Факт», «Реут» и «Молодежь Московии»  пародиями на глупости современных песен. Их вышло бесчисленное количество.

Приведу одну из них на известную группу «Корни».

А где-то лондонский дождь

До боли, до крика.

Поздравляю тебя.

И на каждой открытке

Я с любовью пишу:

«С днем рождения, Вика!»

Пародия А. Петрова

Дождь тебя поздравляет до боли, до крика.

Я открыток купил целых восемь кило,

И на каждой пишу: «С днем рождения, Вика!»

От такого писания пальцы свело.

Что означало слово «пародия» во времена зарождения русской литературы? Пародировать – означало именно продолжать сюжет на свой лад. Да-да. Не удивляйтесь. Многосерийные телесериалы – своеобразные пародии. Мыльные пародии. Комиксы – тоже пародии, только рисованные. Но ведь были же и другие!

Современным ярким представителем такой пародии является Александр Петров. Поразительным являлось то, что он помнил свои стихи и даже довольно объемные по размеру поэмы наизусть!

Однажды к апрельской юморине он написал поэму «О царь бабенке и двух коньках горбунках». Веселая. Задиристая. С легким изящным флиртом, — она покорила сердца сразу всех. Это был успех. Сколько бы раз он не читал ее на поэтических вечерах – держались за животы все! Тем более что действующие герои были взяты прямо из жизни.

Надо добавить, что от «Конька Горбунка» Петра Ершова там сознательно заимствован размер стиха и, собственно, название. Ну и, некоторые ссылки, как например эта:

«Но Ивану легче было, в Горбунке его вся сила,

а у этих сундуков нет в помине Горбунков.

Правду вам сказать, ребята сами чуточку горбаты.

Но на то свои причины – бес в ребре согнул им спины!»

Следующий шедевр не заставил себя долго ждать. И вот к следующему апрелю родилось «Сказание о реутовском попоище».

«Меж Реутовым и Балашихой, меж Бладимиркой и Носовихой,

По весне неизвестно откуда появилось в лесу Чудо-Юдо»,- начинается поэма, чем привязывает к конкретному месту с названиями проспектов. Но это уже не легкая веселость. В новой работе проглядывает сатира.

«Собралися в Реутове люди, покалякать о Чуде-Юде,

Шлют с поклоном послов к МЧС-су, чтоб прогнал Чудо-Юдо из лесу».

И дальше вроде бы совершенно безобидные фразы придают поэме смелый политический окрас:

«МЧС делегацию эту шойгонул от свово кабинету:

«Брысь отседова прочь, юдофобы, и ноги вашей не было чтобы!

Ишь что выдумали супостаты, Чудо – Юдо им виновато!

Нынче все же не старые годы, есть у Юды правы и свободы.

И закон об охране природы!»

Поэма «О Реутовском попоище» вызвало долгие дебаты. Дальше была большая поэма «Кому на Руси плохо жить» на манер Николая Некрасова.

Нет. Это снова было не подражание. А лишь использование размера стихосложения. Причем очень грамотное. Литературно выверенное. Очень мягкое интеллигентное. С современными словечками «Как ни на есть доподлинно, кому из населения Российской Федерации живется хуже всех»… Сюжет похож, но исполнение современное. «Роман сказал – рабочему, Демьян сказал – учителю, Лука сказал – врачу. Чеченцу черноглазому сказали всем известные борцы правозащитники Иван и Митродор. Старик Похом потужился, и молвил в землю глядючи: «Борису Березовскому, Владимиру Гусинскому и всей еврейской нации». А Пров сказал – бомжу!»

Но славу, настоящую российскую принесла Александру Петрову поэма «Людмила и Руслан?»

Казалось бы, каждый школьник пытался хоть раз пародировать Пушкина, и больше всех доставалось именно предисловию к поэме «Руслан и Людмила», к примеру:«Там царь Кащей над бомбой чахнет и ждет, когда она бабахнет». Были и более непристойные версии, и матершинные (примеры приводить не будем, сами знаете.) И резкие политические, злые, с явным недостатком литературного таланта, поэтому тут же запрещенные. Вот отрывок одной из них: «Там по цепи злаченой ходит, как в старину ученый кот. Идет направо – песнь заводит, налево, как известно, врет. Да пусть бы врал, но плоховаты пошли у витязей дела. Одни, подавшись, в демократы, разоружились догола. И Дядька тут им не указ, да тот и сам в обход законов российский золотой запас крадет для братьев Соломонов…»

Но в этом и отличие настоящей «нетленки», как назвали поэму Петрова от сиюминутной застольной оды.

И опять таки нельзя ее назвать подражанием Александру Пушкину. А, скорее доброй беседой классики и современности. Много авторских находок определило для Петрова прилагательное «искрометная поэма», и оно прочно пристало к нему. Слилось. Теперь, где бы он не появился, представляют: «Александр Петров, мастер искрометной поэзии». Именно поэзии, а не пародии, хотя именно пародия вывела его на эти рубежи.

«У лукоморья пень дубовый.

Железный штырь вколочен в пень.

Медведь на бечеве пеньковой

По кругу ходит ночь и день».

Приятно иметь дело с грамотной публикой. И никому не надо объяснять, почему остался лишь пень. И почему там оказался медведь, а не кот. И опять политика. Юмор мягкий. Глубокая сатира. Легкая ирония. Поэтические клубы Подмосковья окрестили Александра Петрова Салтыковом-Щедриным современной поэзии.

«Там лешии давно не бродят. Там лишь рекламный щит торчит…»

«Уж опустело поле брани, но брань пока еще слышна.

С экранов со страниц изданий все изливается она.»

«О голосах Немцов там тужит. Вокруг злорадно Вольфич кружит и усмехается над ним.

Но тихи там единоросы. Они решили все вопросы. Вкушают жадно славы дым.

Там Вишняков над урной чахнет.

Но русским духом там не пахнет».

Есть и много сюжетных смысловых находок, которые видны были только автору при создании этой поэмы. Так, например, жена у Путина была в то время Людмила, а у Ельцина Наина. Это обыграно весело и тонко. И грамотно. Начало. Заседание Путина. Вдруг вихрь. И Путин пропадает. Его ищут всю поэму. В конце он появляется. И смысл пародии заключен в самых последних строчках: «А я когда бы точно знал, и то сказать бы не решился, откуда Путин появился».

После «Людмилы» Александр Петров пишет еще одну небольшую забавную сказку «Срочный шабаш» о том, как ведьма застряла в трубе. И собрались все известные отрицательные персонажи сказок: «Чтоб помочь почетной даме, не теряя время зря,

Открывают срочный саммит (Шабаш, проще говоря)».

Спорят упыри и вурдалаки, в их речах очень явно узнаются наши политические деятели по жаргонным словечкам-паразитам. Забавная штучка.

Собрав все эти произведения, Александр Петрович издал книгу под общим названием «Поэмы на веселенькую тему». И небольшая эта книжица наделала огромный переполох, потому что попала в Государственную думу и читалась там то с восторгом, то с отвращением: в зависимости от читателя. Одни смеялись, как и мы, простые люди. Другие подвергли резкой критике, трясли тонкую книжицу, как будто хотели вытрясти из нее все мудрые мысли, но это у них не получалось. И гневные отзывы громким криком обрушивались, в том чисел и на меня, как на редактора «ММ», который посмел печатать «эту гадость»! Буря! Просто буря негодования! «Пушкина нельзя перевирать» — доказывали мне, «Он непререкаем и неприкосновенен!» Но, скорее всего, люди просто не вникли в главную суть, потому что, как и в предыдущих поэмах, от Пушкина осталось только название, размер стиха и намеки на сюжетную линию. То есть по определению, произведение такого уровня есть классическая русская пародия в духе старых традиций.

Вскоре автор порадовал  новинкой. Первое авторское чтение сказки «Золотой петушок-2» состоялось в Музее Сказки. И снова удивление. Прежде чем прочесть свою версию, как всегда на память, Александр Петров декламирует блестяще наизусть и самого Александра Пушкина. Полную версию сказки о Золотом петушке. Чем вызывает одобрительные многочисленные кивания своих преданных адептов.

Что можно сказать от себя. Да, действительно Пушкин закончил своего «Петушка» в очень странном месте. Оставив государство без наследника. В такие моменты начинается смутное время. Эту сюжетную нить Александр Петров пытается распутать. Когда петушка ловят и хотят изжарить, читатель уже улыбается, потому что догадывается о продолжении. Во-первых, золото не горит. Во-вторых, куда может клюнуть жареный петух… Много и других улыбок вызовет у вас это произведение.

Мы, его друзья, наверное, были плохими друзьями, на самом деле. Александр Петрович никогда не заговаривал о своих личных проблемах, о семье, о быте, о здоровье. Тем для разговоров и так было предостаточно – сайт, переписка с авторами, дебаты на литературных порталах, работы в жюри конкурса, сбои сервера, заведение нового аккуанта и т. д.

Его последняя смс «С крыльями любви все в порядке, здоровье не очень». Врачи выявили  у него «мерцательную аритмию», он шутил, что «мерцает только в одну сторону, в сторону Новокосино».

Тема эта между нами была запрещена, но он время от времени  косвенно возвращался к ней. Его любовная лирика поражает глубиной и нежностью чувства. Однажды я забыла свои перчатки в его палате. Два часа обратной дороги домой по морозной Москве показались мне просто адом. На самом деле я жуткая мерзлячка и руки держу всегда в тепле. В это время Петров послал мне электронное письмо:

ПЕРЧАТКИ

Александр Петров

Свои перчатки ты забыла
Нечаянно в моей палате.
Признаться должен, это было
Для моего леченья кстати

Я сердце радостно тревожу
И восхищеньем беспокою,
Когда тихонько глажу кожу
Согретую твоей рукою.

Пусть нереальны все мечтанья,
Но с явью связи не теряют –
Перчатки ручек очертанья
С большим усердьем повторяют.

Не давит сердце боль тупая.
Мечты несбыточны, но сладки,
И я спокойно засыпаю –
Мне греют грудь твои перчатки.

Активно помогая оргкомитету, Александр Петрович продолжал ездить на основную работу. Но и не забывал поэтические клубы. Сначала клуб «Русь» в Балашихе, потом «Либра» в Реутове, затем снова балашихинские поэтические собрания и клубы. Среди оргкомитета ЗПР он был самым надежным. Самым добрым и отзывчивым. ПРИнимал активное участие во всех награждениях всех церемоний и мероприятий. Спонсировал со скудной пенсии номинацию Юмор, всегда выдумывая что-то необыкновенное!

Его подарки нам, членам ЗПР отличались редкостной выдумкой и оригинальностью. Например, всем победителям однажды он вручил очки, глядя в которые вперед видно все, что творится за спиной.

Он мог привезти подключить винный фонтан. Или подарить живую жемчужную раковину, чтобы я сама достала жемчужину.  В поэтических клубах маленьких городков он за свои средства и в свое время набирал на компьютере стихи пенсионеров. Издавал и печатал небольшие поэтические сборники поэтам. Для них это было чрезвычайно важно!

Мягко журил их за «аритмию в стихе» и вместе с ними проходил уроки мастерства над словом. Он трепетно относился к литературе, ни себе ни другим не позволял делать ошибок.

Мое утро начиналось обычно со слов на его знакомый звонок:

— Добрый день, Александр Петрович!

— А, Добрый! – отвечал он с улыбкой.

И я чувствовала ее.

НА литературных чтениях Александр Петрович никогда не выпячивал свою персону и не старался затмевать других, позволял высказаться всем и лишь в конце показывал своеобразный мастер-класс. Как он это делал? Он мог с легкостью читать стихи Лермонтова, Пушкина, Ершова, и особенно любимого своего земляка Кольцова. Он умел смаковать каждое слово стиха, восхищаясь переливом и «звенящими строками».

А еще он больше всех нас вместе взятых любил Россию. И не боялся говорить об этом.

РУССКАЯ ГОРДОСТЬ

Александр Петров

Грани стирая меж злом и добром,
Лживых газет заголовки мелькают.
Бойкие мальчики с резвым пером
Гордостью русской нас вновь попрекают.

Толи у страха глаза велики,
Иль озлоблением мысль заменили —
С чьей-то нелегкой, нечистой руки
Русскую гордость с фашизмом сравнили.

Видно и вправду страшна вам она,
Коль вас кривит, как пред горькою чашей,
Коль вас лишают покоя и сна
Капли последние гордости нашей.

Полно вам попусту страх нагонять.
Вашим стараньям наивный лишь верит.
Русскую гордость не может понять
Тот, кто гордыней своей её мерит.

Русская гордость — не поднятый нос,
Русская гордость — не чванство пустое.
Острый, болезненный русский вопрос
Русское сердце лишает покоя.

Этот вопрос я себе задаю.
Этот вопрос моё сердце тревожит.
Жжёт меня боль за Отчизну мою.
В час испытания кто ей поможет?

Словно на ране горячая соль
Душу сомнения червь разъедает.
Русский вопрос — наша общая боль —
Он ли в вас зависть и злобу рождает?

Русская гордость смиренью сродни.
С пышной гордыней в ней общего мало.
Не потому ли в тяжёлые дни
Русским сплотиться она помогала?

В тяжкое время насилья и зла,
Междоусобий разрушив препоны,
Русская гордость дружины свела
В месте слиянья Непрядвы и Дона.

Русская гордость — надёжный наш щит.
Гордостью русской крепка наша воля.
И не она ли костями лежит
Среди цветов Куликовского Поля?

В дни, когда шляхта в наш дом заползла,
Гостью незваную выгнав с позором,
Русская гордость закончить смогла
Время то смутное Земским Собором.

Через два века, храня свою честь,
Силою русской и Божьей подмогой
Русская гордость французскую спесь
Выгнала Старой Смоленской дорогой.

В горькие годы Великой войны
Средь небывалых тяжёлых лишений
Гордостью русской Отчизны сыны
Дух укрепляли для ратных свершений.

Каждый из дней этих пусть будет свят
В памяти каждого русского сына.
Русская гордость героев солдат
От Сталинграда вела до Берлина.

Русскою кровью от тяжких оков
Русская гордость народы спасала.
Кто же теперь её хаять готов?
Чем она вдруг и кому помешала?

Дети Востока, Кавказа сыны,
Гнули ль мы вас? Перед вами кичились?
С каждым народом великой страны
Щедро мы гордостью русской делились.

Так отчего же безумная рать,
С целью преступной, корыстной и узкой,
С диким упорством дерзает марать
Память о святости гордости русской?

Или и впрямь в наши трудные дни
Русская гордость в сердцах увядает?
Друг мой, собрат мой, очнись и взгляни —
— В мраке забвенья Россия страдает!

Родина, сладким речам вопреки,
Снова опутана злыми врагами.
Русской землёй овладев, чужаки
Русскую гордость пинают ногами.

Вижу опасность у наших дверей,
И не стихает, и не убывает,
Глубже становится боль и острей –

– Русская гордость мне грудь разрывает.

После его горячих выступлений он заставлял затихать залы, а потом взрывать аплодисментами. Александр Петров был не раз отмечен Союзом писателей России. Носитель знака Золотое Перо Руси, ордена им. В.В. Маяковского, медали «Звездная строфа», медали «Патриот России», ордена «Трудовая доблесть России», медаль «Литературный олимп», литературная премия им. Грибоедова, медаль им. Жукова, и одна из последних наград «Умная сова» от знатоков игры «Что? Где? Когда?» в 2011 году за статью о простейших числах. Похоже, он совершил еще и открытие в математике.

И, если я обычно придерживалась четкой линии, выраженной в одной фразе «Делайте поступки, Господа!», старалась жить и вести работу вне партий и вне политики, то Александр Петрович до конца дней, в противовес мне, активно реагировал на все предвыборные движения и выверты чиновников. Вот фрагмент его последнего стихотворения, присланного по электронке перед Новым 2012  годом:

«…Выполняя Ельцина заветы

Разломали всё и растащили.

И торчат лишь суверенитеты,

Где заводы, сёла, пашни были.

Вы людей дурачите в надежде,

Что народ не разглядит обмана.

Он поверить может вам, но прежде

Выньте руку из его кармана!

Ветер с Запада вам в уши дует,

Что народ, ярмо надев на выю,

Под гипнозом слов проголосует

Снова за «Единую Россию».

1 января ему стало плохо. Увезли в Балашихинскую ЦРБ. К его букету страданий прибавились метастазы в почки и печень. Сделали операцию, после которой он почувствовал себя хорошо. 6 числа Александр Петрович расстался с жизнью.

9 января, не смотря на лютый холод и сбивающую с ног метель, поэты и писатели, заведующие библиотек, друзья и родственники собрались у морга прощаться с телом.

Говорили добрые слова сослуживцы, бок о бок с которыми он проработал более 40 лет жизни. Благодарили поэты за доброту. Благодарили родственники. Благодарили. Благодарили. Благодарили. Благодарили…

А на поимнках улыбались, когда читали «поэмы на веселенькую тему».

Есть русская пословица «Замкни уста о чуде!» Но нам, членам оргкомитета трудно сдерживать слова благодарности и искреннего уважения к этому на самом деле уникальному чуду. 15 лет среди нас жил ангел.

Самое невероятное, он и сейчас остался в наших рядах.

Каждое утро я говорю ему, глядя на его забавный портрет на обложке книги:

— Добрый день, Александр Петрович!

— А добрый, — отвечает он мне!

Не верите? А я верю. Поэтому его крылья несут навстречу новой сказке.

На портале www.perorusi.ru в рубрике «Сайты писателей» Светлой Памяти о Светлой Душе в скором времени будет открыт сайт, на котором будут выложены все материалы, отреставрированные, отсканированные, стихи, поэмы, выступления, отснятые в аудио и видео форматах, фотоматериалы, на которых сохранена живая душа одного из наших самых любимейших поэтов и Людей с большой буквы.

На 40 дней после смерти Александра Петрова

с низким поклоном за все добро, которое он сотворил для Отечества

и для каждого из нас,

от имени и по поручению оргкомитета Международного конкурса Национальная литературная премия Золотое Перо Руси

писатель Светлана Савицкая

15 февраля 2012 г.

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Join the discussion 2 комментария

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.