Первое знакомство с лошадьми произошло у Михаила в детстве.

Он с доброй улыбкой часто вспоминает, как его, коренного москвича каждое лето месяца на два или два с половиной «забрасывали» в дальнее Подмосковье в деревню к знакомым.

Немцев тогда только отогнали от Москвы. Разруха. Голод. Деревня  Дубровка, не доезжая до Малого Ярославца, в нескольких километрах от Обнинска – другое дело! Сказочные красивейшие места!

Михаил с радостью осваивает всю деревенскую работу – ухаживает за скотиной, косит по росе, добывает в лесу грибы и ягоды, а в Протве рыбу.

Там, будучи мальцом, впервые сел на лошадь. Табун в Дубровке был небольшой. Но не раз Михаил ходил с пастухами в ночное. Ездил ахлюпкой без седла с уздечкой и держался за гриву. Это сложно, особенно, когда лошадь встает свечкой и надо удержаться на хребте.

Михаил Иванович твердо убежден, что кони до сих пор нужны. Еще не известно что дальше будет, а этот надежный, верный и очень полезный друг всегда выручит, «в отличие от политиков, конь ничего не говорит, а делает».

Коней надо беречь.

Любовь к лошадям проявилась и в дальнейшей жизни и не раз умение обращаться с ними выручало на съемках.

В 1957 году Михаил Ножкин сыграл в киноленте «Метелица» белогвардейского офицера. Его и его коня нарядили по полной офицерской выкладке. Съемки проходили в Сокольниках в специальном конном парке. Теперь там Конный двор «Яуза». Конь оказался норовистый. Работа проходила без дублера.

На полном скаку конь однажды остановился перед ручьем, как вкопанный. И наш «белогвардейский офицер» Ножкин вылетел из седла. Перелетел через ручей. А вредина конь остался на этом берегу. К удивлению съемочной группы, Михаил Ножкин не пострадал. Во время сумел сгруппироваться, как в детстве. Кто-то из местных сделал снимок его на том норовистом коне. Смотрит на него Михаил Иванович, улыбается. Ну надо же! Вылитый Рощин! Хотя прошло от съемок до съемок без малого двадцать лет!

Тепло ему от воспоминаний. Любовью полнится душа. С детства разливается она только от одной мысли о лошадях.

Потом был «Петр первый», потом «Хождение по мукам» и штыковые атаки. И Михаил сам скакал в конные атаки. И снова ему достается норовистая лошадь. По кличке «Пресса». Вот уж действительно «Пресса». Ни секунды не постоит. Так под тобой и «играет».  А надо же не только в седле удержаться. Но и шашкой махать. И орать во все горло, на что животное реагирует неоднозначно! А шашка настоящая, отнюдь не легкая! И лошадь, не кляча какая-нибудь, а самая что ни на есть боевая. К тому же не знакомая. Привыкшая к другому хозяину. Разворачивать ее оказалось очень сложно. Но и налетать на камеры и софиты нельзя. Тем более на массовку! Один раз «Пресса» все таки его с себя сбросила. Но тоже обошлось. Нормально все. Без дублера всегда. Так детская сноровка помогала в творческой жизни.

А самое интересное происходило в «Петре первом».

Ножкин отказывался от съемок. Главная роль. Голицын.

— Сниматься не буду. Делать там нечего, — заявил он режиссеру. – В сценарии такой мизер, что даже не интересно.

Режиссер убедительно попросил прочесть сценарий второй раз.

— Нет, спасибо, но не буду, — снова отказался Михаил.

— Но ты подумай! Это же главная роль! Петр первый. И ты!

— Роль главная, а сцен мало, — снова отказался Михаил.

— Читай в третий раз!

И Михаил Ножкин в третий раз отказался.

— Ты понимаешь, кто такой Голицын? – обиделся режиссер. — Он же шафером был у Петра! Историей занимаешься, а не понимаешь! Войском командовал! Куда выше то?

Но Михаил по прежнему отказывался.

— Ты ж меня позоришь, все рвутся сниматься у меня, а ты отказываешься! Что ж ты со мной делаешь? – обиделся старый друг.

— Да я г готов пол подметать на съемках, только не огорчать вас! Ну хорошо, — согласился Михаил, — Буду сниматься, но дадите поскакать на коне?

— Конечно дадим! И не на каком нибудь! А на самом что ни на есть царском! Только соглашайся.

На том и порешили.

И вот день съемок.

— Я приезжаю в Судаль и подводят коня, — вспоминает Михаил Ножкин, — Аж дух перехватило. Такого огромного коня я никогда не видел! Думаю, как же я на него забираться буду? Прыгучесть у меня хорошая, влез я на эту зверюгу ловко. Но другие это могли делать только с табуретки!

Дальше случились небольшие проблемы. С горы Голицын скачет. Ножкин без дублера на коне громадине. Его должен встречать Петр Первый. Но артист, который его играл, как видит, что на него эдакий конь мчится, психологически не выдерживает и отскакивает в сторону. А надо, чтобы конь остановился пред царем и все тут! Снимали много раз. Осталось качественными лишь два дубля.

Роль в «Петре» хоть и небольшая, но важная. Тут историческая достоверность – главная цель. Для этого, раз ты мужик, а не размазня, изображая лихого наездника! В левой – держи узду. А правая должна быть свободной. У Михаила Ивановича левая рука до крови была рассажена, он еле сдерживал эту двухметровую зверюгу! Гордый красавец потихоньку привыкал в новому хозяину и постепенно понимал, что от него требуется.

Так что у Народного артиста Михаила Ивановича Ножкина давнее уважение к лошадям. Искренне считает он, что  это особенные друзья людского племени, которые его бесконечно выручали!

Светлана Савицкая

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter

Оставить отзыв

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.