Пикируя символичность сюжетов и характеров, поэзия утрирует «чувство жизни», наука «чувство реальности», театр «чувство гармонии», кинематограф и интернет чувство несуществующего «Virtual».

Но Homo Simbolicum нашего тысячелетия, прожив и перечувствовав все виды воздействия на свое ненасытное эстетическое Эго, нет-нет, да и обращает взор к легендарной цыганской ментальности, как к до конца неизученной тайне. Дает поймать себя в метро. Из любопытства «разрешает» облапошить колдуньюшками в ярких цветастых юбках с детишками наперевес. И мало ему низшего воздействия. Тянет всех утонуть в бархате кресел. К рампам, где стонут гитары. Где сердце заноет-задребежжит болезненно и обиженно-одиноко. Где вынет душу окрыляющее существо без фонограммы, без микрофона вербальными сигналами ярко-алого нестабильного сплетения дощатой сцены и феерии танца — словом, движением, гипнозом красного в красном, проникающее до мельчайших атомов души и мозга энергетикой, вынет сердце, спустит проржавевшую плотину слёз. Обнимет теплотой небывалой, потому что поймет, потому что простит, потому что вылечит загадочной «цыганотерапией».

Культура государства Российского подобна некому дому, где множество разных культур стенами поддерживают пирамиду крыши. Убери, к примеру, романсеро «русских» цыган, станет как-то холодно-снежно и неуютно всем.

Народная артистка России ( звание присвоено в 1999 г.) Катерина Андреевна Жемчужная принадлежит к элитарной цыганской династии. Но и ее собственный вклад в цыганскую культуру, как одну из ее необходимых частей, немалый!

 

***

Образование: 5 лет театральной студии при «Ромэн», учёба в ГИТИС на факультете актёрского мастерства.

Спектакли, в которых раскрылся уникальный актерский дар: «Колдовская любовь», «Сломанный кнут», «Плясунья – дочь шатров», «Исповедь цыганской скрипки», «Четыре жениха», «Цыганские напевы», «Цыганка», «Живой труп», «Ехали цыгане», «Цвет вишни», «Олеся», «Закон предков», «Огненные кони», «Здравствуй, Пушкин!», «Любовь по-цыгански», «Мы – цыгане», «Грушенька»…

А кто не восхищался темпераментной игрой в фильмах: «Карнавал», «Вечный зов», «Табор уходит в небо», «Кармелита. Цыганская страсть», «Цыганка Аза», «Нелюдь или в раю запрещена охота», «О друзьях-товарищах», «У матросов нет вопросов», «Цыганское счастье», «Где находится нофелет?», «Запомните меня такой», «Чардаш Монти», «Очищение», «Безумная Лори», «Женская тюряга», «Орёл и решка», «Королева Марго», «Зигзаг», «Олигарх», «Смерть Таирова», «Талисман любви», «Кавказ», «Обручальное кольцо», «Вкус граната», «Жуков», «Цвет черёмухи»?!…

 

***

Ей всегда нравилась скрипка. Как оказалось, предок ее играл для самого императора. В школе красивая, как куколка, девочка охотно пела, принимала участие в художественной самодеятельности. Она откуда-то знала, что будет великой и счастливой в своем творчестве.

Однажды Катеньке приснился сон: сам Сталин дарит ей красное платье. Катя обрадовалась – теперь будет в чем выступать на школьной сцене. Проснулась и огорчилась. Платья-то нет!

Сон сбылся, потом, когда она действительно оказалась в Кремлевских палатах пред правителем России… в красном костюме «от Кардена».

Юную Катю в театр «Ромэн» пригласил Семён Баркан ещё в начале 60-х годов, увидел, идущую по лестнице, умывающуюся слезами после спектакля, пригласил на просмотр.

Смятение и восторг правили юной душой. Бросить учебу? Уйти в самый цыганский театр мира? И она забрала документы из музыкального училища им. Ипполитова-Иванова, где уже отучилась некоторое время, принесла их в студию «Ромэн», неожиданно совершив крутой поворот в судьбе.

Если рассказывать подробности жизни, их хватит не на один сериал, который получился бы круче «Кармелиты».

Попадают ли сами «гипнотизёры экрана» под воздействие собственных чар сериалов и «мыльных опер»? Оказывается – да! Катерина Андреевна с упоением рассказывает сюжет Кармелиты, и чуть не плачет оттого, как там все трагически происходит. Я улыбаюсь. Но ассоциативный ряд продолжается диалогом временных катарсисов, она скрещивает руки на груди, и буквально окунает меня с головой в энергетику собственного прошлого:

— Моя Святая Мама умирала в больнице. Она никогда не ругала меня и не била. Она сказала: «и здесь и на том свете я буду молиться — куда бы не обратилось твое лицо, встречала бы ты любовь и уважение». Это сбылось слово в слово. Давление у мамы упало. Пришли доктора, вкололи что-то. Я приподняла ее. Мы обнялись. Она легла. И умерла…

Задавив рыдания сочувствия, я воскликнула:

— Я тоже хочу так умереть!

Театр и кино не единственные «векторы приложения» таланта Екатерины Жемчужной. После окончания студии при театре «Ромэн» Катя успешно работала в ансамбле песни и пляски владимирских цыган под руководством Жемчужного Николая Михайловича. Его сын красавец с кольцами черных кудрей Георгий Жемчужный стал ее спутником жизни на 50 лет. На сцене «Ромэн». В кинематографе. В общественной жизни. Дома.

Георгий Николаевич обладает уникальными добродетелями. Прекрасно готовит. Нежно и талантливо вставляет короткие ремарки в порою эксцентричную речь Катерины Андреевны. Очень скромен. Начитан. Настоящий интеллигент. Народный артист России, профессор РАТИ, руководит телекурсом в ГИТИСе.

Дочь Ляля состоялась, как актриса в кино и в театре. Ее находят без протекции родителей и без рекомендаций чиновников. Потому что дар быть красивой в поступках и внешне достался ей от родителей. Делает успехи и внук Андрей, с отличием закончил два гуманитарных ВУЗа.

Но вернемся к теме о красном платье. Однажды Катерину Жемчужную пригласили на телевизионную передачу. Попросили надеть красное платье. Она одела. И вот вначале показывают сюжет, какую нищенскую жизнь влачат отдельные бродяжнические группы цыган в России. Красивые дети. Страдают. Кричат. Родители их испорчены наркотиками. Сильно впечатлительная Катерина Андреевна залилась слезами от ужаса увиденного. Мир сошел с ума! И душевная паника – сможет ли сожжённой траве помочь яркий горный шиповник состоявшегося таланта? Ее страдающее, сочувствующее соплеменникам сердце, разрывалось от горя. И как пример благополучия – следующий сюжет, европейские богатые цыгане, развивающие детишек, разнаряженных в бордовые бархатные юбки. Так вот зачем здесь ее красное цыганское пышное платье. Так вот зачем она сегодня здесь. Как пример для тех, кто не пошел по легкому пути.

Ее часто сравнивали с жемчужиной. И никому не приходил в голову вопрос – а легко ли ей находиться под толщей проблем, титанической ежедневной работы, всяческих бытовых и общественных трудностей раковины «Ромэн»? А, есть ли у нее деньги на красное платье? На такси? Да и вообще, на хлеб?

Многие ее героини раскидывали карты. В жизни это делать запрещалось. Не смотря на запреты, во время Великой Отечественной войны бабушка Георгия «нагадывала» счастливое возвращение с фронта для соседей. И те возвращались. И кружили на руках старушку от счастья. Спасала ли она жизни? А, может, и вправду спасала, применяя в отчаянных ситуациях древнюю магию?

Пионерка, комсомолка, красавица Катерина, боялась цыган, как огня, обходила стороной и, когда в паспорте написали национальность, устроила маме сцену. Пришлось записать русской. Так, по метрике цыганка, по паспорту русская, Екатерина Жемчужная, русскоязычная и русскоговорящая, не раз поставленная в тупик проблемами, была вынуждена инстинктивно пользоваться врожденной цыганской смекалкой. Импровизируя, смеясь, радуя зрителя, она стала любимицей России и не номинальной, а действительно народной русской или цыганской – ах, какая разница! – пела бы душа!

У нее много друзей. Всегда открыты двери. И сердце для помощи. Однажды подруга Людмила Касаткина пожаловалась, что, как ни приедет на гастроли, так цыгане обязательно подойдут, волос вырвут, кричат: «Порча! Порча!» денег требуют… Что делать? Георгий Николаевич возьми и научи: «Как цыгане приставать будут, скажи «ловэ нанэ!» Это значит, «денег нет!» и они отстанут!»

Так Касаткина и сделала, когда окружили ее вокзальные приставалы, она и крикнула: «Ловэ нанэ!» Тут расступились цыганки, а за ними дядька выходит бородатый, солидный,, наверное барон, распахивает портмоне, набитое купюрами и восклицает: «Бери сколько хочешь!»

Но я же опять о красном платье все рассказать хочу. Великую актрису мы часто и много видели на сцене и в кино. И на московских тусовках. Как-то разговорились. Она – в красном. Натуральном. Шелковом. Как он ей идет! Я не удержала восторгов.

А потом. Потом. И еще после… показала она мне фотографии в Кремле с Б.Н. Ельциным. Она в красном. Только это было уже не платье, а изысканный, по всей видимости, безумно дорогой классический костюм.

— Шикарный наряд! – как тут можно было удержаться от комплимента?

А история фото такова. В 1999 году за три дня до ухода с поста Президента пригласил г-н Ельцин Катерину Андреевну в Кремль. Вручать Звание Народной артистки России.

У любой красивой женщины перед подобной ситуацией неизбежна паника. Посетила она и нашу героиню. Зашли они с супругом в европейский магазин современной моды рядом с Елисеевским. А какие там цены, знают все!

Смотрит – то, что надо. Размер. Лекало. Покрой. И цвет – красный! Одела – как влитой. Тут на чек взглянула, и чуть не померла! Расстроилась жутко! Продавцы вокруг засуетились. Войдя в положение, предложили попользоваться на прокат. Но с условием, чтоб мадам им фотографию в том самом костюме предоставила, и чтобы рядом с гарантом.

Подмостки сцены. Музыка. Еще музыка. Много музыки. Танец. Осмысление. Режиссура. Слёзы. Радостный смех. Съемки. Гастроли. Города. Страны. Дороги. Дороги. Дороги.

Кочевая жизнь нет-нет, да и заставит заглянуть в окна иллюминаторов. А с собою всегда красное платье. Оно помогает метаморфозе цыганского искусства выражать «чувство жизни», «чувство реальности», «чувство гармонии», чувство несуществующего «Virtual». Оно на счастье.

 

Светлана Савицкая

2014

 

 

Поделиться в соцсетяхEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter